Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:58, курсовая работа
С 1970х-1980х годов Япония становится одной из ведущих экономических держав, второй по величине национальной экономической силой в мире. Япония также оказывает значительное влияние на развитие экономики и политики в Азии и других странах, косвенно воздействуя, таким образом, на экономику США и других стран, а так же на отношения с ними.
В 70х-80х годах ХХ века Япония стала самой конкурентоспособной страной мира. Это указало на особую форму бюрократического капитализма, которому свойственна активная роль государства в регулировании экономики. Так же это подчеркнуло особый подход к менеджменту, специалистами в котором были японские компании. Прочими критериями стали такие концепции, как высокое качество, регулярное совершенствование, пунктуальность в выполнении работы. Эта модель оказала влияние и на представления американских партнёров и конкурентов об экономической политике страны. Некоторые ее составляющие применялись даже в течение правления республиканских администраций, которым свойственна поддержка либеральной экономики. Во времена демократической администрации Клинтона влияние Японии на американскую экономическую политику было еще сильнее, по крайней мере, до тех пор, пока не стало ясно, что Япония сама испытывает экономические трудности.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 История становления и развития экономики Японии
1.1 Общая характеристика экономики
1.2 Основные этапы развития экономики
Глава 2 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
2.1 Предпосылки кризиса развития
2.2 Прямые и косвенные причины успеха Японии
Глава 3 ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
3.1 Истоки японской модели государственного регулирования
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
3.3 Роль правительства в конкурентном успехе Японии
3.4 Японская модель менеджмента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Правительство не пыталось вмешиваться во все отрасли. Вместо этого оно выделяло целевые отрасли, среди которых были такие час-то исследуемые отрасли, как угольная, сталелитейная, судостроительная, полупроводниковая и компьютерная. Для того чтобы добиться более быстрого роста экономики, правительство выбирало отрасли с высокой эластичностью спроса при росте доходов, такие как машиностроение, электроника, автомобилестроение, -- то есть не те, в которых у Японии было конкурентное преимущество (например, текстильная). Чтобы гарантировать Японии передовые позиции в технологическом развитии, в 1970-х годах правительство нацелилось на высокотехнологичные отрасли, которые обещали наиболее высокие прибыли.
Человеком,
впервые сформулировавшим принципы
японской модели регулирования экономики,
был Чалмерс Джонсон. Джонсон, которого
иногда называют «отцом» теории государственного
регулирования экономики
Джонсон
до такой степени преувеличил
роль MITI, что недооценил роль ряда других
институтов японской экономики. Последующие
исследования также подчеркивали роль
сложной системы взаимосвязей японских
правительственных и бизнес-
Нужно
отметить, что не все экономисты
придавали одинаковую важность роли
японского правительства в
3.2 Элементы модели японского регулирования экономики
Основные элементы модели японского государственного регулирования представлены на рисунке 3-1. Именно эти элементы чаще всего указываются учеными и другими специалистами при обсуждении японской модели развития экономики.
* Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников (прежде всего MITI)
* Определение
приоритетных отраслей для
* Агрессивное развитие экспорта
* Многочисленные инструкции, правила и согласования
* Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка
* Ограничение прямых иностранных инвестиций
* Мягкое
антимонопольное
* Реструктуризация
промышленности под
* Официальное разрешение картелей
* Жесткое
регулирование финансовых
* Спонсируемые
правительством совместные
* Ясная
макроэкономическая политика
* Активное центральное правительство и стабильный аппарат чиновников (прежде всего MITI)
Убеждение
в том, что правительство должно
активно направлять развитие экономики,
-- краеугольный камень японской модели.
Главными агентами, выполняющими эту
роль, были влиятельные министерства,
в первую очередь Министерство международной
торговли и промышленности и Министерство
финансов. Сотрудники этих министерств,
чиновники от элиты, профессиональные
бюрократы обеспечивали преемственность
экономической политики независимо
от смены правительств. В японском
парламенте многие политики, например,
даже не должны отвечать на вопросы
экономического характера -- это делают
за них упомянутые выше бюрократы
из министерств. Чиновники министерств
обычно выходят в отставку в сравнительно
молодом возрасте и затем занимают
руководящие посты в других правительственных
учреждениях или частных
* Определение приоритетных отраслей для ускорения экономического роста
Правительство
выбирает и поддерживает целевые
отрасли. Эта поддержка отражается
в законах, инструкциях и циркулярах,
направляемых в корпорации, и официальном
видении -- концепции экономического
развития, которое готовится MITI (некоторую
роль в его подготовке играют и
другие министерства) и распространяется
среди весьма широкой аудитории.
В 1950-х и 1960-х годах расстановка
приоритетов дополнялась
* Агрессивное развитие экспорта
Япония
развивала свою экономику, делая
четкий акцент на расширение экспорта
в целевых отраслях. Правительство
было непоколебимо в том, что для
Японии, маленькой страны, не обладающей
обширными природными ресурсами, единственный
путь выжить -- это производить товары
на экспорт. Для целевых экспортных
отраслей предусматривались
аспекты, включая микро- и макроэкономику, даны расширенные описания экономическим терминам и процесса
Например, производство швейного оборудования поддерживалось как экспортная отрасль сразу после окончания Второй мировой войны. Поскольку в то время оккупационные власти США не разрешали японским частным лицам прямо вести бизнес с иностранными клиентами, правительство Японии само выступало в роли торговой компании для японских производителей.
* Многочисленные инструкции, правила и согласования
Разнообразные правительственные предписания включали в себя как требования обязательных согласований, так и «добровольные» правила, которые устанавливались после консультаций с ассоциациями бизнесменов той или иной отрасли. Например, для работы с ценными бумагами фирмам была нужна не только лицензия, но также одобрение Министерства финансов на принятие таких решений, как открытие новых филиалов, планируемые слияния или открытие бизнеса, который выходил за пределы традиционных операций с ценными бумагами. В дополнение к официально утвержденным законам и правилам чиновники Министерства финансов также давали многочисленные инструкции и наставления в устной форме. Исследователи отмечали, что «Министерство финансов регулирует в этой отрасли буквально все, включая то, как пользоваться палочками для еды». Добровольная японская ассоциация биржевых дилеров также устанавливала целый ряд правил.
* Избирательный протекционизм в целях защиты внутреннего рынка
Для того чтобы защитить японские компании от конкуренции импортеров, иностранным фирмам часто закрывался доступ на японский рынок. Были разработаны специальные меры в сфере торговли и валютного обмена, которые позволяли японским фирмам «нагнать» зарубежных конкурентов в ряде растущих отраслей. Такие протекционистские меры применялись в широком спектре отраслей, начиная от производства сырья и заканчивая производством готовых товаров. Например, фирма Singer -- в то время крупнейший в мире производитель швейного оборудования -- была временно лишена доступа на японский рынок швейных машин, который в ранний послевоенный период переживал бум.
Эти ограничения ослаблялись весьма постепенно и не полностью и только под давлением других стран и международных организаций. Либерализация импорта началась лишь в 1964 году, когда Япония решила стать полноправным членом Международного валютного фонда (МВФ). Отрасли, поддержка которых считалась необходимой, были либерализованы в последнюю очередь. Импортные квоты -- наиболее «драконовская» форма протекционизма -- были упразднены: для цветных телевизоров в 1964 году, пассажирских автомобилей в 1965 году, цветной фотопленки в 1971 году, электронных калькуляторов и кассовых аппаратов в 1973 году, интегральных микросхем в 1974 году и компьютеров в 1975. Однако и после этого японский рынок никак не мог считаться открытым.
* Ограничение прямых иностранных инвестиций
Жесткие
ограничения прямых иностранных
инвестиций и энергичные меры поддержки
японских собственников также не
позволяли иностранным
Постепенная
либерализация законодательных
ограничений на прямые иностранные
инвестиции началась в 1956 году и в
основном была завершена в 1973 году.
Другие отрасли, где долго применялись
протекционистские меры, -- автомобильная
(1971); производство интегральных микросхем
(1974); фармацевтическая и компьютерная
(1975); обработка информации и производство
фотопленки (1976).
* Мягкое антимонопольное законодательство
В нескольких целевых растущих отраслях было решено создать несколько достаточно крупных корпораций, способных эффективно конкурировать на мировых рынках. Яркий пример -- сталелитейная корпорация Nippon Steel, образованная в 1970-м году в результате слияния Fuji Steel и Yahata Steel. Первоначально Fuji Steel и Yahata Steel были единой компанией, которая была разделена американскими оккупационными властями, проводившими политику разукрупнения японского бизнеса после окончания Второй мировой войны. MITI приветствовало слияние, в результате которого образовалась компания, контролировавшая более 30% рынка основной металлопродукции. Хотя Комиссия по честной конкуренции (FTC, Fair Trade Commission) первоначально не поддерживала слияние, в конце концов, она его одобрила, выдвинув ряд достаточно мягких условий. Обозреватели отметили, что, если уж японская FTC одобрила подобную сделку, то она, очевидно, одобрит любое слияние.
В дополнение
к разрешению крупных слияний, существенно
повышавших уровень концентрации в
отрасли, правительство также