Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:17, курсовая работа
Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономикой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого насе
Занятость – важнейшая
1.2 Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономикой
Структура – в философском понимании есть «относительно устойчивое единство элементов, их отношений в целостности объекта; инвариантный аспект системы». Таким образом, структура может быть представлена как отношения между ее элементами (объектами и субъектами), в их конкретизации по уровням, видам и формам связи [5, с.21-22].
Структура занятости населения представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура занятости населения
Примечание – Источник: собственная разработка
В широком контексте
Страны с переходной экономикой или страны с формирующимися рынками — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.
К странам с переходной экономикой относятся:
При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками [11].
Одной из ведущих характеристик базового состояния стран с переходной экономикой является высокий уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, главной формой которого является государственный найм.
Основной регулирующей силой
состояния занятости в
Рассмотренный механизм обеспечения занятости приводит к существованию огромного числа экономически нецелесообразных рабочих мест.
С началом процесса перехода к рынку обозначились общие для всех переходных стран закономерности в состоянии занятости. Наиболее существенной из них является эклектичность занятости, что означает одновременное существование в экономике как прежних, так и зарождающихся форм обеспечения занятости, которые существуют параллельно, практически не взаимодействуя друг с другом.
Эклектичность состояния и, соответственно, регулирования занятости в переходной экономике определяет и такую закономерность ее регулирования, как неопределенность и неустойчивость. Это проявляется в неполноте и ограниченности информации о результатах регулирующих воздействий, поскольку центральные плановые органы уже не функционируют в прежнем объеме полномочий, а новые формы регулирования еще не работают.
Третья закономерность регулирования занятости в переходной экономике заключается в значительной доле политических и социальных факторов в регулировании занятости. Безработица становится одним из расхожих аргументов в политической борьбе, оправдательным фактом для сохранения и поддержания убыточных производств.
Зарубежные специалисты
отмечают высокую степень корпоративизма
в регулировании занятости в
странах Центральной и
Анализ в развитии занятости и безработицы в странах с переходной экономикой позволяет выделить некоторые общие тенденции.
Так, с начала 2000-х годов во всех странах во всех странах обозначилось снижение ВВП. В Чехии в 2008 г. по сравнению с 2005 г. ВВП снизился на 2,4% и составил 3,9%, в Словакии – на 4%: в 2008 г. этот показатель был равен 6,4%, в России в 2010 г. уровень ВВП остановился на отметке 4%, что на 4,5% меньше, чем в 2007 г., а в Болгарии в 2007 г. уровень ВВП был равен 11%, а в 2009 г. – 5,9%.
Такое значительное снижение объемов производства сопровождалось соответствующим ростом безработицы. На данный момент показатели безработицы в рассматриваемых странах остаются на достаточно высоком уровне. Например, в Чехии уровень безработицы составляет 6%, в Словакии – 7,7%, в России – 6,6%, в Болгарии – 6,5% [12].
Общими чертами безработицы в переходных экономиках является сходство ее структуры:
Схожесть тенденций и
структуры безработицы в
В начале переходных процессов
практически во всех странах были
введены достаточно обширные меры пассивной
помощи безработным. Это объяснялось
как невысоким уровнем
Значимыми выводами, вытекающими из опыта регулирования занятости в странах с переходной экономикой, представляются следующие:
Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь