Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:08, реферат
В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим, и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.
Глава 1. История возникновения норм, защищающих права потребителей .
1.1 Понятие «потребитель» в России .
1.2 Понятие «потребитель»: история возникновения норм, защищающих права потребителей за рубежом .
Глава 2. Защита прав потребителей в российском и зарубежном праве .
2.1 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .
2.2 Ответственность продавца товара за предоставление ненадлежащей информации о товаре .
2.3 Ответственность продавца за неисполнение обязанности по передаче товара и последствия передачи товара, обремененного правами третьих лиц .
2.4 Ответственность продавца (изготовителя) товара за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина-потребителя вследствие недостатков товаров .
2.5 Государственная, общественная и судебная защита прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания .
2.6 Правоотношения в сфере защиты прав потребителей по зарубежному законодательству: история и современность .
Заключение .
Список литературы .
Поскольку согласно Закону на определенные товары длительного пользования установление срока службы обязательно, а на другие – является лишь правом изготовителя, постольку для этих групп товаров установлены различные сроки обеспечения их безопасности. Этот принцип применяется в Законе и для установления сроков, дающих право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара.
Вред, причиненный вследствие товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
Если вред причинен в результате предоставления ненадлежащей информации о товаре, требование предъявляется лицу, ответственному за это. Аналогичная норма содержится в ст. 1096 ГК РФ. Выбор потерпевшего не связан с виной изготовителя или продавца, которые свои взаимные претензии должны решать в порядке регрессных требований.
Закон устанавливает исключительную ответственность изготовителя в тех случаях, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и т.п., применяемых при изготовлении товара, что придало товару качества, послужившие причиной вреда. Например, использованный в изделии материал со временем начинает выделять вредные вещества или приобретает способность к самовозгоранию или в результате обработки товар становится источником высокой радиации и т.п. Для наступления ответственности и в этом случае не требуется наличие вины.
Однако изготовитель, продавец, могут быть освобождены от ответственности, если докажут, что вред причинен в результате действия непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара по его вине.
Способы возмещения вреда предусмотрены ст. 1082 ГК РФ: предоставление вещи такого же рода и качества, исправление поврежденного имущества или возмещение убытков. При повреждении здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы на лечение, питание и т.п. (ст. 1085 ГК). Правила определения утраченного заработка установлены ст. ст. 1085 и 1086 ГК. Правила возмещения вреда в случае смерти гражданина регулируются ст. ст. 1088 и 1089 ГК РФ. Другие вопросы возмещения вреда регулируются соответствующими статьями гл. 59 ГК.
2.5 Государственная,
общественная и судебная
В общетеоретическом плане можно констатировать, что защита прав граждан-потребителей в сфере торгового обслуживания может вестись в процессе осуществления трех форм государственной и общественной деятельности: правотворческой, правоприменительной и правоинтерпретационной.
Под правотворчеством пронимается деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене
юридических норм. Разновидностью правотворческой деятельности является законотворчество, которое выступает в качестве исключительной прерогативы законодательных (представительных) органов власти (как федеральных, так и региональных). Осуществление эффективной защиты прав потребителей немыслимо без опоры на качественное законодательство и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты. Именно адекватность и непротиворечивость закрепленных в законах норм обусловливают успешное осуществление правоприменительной деятельности, главного, основополагающего звена в области защиты прав потребителей. Непосредственно на стадии правоприменения текст правовых норм, сформулированный законодателем, становится реальным регулятором общественных отношений, наполняется жизненным содержанием в процессе рассмотрения и разрешения имеющих место на практике казусов.
Под применением права понимается властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт. Главнейшим правоприменительным органом, которым в подавляющем большинстве случаев, осуществляется деятельность по защите прав потребителей в сфере торгового обслуживания, является суд. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
2.6 Правоотношения
в сфере защиты прав
Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как в бизнесе, так и в политике. Термин "консьюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей".
В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган – сенатскую Комиссию по торговле между штатами.
В начале ХХ века идет борьба вокруг законодательства о надзоре за качеством пищевых продуктов и медикаментов, активисты этой компании получили название "разгребатели грязи". В 1899 году появляется Национальная лига потребителей, которая принимала активное участие в компании по "разгребанию грязи". 1935 году создается Союз потребителей, который насчитывает в своих рядах в наши дни свыше 5 миллионов человек. Именно деятели этого Союза первыми призвали к байкоту товаров из фашистской Германии в 30-е годы. Р. Нейдер создал Центр, занимающийся исследованием качества продукции различных фирм, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности конкретных производств для экологической обстановки вблизи них. В этот же период появились несколько "однопроблемных" групп: Центр за безопасность автомобиля, Исследовательская группа по здравоохранению, Центр исследования и действия по телекоммуникациям и др. Эти группы занимаются заявленными в их названиях проблемами, сбором и публикацией материалов, касающихся интересов и прав потребителей. Итоги проводимых исследований публикуются в специальных потребительских изданиях "Multinational monitor" и "Consumer Peport". Стратегия Р. Нейдера предусматривает прямое правительственное регулирование тех областей экономики и социальной сферы, где рыночные силы не имеют полной возможности обеспечивать охрану окружающей среды, безопасность работника на рабочем месте. Вместе со своими многочисленными последователями, прозванными "десантом Нэйдера", он добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковке пищевых продуктов, о контроле радиационной обстановки и запрещении использования ДДТ (DDT) в качестве пестицида.
В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели – координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.
Постепенно консьюмеристское движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США "Специальное послание о защите интересов потребителей", в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике: без способности граждан потреблять, покупать нет экономического развития, невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.
Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний публикуются отдельными изданиями стенографические отчеты.
В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.
В США Комиссия по безопасности товаров имеет право потребовать от промышленников или продавцов исправления, замены, изъятия товара, если он не соответствует утвержденным правилам и стандартам.
