Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономикой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого насе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

          Занятость – важнейшая характеристика  экономики. Достижение полной  и эффективной занятости является одной из важнейших задач социально-экономической политики Республики Беларусь. Для достижения полной занятости необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства. В зарубежных странах проблема занятости также является актуальной, поскольку число населения, занятого в экономике, постоянно колеблется.

1.2 Структура занятости  и ее особенности в странах  с переходной экономикой

 

Структура – в философском  понимании есть «относительно устойчивое единство элементов, их отношений в  целостности объекта; инвариантный аспект системы». Таким образом, структура может быть представлена как отношения между ее элементами (объектами и субъектами), в их конкретизации по уровням, видам и формам связи [5, с.21-22].

Структура занятости населения  представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура  занятости населения

Примечание –  Источник: собственная разработка

В широком контексте экономической  теории переходное состояние обществ  и экономик затрагивалось в связи  с переходом от аграрного общества к индустриальному. Однако особенность современных процессов перехода состоит в том, что к концу ХХ века сложилось взаимосвязанное мировое хозяйство, все страны оказались достаточно прочно и многообразно взаимозависимы. Поэтому процесс трансформации значительной части мирового хозяйства, осуществляемый в настоящее время, оказывает влияние на международные контакты и внутреннее положение других стран, обогащает как позитивным, так и негативным опытом возможностей и направлений перехода [5, с.76].

Страны с переходной экономикой или страны с формирующимися рынками — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

  1. бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
  2. бывшие советские республики ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
  3. бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что  часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре  эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками [11].

Одной из ведущих характеристик  базового состояния стран с переходной экономикой является высокий уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, главной формой которого является государственный найм.

Основной регулирующей силой  состояния занятости в государственной  экономике является потребность  предприятия в трудовых ресурсах. Но, поскольку предприятия государственные, то общий уровень занятости на них задается не экономическими соображениями максимизации прибыли, а социально-политическими: обеспечение полной занятости, отсутствие безработицы, увеличение объемов выпуска продукции на прежней технологической базе. Достигается последнее все большим поглощением трудовых ресурсов для наращивания объемов выпуска экстенсивным путем и обеспечения возможности маневрирования трудовыми ресурсами на время их отвлечения на сельскохозяйственные работы, отпуска и пр. Поэтому, при общем отсутствии безработицы на макроуровне, в рамках каждого конкретного предприятия существует «запасная» - излишняя, незанятая рабочая сила.

Рассмотренный механизм обеспечения  занятости приводит к существованию огромного числа экономически нецелесообразных рабочих мест.

С началом процесса перехода к рынку обозначились общие для  всех переходных стран закономерности в состоянии занятости. Наиболее существенной из них является эклектичность занятости, что означает одновременное существование в экономике как прежних, так и зарождающихся форм обеспечения занятости, которые существуют параллельно, практически не взаимодействуя друг с другом.

Эклектичность состояния  и, соответственно, регулирования занятости  в переходной экономике определяет и такую закономерность ее регулирования, как неопределенность и неустойчивость. Это проявляется в неполноте и ограниченности информации о результатах регулирующих воздействий, поскольку центральные плановые органы уже не функционируют в прежнем объеме полномочий, а новые формы регулирования еще не работают.

Третья закономерность регулирования  занятости в переходной экономике заключается в значительной доле политических и социальных факторов в регулировании занятости. Безработица становится одним из расхожих аргументов в политической борьбе, оправдательным фактом для сохранения и поддержания убыточных производств.

Зарубежные специалисты  отмечают высокую степень корпоративизма в регулировании занятости в  странах Центральной и Восточной  Европы, связанную с организацией коллективных переговоров. Особенно высоким уровнем корпоративизма характеризуются Чехия и Венгрия, менее – Болгария и Польша. Корпоративизм в регулировании занятости способствует установлению региональных и затяжных различий в ее уровне. Отмечается также, что при низкой степени корпоративности уровень безработицы более устойчив (т.е. не растет быстрыми темпами) [5, с. 76-80].

Анализ в развитии занятости  и безработицы в странах с  переходной экономикой позволяет выделить некоторые общие тенденции.

Так, с начала 2000-х годов  во всех странах во всех странах  обозначилось снижение ВВП. В Чехии в 2008 г. по сравнению с 2005 г. ВВП снизился на 2,4% и составил 3,9%, в Словакии – на 4%: в 2008 г. этот показатель был равен 6,4%, в России в 2010 г. уровень ВВП остановился на отметке 4%, что на 4,5% меньше, чем в 2007 г., а в Болгарии в 2007 г. уровень ВВП был равен 11%, а в 2009 г. – 5,9%.

Такое значительное снижение объемов производства сопровождалось соответствующим ростом безработицы. На данный момент показатели безработицы в рассматриваемых странах остаются на достаточно высоком уровне. Например, в Чехии уровень безработицы составляет 6%, в Словакии – 7,7%, в России – 6,6%, в Болгарии – 6,5% [12].

Общими чертами безработицы  в переходных экономиках является сходство ее структуры:

  1. значительный удельный вес молодежи;
  2. увеличение длительной безработицы;
  3. основным источником пополнения рядов безработных являются высвобожденные с производства и выпускники;
  4. низкая оборачиваемость состава безработных.

Схожесть тенденций и  структуры безработицы в странах  с переходной экономикой позволяет  говорить о существовании общих  закономерностей ее регулирования.

В начале переходных процессов  практически во всех странах были введены достаточно обширные меры пассивной  помощи безработным. Это объяснялось  как невысоким уровнем безработицы, так и попытками перенять позитивный опыт стран с социально ориентированной  рыночной экономикой (прежде всего  скандинавских). Однако при дальнейшем росте безработицы выплаты безработным  стали достаточно обременительными для бюджета, что частично способствовало росту налогового пресса на субъектов  хозяйствования. Поэтому далее переходные экономики пошли различными путями: либо ужесточением правил регистрации безработных и назначения пособий (Венгрия, Беларусь), либо уменьшением помощи безработным (Польша, Румыния, Болгария). Максимальная продолжительность сроков выплаты пособий в переходных экономиках ниже, чем в странах Западной Европы, а размер пособий при низком уровне самой минимальной заработной платы не способен материально поддержать безработных.

Значимыми выводами, вытекающими  из опыта регулирования занятости в странах с переходной экономикой, представляются следующие:

  1. эффективность регулирования занятости производна от реальности и последовательности рыночных преобразований;
  2. условия оказания пассивной помощи не должны быть слишком мягкими, чтобы не стимулировать рост долговременной безработицы, но и не должны быть чрезмерно жесткими, иначе основные потоки безработных пойдут за пределами официально контролируемого рынка труда;
  3. активная политика на рынке труда должна быть направлена на развитие инфраструктуры рынка труда;
  4. реализация общественных работ эффективнее на локальном (региональном) уровне;
  5. содействие повышению мобильности рабочей силы (особенно в молодом возрасте);
  6. трудоустройство на экономически неэффективных рабочих местах не способствует повышению эффективности занятости и структурной перестройке, создаваемые рабочие места должны быть экономически или социально необходимыми, иначе это определяет недолговременность их существования [5, с. 85-87].

Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь