Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Занятость представляет собой не только экономическую, но и очень важную социальную проблему. Она играет определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, становлении и раскрытии личности. Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 5
1Занятость: сущность, формы, особенности в зарубежных странах……… 7
Понятие занятости, ее формы, особенности в зарубежных странах…... 7
1.2Структура занятости и ее особенности в странах с переходной экономикой…………………………………………………………………..…………..13
2 Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………...………………... 17
2.1 Анализ уровня занятости и безработицы в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….. 17
2.2 Основные направления реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь….…………………………………………………….. 22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………... 28
Приложение А Таблица численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в январе-сентябре 2011 г......................................................................................…30
Приложение Б Диаграмма распределения численности занятого насе

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 97.56 Кб (Скачать файл)

Достижению указанных  целей и смягчению напряженности на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством. В целом основные показатели этих программ выполняются успешно, чему способствует деятельность государственной службы занятости, которая обеспечивает в полном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.

Проблемы занятости решаются исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека. Особое внимание уделяется трудоустройству категорий населения, не способных на равных конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости [17, с.452].

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная программа  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2011 год (далее  — Государственная программа), основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В Государственной программе  определены основные направления и  приоритеты деятельности республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.

В рамках реализации Государственной  программы предполагается решение следующих задач:

  1. содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;
  2. вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
  3. интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
  4. содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
  5. повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;
  6. обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
  7. обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,21,5 процента от численности экономически активного населения.

Одним из важнейших приоритетов  Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

В целях содействия в трудоустройстве  незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах — 25,2 тыс., в сельской местности — 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест — с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд).

Более 3,0 тыс. безработных  смогут получить финансовую поддержку  в виде субсидии из средств Фонда  для организации предпринимательской  деятельности и самостоятельной занятости.

Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с  учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Для трудоустройства инвалидов  нанимателям установлена броня  приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

Для обеспечения временной  занятости граждан, в том числе  безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы,  организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

В полном объеме к концу 2011 г. будет обеспечена предусмотренная  законодательством социальная поддержка  безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

Реализация мероприятий  Государственной программы позволит обеспечить к концу 2011 года:

  1. численность населения, занятого в экономике, в пределах 46704720 тыс. человек, в том числе в Брестской области 640,3647,2 тыс. человек, Витебской 573,6579,7 тыс. человек, Гомельской 667,2674,3 тыс. человек, Гродненской 509,1514,6 тыс. человек, Минской 674,7681,9 тыс. человек, Могилевской 508,6514 тыс. человек, г. Минску 1096,51108,3 тыс. человек;
  2. уровень регистрируемой безработицы по республике в размере 1,21,5%, в том числе в Брестской области 1,5%, Витебской 1,6%, Гомельской 1,4%, Гродненской 1,4%, Минской 1,2%, Могилевской 1,5%, г. Минску 0,5%.

В целях информирования населения  о возможностях трудоустройства  предусматривается организация  проведения ярмарок — вакансий, дней организаций, создание в крупных организациях информационно-консультационных пунктов органов по труду, занятости и социальной защите, работы телефонной «горячей линии» [18].

Ход выполнения данной программы  можно определить, проанализировав следующие данные:

  1. в первом полугодии 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 155,9 тыс. человек (93,5% к соответствующему периоду 2010 года), из них зарегистрированы безработными 95,8 тыс. человек (88,5 процента);
  2. число свободных рабочих мест увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 16 % и составило на  1 июля 2011 г. 63,1 тыс. вакансий (на 01.07.2010   54,4 тыс. вакансий). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,8% от общего количества заявленных нанимателями вакансий (77,6 % в 2010 году). В г.Минске вакансий в семь раз больше, чем безработных;
  3. за январь-июнь 2011 гтрудоустроено на созданные рабочие места 91,6 тыс. человек (52,4% от задания, 105,3% к уровню 2010 года);
  4. из 1,1 тыс. рабочих мест, созданных нанимателями с использованием бюджетной ссуды, 0,6 тыс. (58,7%) создано в малых городах, 194  или 18,3% на селе;
  5. на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 103,8 тыс. человек (52% от задания), из них 66,8 тыс. безработных   (52,1% от задания);
  6. трудоустроено на постоянную работу 10,6 тыс. граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе 6,4 тыс.- в счет установленной брони;
  7. организована адаптация к трудовой деятельности 301 инвалида;
  8. профинансированы и компенсированы затраты из средств Фонда социальной защиты населения 15 нанимателям за приобретенное  специализированное оборудования для создания 39 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
  9. финансовая поддержка в виде субсидий для организации предпринимательской, ремесленной  деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма оказана 1734  безработным (104,2% к 2010 году), в том числе  301 безработному, проживающему в сельской  местности, 494 безработным, проживающим в малых городах. Из общего числа получивших финансовую поддержку 677 человек прошли обучение основам предпринимательской   деятельности;
  10. на ученические рабочие места в рамках «Молодежной практики», трудоустроено 982  безработных из числа выпускников профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, а также прошедших обучение по направлениям государственной службы занятости, в том числе 32 женщины-матери. Трудоустроено на постоянную работу после «Молодежной практики»  314 человек;
  11. на новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселено, с их согласия, 198 семей безработных;
  12. в оплачиваемых общественных работах приняли участие 41,3 тыс. человек (45,6% от задания), в том числе 25,1 тыс. безработных  (51% от задания), из них 4,1 тыс. отработали на объектах социальной сферы, 1,4 тыс. на объектах лесного хозяйства, 21,9 тыс. в сельском хозяйстве;
  13. в свободное от учебы время организована трудовая  занятость для 19,6 тыс. человек из числа школьников, учащейся  и студенческой молодежи, из них 16,9 тыс. учащиеся 8-11 классов;
  14. на 1 июня 2011 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 30,6 тыс. безработных (78,7%  к уровню 2010 года).

Итоги текущего мониторинга  показывают, что существенного ухудшения ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.

По данным Белстата, вынужденная  неполная занятость в январе-июне 2011 г. составила 62,1 тыс. человек или 1,8% от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года  показатель уменьшился в 2,2 раза (в январе–июне 2010 г. – 136,4 тыс. человек или 3,9%).

Реализован ряд мероприятий  организационного, информационного  и законодательского характера, предусмотренных Государственной  программой.

Кроме того, подготовлены предложения  по снижению норм   наполняемости учебных групп при организации профессионального обучения безработных инвалидов, а также  по   предоставлению дополнительной  материальной помощи инвалидам на период прохождения обучения, по конкретизации компенсационных выплат на оплату труда инвалидов в период их адаптации к трудовой деятельности.

В целях информирования несовершеннолетней молодежи о возможностях трудоустройства и профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда проведено более 70 тематических мероприятий,  таких,  как «День профориентации молодежи»,  «День выпускника» с охватом более 25 тыс. учащейся молодежи.

По вопросам обеспечения  занятости  населения проведено  более 100 массовых мероприятий в  виде ярмарок вакансий, дней предприятий  с участием около 15 тыс. человек. 

 В рамках повышения  престижа рабочих профессий проводятся  конкурсы профессионального мастерства среди учащихся профессионально-технических учреждений образования г. Минска.

Вопросы занятости населения, изменений на рынке труда,  материалы  о государственных гарантиях  в сфере занятости, в том числе  о преимуществах  легальной трудовой деятельности  постоянно освещаются  в республиканских  и региональных средствах массовой информации [19].

Информация о работе Занятость и особенности государственной политики занятости Республики Беларусь