Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:17, курсовая работа
Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономикой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого насе
Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель данной курсовой работы можно обозначить следующим образом: изучить и проанализировать проблему занятости в Республике Беларусь, определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.
Для рассмотрения данной проблемы необходимо решить ряд следующих задач:
Методологической и
1 Занятость: сущность, формы
1.1 Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах
Занятость – важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости – важнейший макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.
Согласно Закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (от 15 июня 2006 года №125-З) занятость - деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу [1].
А. Сен (профессор Лондонской экономической школы) считает, что рассматривать занятость только как оплачиваемый труд в легальной экономике неверно. Прежде всего, потому, что она имеет несколько аспектов: производственный — участие в производстве продукции; вознаградительный — получение трудового дохода; признательный — признание обществом полезности труда. Другими словами, производство благ и услуг в домашнем хозяйстве является общественно-полезным, и потому рассматривается как форма экономической активности.
Кратко охарактеризуем современные
направления в теории занятости,
особенно касающиеся регулирования
занятости как ключевого
Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гильдера, А. Лафера, М. Фельдстайна, Р. Холла. В основе неоклассической концепции лежат положения неоклассической политэкономии. Создатели этой школы рассматривают рынок труда как внутренне неоднородную и чрезвычайно динамичную систему, подчинившуюся рыночным законам. Основным регулятором ее служит ценовой механизм.
Монетаристская школа, представителями которой являются М. Фридман, Э. Фелис, исходила из факта жесткой структуры цен на рабочую силу и однонаправленной тенденции роста ставок реальной заработной платы определенным «нормальным» темпом. Согласно этой теории в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы.
Индустриально-социологическая школа представлена, например, такими экономистами как Д. Веблен, Дж. Даплон, Дж. Гелбрейт, Л. Ульман. Ее приверженцы считают, что существующие проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для этих ученых характерен отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить имеющиеся на рынке несоответствия особенностями социальных, профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы [2, с.24-26].
В занятости, как экономическом явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Достижение полной и эффективной занятости является одной из ключевых задач социально-экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической науки. Полная занятость – это такое состояние экономики, при котором все желающие работать при сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Эффективная же занятость – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [3, с. 8].
А сейчас более подробно рассмотрим понятия полной и эффективной занятости.
Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования. В зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики, оно трактуется по-разному. Так, в советский период таким критерием для науки и практики служила всеобщая занятость, обеспечение всего трудоспособного населения рабочими местами. Общество стремилось достичь баланса трудовых ресурсов на предельно высоком уровне.
В западной экономической
теории и практике под полной занятостью
подразумевается такое
Возникает вопрос: при каком
уровне вовлеченности в
Под экономически целесообразным
понимается продуктивное рабочее место,
позволяющее человеку реализовать
свой личный интерес, добиться высокой
производительности труда, используя
достижения науки и техники, и
иметь достойный заработок, гарантирующий
нормальное воспроизводство работника
и его семьи. Отвечающее указанным
требованиям рабочее место
Следовательно, если спрос
на экономически целесообразные места
будет удовлетворяться соответствующими
по профессионально-
Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства, общества [4, с.30-31]. Этот фактор более подробно мы рассмотрим в Главе 2.
Также следует отметить, что главной характеристикой полной занятости является то, что это свободно избранная деятельность, то есть общество не навязывает своим гражданам форму жизнедеятельности и не допускает принуждения к труду (за исключением случаев правонарушения ими закона). Гражданин вправе сам выбирать форму занятости (либо незанятости). Свободно избранная занятость означает самостоятельное волеизъявление в выборе конкретной сферы, формы приложения своего человеческого капитала (оплачиваемая деятельность в общественном производстве, служба в Вооруженных Силах, учеба, религиозная деятельность, воспитание детей, уход за больными родственниками, занятие домашним хозяйством и др.) [5, с.31].
Подведя итог, мы можем сказать, что полная занятость - это состояние, при котором совокупная занятость является неэластичной, то есть не реагирует на увеличение эффективного спроса [6, с.32].
Является ли полная занятость эффективной?
Полная занятость может
иметь место и при некотором
отклонении существующих рабочих мест
от статуса экономически целесообразных,
при несоответствии их профессионально-
Поэтому возникает проблема эффективности занятости, или эффективной занятости. По данному вопросу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда [4, с.32].
Экономически эффективная занятость также означает покрытие предложения рабочей силы такими рабочими местами, занятость на которых предполагает целесообразную деятельность, на результат которой есть реальный платежеспособный спрос в обществе, а доход от которой позволяет занятому эффективно воспроизводить свой человеческий капитал [5, с.34].
При полной и эффективной занятости решаются две задачи:
Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь