Значение развития предприятия ОАО “ Рот Фронт ” в устойчивом развитии пищевой отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: приобрести умение в работе с экономической информацией предприятия, отрасли. В данной работе рассматривается кондитерская отрасль, для более подробной характеристики выбрана одна из старейших кондитерских фабрик «Рот Фронт». Концепция устойчивого развития включает в себя не только экономическую составляющую, но и захватывает другие сферы жизни общества, которые лишь в совокупности могут обеспечить процветание человечества и его правильное развитие. Сущность современного глобального кризиса заключается в несоответствии возможностей ресурсной базы Земли потребностям мирового сообщества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Концепция устойчивого развития предприятия……………………………………………………………………………………….4
1.1 Понятия устойчивого развития………………………………………………………......4
1.2Основы концепции……………………………………………………………………………..8
1.3 Реализация концепции в РФ………………………………………………………………9
Глава 2 Развитие отрасли..........................................................................................12
2.1 Характеристика продукта, его назначение…………………………………………12
2.2Потребитель продукта…………………………………………………………………….14
2.3 Основные показатели устойчивой деятельности отрасли. Выводы……………17
Глава 3 Развитие предприятия……………………………………………………………21
3.1 Характеристика предприятия………………………………………………………….21
3.2 Основные технико – экономические показатели устойчивой деятельности предприятия. Выводы…………………………………………………………………………..28
Глава 4 Сравнение развития отрасли и предприятия………………………………33
Выводы…………………………………………………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………………………..36
Литература………………………………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 203.18 Кб (Скачать файл)

Массовый потребитель, приобретающий  продукцию через розничную сеть

Посредники, приобретающие  продукцию для перепродажи

Различные организации и  фирмы (т.е юридические лица) приобретающие  продукцию для собственных нужд (пример: рестораны,  кафы)

Представляется затруднительным  оценить влияние третьей группы потребителей, вторая группа потребителей в конечном итоге сбывает продукцию  потребителям первой и третьей групп.

В таблице 1 приведены данные опрошенных об употреблении кондитерских товаров. Из всех опрошенных большинство человек ответило, что регулярно употребляет кондитерские изделия положительно.

По табличным данным была составлена диаграммы (рис.1.1), из которой видно, что регулярно (практически каждый день) употребляют кондитерские изделия 57,4% из всех опрашиваемых и лишь 5% опрошенных вообще не употребляют кондитерской продукции.

 

 

Таблица 1. Частота употребления кондитерских товаров.

Частота употребления кондитерских товаров

Количество 

респондентов, чел.

Доля 

респондентов, %

регулярно (практически каждый день)

287

57,4

не регулярно (1 раз в  неделю)

124

24,8

редко (несколько раз в  месяц)

64

12,8

никогда (вообще не употребляю)

25

5,0

другое

-

-

итого

500

100,0


 

 

 

Рис.1.1 Частота употребления кондитерских товаров

 

В табл.1.2 отражены предпочтения при выборе кондитерской продукции по категориям сладостей, как в количественном, так и в процентном соотношении ответов респондентов. Исходя из табличных данных, была построена диаграмма (рис.1.2).

Таблица 1.2 Предпочтения при выборе кондитерской продукции по категориям сладостей.

Выбор кондитерской продукции

по категориям сладостей

Количество

респондентов, чел.

Доля 

респондентов, %

шоколад и шоколадные конфеты

241

48,2

карамель, драже, жевательная  резинка

24

4,8

зефир, пастила, мармелад

17

3,4

печенье, пряники, вафли

124

24,8

пирожные, торты

78

15,6

затрудняюсь ответить

16

3,2

итого

500

100,0


 

Из данных табл.1.2 и рис.1.2 следует, что при выборе кондитерской продукции по категориям сладостей наибольшее предпочтение опрошенные отдавали шоколадным конфетам (48,2% всех опрошенных), а затем печенью, пряникам, вафлям (24,8% опрошенных).

 

Рис.1.2 Предпочтения при выборе кондитерской продукции по категориям сладостей

Делая же анализ по данным, полученным в результате опроса выяснили, что 43% покупают конфеты на праздники. С другой стороны 36% покупают конфеты с периодичностью в один месяц, 12% опрошенных заявили, что покупают конфеты каждую неделю .

