Японская экономическая модель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

С 1970х-1980х годов Япония становится одной из ведущих экономических держав, второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает значительное влияние на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно воздействуя, таким образом, на экономику США и других стран, а так же на отношения с ними.

В 70х-80х годах ХХ века Япония стала самой конкурентоспособной страной мира. Это указало на особую форму бюрократического капитализма, которому свойственна активная роль государства в регулировании экономики. Так же это подчеркнуло особый подход к менеджменту, специалистами в котором были японские компании. Прочими критериями стали такие концепции, как высокое качество, регулярное совершенствование, пунктуальность в выполнении работы. Эта модель оказала влияние и на представления американских партнёров и конкурентов об экономической политике страны. Некоторые ее составляющие применялись даже в течение правления республиканских администраций, которым свойственна поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 История становления и развития экономики Японии

1.1 Общая характеристика экономики

1.2 Основные этапы развития экономики

Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

2.1 Предпосылки кризиса развития

2.2 Прямые и косвенные причины успеха Японии

Глава 3 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.1 Истоки японской модели государственного регулирования

3.2 Элементы модели японского регулирования экономики

3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии

3.4 Японская модель менеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Сергина Екатерина Андреевна, Э1-11-3, МГ-11-1, макроэкономика, Коновалов НН, курсовая работа, Японская экономическая модель.docx

— 129.27 Кб (Скачать файл)

В 1977 году MITI сократило срок амортизации факсимильных аппаратов с десяти до пяти лет, чтобы  побудить пользователей покупать более  дорогие модели, обладавшие большими возможностями. Японское правительство  также поддерживало использование  факсимильного оборудования, согласившись принимать документы по факсу. В 1985 году, например, Патентная служба признавала заявки, присланные по факсу, официальными документами. Служба регистрации  патентов и торговых марок США, напротив, считала факсы документами без  подписи и отказывалась их принимать. Хотя японское правительство признавало законными не все документы, присланные по факсу, его политика помогла утвердиться  доверию к этому новому средству коммуникаций. В совокупности все  эти меры помогли раннему созданию рынка для факсимильного оборудования, а это, в свою очередь, вызвало  спрос на более сложные и совершенные  модели факс-машин и побудило японские компании инвестировать в отрасль  и совершенствовать свою продукцию.

Похожая история произошла и в робототехнике. Для облегчения использования промышленных роботов средними и мелкими компаниями была создана Japan Robot Leasing Company. Две финансовые компании -- Small Business Finance Corporation и The People's Finance Corporation -- также предоставляли  средним и мелким компаниям финансирование для того, чтобы они смогли приобретать  роботов и обеспечить технику  безопасности. Кроме того, были снижены  нормы амортизации на высокопроизводительных роботов, управлявшихся компьютерами. Специальная налоговая скидка на амортизацию достигла своего пика в 1978-1979 годах, когда покупатели могли  в течение первого года эксплуатации высокопроизводительных роботов списать 25% их стоимости. В 1982-1983 эта специальная  скидка была снижена до 10%, а потом  и совсем отменена, когда использование  промышленных роботов стало распространенной практикой. Так же, как и в случае с факсимильной связью, японское правительство  не только помогало сформировать ранний спрос, но и поддерживало спрос на более совершенные модели роботов, что побуждало производителей к  инновациям и совершенствованию  своей продукции. В Японии, как  и везде, стимулировать спрос  оказалось значительно более  эффективной мерой, чем субсидировать  предложение.

В других случаях через установление высоких  стандартов правительственное регулирование  способствовало инновациям. Например, производителям бытовых воздушных  кондиционеров нужно было выполнять  весьма жесткие нормативы принятого  в 1979 году Закона об энергосбережении, согласно которому к 1983 году требовалось  сократить потребление электроэнергии в среднем на 17%. Реализация этого  закона потребовала много усилий, направленных на уменьшение потребления  энергии, одним из результатов которых  стало изобретение ротационного компрессора. Это изобретение было технологическим прорывом, позволившим  существенно сократить расход энергии. В дополнение к тому, что Япония стала мировым лидером в компрессорных  технологиях, она также значительно  повысила свою конкурентоспособность  в других технологиях охлаждения, включая замораживание, а также  стабилизацию состава и конденсацию  воздуха.

К рассмотренным  выше мерам японского правительства, которые способствовали конкурентоспособности, можно добавить еще три: политику, направленную на получение «терпеливого»  капитала, универсальную, весьма жесткую  систему начального образования  и выпуск большого числа квалифицированных  инженеров. Хотя они и не упоминаются  в традиционной модели, мы обнаружили их позитивную роль, анализируя примеры  конкурентоспособных отраслей.

