Японская экономическая модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

С 1970х-1980х годов Япония становится одной из ведущих экономических держав, второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает значительное влияние на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно воздействуя, таким образом, на экономику США и других стран, а так же на отношения с ними.

В 70х-80х годах ХХ века Япония стала самой конкурентоспособной страной мира. Это указало на особую форму бюрократического капитализма, которому свойственна активная роль государства в регулировании экономики. Так же это подчеркнуло особый подход к менеджменту, специалистами в котором были японские компании. Прочими критериями стали такие концепции, как высокое качество, регулярное совершенствование, пунктуальность в выполнении работы. Эта модель оказала влияние и на представления американских партнёров и конкурентов об экономической политике страны. Некоторые ее составляющие применялись даже в течение правления республиканских администраций, которым свойственна поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 История становления и развития экономики Японии

1.1 Общая характеристика экономики

1.2 Основные этапы развития экономики

Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

2.1 Предпосылки кризиса развития

2.2 Прямые и косвенные причины успеха Японии

Глава 3 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.1 Истоки японской модели государственного регулирования

3.2 Элементы модели японского регулирования экономики

3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии

3.4 Японская модель менеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Сергина Екатерина Андреевна, Э1-11-3, МГ-11-1, макроэкономика, Коновалов НН, курсовая работа, Японская экономическая модель.docx

— 129.27 Кб (Скачать файл)

     Эта «неконкурентоспособная Япония» объединяла многие отрасли, которые хронически отставали по производительности. В этой Японии было два сегмента. Один из них — это группа отраслей, в которых Япония никогда не была сильным экспортером. Сюда входили сельское хозяйство, химическая промышленность, потребительские товары в упаковке, медицинская продукция, программное обеспечение и практически вся отрасль обслуживания. Японские фирмы в этих отраслях часто были защищены торговыми барьерами и другими мерами, ограничивающими конкуренцию, что объяснилось необходимостью помочь им, пока они станут достаточно сильны, чтобы начать работать на экспорт. В реальности эти отрасли так и остались неконкурентоспособными. Многие из них все еще находятся под защитой.

     Во  второй неконкурентоспособный сегмент  японской экономики входят внутренние отрасли, такие как розничная  и оптовая торговая, транспорт и логистика, строительство, энергетика, медицинское обслуживание и пищевая индустрия. Практически все эти отрасли неэффективны, но в них создано большое число рабочих мест, и они фактически оказались аналогом системы социального обеспечения, консолидации и реструктуризации этих отраслей препятствовал целый комплекс мер японского правительства.

     Одно  из следствий существования «двух  Японии» — очень высокая стоимость  жизни в стране. Высокая заработная плата японских рабочих нивелируется высокой стоимостью товаров и  услуг первой необходимости, включая  еду, жилье, бензин, одежду, упакованные  потребительские товары и услуги в целом. В таблице 1-1 приводится сравнение цен на ряд товаров и услуг в Японии, Великобритании и США в 1993 году, которые рассчитаны по отношению к средним ценам стран — участниц OECD (Организации экономического сотрудничества и развития). Цены на все товары и услуги в Японии значительно выше, чем в Великобритании и США, за исключением медицинских услуг: в Японии правительство ограничивает рост цен на медицинские услуги, что, правда, снижает их качество, затрудняет разработку и применение новых методов лечения и лекарств.

     Японцы  должны слишком много платить  практически за все. На еду им приходится тратить 20% семейного дохода — в  сравнении с 12%, которые тратят на эти цели домохозяйства в Соединенных  Штатах. Типичная японская семья может себе позволить купить дом только один раз, и большинству японцев удается сделать это только после выхода на пенсию. 

     Таблица 1-1. Сравнительные цены ряда товаров  и услуг в долларах, 1993 (среднее  по OECD = 100)

      Япония США ^ Великобритания
    Продукты  питания 205 78 74
    Рестораны, кафе, отели 178 68 121
    Бытовая техника 171 81 101
    Одежда  и обувь 165 77 73
    Рента, топливо и электроэнергия 156 91 78
    Строительство 155 84 74
    Транспорт и коммуникации 141 81 110
    Медицина  и здравоохранение 87 136 70

 

     В результате уровень жизни японцев  был и остается более низким, чем  можно было бы предположить, рассматривая только доход на душу населения в  этой стране. В таблице 1-2 представлены данные об уровне ВНП на душу населения (рассчитанном в долларах) в сравнении  с ВНП на душу населения, скорректированным  с учетом паритета покупательной способности. Паритет покупательной способности учитывает различия в стоимости жизни и ведения бизнеса в данной стране. Если говорить о реальных доходах на душу населения (с учетом паритета покупательной способности), то Соединенные Штаты оказываются на первом месте, а вот место Японии существенно ниже. 

