Затраты предприятия на производство и сбыт продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Наплыв новых фирм и усиление конкуренции заставляет существующие предприятия серьезно задуматься над тем, как не потерять часть своей рыночной доли и не снизить свои прибыли. Это приводит их к рассмотрению затрат на производство и реализацию продукции, без анализа которых существование фирмы в современных рыночных условиях становится не только проблематичным, но на мой взгляд даже невозможным.

Это очевидно, ведь любой анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия имеет своей основой именно данные о затратах на производство и реализацию продукции. В данной работе сделана попытка систематизации затрат на производство, краткого анализа предложенных классификаций, дан подробный перечень затрат включаемых в себестоимость произведенной продукции. Так же в данной работе будут представлены все основные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, будет сделана попытка совмещения некоторых методов между собой с целью улучшения системы учета и оперативного контроля за затратами.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Понятие затрат на производство, основные принципы и методы их учета

1.1 Понятие и классификация затрат на производство

1.2 Основные принципы организации учета затрат на производство

1.3 Методы учета затрат и их применение

Глава 2.Анализ себестоимости на ОАО «Бурятмясопром»

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия

2.2 Экономическая характеристика

2.3 Анализ производства продукции

2.4 Основные экономические показатели и финансовые результаты

Глава 3. Пути снижения затрат

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства РФ.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

108,6

 

100,2

 

66,0

 

110,7

 

44,7

 

95,4 

 

 

 

 Из данных приведенной  таблицы 3 видно, что за последние  три года объем производства  продукции на комбинате очень  сильно варьирует. Так производство  мяса и субпродуктов увеличилось  в 2004 году по сравнению с  2002 годом на 8,6%, колбасных изделий  увеличилось 0,2%, производство мясных  полуфабрикатов - на 10,7%.

 

Однако за это время  производство консервных изделий резко  упало. Мясных консервов комбинат стал выпускать на 44% меньше, чем в 2002 году. Вместе с тем уменьшилось производство пищевых жиров на 65% и выпуск сухих  кормов - на 4,6%. Снижение производства указанных продуктов явилось  следствием недопоставок сырья в  виде живого скота и мяса в 2004 году.

 

Имеющееся сырье использовалось, прежде всего для производства колбасных  изделий и мяса, т.к. эти продукты были наиболее востребованы на рынке.

 

Несмотря на некоторое  снижение производства товарная продукция  на комбинате составила 916 тыс.рублей. это значит что по сравнению с 2002 годом товарная продукция увеличилась на 11,4%, но по сравнению с 2003 годом снизилась почти на 9%.

 

Таким образом, спрос на продукцию  остается стабильным и реализация продукции  комбината по годам изменяется не значительно, несмотря на определенные проблемы с поставками сырья.

 

Это в значительной мере обуславливается  широким ассортиментом продукции. В настоящее время комбинат производит и реализует:

 

1. 45 видов консервов (мясные  и мясорастительные)

 

2. 45 видов варенных колбас, в том числе 35 видов новой  продукции.

 

3. 20 видов сосисок, сарделек, в том числе 15 видов новой  продукции.

 

4. 25 видов полукопченых колбас, в т.ч. 15 видов новой продукции.

 

5. 7 видов варено-копченных  колбас.

 

6. 40 видов копченостей,  в том числе 10 видов из мяса - конины и 4 вида из баранины.

 

7. 40 видов полуфабрикатов.

 

8. хлеб.

 

9. изделия из пуха и  пера.

 

Как видно ассортимент  продукции разнообразен и он постоянно  расширяется.

 

При производстве продукции  используется различные технологии и новое оборудование, что позволило  провести около 80 новых различных  видов продукции.

 

Производство работает в 2-3 смены (в частности) колбасный  цех. Клиентами предприятия являются 70% различных магазинов как в  пределах Бурятии, так и из-за ее пределами. Также предприятие работает с государственными учреждениями (больницы, школы и т.д.), ведется благотворительная  деятельность. Предприятие является единственным поставщиком консервов  Министерству обороны и Гос.ресурсы.

