Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:08, реферат

Описание работы

В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

Содержание работы

Глава 1. История возникновения норм, защищающих права потребителей .
1.1 Понятие «потребитель» в России .
1.2 Понятие «потребитель»: история возникновения норм, защищающих права потребителей за рубежом .
Глава 2. Защита прав потребителей в российском и зарубежном праве .
2.1 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .
2.2 Ответственность продавца товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре .
2.3 Ответственность продавца за неисполнение обязанности по передаче товара и последствия передачи товара, обремененного правами третьих лиц .
2.4 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .
2.5 Государственная, общественная и судебная защита прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания .
2.6 Правоотношения в сфере защиты прав потребителей по зарубежному законодательству: история и современность .
Заключение .
Список литературы .

Файлы: 1 файл

Реферат.Экономика.docx

— 76.13 Кб (Скачать файл)

В последние годы в Закон были внесены поправки, связанные с практикой продаж "единиц отдыха" и возникающими в этой связи конфликтами. В соответствии с новой редакцией условием действительности сделки является письменная форма договора и предварительное предоставление потребителю специального бланка, подписанного продавцом, и содержащего все необходимые сведения об "единице отдыха" и о продавце, причем необходимо письменное подтверждение покупателя о получении им данного бланка. Потребитель вправе расторгнуть данную сделку в течение 14 дней со дня подписания договора. В случае оплаты услуг посредством кредитной карточки, взимание денег с потребителя производится не ранее через 30 дней после получения компанией-эмитентом кредитных карточек требования об уплате, так как потребитель вправе в течение 30 дней сообщить компании об отмене сделки Потребителю предоставлено право в случае споров с продавцом обращаться в суд, в том числе в суд за границей по месту расположения "единицы отдыха".

Закон регулирует также взаимоотношения по покупке товаров или заказу услуг, осуществляемые через средства связи (по телефону, по почте, по факсу и т.п.). Потребитель вправе отменить сделку по покупке товара в течение 14 дней со дня получения товара, а в случае заказа услуг – в течение 14 дней со дня заключения сделки, но не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты предоставления услуги.

Законом предусмотрена, помимо индивидуальной судебной защиты, также подача в суд представительского иска. Такой иск может быть подан как потребителем, так и объединением потребителем от имени неограниченного количества потребителей, которым нанесен ущерб данным продавцом.

Вывод: Америка стала Родиной движения в защиту прав потребителя.Это движение распространилось во многие страны Европы. и объединяет более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира. Оно играет огромную роль, как в бизнесе, так и в политике.

Международный опыт, накопленный странами – участниками ЕЭС и ООН, представляется весьма полезным для всех государств, в которых законодательство о защите прав и интересов потребителя появилось недавно. Вплоть до 1973 года на уровне стран – участников ЕЭС не предпринимались какие-либо попытки рассматривать специально вопрос, связанный с потребительской политикой и созданием правовой базы с целью защиты интересов потребителей.

В 1973 году в рамках Комиссии ЕС создается специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей. ЕЭС с принятием первой программы по защите прав потребителей в 1975 г. официально стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Советом ЕС были приняты нормативные акты о безопасности и качестве текстильных, продовольственных товаров, об опасных для жизни и здоровья веществах, способствовавшие созданию цивилизованного рынка товаров, работ и услуг.

В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей и информационной политике провозглашалось, что Сообщество имеет намерение улучшить качество жизни народов Сообщества.

Потребитель – это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов.

В Программе провозглашались пять основных прав потребителя:

– право на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг;

– право на защиту экономических интересов;

– право на возмещение причиненного ущерба;

– право на информацию и просвещение;

– право на представительство (право быть услышанным).

В "Общих положениях" Программы указывалось, что потребительская политика имеет недавнее происхождение. Она появилась как ответ на злоупотребления участников рыночных отношений (производителей и продавцов), невозможность неподготовленному человеку осуществить адекватный выбор товара и защитить свои права в случае причинения вреда. Все это способствовало тому, что государственные органы вынуждены были обеспечить, с одной стороны, защиту потребителю, а с другой – побудить производителей и продавцов обеспечить качество, надежность и безопасность товаров и услуг, устранить методы нечестной торговли.

