Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:58, курсовая работа
С 1970х-1980х годов Япония становится одной из ведущих экономических держав, второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает значительное влияние на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно воздействуя, таким образом, на экономику США и других стран, а так же на отношения с ними.
В 70х-80х годах ХХ века Япония стала самой конкурентоспособной страной мира. Это указало на особую форму бюрократического капитализма, которому свойственна активная роль государства в регулировании экономики. Так же это подчеркнуло особый подход к менеджменту, специалистами в котором были японские компании. Прочими критериями стали такие концепции, как высокое качество, регулярное совершенствование, пунктуальность в выполнении работы. Эта модель оказала влияние и на представления американских партнёров и конкурентов об экономической политике страны. Некоторые ее составляющие применялись даже в течение правления республиканских администраций, которым свойственна поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Предпосылки кризиса развития
2.2 Прямые и косвенные причины успеха Японии
Глава 3 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Эта «неконкурентоспособная Япония» объединяла многие отрасли, которые хронически отставали по производительности. В этой Японии было два сегмента. Один из них — это группа отраслей, в которых Япония никогда не была сильным экспортером. Сюда входили сельское хозяйство, химическая промышленность, потребительские товары в упаковке, медицинская продукция, программное обеспечение и практически вся отрасль обслуживания. Японские фирмы в этих отраслях часто были защищены торговыми барьерами и другими мерами, ограничивающими конкуренцию, что объяснилось необходимостью помочь им, пока они станут достаточно сильны, чтобы начать работать на экспорт. В реальности эти отрасли так и остались неконкурентоспособными. Многие из них все еще находятся под защитой.
Во второй неконкурентоспособный сегмент японской экономики входят внутренние отрасли, такие как розничная и оптовая торговая, транспорт и логистика, строительство, энергетика, медицинское обслуживание и пищевая индустрия. Практически все эти отрасли неэффективны, но в них создано большое число рабочих мест, и они фактически оказались аналогом системы социального обеспечения, консолидации и реструктуризации этих отраслей препятствовал целый комплекс мер японского правительства.
Одно
из следствий существования «двух
Японии» — очень высокая
Японцы
должны слишком много платить
практически за все. На еду им приходится
тратить 20% семейного дохода — в
сравнении с 12%, которые тратят на
эти цели домохозяйства в Соединенных
Штатах. Типичная японская семья может
себе позволить купить дом только один
раз, и большинству японцев удается сделать
это только после выхода на пенсию.
Таблица 1-1. Сравнительные цены ряда товаров и услуг в долларах, 1993 (среднее по OECD = 100)
Япония | США ^ | Великобритания | |
Продукты питания | 205 | 78 | 74 |
Рестораны, кафе, отели | 178 | 68 | 121 |
Бытовая техника | 171 | 81 | 101 |
Одежда и обувь | 165 | 77 | 73 |
Рента, топливо и электроэнергия | 156 | 91 | 78 |
Строительство | 155 | 84 | 74 |
Транспорт и коммуникации | 141 | 81 | 110 |
Медицина и здравоохранение | 87 | 136 | 70 |
В
результате уровень жизни японцев
был и остается более низким, чем
можно было бы предположить, рассматривая
только доход на душу населения в
этой стране. В таблице 1-2 представлены
данные об уровне ВНП на душу населения
(рассчитанном в долларах) в сравнении
с ВНП на душу населения, скорректированным
с учетом паритета покупательной способности.
Паритет покупательной способности учитывает
различия в стоимости жизни и ведения
бизнеса в данной стране. Если говорить
о реальных доходах на душу населения
(с учетом паритета покупательной способности),
то Соединенные Штаты оказываются на первом
месте, а вот место Японии существенно
ниже.
