Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:08, реферат

Описание работы

В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

Содержание работы

Глава 1. История возникновения норм, защищающих права потребителей .
1.1 Понятие «потребитель» в России .
1.2 Понятие «потребитель»: история возникновения норм, защищающих права потребителей за рубежом .
Глава 2. Защита прав потребителей в российском и зарубежном праве .
2.1 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .
2.2 Ответственность продавца товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре .
2.3 Ответственность продавца за неисполнение обязанности по передаче товара и последствия передачи товара, обремененного правами третьих лиц .
2.4 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .
2.5 Государственная, общественная и судебная защита прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания .
2.6 Правоотношения в сфере защиты прав потребителей по зарубежному законодательству: история и современность .
Заключение .
Список литературы .

Файлы: 1 файл

Реферат.Экономика.docx

— 76.13 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Глава 1. История возникновения норм, защищающих права потребителей .

1.1 Понятие «потребитель»  в России .

1.2 Понятие «потребитель»: история возникновения норм, защищающих права потребителей за рубежом .

Глава 2. Защита прав потребителей в российском и зарубежном праве .

2.1 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный  жизни, здоровью или имуществу  гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .

2.2 Ответственность продавца  товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре .

2.3 Ответственность продавца  за неисполнение обязанности  по передаче товара и последствия  передачи товара, обремененного правами третьих лиц .

2.4 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный  жизни, здоровью или имуществу  гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .

2.5 Государственная, общественная  и судебная защита прав граждан-потребителей  в сфере торгового обслуживания .

2.6 Правоотношения в сфере  защиты прав потребителей по  зарубежному законодательству: история и современность .

Заключение .

Список литературы .

Введение.

По данным ежегодных социологических опросов свыше 80% российских граждан хотя бы раз в год сталкиваются с нарушениями их потребительских прав, которые причиняют ущерб здоровью (22%), материальные убытки (62%), моральный вред (53%).

В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав.

Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях. Это вызывает необходимость обращения к историческому опыту, выраженному в законодательных памятниках прошлого.

Анализ норм, регулирующих взаимоотношения покупателей и продавцов в дореволюционной России, механизм защиты интересов потребителей в условиях командно-административной системы позволит подготовить научную почву для эффективной защиты потребителей в условиях перехода России на новый этап развития. Вместе с тем обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании. Совершенствование законодательства невозможно без изучения его исторических корней, процесса его становления. Изучение основных тенденций, проблем, путей их решения в прошлом помогает избежать множества ошибок сегодня. Тщательное изучение исторического опыта позволяет решать сложнейшие задачи современности.

Проблема возникновения и развития законодательства, защищающего права и интересы потребителей, является довольно новой для российской правовой науки. Исторические и теоретические аспекты этой проблемы в научной литературе освещаются недостаточно полно.

Глава 1. История возникновения норм, защищающих права потребителей

1.1 Понятие потребитель  в России

В России понятие "потребитель" употребляется довольно часто. Но до принятия специального законодательства, защищающего права и интересы потребителей, в частности Закона СССР от 22 мая 1991 г. "О защите прав потребителя" этот термин использовался в широком смысле и представлял собой ничто иное, как механическое перенесение экономической категории "потребитель". Им обозначалось потребление двоякого рода: и производительное, и личное.

Иными словами, экономические отношения потребления получали различную правовую регламентацию: производительное потребление, осуществлялось в основном на базе договора поставки; личное потребление обеспечивалось главным образом договором розничной купли-продажи. Так в законодательстве о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления под потребителем понималось предприятие, организация или учреждение, приобретающие продукцию или товары для производственного потребления, либо дальнейшей реализации на рынке без переработки. Другим примером может служить определение понятия "потребитель продукции", содержащееся в ГОСТах "Система разработки и постановки продукции на производство", где потребителем является министерство или ведомство, объединение, предприятие или организация, использующие конкретную продукцию по назначению.

