Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:17, курсовая работа
Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономикой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого насе
Одной из характерных черт
состояния занятости в
Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре 2011 г. было принято на работу 647,3 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 43,2 тыс. человек, уволено по различным причинам 691,4 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,7% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций [15]. Более конкретная информация по численности нанятых и уволенных работников по сферам народного хозяйства представлена в таблице (приложение А).
Проанализировав данную таблицу, мы можем сделать вывод о том, что за период с января по сентябрь 2011 г. организации Республики Беларусь приняли на работу меньше работников, чем уволили. Таким образом была немного уменьшена избыточная занятость.
А теперь обратим внимание
на распределение численности
Анализ распределения занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь свидетельствует о положительных изменениях в отраслевой структуре занятости в ходе процессов перераспределения рабочей силы по отраслям общественного производства. Прежде всего, это касается соотношения численности работающих в производственной и непроизводственной сферах в сторону увеличения последней. Так, если в 2000 г. их соотношение составляло 48,7% и 51,3%, то в 2010 г. – 44,5% и 55,5%. Позитивной тенденцией можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где доля работающих снизилась с 27,6% в 2000 г. до 25,3% в 2010 г. В сельском хозяйстве численность работников неуклонно сокращалась, в результате доля занятых здесь уменьшилась с 14,1% – в 2000 г. до 9,7% – в 2010 г.
Несмотря на расширение занятости в сфере услуг, Беларусь по этому показателю существенно отстает от других стран. Можно говорить о конкурентоспособности ресурсов труда, если соотношение занятых в сфере услуг и производственном секторе экономики сохраняется, как минимум, на уровне 60:40. В Беларуси оно составляет 55:45 (по данным 2010 г.).
Одной из характеристик степени
рыночных преобразований экономики
служит показатель доли занятых в
негосударственном секторе
Таблица 5 - Распределение численности занятого населения по формам собственности (в процентах к итогу)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего занято в экономике |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам собственности: |
||||
государственная |
50,7 |
49,9 |
47,3 |
44,2 |
частная |
47,8 |
48,5 |
51,1 |
54,0 |
смешанная с иностранным участием |
2,8 |
3,2 |
3,2 |
3,9 |
иностранная |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,8 |
Примечание – Источник: [14].
Важнейшей характеристикой сферы занятости в Республике Беларусь является наличие вынужденной неполной занятости, которая является следствием ее избыточного уровня и проявляется в виде занятости неполный рабочий день (или сокращенная рабочая неделя), административных отпусках. Избыточная занятость не идентична неполной вынужденной занятости, хотя последняя является конкретным выражением трудоизбыточности на микроуровне и характеризует объем, структуру неэффективно задействованного персонала. К избыточным относятся те работники, труд которых не является для предприятия экономически необходимым. Их существование на предприятии обусловлено плохой организацией и нормированием труда, значительно большими затратами труда на единицу выпускаемой продукции в основном, вспомогательном и обслуживающем хозяйствах предприятия по сравнению с аналогичными предприятиями в рыночной экономике (что частично обусловило ценовую неконкурентоспособность отечественных товаров). Труд избыточных работников материализуется в выпуске нереализованной продукции из-за отсутствия спроса на нее, в превышении трудовых затрат на выпуск продукции по сравнению с конкурентоспособными предприятиями. То есть избыточный персонал может быть и занят, но занят нерационально, либо не полностью. Неполная вынужденная занятость включает работников, занятых неполный рабочий день по инициативе администрации, либо находящихся в административных отпусках. Это временная недозагрузка человеческого капитала предприятия. Она является составной частью избыточной занятости. Большинство исследователей отождествляют вынужденную неполную занятость и скрытую безработицу. Как представляется, это не совсем правомерно. Если подходить к данной проблеме чисто количественно, то скрытая безработица равна избыточной занятости, где вынужденная неполная – лишь ее часть. Поэтому и рассчитывать скрытую безработицу надо через показатели эффективности использования фонда рабочего времени и затрат труда на объем нереализованной продукции. Если же подходить к проблеме скрытой безработицы сущностно, в качественном аспекте, то, в соответствии с методологией МОТ, работников, работающих в режиме неполного рабочего времени или находящихся в административных отпусках, нельзя отнести к безработным. Они являются занятыми, но занятыми неэффективно с точки зрения воспроизводства человеческого капитала, национального богатства. Определение неполной занятости было утверждено на IX Международной конференции статистиков труда (1957 г.), в соответствии с которым к ней относятся «лица, имеющие занятие, не работающие полное рабочее время, но которые хотели бы выполнять дополнительную работу, кроме выполняемой. Кроме того, к ним принадлежат работники, имеющие занятие, доход или заработная плата которых возрастут, если они будут работать в лучших условиях или изменят свою профессию в соответствии с полученной профессиональной подготовкой».
При регулировании занятости в Республике Беларусь целесообразно учитывать наличие неполной занятости по следующим причинам:
Резкое превращение скрытой безработицы в открытую не поможет повысить эффективность занятости в стране, а только усилит напряженность на официальном рынке труда и расширит круг лиц, нуждающихся в материальной и организационной поддержке центров занятости. В случае быстрой легализации скрытой безработицы возрастет теневая занятость. Однако поэтапное сокращение избыточной занятости позволит осуществить меры по сочетанию различных форм занятости без «перегрева» региональных рынков труда. Поэтому общее направление регулирования занятости в Республике Беларусь состоит в сокращении избыточной занятости и достижении эффективной занятости на базе реструктуризации экономики совместными усилиями предприятий и центров занятости [5, с.114-115].
Подведя итог, мы можем сказать, что в Республике Беларусь исторически сложился высокий уровень занятости населения. Но, несмотря на это, этот показатель постоянно колеблется. Одной из характерных черт состояния занятости в Республике Беларусь является избыточная занятость, а также вынужденная неполная занятость. Расширяется занятость в сфере услуг.
2.2 Основные направления
реализации государственной
Государственное регулирование занятости представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня.
С целью эффективного регулирования безработицы государственная политика осуществляется по следующим направлениям:
Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь