Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:58, курсовая работа
С 1970х-1980х годов Япония становится одной из ведущих экономических держав, второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает значительное влияние на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно воздействуя, таким образом, на экономику США и других стран, а так же на отношения с ними.
В 70х-80х годах ХХ века Япония стала самой конкурентоспособной страной мира. Это указало на особую форму бюрократического капитализма, которому свойственна активная роль государства в регулировании экономики. Так же это подчеркнуло особый подход к менеджменту, специалистами в котором были японские компании. Прочими критериями стали такие концепции, как высокое качество, регулярное совершенствование, пунктуальность в выполнении работы. Эта модель оказала влияние и на представления американских партнёров и конкурентов об экономической политике страны. Некоторые ее составляющие применялись даже в течение правления республиканских администраций, которым свойственна поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Предпосылки кризиса развития
2.2 Прямые и косвенные причины успеха Японии
Глава 3 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Несколько
попыток ужесточить антимонопольное
законодательство в 1970-х и 1980-х годах
оказались безуспешными из-за политической
оппозиции. Убедительным примером может
служить расследование
У FTC слишком маленький бюджет и недостаточно персонала, чтобы проводить расследования нарушения антитрестовского законодательства. В 1970-х и 80-х эта комиссия опубликовала руководящие принципы, в которых определялось, какие действия считать противозаконными, но решение о том, следовать ли этим принципам, было добровольным для той или иной отрасли. Эти правила не предусматривали официальных санкций и наказаний в случае их нарушения. Например, до 1977 года, даже если FTC признавала тот или иной картель противозаконным, никаких штрафов не следовало. Только в 1990-х FTC стала более активной под давлением Соединенных Штатов, которые потребовали этого во время переговоров «О структурных барьерах в торговле» (1989) между США и Японией.
* Реструктуризация промышленности под руководством правительства
Специалисты
по планированию из японского правительства
полагали, что регулирование
Для того
чтобы увеличить масштаб
* Официальное разрешение картелей
Правительство
также стремилось ослабить влияние
цикличности деловой
Во время рецессии 1965 года, например, во многих отраслях, включая производство автомобильных покрышек, фотокамер, химикатов, бумаги, стали, сахара и пряжи, было разрешено создавать картели. Рецессия 1981 года дала толчок созданию картелей в производстве асбестоцементной кровельной плитки, цемента, этилена, стекловолокна, бумаги, полиэтилена, поливинилхлорида и пряжи. В период рецессии 1987 года было одобрено создание картелей в судостроительной промышленности и в производстве дизельных двигателей. В целом в период с 1953 по 1989 год японское правительство одобрило создание 81 рецессионного картеля. В Японии были разрешены и другие типы картелей. Среди них -- рационализационные картели (rationalization cartels) и экспортно-импортные картели. Более подробно мы обсудим это ниже.
* Жесткое регулирование финансовых рынков и ограниченное влияние советов директоров корпораций
Сразу после окончания войны был принят ряд законов, направленных на регулирование финансовых рынков, включая Закон о разделении банков и фирм, ведущих операции с ценными бумагами, и создание специализированных финансовых институтов (таких как банки, предоставляющие долгосрочные кредиты, или банки, специализирующиеся на кредитах средним и мелким компаниям). Целью этих мер было рациональное направление ограниченных финансовых ресурсов в нужные отрасли, когда рынок капитала был еще неразвит и банковские кредиты были доминирующей формой корпоративного финансирования. Хотя попытки отмены государственного регулирования финансовой отрасли продолжались, ситуация мало изменилась и в 1990-х годах, несмотря на то, что японские фирмы получили доступ на зарубежные рынки капитала.
Регулирование японского рынка капитала было направлено «на защиту интересов акционеров», так как гарантировало, что фирмы, ведущие операции с ценными бумагами, продолжат свой бизнес. Этот подход был назван «системой конвоя» по аналогии с морской практикой, когда конвой судов снижает скорость, чтобы от него не отстали даже самые медленные корабли (то есть наиболее слабые финансовые фирмы). При этом фирмам, ведущим операции с ценными бумагами, гарантировалась определенная прибыльность через систему фиксированных комиссионных. Затраты при этом, естественно, перекладывались продавцами и покупателями акций на рынки капитала. Министерство финансов внимательно наблюдало за деятельностью фирм, торгующих ценными бумагами, принимая различные инструкции. Топ-менеджеры финансовых фирм обычно не реже одного-двух раз в день посещали Министерство финансов, наблюдавшее за их фирмой, и, чтобы решить свои проблемы, приглашали чиновников министерства в дорогие рестораны. Министерство жестко контролировало финансовую информацию. Однако доходы акционеров, эффективность и прозрачность финансового рынка не были главными приоритетами.