В целом, как показывает таблица 3-2, правительство  сыграло множество ролей в  успехе японских отраслей. Однако это  были не те роли, которые чаще всего  ассоциируются с Японией, и не те, которые чаще всего копировались другими странами.

Таблица 3-3. Неконкурентоспособные отрасли  японской экономики

 
Сектор Индустрия Положение Японии в 1998 году  
Высокотехнологичное производство Гражданская авиация Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит  в гражданском авиастроении  
  Химическая 6% мирового экспорта. Примерно 14% мирового производства, но в основном производится  для защищенного внутреннего  рынка  
Услуги Ценные бумаги Отстает от Соединенных  Штатов и Европы в таких отраслях, как финансовый консалтинг, производные  финансовые инструменты и венчурный  капитал. Деятельность на международных  финансовых рынках в основном связана  с низкими процентными ставками и обслуживанием японских компаний, работающих за рубежом. Обычными являются мошенничество и банкротства  
  Программное обеспечение Ни одна из японских фирм не входит в список 20 крупнейших мировых производителей программного обеспечения*  
Потребительские товары Моющие средства Као и Lion контролируют 70% японского рынка, но практически  не представлены на международных рынках  
  Одежда Менее чем 1% мирового экспорта. Огромный торговый дефицит  в этой отрасли  
Готовые пищевые продукты Шоколад Менее чем 0,1 % мирового экспорта  
       

Источник: Economist, 25 мая, 1996

3.4 Японская модель менеджмента

Японская  модель менеджмента включает ряд  особых методов производства, политику в области персонала, особый подход к организации производства, менеджменту  и диверсификации бизнеса, причем все  это подчинено общим целям  фирмы. Хотя различные варианты этой модели несколько отличаются друг от друга, практически все они включают элементы, представленные на рисунке 3-4. Эта модель объясняет особенности  производства, дистрибуции, сбыта и  другие нюансы японской модели менеджмента. Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и  японские ученые, включают быстрый  рост квалификации сотрудников, сильное  чувство общности, высокую лояльность сотрудников к компании, умение и  желание менеджеров учитывать долговременные последствия своих решений, 

* Высокое  качество и низкие затраты

* Разнообразие  моделей продукции и их характеристик

* Система  бережливого производства

* Отношения  к сотрудникам как к важному  активу компании

* Пожизненный  наем

* Лидерство  на основе консенсуса

* Прочные  связи между компаниями

* Долгосрочные  цели

* Внутренняя  диверсификация в быстроразвивающиеся  отрасли

* Тесные  взаимоотношения с правительством (обсуждались в главе 2) 
 

* Высокое качество  и низкие затраты

Японская  модель менеджмента основана на убеждении, что для получения конкурентных преимуществ нужно одновременно предлагать высокое качество продукции  и услуг и снижать себестоимость. Центральная идея этого подхода -- совершенствование производственного  процесса, при котором сокращаются  затраты, но одновременно, благодаря  уменьшению числа дефектов и переделок, снижению числа комплектующих и  задержек времени, повышается качество. Японские компании поняли, что стандартизация, массовое производство и устранение лишних операций не только сокращают  затраты, но и служат лучшим методом  достижения устойчиво высокого качества и соблюдения сроков. Например, использование  сборочных автоматов для производства электронной продукции японскими  компаниями в начале 1980-х годов  привело к беспрецедентно низкому  уровню дефектности.

* Широкое разнообразие  моделей и их  характеристик

Японские  компании стремились вывести на рынок  широкий диапазон моделей продукции  с разнообразными характеристиками. Обычная же практика предполагала выпуск стандартных моделей товаров  с широким диапазоном дополнительных возможностей. Основным направлением была многофункциональность, то есть способность  продукта выполнять множество задач. Стоит отметить, что японские компании постоянно выводили на рынок все  новые и новые модели, существенно  сократив при этом жизненный цикл.

