Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:08, реферат
В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
Глава 1. История возникновения норм, защищающих права потребителей .
1.1 Понятие «потребитель» в России .
1.2 Понятие «потребитель»: история возникновения норм, защищающих права потребителей за рубежом .
Глава 2. Защита прав потребителей в российском и зарубежном праве .
2.1 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .
2.2 Ответственность продавца товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре .
2.3 Ответственность продавца за неисполнение обязанности по передаче товара и последствия передачи товара, обремененного правами третьих лиц .
2.4 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .
2.5 Государственная, общественная и судебная защита прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания .
2.6 Правоотношения в сфере защиты прав потребителей по зарубежному законодательству: история и современность .
Заключение .
Список литературы .
Нормы, защищающие права потребителя, встречались еще в древнем русском праве (удельный период истории), а именно в Своде Законов Российской Империи, Псковской Судной грамоте и Русской Правде. Причем если сравнивать права потребителей того периода с аналогичными правами в римском праве то по древнему русскому праву покупатель имеет меньшие права, чем по римскому праву.
В Уставе новгородского князя Всеволода Мстиславича, княжившего в Новгороде с 1117 по 1136 год, было предусмотрено строгое наказание в виде смертной казни с конфискацией имущества за использование неправильных мер и весов, а также упоминается правило о необходимости их ежегодной проверки. Правило о ежегодной проверке мер обнаружено и в более поздних источниках права.
Однако при анализе источников истории Московского периода, таких как Судебник Ивана III 1497 г., Судебник Царя и Великого князя Ивана Васильевича 1550 г., Уложение Царя и Великого князя Алексея Михайловича 1649 г., нормы защищающие права и интересы потребителей полностью отсутствуют. Из них исключены даже те пункты, которые содержались в Русской Правде и Псковской Судной грамоте, хотя эти документы послужили основой Судебников и Уложения.
При исследовании источников права императорского периода русской истории, нормы охраняющие права и интересы потребителей, были обнаружены в Своде Законов Российской Империи. В частности в части I тома X – "Законы гражданские", а также в части II тома XI – "Устав торговый". Нормы, направленные на защиту потребителей от товаров, угрожающих их жизни и здоровью, содержатся в "Уставе Врачебном" и "Уставе о наказаниях".
Надо заметить, что и на этом этапе истории российское законодательство уделяет меньше внимания защите прав потребителей, чем зарубежное. К примеру, в России потребители при продаже им товара ненадлежащего качества имели право требовать только расторжения договора, тогда как в зарубежном законодательстве покупателям предоставлялось право еще и требовать уменьшения покупной цены. В Своде Законов Российской Империи об ответственности продавца за недостатки товара говорит всего лишь одна статья, тогда как в Швейцарском законодательстве этому уделяется 13 статей, в Германском 29, а во Франции уже в 1905 году был принят специальный закон, охраняющий права и интересы граждан приобретающих тот или иной товар.
Что касается советского периода, то первым законодательным актом, защищающим права покупателей, был Гражданский кодекс 1922 г. Он значительно улучшил положение потребителей по сравнению с дореволюционным периодом. Кодекс расширил перечень прав покупателя, приобретшего товар ненадлежащего качества. Кроме права расторжения договор, предусмотренного дореволюционным законодательством, покупатель имел право требовать предоставления ему вещи надлежащего качества, либо соответствующего уменьшения покупной цены (ст. 198 ГК РСФСР). Также в нем закреплено право на права на достоверную информацию о качестве и цене товара и право на судебную защиту от неправомерных действий продавца.
Принятые в 1961 г. Основы гражданского законодательства Союза ССР и Союзных республик и Гражданский кодекс 1964 г. предоставили потребителю еще большие права и усилили ответственность продавца. Теперь покупатель имел право: заменить вещь другой вещью надлежащего качества; соразмерно уменьшить покупную цену; безвозмездно устранить недостатки; возместить расходы, связанные с исправлением обнаруженных недостатков; расторгнуть договор с возмещением убытков. Если раньше продавец не отвечал за явные недостатки товара (если он их не отрицал), которые были либо должны были быть известны покупателю во время заключения договора, то теперь продавец, чтобы избежать ответственности, должен был их оговорить до передачи имущества покупателю.
Также законодательство того периода предусматривает и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей, которая впервые была установлена за обман покупателей и прописана в статье 128 Уголовного кодека 1922 г. В последствии принятый в 1960 г. Уголовный кодекс РСФСР увеличил количество деяний, признаваемых преступными и уголовно наказуемыми. В нем были четко определены формы обмана покупателей, расширены возможности выбора видов и сроков наказания за обман покупателей, что позволяло в каждом конкретном случае назначать наказание с учетом общественной опасности совершенного преступления и личности виновного.
Однако кроме ряда положительных тенденций, прослеживающихся в советском законодательстве, охраняющем права потребителей, в 60-70-е годы выявляется ряд недостатков.
К этому времени правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые в ряде случаев предусматривали административные формы воздействия. При разработке и утверждении этих правил министерства и ведомства, пренебрегая общими интересами, и используя монопольные позиции в соответствующих отраслях, нередко в одностороннем порядке навязывали не выгодные потребителям условия, ставя их в неравноправное положение по отношению к специализированным организациям, обслуживающим население. Многие из этих правил ухудшали положение потребителя по сравнению с действующими Основами 1961г. и Гражданским кодексом 1964 г. Например, Правила обмена промышленных товаров предоставляют возможность обмена товара, и только при отсутствии его в продаже – возможность расторжения договора с возвратом покупной цены без возмещения убытков. Тогда как гражданским законодательством предусмотрено право выбора между указанными мерами ответственности, а при расторжении договора потребитель по статье 41 Основ имел право на возмещение убытков.