Таблица
1-2. Валовой национальный продукт
на душу населения по странам в 1998
году, не скорректированный и
Место | Страна | Не скорректированный (в долларах) | Место | Страна | Скорректированный с учетом паритета покупательной способности (в долларах) |
1 | Швейцария | 40080 | 1 | Соединенные Штаты | 29340 |
2 | Норвегия | 34330 | 2 | Сингапур | 28620 |
3 | Дания | 33 260 | 3 | Швейцария | 26620 |
4 | Япония | 32380 | 4 | Норвегия | 24290 |
5 | Сингапур | 30060Д | 5 | Канада | 24050 |
6 | Соединенные Штаты | 29340 | 6 | Дания | 23 830 |
7 | Австрия | 26850 | 7 | Бельгия | 23480 |
8 | Германия | 25 850 | 8 | Япония | 23180 |
9 | Швеция | 25620 | 9 | Австрия | 22740 |
10 | Бельгия | 25 380 | 10 | Франция | 22 320 |
11 | Франция | 24940 | 11 | Гонконг, Китай | 22000 |
12 | Нидерланды | 24760 | 12 | Нидерланды | 21 620 |
13 | Финляндия | 24110 | 13 | Германия | 20810 |
14 | Гонконг, Китай | 23 670 | 14 | Великобритания | 20640 |
15 | Великобритания | 21400 | 15 | Финляндия | 20270 |
16 | Австралия | 20300 | 16 | Италия | 20200 |
17 | Италия | 20250 | 17 | Австрия | 20130 |
18 | Канада | 20020 | 18 | Швеция | 19480 |
19 | Ирландия | 18340 | 19 | Ирландия | 18340 |
20 | Израиль | 15 940 | 20 | Израиль | 17310 |
21 | Новая Зеландия | 14700 | 21 | Испания | 16060 |
22 | Испания | 14080 | 22 | Новая Зеландия | 15 840 I |
Означает ли это, что японские потребители несут на своих плечах непомерно тяжелый груз? Влияет ли это на производительность и конкурентоспособность страны? Люди, определявшие экономическую политику Японии, предполагали, что нет. Они думали, что «две Японии» могут сосуществовать бок о бок, почти не влияя друг на друга. Считалось, что отрасли, неконкурентоспособные на международном рынке, нужно поддерживать и растить — и они добьются успеха. Что внутренние отрасли, которые, как предполагалась, мало влияют на международные отрасли, будут обеспечивать занятость. Что высокая стоимость жизни японцев оправдывается получаемыми ими экономическими и социальными льготами. К несчастью, все эти предположения оказались неверны, и последствия этих ошибочных теорий получились очень серьезными.
По указанным выше причинам внутренняя конкурентоспособность японских компаний и японской экономики в целом долгое время была ниже, чем предполагало большинство наблюдателей. Экспорт расширялся во многом благодаря низким прибылям на капитал. Неконкурентоспособные отрасли поддерживались ценой повышения стоимости жизни. Истинная производительность японской промышленности была ниже, чем могла быть.
Все эти долговременные признаки слабости японской модели экономики — дополнительное свидетельство того, что она уже практически исчерпала свои ресурсы. Задолго до того как лопнул «мыльный пузырь», рост японской экономики начал замедляться. Как показано на рисунке 1-3, реальный рост ВВП (скользящие средние за пять лет, обозначенные на рисунке жирной линией) до начала 1970-х годов был устойчивым. Потом в период с середины 1980-х до начала 1990-х годов он снизился до 3-5%. После того как «мыльный пузырь» лопнул в 1991 году, рост ВВП резко пошел на спад, хотя признаки замедления роста наблюдались и раньше.
Источник: World Development Indicators database, Word Bank, 1/7/99
Рисунок
1-3. Рост реального валового национального
продукта Японии, 1956-1998 гг.
Примечание:
реальный ВНП в ценах 1990-го года.
Данные для 1996 года — прогнозируемые Источник:
Economic Statistics Annual, 1995, Research and Statistics Department,
Bank of Japan
Доля Японии в мировом экспорте в послевоенный период устойчиво росла и достигла своего пика в 1986 году. (См. рисунок 1-4.) Но даже в отраслях, в которых Япония была конкурентоспособной исторически, таких как производство телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники, фотоаппаратов и полупроводников, ее доля в мировом экспорте начала снижаться еще в конце 1970-х годов. Хотя сама по себе доля в мировом экспорте не может служить исчерпывающей характеристикой степени конкурентоспособности национальной экономики, ее динамика дает важную информацию об устойчивости конкурентоспособности и производительности экономики данной страны.