После второй мировой войны 1939 – 1945 гг. консьюмеризм набирает силу во многих западноевропейских государствах.
Великобритания. В 70-х годах ХХ века было образовано несколько организаций рассматривающих потребительские нужды и проблемы. В 1973 году были созданы Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей. Двумя годами позже был учрежден особый орган, осуществляющий защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти, – Национальный потребительский совет. Эта организация играет большую роль в деле просвещения граждан по вопросам потребительской тематики, ежегодно проводит конгрессы потребительских организаций. В этот же период в Великобритании появляются потребительские добровольные организации. В Великобритании есть также специальный потребительский журнал "Which?" ("Который?"). В стране созданы консультативные бюро, которые оказывают реальную помощь (дают советы, выдают справки) по многим потребительским проблемам. Помощь в наборе и обучении граждан, работающих в бюро, оказывает Национальная ассоциация таких бюро. Субсидирует Национальную ассоциацию консультативных бюро правительство Великобритании, а на местах финансовую помощь ей оказывают муниципальные власти.
ФРГ. По потребительским проблемам в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства, здравоохранения функционируют специальные отделы, оказывающие помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу. Под председательством министра экономики действует межминистерский Комитет по проблемам потребителей. На уровне земель функционируют потребительские центры, имеющие консультативные бюро во многих городах. Они предоставляют потребителям разнообразную информацию, рассматривают их жалобы и оказывают юридические услуги. Бюджет потребительских центров складывается из субсидий федерального и земельных правительств.
В стране приняты дополнения к законам, касающимся продовольствия; на основе этого усилена инспекция продовольственных товаров. Экологически чистые и качественные продукты, награждаются особой премией, присуждаемой комиссией при министерстве окружающей среды.
Швеция. В этом государстве с 1971 года учреждена должность омбудсмена по защите прав потребителей. Он назначается на конкретный срок законодательной властью государства. Институт омбудсмена был впервые создан в 1810 году в Швеции. Омбудсмен – это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады. В течение многих десятилетий это было единичное явление в мире. Практически только после второй мировой войны многие государства признали институт омбудсмена.
На сегодняшний день во многих государствах мира институт омбудсмена стал незаменимой частью правовой системы. Существует множество его модифицированных законодательных форм, среди которых и специальные омбудсменовские службы для защиты прав потребителей. Институт омбудсмена дает возможность преодолевать противоречия между государством и личностью; безусловно, способствует формированию гражданского общества.
Согласно статистике, в Государственное управление по делам потребителей ежегодно поступает около 4 тысяч дел. Однако лишь около 20 дел передаются на слушание в Коммерческий суд. Это свидетельствует о том, что практически все юридические конфликты решаются на основе переговоров, результаты которых удовлетворяют и бизнесменов, и потребителей. Омбудсмен, таким образом выступает своего рода недорогим институтом, который быстро урегулирует споры между гражданами и продавцами (исполнителями, изготовителями).
В Израиле Защита прав потребителей осуществляется Законом, принятым в 1981 г. (в дальнейшем – Закон), и рядом подзаконных актов. Закон регулирует отношения между потребителями и предпринимателями, продающими товары и предоставляющими услуги (в дальнейшем – продавец). Под потребителем понимается лицо, приобретающее товары или получающее услуги для себя и своей семьи, но не для предпринимательской деятельности. Закон не распространяется на отношения банков и страховых компаний с их клиентами.
Законом определены основные обязанности продавца по отношению к потребителю. Закон запрещает введение в заблуждение потребителя и содержит 20 существенных параметров товаров и услуг, на которые это правило распространяется. Так, например, сроки поставки товара, инструкция по эксплуатации, данные производителя товара, дата выпуска, наличие запасных частей и т.п. Кроме того, в соответствии с Законом, продавец несет ответственность за введение в заблуждение посредством рекламы. Предусмотрена особая ответственность за содержание рекламы, адресованной несовершеннолетним. За нарушение требований закона предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа. В случае повторных нарушений Закона, в некоторых случаях, предусмотрено тюремное заключение. Закон обязывает продавца сообщить потребителю о всех дефектах товара. Например, при покупке автомобиля, продавец обязан сообщить потребителю о том, попадал ли автомобиль в аварии. Вместе с тем, если продавец не сообщил о факте аварии, но потребитель узнал об этом, например, при прохождении теста перед покупкой, и тем не менее купил автомобиль, он не вправе в дальнейшем ссылаться на то, что ему не было известно об аварии.
В случае нарушения продавцом данных требований Закона потребитель вправе расторгнуть сделку, путем письменного извещения продавца, в течение 14 дней со дня заключения сделки или со дня получения товара.
При расторжении сделки потребитель возвращает продавцу полученный товар, а продавец – деньги в течение 7 дней после получения извещения. Продавец вправе удержать часть суммы, если в результате использования потребителем товара, ему нанесен явный ущерб. В Законе определяются специальные формы продажи товаров, как-то, сезонные и иные распродажи, продажа через разносчика и т.п. Так, при объявлении распродажи, продавец обязан указать какие товары включены в данное мероприятие, по каким ценам они продавались раньше, размер скидки на товары и особые условия. При желании продавца изменить условия распродажи он обязан опубликовать извещение об этом в тех же изданиях, что и при первоначальном объявлении. При торговле вразнос, то есть при предложении товаров по месту жительства потребителя, последнему предоставлено право расторгнуть сделку в течение 14 дней с дня поставки товара или, в случае заказа услуги, в течение 14 дней со дня заключения договора. При этом продавец возвращает полученную плату за товары или услуги, а потребитель возвращает поставленный ему товар. В случае, если товару нанесен ущерб, продавец вправе уменьшить сумму, которую он возвращает потребителю.