Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:58, курсовая работа
С 1970х-1980х годов Япония становится одной из ведущих экономических держав, второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает значительное влияние на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно воздействуя, таким образом, на экономику США и других стран, а так же на отношения с ними.
В 70х-80х годах ХХ века Япония стала самой конкурентоспособной страной мира. Это указало на особую форму бюрократического капитализма, которому свойственна активная роль государства в регулировании экономики. Так же это подчеркнуло особый подход к менеджменту, специалистами в котором были японские компании. Прочими критериями стали такие концепции, как высокое качество, регулярное совершенствование, пунктуальность в выполнении работы. Эта модель оказала влияние и на представления американских партнёров и конкурентов об экономической политике страны. Некоторые ее составляющие применялись даже в течение правления республиканских администраций, которым свойственна поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Предпосылки кризиса развития
2.2 Прямые и косвенные причины успеха Японии
Глава 3 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
До недавнего
времени Япония проводила разумную
макроэкономическую политику и добивалась
макроэкономической стабильности. Реальные
проблемы Японии связаны с проблемами
конкуренции на микроуровне, и для
решения этих проблем недостаточно
даже самого масштабного
Нефтяной кризис послужил катализатором для выхода Японии на ведущие позиции в мире в области энергосберегающих технологий, что пошло на пользу многим отраслям. Нефтяной кризис дал толчок инновациям, которые упрочили позиции страны в таких высокотехнологичных отраслях, как автомобилестроение и бытовая электроника.
Кризис иены, в результате которого стоимость японской валюты всего через два года после подписания соглашения Plaza Accord в 1985 году взлетела на 100%, также привел к быстрой перестройке. Почти мгновенно во всех странах мира японские товары сильно подорожали, зарплаты японцев стали одними из самых высоких в мире. В результате таких перемен исчезло одно из важнейших преимуществ японской экономики -- низкие по сравнению с западными странами зарплаты квалифицированных рабочих. Снова оказавшись в тяжелой ситуации, японские фирмы резко подняли производительность, перенесли производство простых и недорогих товаров в зарубежные странны, а сами перешли к выпуску сложной продукции, которая в меньшей степени подвержена ценовой конкуренции.
Хотя способ, которым Япония справилась с этими двумя кризисами, и дает некоторый повод для оптимизма, сегодня ситуация радикально изменилась. Прошлые и нынешние кризисы создают ощущение остроты ситуации, но в наши дни эта острота чувствуется слабее. Причины предыдущих кризисов были ясными и очевидными. Сегодняшние же трудности более запутанны, в них труднее разобраться. Многие винят во всех бедах известный всем «финансовый пузырь» и думают, что для оздоровления экономики достаточно лишь мер финансового характера.
В периоды прошлых кризисов направления развития страны были очевидны: Японии нужно было существенно снизить затраты, научиться экономить энергию и повысить качество продукции. В нынешнее время цель уже не так очевидна.
Весьма примечательно, что действия, направленные на преодоление предыдущих кризисов, гармонично сочетались с японским стремлением повышать эффективность производства. Сегодня Японии нужны шаги, кардинально отличающиеся от привычного образа мышления и работы компаний, -- не говоря уже о драматических переменах в политике правительства. А политические механизмы Японии по-прежнему весьма тяжелы на подъем.
КАТАЛИЗАТОРЫ ПЕРЕМЕН
Что может
стать катализатором реальных перемен?
Во-первых, по мере того как постепенно
изживает себя старая традиция «перекрестного
владения» собственностью других компаний,
мешавшая перепродаже акций. Уже
заметны признаки изменения ролей,
которые играют эти новые акционеры.
Возможно, самой важной из них будет
обучение и стимулирование японских
акционеров принимать более активное
участие в управлении. Вероятным
результатом станет больше внимание
к прибыльности, более высокая
готовность отказываться от неприбыльной
продукции и бизнеса, повышенное
внимание к показателям
Во-вторых, все больше иностранных компаний выходят на японский рынок путем приобретения японских компаний. Низкие цены на акции и потребность в новых источниках финансирования улучшили возможности для контроля корпораций. В 1998 году иностранные компании купили (полностью или частично) или объединились с 85-ю японскими фирмами -- рекордный показатель. В июне 1999 года, после ожесточенной двухмесячной битвы с Nippon Telegraph and Telecommunications, британская компания Cable & Wireless приобрела 53% акций японской компании International Digital Communications (IDC). Это было первым в истории Японии успешным враждебным поглощением. В начале 2000 года впервые в истории японская компания попыталась выкупить другую японскую компанию, Shoei.
По мере того как в разные отрасли будут проникать акционеры с новыми взглядами на бизнес, компании будут ставить новые цели и применять новые подходы к конкуренции
Например после того как в мае 1999 года Renault приобрела 37% акций Nissan и стала ее самым крупным акционером, она назначила директором по операциям Nissan Карлоса Госна. Nissan, которая семь из предшествующих восьми лет теряла деньги, продала свои доли в компаниях -- поставщиках комплектующих и неприбыльных дочерних телекоммуникационных компаниях и занялась оптимизацией своей дилерской сети. Для топ-менеджеров Nissan была весьма необычной просьба Госна самостоятельно ездить на автомобилях конкурентов, чтобы сравнивать их с собственной продукцией.
