Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:58, курсовая работа
С 1970х-1980х годов Япония становится одной из ведущих экономических держав, второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает значительное влияние на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно воздействуя, таким образом, на экономику США и других стран, а так же на отношения с ними.
В 70х-80х годах ХХ века Япония стала самой конкурентоспособной страной мира. Это указало на особую форму бюрократического капитализма, которому свойственна активная роль государства в регулировании экономики. Так же это подчеркнуло особый подход к менеджменту, специалистами в котором были японские компании. Прочими критериями стали такие концепции, как высокое качество, регулярное совершенствование, пунктуальность в выполнении работы. Эта модель оказала влияние и на представления американских партнёров и конкурентов об экономической политике страны. Некоторые ее составляющие применялись даже в течение правления республиканских администраций, которым свойственна поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Предпосылки кризиса развития
2.2 Прямые и косвенные причины успеха Японии
Глава 3 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В 1977 году
MITI сократило срок амортизации факсимильных
аппаратов с десяти до пяти лет, чтобы
побудить пользователей покупать более
дорогие модели, обладавшие большими
возможностями. Японское правительство
также поддерживало использование
факсимильного оборудования, согласившись
принимать документы по факсу. В
1985 году, например, Патентная служба
признавала заявки, присланные по факсу,
официальными документами. Служба регистрации
патентов и торговых марок США, напротив,
считала факсы документами без
подписи и отказывалась их принимать.
Хотя японское правительство признавало
законными не все документы, присланные
по факсу, его политика помогла утвердиться
доверию к этому новому средству
коммуникаций. В совокупности все
эти меры помогли раннему созданию
рынка для факсимильного
Похожая
история произошла и в
В других
случаях через установление высоких
стандартов правительственное
К рассмотренным выше мерам японского правительства, которые способствовали конкурентоспособности, можно добавить еще три: политику, направленную на получение «терпеливого» капитала, универсальную, весьма жесткую систему начального образования и выпуск большого числа квалифицированных инженеров. Хотя они и не упоминаются в традиционной модели, мы обнаружили их позитивную роль, анализируя примеры конкурентоспособных отраслей.
В целом, как показывает таблица 3-2, правительство сыграло множество ролей в успехе японских отраслей. Однако это были не те роли, которые чаще всего ассоциируются с Японией, и не те, которые чаще всего копировались другими странами.
Таблица 3-3. Неконкурентоспособные отрасли японской экономики
Сектор | Индустрия | Положение Японии в 1998 году | |
Высокотехнологичное производство | Гражданская авиация | Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит в гражданском авиастроении | |
Химическая | 6% мирового экспорта. Примерно 14% мирового производства, но в основном производится для защищенного внутреннего рынка | ||
Услуги | Ценные бумаги | Отстает от Соединенных Штатов и Европы в таких отраслях, как финансовый консалтинг, производные финансовые инструменты и венчурный капитал. Деятельность на международных финансовых рынках в основном связана с низкими процентными ставками и обслуживанием японских компаний, работающих за рубежом. Обычными являются мошенничество и банкротства | |
Программное обеспечение | Ни одна из японских фирм не входит в список 20 крупнейших мировых производителей программного обеспечения* | ||
Потребительские товары | Моющие средства | Као и Lion контролируют 70% японского рынка, но практически не представлены на международных рынках | |
Одежда | Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит в этой отрасли | ||
Готовые пищевые продукты | Шоколад | Менее чем 0,1 % мирового экспорта | |
Источник: Economist, 25 мая, 1996
3.4 Японская модель менеджмента
Японская
модель менеджмента включает ряд
особых методов производства, политику
в области персонала, особый подход
к организации производства, менеджменту
и диверсификации бизнеса, причем все
это подчинено общим целям
фирмы. Хотя различные варианты этой
модели несколько отличаются друг от
друга, практически все они включают
элементы, представленные на рисунке 3-4.
Эта модель объясняет особенности
производства, дистрибуции, сбыта и
другие нюансы японской модели менеджмента.
Преимущества японской модели менеджмента,
которые выделяют и западные, и
японские ученые, включают быстрый
рост квалификации сотрудников, сильное
чувство общности, высокую лояльность
сотрудников к компании, умение и
желание менеджеров учитывать долговременные
последствия своих решений,
* Высокое качество и низкие затраты
* Разнообразие
моделей продукции и их
* Система бережливого производства
* Отношения к сотрудникам как к важному активу компании
* Пожизненный наем
* Лидерство на основе консенсуса
* Прочные связи между компаниями
* Долгосрочные цели
* Внутренняя
диверсификация в
* Тесные
взаимоотношения с
* Высокое качество и низкие затраты
Японская
модель менеджмента основана на убеждении,
что для получения конкурентных
преимуществ нужно одновременно
предлагать высокое качество продукции
и услуг и снижать
* Широкое разнообразие моделей и их характеристик
Японские компании стремились вывести на рынок широкий диапазон моделей продукции с разнообразными характеристиками. Обычная же практика предполагала выпуск стандартных моделей товаров с широким диапазоном дополнительных возможностей. Основным направлением была многофункциональность, то есть способность продукта выполнять множество задач. Стоит отметить, что японские компании постоянно выводили на рынок все новые и новые модели, существенно сократив при этом жизненный цикл.
* Система бережливого производства
Система
бережливого производства
ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЯПОНИИ?
ПРОЦВЕТАНИЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
В конечном итоге богатство страны зависит от производительности, которая позволяет фирмам успешно конкурировать. Производительность национальной экономики измеряется как стоимость товаров и услуг (продукции), приходящаяся на единицу людских, финансовых и физических ресурсов данной страны. Доход, произведенный на единицу рабочей силы или капитала, определяет, какой уровень заработной платы может существовать в экономике этой страны, а также уровень прибыли на инвестированный капитал и прибыль (после вычета затрат), созданную физическими ресурсами. Мы перечислили основные факторы, определяющие национальный доход в расчете на душу населения.
Таким
образом, конкурентоспособность страны
определяется производительностью. Параметр
производительности, если его верно
понимать, уже включает и стоимость
(цены) продукции данной страны на рынке,
и эффективность ее производства.
Одно лишь повышение эффективности
или способности производить
больше продукции на единицу труда
и капитала не обязательно приведет
к росту заработной платы и
прибыли -- кроме случая, когда цены
на продукцию или услуги стабильны
или растут. Поскольку глобальная
конкуренция оказывает сильное
давление на цены стандартных товаров,
одной эффективности
Таким
образом, основной вопрос экономического
развития связан с тем, как создать
условия для быстрого и устойчивого
роста производительности. Производительность
страны -- это сумма производительности
всех работающих в ней компаний.
Производительность и процветание
региона зависят не от того, в
каких отраслях конкурируют компании,
а от того, как они конкурируют.
Фирмы могут продуктивно
Повышать производительность нужно также во внутренних отраслях, ведь эти отрасли влияют не только на стоимость жизни в стране, но и на стоимость ведения бизнеса в отраслях, работающих на международный рынок. Сегодняшняя ситуация в Японии показывает, насколько опасно считать, что конкурентоспособность важна только для отраслей, работающих на внешний рынок. Исправление этой ошибки -- одна из важнейших задач.
Императив производительности сегодня означает, что богатство страны, прежде всего, определяется коллективным выбором ее граждан. Географическое расположение, природные ресурсы и даже военная мощь уже не служат решающими факторами. Теперь процветание страны зависит от того, как ее граждане управляют экономикой, какие они создают институты и какие делают инвестиции -- вместе или по отдельности.
Здоровая
макроэкономическая политика и стабильные
политические и правовые институты
создают потенциал для