 

За рабочий день предприятие  в среднем реализует 17 тонн мясоконсервной продукции, лучший показатель реализации за день 22 тонны мясоконсервной продукции.

 

Подводя, итог по анализу  производства продукции следует  отметить, что комбинат работает в  последние годы достаточно стабильно. Идет определенный прирост продукции  по годам. Некоторое исключение представляет год 2004. когда допущен сбой в выпуске  продукции из-за проблем поставки сырья.

 

В дополнение к этому следует  заметить, что указанная тенденция  в изменении показателей производства продукции за последние три года подтверждается данными за более  длительный период времени.

 

Нам удалось получить интересный материал по выпуску продукции в  денежном выражении, производительность труда и соотношению зарплаты на единицу продукции. Эти материалы  представлены в графиках на рисунках 3, 4, 5.

 

Из этих графиков видно  за последние семь лет выпуск продукции  на комбинате характеризовался постепенным  подъемом, за исключением 2004 года. О  чем было сказано ниже. Точно также  по восходящей идет и кривая производительность труда и соотношения зарплаты к единице выпускаемой продукции.

 

Эти показатели также подтверждают стабильность работы предприятия по производству продукции и четко  выраженную тенденцию роста производства.

 

2.4 Основные экономические  показатели и финансовые результаты

 

Важным показателем характеризующим  работу предприятия, является себестоимость  продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние предприятия.

 

Анализ себестоимости  продукции позволяет определить влияние факторов, установить резервы  и дать оценку работы предприятия  по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

 

Себестоимость продукции  представляет собой стоимостную  оценку использующиеся в процесс  производства продукции (работ и  услуг) как природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, а также других затрат на производство и реализацию.

 

Данные по себестоимости  продукции комбината представлены в таблице 6

 

Таблица 4

 

Структура затрат на производство продукции комбината

 

 

п/п 

Показатели 

2002 

2003 

2004 

 

тыс.

 

руб. 

тыс.

 

руб. 

тыс.

 

руб. 

 

Материальные затраты, всего

 

в том числе:

 

Сырье и материалы

 

Топливо

 

электроэнергия 

3509063

 

302884

 

40014

 

8005 

32,3

 

71

 

9,4

 

1,9 

412575

 

354718

 

47130

 

10727 

1,8

 

70,4

 

9,3

 

2,1 

620401

 

567730

 

39441

 

13230 

1,9

 

74,9

 

5,2

 

1,8 

 

Оплата труда 

31876 

7,5 

37143 

7,3 

66961 

8,8 

 

Отчисления на соц. Нужды 

12367 

2,9 

13382 

2,6 

24349 

3,2 

 

Амортизация 

4205 

1,2 

6097 

1,2 

6920 

1,0 

 

Прочие затраты 

24670 

5,8 

34207 

7,1 

38345 

5,1 

 

Итого 

424031 

100 

503404 

100 

757016 

100 

 

 

 

 Из материалов таблицы  4 видно, что затраты на производство  продукции прогрессивно растут. Так по сравнению с 2002 годом  общая себестоимость продукции  повысилась в 2004 год на 78% и  составила 757016 тыс.рублей.

 

Если смотреть на удельный вес отдельных статей затрат, то можно видеть, что наибольшая сумма  затрат отмечается по статье материальные затраты. Удельный вес материальных затрат в общих затратах по годам  почти одинаковы. В 2002 году они составили 82,3% в 2003 году - 81,8% и в 2004 году - 81,9%.

 

Среди этих затрат выделяются затраты на сырье и материалы. Они колеблется от 70 до 75% от общих  затрат. Затраты идут на топливо. Их удельный вес составляет от 5 до 9,4%. Что касается электроэнергии, то удельный вес этих затрат сравнительно невелик  и колеблется от 1,8 до 2,1%.