* Система бережливого  производства

Система бережливого производства сыграла центральную роль в японской модели менеджмента. Этот подход, впервые предложенный компанией Toyota, рассматривает разработку, производство и закупки как целостную систему. Оптимизируя эту систему, Toyota одновременно добилась высокого качества продукции, высокой производительности, гибкости производственного процесса и своевременности поставок. Истоки системы бережливого производства относятся ко времени основания Toyota Motor Company в 1930-х годах, когда ее основатель Кийтиро Тоёда обратил особое внимание на систему доставки «точно вовремя». В конце 1940-х годов Тайити Оно, который в то время работал в Toyota мастером, объединил такие элементы подходов Форда и Тейлора, как стандартизация и ремесленная система, что позволило работникам овладевать разнообразными навыками. Компания Toyota постоянно совершенствовала эту гибридную систему, и скоро ее приняли многие другие японские компании.

ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЯПОНИИ?

ПРОЦВЕТАНИЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

В конечном итоге богатство страны зависит  от производительности, которая позволяет  фирмам успешно конкурировать. Производительность национальной экономики измеряется как стоимость товаров и услуг (продукции), приходящаяся на единицу  людских, финансовых и физических ресурсов данной страны. Доход, произведенный  на единицу рабочей силы или капитала, определяет, какой уровень заработной платы может существовать в экономике  этой страны, а также уровень прибыли  на инвестированный капитал и  прибыль (после вычета затрат), созданную  физическими ресурсами. Мы перечислили  основные факторы, определяющие национальный доход в расчете на душу населения.

Таким образом, конкурентоспособность страны определяется производительностью. Параметр производительности, если его верно  понимать, уже включает и стоимость (цены) продукции данной страны на рынке, и эффективность ее производства. Одно лишь повышение эффективности  или способности производить  больше продукции на единицу труда  и капитала не обязательно приведет к росту заработной платы и  прибыли -- кроме случая, когда цены на продукцию или услуги стабильны  или растут. Поскольку глобальная конкуренция оказывает сильное  давление на цены стандартных товаров, одной эффективности производства оказывается недостаточно. Экономически развитые страны в большей степени  повышают уровень жизни населения, увеличивая ценность своей продукции  и услуг (например, благодаря лучшей технологии, маркетингу, сервису), а  также входя в новые отрасли  при помощи инноваций, чем путем  снижения затрат на производство стандартной  продукции.

Таким образом, основной вопрос экономического развития связан с тем, как создать  условия для быстрого и устойчивого  роста производительности. Производительность страны -- это сумма производительности всех работающих в ней компаний. Производительность и процветание  региона зависят не от того, в  каких отраслях конкурируют компании, а от того, как они конкурируют. Фирмы могут продуктивно работать в любой отрасли -- обувной, полупроводниковой, в сельском хозяйстве -- при условии, что они используют тонкие методы работы, современные технологии и  предлагают уникальную продукцию и  услуги. Все отрасли могут использовать высокие технологии, и все отрасли  могут требовать глубоких знаний. Выделение приоритетных, целевых  отраслей основано на неправильном понимании  конкуренции, основанном на том, что  успех определяется экономией масштаба, а внутренняя конкуренция -- напрасная  трата ресурсов. Как обсуждалось  во второй главе, выделение японским правительством целевых отраслей не привело к успеху. Вместо этого  целью политики правительства должно стать устранение препятствий для  повышения производительности.

Повышать  производительность нужно также  во внутренних отраслях, ведь эти отрасли  влияют не только на стоимость жизни  в стране, но и на стоимость ведения  бизнеса в отраслях, работающих на международный рынок. Сегодняшняя  ситуация в Японии показывает, насколько  опасно считать, что конкурентоспособность  важна только для отраслей, работающих на внешний рынок. Исправление этой ошибки -- одна из важнейших задач.

Императив производительности сегодня означает, что богатство страны, прежде всего, определяется коллективным выбором  ее граждан. Географическое расположение, природные ресурсы и даже военная  мощь уже не служат решающими факторами. Теперь процветание страны зависит  от того, как ее граждане управляют  экономикой, какие они создают  институты и какие делают инвестиции -- вместе или по отдельности.

Здоровая  макроэкономическая политика и стабильные политические и правовые институты  создают потенциал для процветания  странны, но в реальности богатство  создается на микроэкономическом уровне и зависит от способности фирм эффективно производить ценные товары и услуги, что позволяет обеспечить высокие заработные платы и прибыльность капиталовложений. Процветание зависит, таким образом, от способности страны развивать свой потенциал на микроэкономическом уровне. В этом можно разобраться, только исследуя действия по повышению  производительности на уровне фирмы, отрасли  и кластера отраслей. (Определение  понятию «кластер» мы дадим ниже в этой главе.) Именно на этом уровне политика правительства затрагивает  интересы частного бизнеса.

Информация о работе Японская экономическая модель