Основы гражданского законодательства также содержат термин "потребитель". Анализ п.3 ст.5 Основ дает основание считать, что под потребителем понимается любое лицо, приобретающее продукцию с целью ее потребления, то есть речь идет как о производительном, так и о личном потребителе. [1]

Первый законопроект, разработанный с целью защиты прав и интересов потребителей по якобы международным стандартам, давал определение потребителя, явно не соответствующее международной практике. А именно, Проект Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителя", вынесенными на всенародное обсуждение 12 февраля 1989 г., давал следующее определение: потребитель – это "предприятие или гражданин, использующие продукцию для собственных производственных или личных нужд". Но данный проект был отклонен, и легальное определение потребителя было дано лишь в 1991 году законом СССР "О защите прав потребителя".[2]

Следует отметить, что отсутствие до 1991 года легального определения "потребитель" в узком смысле, не означало отсутствия этого понятия на практике. Анализ монографической литературы показывает, что ученые-юристы использовали понятие "потребитель" для обозначения граждан (т.е. физических лиц), заключающих договоры купли-продажи, подряда, договоры на оказание услуг с организациями либо гражданами, обеспечивающими повседневное бытовое, торговое либо иное обслуживание. Возникающие при этом отношения именуются отношениями в сфере обслуживания.

Например, Ю. И. Можаренко, используя термин "потребитель", дает ему следующее определение: "граждане, потребности которых удовлетворяются в результате отношений в сфере обслуживания являются потребителями".3 Защите права потребителей на надлежащее качество товаров посвящен доклад Я. А. Куник "Правовая охрана прав потребителя", сделанный на Европейском симпозиуме по юридической ответственности за качество продукции, в 1982 году. Предложения об усовершенствовании законодательства, защищающего интересы "потребителей – советских граждан"3 вносятся В. П. Мозолиным, A. Ю. Кабалкиным в докладе "Совершенствование законодательства об обслуживании граждан в СССР"1,

Понятие "потребитель" используется не только для характеристики гражданско-правовых отношений, но и при анализе уголовных преступлений в сфере обслуживания. Так, А.М. Пивозян свою диссертационную работу посвятил теме: "Борьба с обворовыванием потребителей по советскому уголовному праву"2. Похожая тема исследуется в работе Ю. И. Ляпунова "Уголовная ответственность за обворовывание потребителей по советскому уголовному праву". Но в большинстве работ советского периода термин "потребитель" авторы все же не используют, а говорят конкретно о гражданине-покупателе, гражданине-заказчике, гражданине-клиенте. Так, взаимоотношениям розничных торговых предприятий с гражданами посвящена работа Л. М. Гладковой "Правовые знания – покупателям", B. А. Язева "Советский закон о гарантиях прав покупателей"; Ю. А. Львович "Охрана интересов покупателя" и другие работы. Не используя собирательного понятия "потребитель", В. С. Мартемьянов анализирует в отдельности права покупателя, заказчика, клиента в работе: "Охрана прав покупателя, заказчика и клиента".

Закон СССР "О защите прав потребителя" от 22 мая 1991 года впервые дает легальное определение потребителя соответствующее международному уровню. Потребителем в соответствии с данным нормативным актом признается "гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать продукцию для личных бытовых нужд"3. Российский закон от 7 февраля 1992 года дал аналогичное толкование.

Вывод: Термин "потребитель" используется в широком и в узком смысле. В широком смысле потребителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, использующее продукцию по назначению. В узком смысле потребитель признается гражданин (только физическое лицо), использующий продукцию для личных бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Именно такой потребитель охраняется законодательством о защите прав потребителей.

1.2 Понятие потребитель, история возникновения норм, защищающих  права потребителей за рубежом

Понятие "потребитель" вытекает из положений экономической теории, которая оперировала этим термином с момента своего появления. Экономическая теория демонстрирует место и роль потребителя на рынке товаров, описывает условия, в которых действует потребитель, определяет рамки потребления, развития массового потребительского спроса, основанного на производстве и продвижении на рынок необходимого количества товаров и услуг. Экономическая теория дает следующее определение потребителя: потребитель – это "лицо, или организация, потребляющие продукты чьего либо производства, чьей либо деятельности".1

В XX веке понятие "потребитель" начинает использоваться и вне рамок экономической теории, но в него зачастую вкладывается смысл идентичный смыслу экономической категории. Содержание данного определения, данное в экономической теории и нередко используемое в юридической практике, породило дискуссию в праве, продолжающуюся и на сегодняшний день.