     Таблица 1-2. Валовой национальный продукт  на душу населения по странам в 1998 году, не скорректированный и скорректированный с учетом паритета покупательной способности

Место Страна Не скорректированный (в долларах) Место Страна Скорректированный с учетом паритета покупательной  способности (в долларах)
1 Швейцария 40080 1 Соединенные Штаты 29340
2 Норвегия 34330 2 Сингапур 28620
3 Дания 33 260 3 Швейцария 26620
4 Япония 32380 4 Норвегия 24290
5 Сингапур 30060Д 5 Канада 24050
6 Соединенные Штаты 29340 6 Дания 23 830
7 Австрия 26850 7 Бельгия 23480
8 Германия 25 850 8 Япония 23180
9 Швеция 25620 9 Австрия 22740
10 Бельгия 25 380 10 Франция 22 320
11 Франция 24940 11 Гонконг, Китай 22000
12 Нидерланды 24760 12 Нидерланды 21 620
13 Финляндия 24110 13 Германия 20810
14 Гонконг, Китай 23 670 14 Великобритания 20640
15 Великобритания 21400 15 Финляндия 20270
16 Австралия 20300 16 Италия 20200
17 Италия 20250 17 Австрия 20130
18 Канада 20020 18 Швеция 19480
19 Ирландия 18340 19 Ирландия 18340
20 Израиль 15 940 20 Израиль 17310
21 Новая Зеландия 14700 21 Испания 16060
22 Испания 14080 22 Новая Зеландия 15 840 I

 

     Означает  ли это, что японские потребители  несут на своих плечах непомерно  тяжелый груз? Влияет ли это на производительность и конкурентоспособность страны? Люди, определявшие экономическую политику Японии, предполагали, что нет. Они думали, что «две Японии» могут сосуществовать бок о бок, почти не влияя друг на друга. Считалось, что отрасли, неконкурентоспособные на международном рынке, нужно поддерживать и растить — и они добьются успеха. Что внутренние отрасли, которые, как предполагалась, мало влияют на международные отрасли, будут обеспечивать занятость. Что высокая стоимость жизни японцев оправдывается получаемыми ими экономическими и социальными льготами. К несчастью, все эти предположения оказались неверны, и последствия этих ошибочных теорий получились очень серьезными.

     По  указанным выше причинам внутренняя конкурентоспособность японских компаний и японской экономики в целом  долгое время была ниже, чем предполагало большинство наблюдателей. Экспорт  расширялся во многом благодаря низким прибылям на капитал. Неконкурентоспособные отрасли поддерживались ценой повышения стоимости жизни. Истинная производительность японской промышленности была ниже, чем могла быть.

     Все эти долговременные признаки слабости японской модели экономики — дополнительное свидетельство того, что она уже практически исчерпала свои ресурсы. Задолго до того как лопнул «мыльный пузырь», рост японской экономики начал замедляться. Как показано на рисунке 1-3, реальный рост ВВП (скользящие средние за пять лет, обозначенные на рисунке жирной линией) до начала 1970-х годов был устойчивым. Потом в период с середины 1980-х до начала 1990-х годов он снизился до 3-5%. После того как «мыльный пузырь» лопнул в 1991 году, рост ВВП резко пошел на спад, хотя признаки замедления роста наблюдались и раньше.

Источник: World Development Indicators database, Word Bank, 1/7/99

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1-3. Рост реального валового национального  продукта Японии, 1956-1998 гг. 