Политика правительства не благоприятствовала росту влияния акционеров, поскольку считалось, что интересы акционеров отличаются от интересов фирмы и экономики в целом. Например, требования к публикации финансовой отчетности были очень мягкими, и у компаний были очень широкие возможности для маневров. Были установлены правила, существенно затрудняющие поглощение компаний в Японии по сравнению с США. Практика взаимного владения акциями других компаний также защищала компании от давления рынков капитала. У советов директоров корпораций было очень мало возможностей для контроля, так как, согласно правилам, в совет директоров должны входить только инсайдеры, то есть свои. Почти все компании проводили свои собрания акционеров в один и тот же день, поэтому у активных акционеров (некоторые из которых были оппортунистами, желающими получить за свои акции компенсацию) не было возможности сконцентрировать свои действия на одной компании.
* Спонсируемые правительством совместные проекты исследований и разработок
Японское
правительство играло большую роль
в организации и финансировании
совместных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ
(НИОКР). Идеей таких проектов было
распределить расходы на НИОКР между
несколькими участниками и
* Ясная макроэкономическая политика
В дополнение
к другим мерам японское правительство
проводило также стабильную макроэкономическую
политику. Низкие затраты на оборону
позволяли правительству много
лет добиваться профицита бюджета.
Уровень индивидуальных сбережений
граждан был высок, что отчасти
объяснялось политикой
Таблица 3-1. Конкурентоспособные отрасли японской экономики, подвергнутые анализу
Сектор | Отрасль | Позиция Японии | |
Электроника | Автомобильные аудиосистемы | Мировой лидер | |
Факсимильные аппараты | Доминирует в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%) | ||
Домашние аудиосистемы | Мировой лидер в производстве и экспорте многих видов бытовой аудиоаппаратуры | ||
Микроволновое и спутниковое коммуникационное оборудование | Мировой лидер в производстве аппаратуры для спутниковой связи | ||
Полупроводниковая продукция | Мировой лидер в начале 1990-х | ||
Пишущие машинки | Мировой лидер | ||
Видеомагнитофоны | Доминирует в мировом производстве и экспорте (доля чуть меньше 100%) | ||
Продукция для отдыха и досуга | Музыкальные инструменты | Мировой лидер | |
Машиностроение | Бытовые воздушные кондиционеры | Мировой лидер в начале 1980-х | |
Швейные машины | Мировой лидер в производстве и экспорте промышленных швейных машин | ||
Робототехника | Мировой лидер I | ||
Материалы | Углеродное волокно | Делит лидирующую позицию с Соединенными Штатами | |
Синтетические ткани | Мировой лидер | ||
Оптические инструменты | Фотокамеры | Доминирует в мировом производстве и экспорте (почти 80%) | |
Готовые пищевые продукты | Соевый соус | Мировой лидер | |
Программное обеспечение | Видеоигры | Мировой лидер | |
Транспорт | Автомобили | Мировой лидер | |
Вилочные погрузчики | Мировой лидер | ||
Покрышки для грузовиков и автобусов | Делит лидирующую позицию с Соединенными Штатами | ||
Грузовики | Мировой лидер | ||
Ряд других аспектов политики правительства -- политическую стабильность, бюрократию, которая в течение длительного времени проводила последовательную и преемственную политику, высокий уровень начального образования -- также относят к факторам, способствовавшим успеху Японии.
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
Сравнение
элементов объяснить различия между
успешными и неуспешными
Когда
мы более глубоко проанализировали
эти конкурентоспособные на международном
рынке отрасли, то обнаружили, что
правительство все же сыграло
в них определенную роль, но не такую,
как ожидалось. В некоторых из
этих отраслей при помощи ряда инициатив
правительство стимулировало