 

Из других затрат выделяются затраты на оплату труда. Их значение составляет в 2002 году 7,6, в 2003 - 7,3 и в 2004 году 8,8% от общих затрат. Следует  отметить, что показатели всех статей с годами более или менее растут. Это естественно, т.к. предприятие  производит все больше и больше продукции. Однако бросается в глаза удвоение суммы затрат на оплату труда так  если в 2002 году израсходовано 31876 тыс.рублей, то в 2004 году - 66961 тыс.рублей или увеличилось в 2,1 раза. Это связано со значительным повышением средней заработной платы работников комбината. В 2004 году она составила более 6 тысяч рублей в месяц.

 

А теперь финансовые результаты.

 

Финансовые результаты - это  важнейший итоговый показатель хозяйственной  деятельности предприятия, их которой  можно сделать вывод об эффективности  производства.

 

Финансовые результаты характеризуются  суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Прибыль - это часть  чистого дохода оставшаяся после  вычета всех затрат на производство продукции. Прибыль - это разница между выручкой за реализованную продукцию и  себестоимостью продукции.

 

Обобщающим показателем  экономической эффективности предприятия  является рентабельность. Рентабельность представляет собой экономическую  категорию, отражающую доходность, прибыльность предприятия. Уровень рентабельности показывает сколько получено прибыли  в расчете на 1 рубль текущих  затрат. Размер прибыли, и уровень  рентабельности является важнейшим  показателем, характеризующим эффективность  работы предприятия. Таким образом, по финансовому состоянию можно  судить о текущей и дальнейшей деятельности предприятия. Результаты финансовой деятельности ОАО «Бурятмясопром» рассмотрим в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Финансовые результаты предприятия (тыс.руб.)

 

Наименование показателей 

2002г. 

2003г. 

2004г. 

 

Себестоимость реализованной  продукции

 

Выручка от реализации

 

Коммерческие расходы

 

Валовая прибыль

 

Результат от основной деятельности (+ -)

 

Результат от прочей деятельности (+ -)

 

Прибыль до налогообложения

 

Прибыль после налогообложения

 

Рентабельность, % 

424031

 

462797

 

11829

 

38766

 

+26948

 

-15466

 

11481

 

7449

 

1,75 

503404

 

556410

 

15776

 

53006

 

+37229

 

-24282

 

2946

 

8115

 

1,61 

757016

 

844842

 

42248

 

87826

 

+45577

 

-38881

 

6698

 

6042

 

0,79 

 

 

 

Данные приведенные в  таблице 5 свидетельствует о том, что выручка от реализации продукции  за последние 3 года постоянно растет. Так если в 2002 году выручка составила 462797 тыс.руб., то в 2004 году она почти удвоилась и составила 844842 тыс.рублей. Рост составил 82,5%. За это же время затраты на производство продукции также возросли. Они увеличились с 424031 тыс. руб. в 2002 году до 757016 тыс. руб. в 2004 году, или на 78,5%.

 

Отсюда прибыль составила  в 2004г. 87826 тыс. руб., в 2003г. - 53006 тыс. руб. и в 2002г. - 38766 тыс. руб. Как видно  валовая прибыль увеличилась  за эти годы более чем в 2 раза. Однако коммерческие расходы или  дополнительные расходы на реализацию продукции значительно снизили  показатели прибыли. За минусом этих затрат прибыль от основной деятельности составила в 2002г. 26948 тыс. руб., в 2003г. 37229 тыс. руб. и в 2004г. 45577 тыс. руб.

 

Что касается не основной деятельности, то там получен отрицательный  результат. Убыток от этой деятельности колеблется от 15466 тыс. руб. в 2002году до 38881 тыс. руб. в 2004году. В связи с  этим и учитывая затраты на налогообложение  чистая прибыль предприятия составила  в 2002г. 7449 тыс. руб., в 2003г. 8115 тыс. руб. и  в 2004г. 6042 тыс. руб. По сравнению с 2003г. прибыль в 2004г. уменьшилась на 24,4%. Это случилось в результате резкого  увеличения коммерческих расходов и  значительного роста себестоимости  реализованной продукции прежде всего за счет повышения затрат на оплату труда.

 

Уровень рентабельности сократился с 1,75% в 2002г. и 1,61% в 2003г. до 0,79% в 2004г.

 

 Выводы и предложения

 

По данной работе можно  придти к ряду заключений. Во-первых, учет затрат на производство не возможен без знаний о классификации затрат как по экономическим элементам, так и по статьям калькуляции. Но знание только этих двух классификаций не сможет обеспечить безупречный учет затрат на производство, для этого здесь, и приведены другие виды классификаций затрат на производство. Во-вторых, учет затрат на производство осуществим в соответствии с Положением о бухгалтерском учете, и ведется по плану счетов бухгалтерского учета, без умения, обращаться с которым данный учет также не осуществим. В-третьих, учет затрат на производство может быть осуществлен несколькими методами, выбор которых зависит от отрасли, в которой занято данное предприятие, организации производства на данном предприятии, условий рынка и ряда других факторов. В-четвертых, производственные мощности предприятия не всегда ограничиваются спросом на готовую продукцию или какими-либо другими внешними факторами, а устанавливаются администрацией предприятия, в соответствии с ее мнениями о работе данной производственной единицы. В-пятых, предприятия постоянно вынуждены искать факторы и резервы снижения себестоимости производимой продукции, чтобы получать максимальную прибыль от своей деятельности, именно эти факторы и резервы рассмотрены в моей работе.

Учет затрат на производство имеет самые неограниченные перспективы  развития, т. к. современная рыночная экономика, обязывает предприятия  задуматься над своими затратами  на производство, а также над методами ведения учета этих затрат.

 

В данной работе сделана попытка  систематизации затрат на производство, дан подробный перечень затрат, включаемых в себестоимость произведенной  продукции. Так же в данной работе представлены все основные методы учета  затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Дан набор формул анализа хозяйственных результатов и расчетов себестоимости продукции.

 

Также было обследовано действующее  предприятие. В ходе работы было установлено  реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие  эти изменения, и часть работы была посвящена прогнозу некоторых  основных тенденций развития предприятия.

 

Исследования показали, что  деятельность предприятия финансируется  за счет собственных средств. Нужно  сказать, что необоснованно высокий  уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость  активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды , предполагающей в частности систему скидок -все это говорит о неумелом управлении капиталом. Проведенный анализ также показал, что доходность собственного капитала снизилась в отчетном году. Это вызвало уменьшение отдачи с каждого рубля вложенных средств за прошлый год.

 

Налицо тенденция к  снижению финансовой устойчивости фирмы. Поэтому для стабилизации финансового  состояния предприятия хотя бы до уровня прошлых лет предлагается провести следующие мероприятия :

 

- необходимо в первую  очередь изменить отношение к  управлению производством,

 

- осваивать новые методы  и технику управления,

 

- усовершенствовать структуру  управления,

 

- самосовершенствоваться  и обучать персонал,

 

- совершенствовать кадровую  политику,

 

- продумывать и тщательно  планировать политику ценообразования,

 

- изыскивать резервы по  снижению затрат на производство,

 

-активно заниматься планированием  и прогнозированием управления  финансов предприятия,

 

-использование нетрадиционных  видов сырья, в частности, конины, баранины с добавлением белково-жировых эмульсий,

 

-сокращение ассортимента  до 50 наименований,

 

-использование новых видов  упаковки который по своей  технологии герметичнее, легче,  дешевле.

 

Предприятия являются основными  звеньями хозяйствования и формируют  основу экономического потенциала государства.

Информация о работе Затраты предприятия на производство и сбыт продукции