     Примечание: реальный ВНП в ценах 1990-го года. Данные для 1996 года — прогнозируемые Источник: Economic Statistics Annual, 1995, Research and Statistics Department, Bank of Japan 

     Доля  Японии в мировом экспорте в послевоенный период устойчиво росла и достигла своего пика в 1986 году. (См. рисунок 1-4.) Но даже в отраслях, в которых Япония была конкурентоспособной исторически, таких как производство телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники, фотоаппаратов и полупроводников, ее доля в мировом экспорте начала снижаться еще в конце 1970-х годов. Хотя сама по себе доля в мировом экспорте не может служить исчерпывающей характеристикой степени конкурентоспособности национальной экономики, ее динамика дает важную информацию об устойчивости конкурентоспособности и производительности экономики данной страны.

     В таблице 1-3 представлены данные об изменениях доли мирового экспорта всех товаропроизводящих отраслей японской экономики (согласно стандартной международной классификации отраслей), начиная с пика в конце 1980-х и до 1996 года. Производство текстиля и готовой одежды достигло своего пика в 1978 году или даже раньше, а большинство отраслей показало наилучшие результаты в середине или конце 1980-х годов.

     Эти данные впечатляют: из 1618 японских отраслей, работающих на международном рынке, доля экспорта Японии снизилась в 1250 отраслях и выросла только в 166. Отрасли, в которых Япония утратила свои позиции, включают даже такие флагманы японской экономики, как производство копировальной техники (падение с 70,6% до 40,7%), фотоаппаратов (снижение с 72,2% до 34,8%), видеомагнитофонов (снижение с 89,5% до 25,8%) и оборудования для телефонных линий (снижение с 52,6% до 11,2%).

     Отчасти это объясняется тем фактом, что  японские компании перенесли производство за границу, увеличив свои прямые инвестиции в экономику других стран. Это решение до некоторой степени объяснялось желанием преодолеть торговые барьеры и коммерческими соображениями (например, приблизить производство к потребителям), однако в не меньшей степени оно отразило недостаточную производительность и конкурентоспособность производств, расположенных собственно в Японии. Многие компании, например, приняли решение перевести свои производства из Японии за границу, просто потому, что их неэффективность была слишком высока.

     Отрасль за отраслью Япония теряла свои конкурентные преимущества. Например, японские производители телевизоров, видеомагнитофонов, аудиотехники ориентировались на аналоговые технологии. Они действительно научились выпускать отличные образцы бытовой аудио- и видеотехники, которая преобразовывала аналоговые волны в звуки и образы. А вот компании США стали пионерами цифровых технологий, которые преобразуют аудио- и видеосигналы в последовательность нулей и единиц, понятных компьютеру. Поскольку японские компании все еще отстают в области цифровых технологий, их американские конкуренты стали опережать их не только в области бытовой электроники, но и в производстве фото- и видеокамер. 

     

     Рисунок 1-4. Доля Японии в мировом экспорте, 1960-1997 гг.

     Примечание: доля в мировом экспорте рассчитана на основе пересчета в доллары  США по ценам 1995 года для всех стран  за все годы

     Источник: World Bank National Accounts, расчеты авторов 

Таблица 1-3. Изменения доли различных стран  в мировом экспорте после пика конца 1980-х (число отраслей, входящих в стандартную международную  торговую классификацию)

Секторы отраслей Отрасли, доля которых  возрастает (>.1 пункта) Отрасли, доля которых  снижается (<-.1 пункта) Доля не изменяется (<.1 пункта >-.1 пункта) Без учета Японии Всего
Офисное оборудование 4 | 33 | 1 | 1 39
Полупроводники/ компьютеры 0 1 12 I 0 I 0 12
Развлечения/досуг 5 1 59 I 3 0 67 I
Транспорт 9 88 | 2 | 2 101 I
Энергетика 2 37 0 0 39 |
Телекоммуникации 0 6 0 0 6 I
Широкопрофильные  компании 10 130 1 0 141 I
Сырье/металлургия 40 149 27 10 226 |
Здравоохранение 4 24 2 0 30
Нефтехимия 40 134 5 8 187 I
Текстиль/одежда 26 200 17 3 246 |
Бытовые услуги 2 55 9 0 66 |
Оборона 2 5 4 0 11 |
Жилищное  строительство/домашнее хозяйство 4 126 6 0 136 I
Лесная  промышленность 4 55 11 0 I 70
Пищевая

промышленность/ производство напитков

14 137 114 21 I 286
Всего | 166 | 1250 202 45 ]_ 1663

Информация о работе Японская экономическая модель