Суть ее заключается в вопросе, какого потребителя защищает государство, либо только потребителя – гражданина, либо к потребителям относятся и коммерсанты, приобретающие определенную продукцию для своего бизнеса, и не следует ли в определенных случаях считать потребителями и юридические лица.

Многие участвующие в этой дискуссии, склонны относить к потребителям небольшие или мелкие предприятия, организованные либо индивидуальным предпринимателем, либо небольшой группой предпринимателей. Так в Уставе защиты потребителей2, утвержденном Европейским Советом в 1973 году к потребителям были отнесены не только физические, но и юридические лица, которые приобретают товары и услуги в целях личного потребления. Но к числу таких юридических лиц Устав относит лишь ассоциации и благотворительные фонды, объединения ремесленников, кустарей и небольшие предприятия. Начиная с 50-60-х гг. понятие "потребитель" стало активно использоваться в зарубежном праве и практике. Но легальное определение оно получило не во всех странах. В ряде государств (Франция, Англия, США) термин "потребитель" используется в законодательстве без каких-либо дефиниций, в других – он введен в оборот судебной практикой и доктриной.

Если суммировать встречающиеся в законодательстве, судебной практике и доктрине определения потребителя, можно сделать вывод, что потребителем признается непрофессионал, приобретающий товары и услуги для удовлетворения личных потребностей. Так во Франции основным нормативным актом, направленным на охрану интересов потребителей в договорных отношениях, является Закон № 78 – 23 от 10 января 1978 г. "О защите и информации потребителей продуктов и услуг". Этот Закон ввел систему контроля за содержанием договоров с участием потребителей – не предпринимателей. Современное законодательство США, действующее в сфере розничной торговли и оказания услуг, также исходит из необходимости защиты прав и законных интересов рядовых потребителей.

Так в соответствии с параграфом 2301 (3) Закона о гарантиях при продаже товаров широкого потребления 1975 г. (Закона Магнуссона-Мосса) потребитель – это покупатель, (но не с целью перепродажи) товаров широкого потребления.

Английское законодательство также связывает понятие "потребитель" с физическими лицами – непрофессионалами, приобретающими товары или услуги в целях личного потребления. Так в соответствии со ст. 12 (1) английского Закона о несправедливых условиях договора (1977 г.) "сторона договора" выступает в качестве потребителя "по отношению к другой стороне, если:

a) Она не заключает  договор в ходе коммерческой  деятельности и не представляет  себя таковым;

в) Другая сторона заключает договор в ходе коммерческой деятельности

c) Применительно к договорам, на которые распространяет свое  действие Закон о кутите –  продаже товаров, либо ст. 7 настоящего  Закона, товары, переходящие в собственность  во исполнение таких договоров, относятся к обычно поставляемым для личного использования или потребления".

Многие авторы склоняются к тому, что к потребителям следует относить только лиц со средним достатком и с относительно скромными доходами.1

Таким образом, следует признать, что в зарубежном законодательстве речь идет о физических лицах – потребителях товаров и услуг. В ряде случаев, в понятие "потребитель" вкладывается социально-экономический или просто технико-утилитарный смысл: "Все мы потребители" – пишет испанский исследователь Э.Поло; или: "потребителем человек становится с момента рождения и остается им до своего последнего дня" – B.C. Сирота.2

Вывод: Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что термин "потребитель" используется в широком и в узком смысле. В широком смысле потребитель представляет собой лицо или организацию, потребляющие продукты чьего-нибудь производства, то есть, потребителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, использующее данную продукцию по назначению.3 В узком смысле потребителем признается гражданин (физическое лицо) использующий, приобретающий, заказывающий товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. В узком смысле данный термин используется в законодательстве, имеющем своей целью защищать права потребителей от неправомерных действий его контрагентов-исполнителей, производителей, распространителей.

Информация о работе Защита прав потребителей