В гражданском законодательстве того периода, также имеется ряд недостатков и противоречий, которые можно было истолковать как в пользу потребителя, так и против него. Например, несоответствие друг другу статей 41 и 42 Основ, позволяющее присвоение права выбора санкций не покупателю, а продавцу.
Большое влияние на изменение подхода к проблеме защиты прав потребителей в нашей стране оказал опыт зарубежных стран, где в 60-70-х гг. охрана прав потребителей становится одной из наиболее актуальных проблем. Это объясняется тем, что в этот период в капиталистических странах происходит экономический, энергетический и валютно-финансовый кризисы, вызвавшие небывалый рост инфляции и безработицы, поэтому принятие соответствующего законодательства рассматривалось как существенная поддержка потребителей.
Одним из главных моментов в истории движения потребителей было выступление Президента Д. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1962 г., в котором были сформулированы четыре основных права потребителей:
– право на безопасность;
– право на информацию;
– право быть услышанным; право на здоровую окружающую среду.
Это выступление стало официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителя. В последующем, идея защиты прав потребителей возникла на уровне Европейского Союза. В 1973 г. в рамках Комиссии ЕС был создан "Консультативный комитет по защите прав потребителей". А 9 апреля 1986 г Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран:
– право на выбор;
– право на безопасность;
– право быть выслушанным;
– право на информацию;
– право на потребительское образование;
– право на удовлетворение базовых потребностей;
– право на качество;
– право на возмещение ущерба.
В России же, к этому времени, надежного механизма реализации международно-признанных прав потребителей не было, в результате чего их защита была недостаточной. Это послужило причиной для внесения изменений в законодательство и приведения его к международным стандартам.
В 80-х годах ХХ века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак. К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР – России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается один раз в полгода. В начале 1992 года прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами.
Осенью 1992 года совместно с организацией по тестированию товаров ФРГ "Штифтунг Варентест" КонфОП организовал выпуск специализированного потребительского журнала "Спрос", который в России является популярным потребительским изданием. Немецкая организация оказывало большую помощь молодому изданию, представляла для публикаций результаты собственных испытаний, обучала персонал и даже поддерживала материально. Независимое издание для потребителей "Спрос" помогает потребителю конкретными знаниями по материалам независимых испытаний разнообразных товаров – продуктов питания, бытовой техники и электроники, товаров для детей, одежды, обуви и др. товаров, производимых в России и ввозимых на ее территорию из-за рубежа. В этом издании можно найти экспертные оценки новинок рынка, анализ прецедентов, возникающих по обе стороны прилавка, а также обоснованную антирекламу. На страницах журнала идет диалог потребителя с чиновниками государственных учреждений разных уровней – представителями антимонопольных управлений, милиции, судов, банков, торговых и санитарных инспекций и т. п. В настоящее время тираж этого издания неуклонно повышается.
С 1994 года КонфОП проводит сравнительные потребительские испытания, является членом международной организации "International Testing" ("Международные организации"). Члены этой организации постоянно обмениваются результатами многих испытаний, а некоторые испытания проводят совместно. В процессе совместных испытаний происходит сравнение товара, реализуемого в разных странах, в том числе производимые одной фирмой.
Конфедерация ведет активную разъяснительную политику, она издает большое количество материалов (статьи, книги, брошюры, буклеты, методическая литература и т.д.), способствующих потребительскому просвещению граждан и оказывающих реальную помощь общественным объединениям по защите прав потребителей. Подготовленные материалы Конфедерации регулярно публикуются на страницах многих региональных изданий и столичных, например в "Вечерней Москве", "Неделе", "Курантах", "Деловом мире" и других. У КонфОп была и своя газета – "Честное слово". В защиту прав потребителя", но, к сожалению, из-за финансовых трудностей она прекратила свое существование.
Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона "О защите прав потребителей" у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Закон "О защите прав потребителей" стал одним из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Он повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что способствует повышению качества товаров (работ, услуг). Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
На современном этапе развития существующее законодательство о защите прав потребителей включает в себя целый ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права.
Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса РФ.
Законодательство о защите прав потребителей включает в себя также несколько законов, напрямую затрагивающих их интересы. Это, прежде всего, ФЗ РФ "О техническом регулировании", ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ФЗ РФ "Об общественных объединениях", ФЗ РФ "О естественных монополиях" и ряд других нормативных актов.
Сейчас потребительским организациям принадлежит одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества, решения проблемы безопасного производства, в пропаганде идей рационального потребления, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия и взаимовлияния человека и окружающей среды.
Вывод: В целом, проанализировав историю законодательства в сфере защиты прав потребителей можно сделать вывод что, российское потребительское законодательство на всех этапах своего развития уступало международным аналогам и только к началу XXI века стало постепенно выходить на международный уровень.
Глава 2. Защита прав потребителей в российском и зарубежном праве
2.1 Ответственность
продавца (изготовителя) товара за
вред, причиненный жизни, здоровью
или имуществу гражданина-
Законодательство различает виды гражданско-правовой ответственности в зависимости от правовых оснований ее возникновения и по другим признакам. Такими видами являются, в частности, договорная и внедоговорная ответственность. Деление на указанные виды имеет практическое значение при применении мер ответственности.
Под договорной понимается ответственность, возникшая из договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением одной из сторон определенного обязательства.
Внедоговорная ответственность возникает в связи с совершением одним лицом противоправных действий в отношении другого лица, в результате чего последнему причинен определенный ущерб (вред). Между правонарушителем и потерпевшим отсутствуют какие-либо договорные отношения, а для наступления ответственности необходимо наличие реального ущерба (смерть кормильца, потеря трудоспособности и заработка потребителем, повреждение или уничтожение имущества, вынужденные расходы на его восстановление и т.п.).