В Программе 1975 года обозначалась приоритетная цель потребительской политики – полный учет индивидуальных и коллективных интересов потребителей в различных областях деятельности ЕЭС.

В Программе закреплены пять основных задач ЕЭС в области защиты прав потребителей, а также средства их достижения:

- защита потребителя от  угрозы причинения вреда его  жизни и здоровью;

- защита экономических  интересов потребителей;

- оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного  потребителям;

- информирование и просвещение  потребителей;

- консультирование с представителями  потребителей при принятии решений,

- затрагивающих их интересы.

Защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоровью. Потребительские товары и услуги должны быть на рынке в таком состоянии, чтобы при нормальных условиях их использования они не были опасны для жизни и здоровья потребителей. В практической действительности должны существовать процедуры отзыва опасных товаров, а потребители должны информироваться о любом риске или опасности, которые могут возникать при использовании товаров (услуг). Потребитель должен быть защищен от последствий вреда жизни и здоровью, причиненного некачественными товарами. Возмещение вреда возлагается на изготовителей товаров. 1

В основе защиты экономических интересов потребителей лежат следующие принципы:

– исключение злоупотребления правами потребителей в односторонне составленных договорах и т. д.;

– возмещение ущерба, причиненного ненадлежащего качества товарами;

– предоставление потребителям средств защиты от ложной рекламы или умышленного введения в заблуждение в отношении товаров и услуг;

– обеспечение достоверной информации относительно качества и свойств товаров (услуг) в рекламе, на упаковке либо иным способом;

– обеспечение послепродажного обслуживания предметов длительного пользования;

– предоставление широкого ассортимента товаров и услуг для адекватного потребительского выбора.

Основными направлениями деятельности в этой области назывались следующие: гармонизация общих условий предоставления потребительского кредита; проведение исследований с целью установления принципов определения недобросовестной рекламы и возможностей возмещения ущерба, причиненного подобной рекламой; защита потребителей от недобросовестной торговой практики; улучшение ассортимента товаров и услуг.

Заключение

Логическим началом становления советского, а позднее и российского законодательства о потребительских правах, стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР "О защите прав потребителей", введение в действие с 7 апреля 1992 года Закона РФ "О защите прав потребителей". Принятие Закона явилось отправной точкой нового подхода к урегулированию подобных правоотношений, способного действительно эффективно защищать интересы и права потребителей. Несмотря на такую важность принятого Закона, незаслуженно мало внимания уделяется ему в исследованиях отечественных и зарубежных ученых-правоведов.

Исследование показало, что нормы, защищающие права и интересы потребителей, восходят к римскому праву, а затем через рецепцию находят отражение в иностранном и российском законодательстве. В российском законодательстве нормы обнаружены в памятниках истории удельного периода – Русской Правде и Псковской Судной грамоте и в основном памятнике периода империи – Своде Законов Российской Империи.

Выявлены проблемы защиты прав потребителей и их причины на разных этапах исторического развития.

Потребители в дореволюционной России были менее защищены, чем потребители за рубежом. Так, положение об ответственности продавца за недостатки вещи содержится лишь в одной статье Свода, тогда как, к примеру, в Германском Уложении этому вопросу посвящено 29 параграфов, в Швейцарском Уложении – 13 статей.

Согласно Российскому законодательству, покупатель при продаже ему некачественного товара имеет право требовать только расторжения договора, тогда как в зарубежном законодательстве, начиная с римского права, предусмотрена еще одна возможность – требовать уменьшения покупной цены.

Вместе с тем, российское законодательство допускает возможность заключения договора между продавцом и покупателем, в силу которого с продавца снимается ответственность за недостатки товара, что в значительной мере ущемляет права покупателя.

Гражданское законодательство советского периода содержит ряд противоречий, которые можно было истолковать как в пользу потребителя, так и против него, что делалось значительно чаще. Правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые в ряде случаев в одностороннем порядке навязывали невыгодные потребителям условия, ставя их в неравноправное положение по отношению к специализированным организациям, обслуживающим население. Многие из этих правил ухудшали положение потребителя по сравнению с действующими Основами гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик 1961 и Гражданским кодексом 1964 года.

В законодательстве современной России выявлены пробелы, которые требуется устранить в самое ближайшее время.

При исследовании механизмов защиты прав потребителей с момента их формирования и по сегодняшний день обоснованы причины их неэффективности и предложены пути модернизации таких прав потребителей, как право на безопасность товаров, работ, услуг для жизни, здоровья, имущества потребителей; право на судебную защиту.

Проведен сравнительный анализ зарубежного и российского законодательства в сфере защиты прав потребителей, в результате чего выявлены плюсы и минусы нашего законодательства. Так, только Россия создала Межведомственный Совет по защите прав потребителей, который обеспечивает взаимодействие министерств и ведомств, занимающихся вопросами защиты прав потребителей. Для стран Западной Европы собрать вместе все органы для решения каких-либо общих вопросов является большой сложностью. Кроме того, в некоторых статьях российского закона "О защите прав потребителей" предусматривается большая степень защиты потребителей, чем в законодательстве ЕС. Но все же активная политика по защите прав потребителей в России начала проводиться гораздо позже, чем в зарубежных странах, в результате чего у нас еще недостаточно опыта в этой сфере.

Предложены пути решения проблем, существующих в современном российском законодательстве, путем создания информационной системы оперативного обмена данными о поступающей на рынок опасной продукции; путем внесения изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей", касающихся введения обязательного порядка сообщения виновной организации о нарушенных ею правах и требованиях потребителя, и о необходимости изъятия из оборота товаров (работ, услуг), представляющих опасность для окружающей среды.

Обзор практики рассмотрения судами Саратовской области гражданских дел по защите прав потребителей, утвержденный постановлением Президиума Саратовского областного суда 29 июня 2009 г., показал что в основном суды правильно применяют нормы Закона РФ "О защите прав потребителей", Гражданского кодекса РФ и нормативных актов, регулирующих правоотношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Тем не менее, при рассмотрении дел этой категории встречаются некоторые трудности и допускаются нарушения закона. Для исключения ошибочного применения закона в сфере защиты прав потребителей, требуется дальнейшее изучение и совершенствование законодательства, использование практического опыта других стран, углубленное изучение судебной практики применения законодательства, а также внедрение передовых компьютерных технологий.

В результате исследования проведенного в дипломной работе сформировался вывод о том, что защита прав потребителей на основе государственных форм в принципе не является высокоэффективной. Потребители не могут эффективно и своевременно влиять на принятие решений по нормативам ни через федеральные законы, ни через законы субъектов Российской Федерации, ни через правительственные решения. Поэтому основной формой защиты прав потребителей является самоорганизация. Для усиления данной формы необходимо создание программы повышения финансовой грамотности населения в целях понимания рядовыми потребителями финансовых институтов и, как результат, повышения доверия к ним, пользования ими. В рамках реализации такой программы должен быть обеспечен правовой аспект, т.е. должен быть принят Федеральный закон "О финансовых услугах", который бы определил правила поведения на рынке любой компании, предлагающей товары и услуги населению с предоплатой, для защиты населения от мошенничества. Также, в целях обеспечения конституционного права на информацию необходимо включить во все государственные образовательные стандарты требования об изучении положений о защите прав потребителей и закрепить на законодательном уровне и четко определить структуру системы информации о защите прав потребителей, в соответствии с которой ее и создавать. Предположительно, последняя может состоять из:

– публикаций и объявлений Роспотребнадзора на территории его

– структурных подразделений;

– периодических публикаций в СМИ;

– обязательной организации работодателями на основе юридических служб бесед с работниками;

– проведением открытых и бесплатных тренингов, семинаров для населения, др.

Необходимости поддерживать общественные организации по защите прав потребителей и развивать именно эту форму защиты прав потребителей путем расширения правомочий организаций при представлении и защите интересов потребителей (наделение правом досудебного взыскания в пользу потребителя компенсации за причиненный моральный вред), государственного финансирования, предоставления помещений для работы.

Информация о работе Защита прав потребителей