В таблице 1-3 представлены данные об изменениях доли мирового экспорта всех товаропроизводящих отраслей японской экономики (согласно стандартной международной классификации отраслей), начиная с пика в конце 1980-х и до 1996 года. Производство текстиля и готовой одежды достигло своего пика в 1978 году или даже раньше, а большинство отраслей показало наилучшие результаты в середине или конце 1980-х годов.
Эти данные впечатляют: из 1618 японских отраслей, работающих на международном рынке, доля экспорта Японии снизилась в 1250 отраслях и выросла только в 166. Отрасли, в которых Япония утратила свои позиции, включают даже такие флагманы японской экономики, как производство копировальной техники (падение с 70,6% до 40,7%), фотоаппаратов (снижение с 72,2% до 34,8%), видеомагнитофонов (снижение с 89,5% до 25,8%) и оборудования для телефонных линий (снижение с 52,6% до 11,2%).
Отчасти это объясняется тем фактом, что японские компании перенесли производство за границу, увеличив свои прямые инвестиции в экономику других стран. Это решение до некоторой степени объяснялось желанием преодолеть торговые барьеры и коммерческими соображениями (например, приблизить производство к потребителям), однако в не меньшей степени оно отразило недостаточную производительность и конкурентоспособность производств, расположенных собственно в Японии. Многие компании, например, приняли решение перевести свои производства из Японии за границу, просто потому, что их неэффективность была слишком высока.
Отрасль
за отраслью Япония теряла свои конкурентные
преимущества. Например, японские производители
телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники
ориентировались на аналоговые технологии.
Они действительно научились выпускать
отличные образцы бытовой аудио- и видеотехники,
которая преобразовывала аналоговые волны
в звуки и образы. А вот компании США стали
пионерами цифровых технологий, которые
преобразуют аудио- и видеосигналы в последовательность
нулей и единиц, понятных компьютеру. Поскольку
японские компании все еще отстают в области
цифровых технологий, их американские
конкуренты стали опережать их не только
в области бытовой электроники, но и в
производстве фото- и видеокамер.
Рисунок 1-4. Доля Японии в мировом экспорте, 1960-1997 гг.
Примечание: доля в мировом экспорте рассчитана на основе пересчета в доллары США по ценам 1995 года для всех стран за все годы
Источник:
World Bank National Accounts, расчеты авторов
Таблица 1-3. Изменения доли различных стран в мировом экспорте после пика конца 1980-х (число отраслей, входящих в стандартную международную торговую классификацию)
Секторы отраслей | Отрасли, доля которых возрастает (>.1 пункта) | Отрасли, доля которых снижается (<-.1 пункта) | Доля не изменяется (<.1 пункта >-.1 пункта) | Без учета Японии | Всего |
Офисное оборудование | 4 | | 33 | | 1 | | 1 | 39 |
Полупроводники/ компьютеры | 0 1 | 12 I | 0 I | 0 | 12 |
Развлечения/досуг | 5 1 | 59 I | 3 | 0 | 67 I |
Транспорт | 9 | 88 | | 2 | | 2 | 101 I |
Энергетика | 2 | 37 | 0 | 0 | 39 | |
Телекоммуникации | 0 | 6 | 0 | 0 | 6 I |
Широкопрофильные компании | 10 | 130 | 1 | 0 | 141 I |
Сырье/металлургия | 40 | 149 | 27 | 10 | 226 | |
Здравоохранение | 4 | 24 | 2 | 0 | 30 |
Нефтехимия | 40 | 134 | 5 | 8 | 187 I |
Текстиль/одежда | 26 | 200 | 17 | 3 | 246 | |
Бытовые услуги | 2 | 55 | 9 | 0 | 66 | |
Оборона | 2 | 5 | 4 | 0 | 11 | |
Жилищное строительство/домашнее хозяйство | 4 | 126 | 6 | 0 | 136 I |
Лесная промышленность | 4 | 55 | 11 | 0 | I 70 |
Пищевая
промышленность/ производство напитков |
14 | 137 | 114 | 21 | I 286 |
Всего | | 166 | | 1250 | 202 | 45 | ]_ 1663 |