В-третьих,
система кейрецу также
Четвертый катализатор перемен -- организационная реформа, осуществляемая правительством. Согласно Закону о реформе министерств центрального правительства, принятому в июле 1999 года, из 22 минис-терств и агентств центрального правительства останется 13, а к январю 2001 года число министров в кабинете должно сократиться с 20 до 17. Закон предусматривает создание нового экономического совета, в который войдет премьер-министр, а также внешние эксперты, не работающие в правительстве. Влияние премьер-министра на бюджет, который сейчас в основном разрабатывается Министерством финансов, будет усилено. Министерство финансов будет государственным казначейством, а большинство функций по контролю над финансовыми институтами будут переданы новому агентству.
Данная
организационная реформа еще
не гарантирует перемен в
В-пятых,
во многих японских компаниях к руководству
приходит новое поколение топ-
В-шестых, предпринимательские компании нового поколения становится крупнее, и некоторые уже пополняют ряды больших корпораций. Многие из них стремятся к высоким прибылям и обладают ясными конкурентными стратегиями. Они пользуются организационными моделями, которые никак нельзя назвать японскими.
Главным катализатором перемен станет сам японский народ. Взгляды молодых рабочих отличаются от взглядов их отцов. Многие из них начинали свою трудовую карьеру во время длительной рецессии 1990-х годов и уже не ожидают, что система пожизненного найма защитит их. Они согласны связывать свою зарплату с результатами работы, лучше владеют информационными технологиями, более гибко справляются с переменами. Они смогут стимулировать перемены в своих компаниях и в правительстве.
Все больше японцев вкладывает свои деньги в акции. При снижении доходности почтово-сберегательных депозитов и других традиционных способов сбережений японцы стали вкладывать свои деньги во взаимные фонды и акции. Превращение из вкладчиков в инвесторов в любом случае должно поменять точку зрения японцев на работу компаний.
Многие полагают, что культурные традиции изменить очень сложно и что это помешает перестройке Японии. Они утверждают, что общество с такими сильными групповыми устоями, когда «торчащий гвоздь забивают первым», не сможет найти места в новой экономике. Тем не менее, многие аспекты экономической культуры поддаются изменениям. Множество привычных нам практик было создано законодательным путем. Японцы хорошо информированы о переменах, происходящих на Западе, а глобализация существенно ускоряет процессы гармонизации экономических систем.
Все больше
японских подростков подключается к
Интернету. Японцы стали инвестировать
часть своих сбережений в акции.
Растет популярность Интернета и
сотовых телефонов. Выпускники университетов
устраиваются на работу в иностранные
фирмы. Работающие женщины получают
больше независимости. Все это может
показаться скромными шагами, но это
признаки совершенно новой модели конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Япония
движется к переменам постепенно,
подстегиваемая в основном страхом
и необходимостью. Предпринимаются
индивидуальные усилия по имитации международной
практики, отдельно разбираются случаи,
когда определенные методы не работают.
Все делается неравномерно, урывками.
Новые инициативы, например реформа
налогообложения и страхование
депозитов, сначала декларируются,
а потом откладываются в долгий
ящик. Японии все еще не хватает
целостного понимания причин ее текущих
проблем и максимально
В чем
будет заключаться ее уникальность?
Вот некоторые потенциальные
возможности. Западный индивидуализм
может быть как сильной, так и
слабой стороной. Японцы обладают экстраординарной
способностью ломать границы между
дисциплинами, функциями и даже компаниями.
Если эта способность к коллективной
работе будет усилена
Существование кластеров во многих отраслях положительно сказалось на положении Японии. Если специализация регионов будет расти, а местным органам власти будет дано больше прав и ответственности, в Японии может начаться новая эра развития кластеров и бизнеса. Эра Интернета должна этому помочь.
Говоря
об условиях спроса, можно сказать,
что особенности жизни в
Японцы уже давно зарекомендовали себя как наиболее требовательные потребители компактной, многофункциональной и бесшумной продукции. Японцы очень внимательны к внешнему виду, дизайну и упаковке товаров. Нельзя забывать и про энергосбережение, где Япония -- безусловный лидер. Значимость вышеназванных аспектов, в которых Япония уже преуспела, растет во всем мире.
Япония может стать самым современным рынком для удовлетворения потребностей своего стареющего населения. Реформа правительственного регулирования может повысить влияние хорошо образованных и требовательных потребителей в таких ранее жестко контролировавшихся сферах, как коммуникации, сервис и медицинское обслуживание.
В то время как западные страны пытаются повысить вовлеченность и лояльность своих сотрудников, японские компании, используя новую систему стимулирования, могут также добиться позитивных результатов благодаря умению своих людей работать в командах.
Западные
компании и западные финансовые рынки
ориентируются на более короткую
временную перспективу, чем японские,
долгосрочное видение которых представляет
собой весьма сильную сторону. Хотя
влияние акционеров и акцент на получение
прибылей в Японии будут только расти,
эти цели не следует считать несовместимыми
с практикой длительного
Наконец,
важным преимуществом может оказаться
способность японских институтов к
кооперации -- в противовес всеобщей
конкуренции, характерной для США.
Для Японии пришло время принять
новую экономическую стратегию,
основанную на более глубоком анализе
сильных и слабых сторон прежнего
подхода к конкуренции в