Рис. 3 – Возрастная структура опроса относительно потребления кондитерских изделий, Россия.

 

 

 2.3  Основные показатели устойчивой деятельности отрасли.

                                                             

Кондитерская промышленность занимает 4-е место по объему выпуска  продукции среди  подотраслей пищевой промышленности, в ней занято около 10% работников всей пищевой отрасли.

Кондитерская промышленность характеризуется высокой степенью концентрации капитала и значительной долей прямых иностранных инвестиций. В период после кризиса 1998 г. многие фабрики оказались в тяжелом  экономическом положении, особенно те из них, производство на которых  большей частью зависело от импортного сырья.

 

Мелким производителям тяжелее  было справиться с последствиями  кризиса, поэтому процесс укрупнения предприятий, начавшийся еще в середине 90-х, усилился. В 2000 г. процесс концентрации капитала и создания объединений предприятий  в отрасли продолжился.      

       

После значительного спада  производства, отмеченного в середине 90-х годов, в 1999 г. ситуация в отрасли  стабилизировалась, наметился подъем производства, который продолжился  в 2000 г. Достаточно сказать, что объем  производства кондитерских изделий  в 2000 г. превысил уровень 1991 г., внутренний рынок существенно расширился. Потребление  шоколада, конфет, печенья увеличилось  в связи с повышением жизненного уровня населения.

 
В 2000 г. продолжил сокращаться импорт: шоколад и конфеты иностранных  марок, которые ранее ввозились  в Россию, теперь производятся на российских предприятиях, что стало возможным  благодаря увеличению инвестиционной активности иностранных компаний на российском рынке. Так, после кризиса 1998 г. расширили свое присутствие  на российском рынке такие западные компании как Stollwerck, Nestle, Cadbury, Mars. На долю этих четырех компаний в 2000 г. приходилось около 57% всего отечественного рынка шоколадной продукции. Для сравнения: в 1999 г. их совокупная доля в натуральном выражении составляла 48%. 
 
 
Производственные показатели отрасли

 
 
 
 
В 2000 г. объем производства кондитерских изделий превысил уровень 1991 г. и  достиг 1635 тыс. т. В то же время это  в 1,7 раза ниже уровня 1990 г., когда было выпущено 2850 тыс. т сладкой продукции.

Вместе с тем в 2000 г. заметно изменилась структура выпуска  кондитерских изделий. Так, большинство  предприятий отрасли значительно  снизило производство карамели, что  было обусловлено рыночными факторами: потребители предпочитали покупать дешевую украинскую карамель, нежели более дорогую карамель отечественных  производителей.

Положение с ростом импорта  карамели из Украины было признано настолько серьезным, что с 2001 г. были введены антидемпинговые пошлин на продукцию украинских кондитеров.

В 2000 г. продолжилось расширение ассортимента кондитерских фабрик. Если основной послекризисной тенденцией стала  переориентация на выпуск более дешевых  сортов продукции для сохранения рынка, то в 2000 г. наметился рост выпуска  продукции класса premium. Борьба за рынок  ведется также с помощью введения в производство новых сортов продукции,  улучшения дизайна упаковки и т.п. 

 
Предприятия отрасли 
 
Кондитерские изделия в РФ выпускают более тысячи предприятий, среди них не только специализированные кондитерские фабрики, но и предприятия, относящиеся к другим отраслям промышленности: хлебопекарной, винодельческой и др., а также пищекомбинаты. Более трети мощностей сосредоточено на 25 крупнейших кондитерских предприятиях мощностью более 20 тыс. т в год. Существенным недостатком кондитерской отрасли является неравномерность распределения производственных мощностей по территории страны. Так, более четверти мощностей расположено в Центральном районе, в том числе, 14% - в Москве.  

Мощности кондитерских фабрик

 
Фабрика

 
Мощность, тыс. т в год

 
Загрузка мощностей в 2000 г., %

 
Суммарные мощности предприятий отрасли

 
3000

 
54,5

 
«Рот-Фронт» (Москва)

 
62,5

 
61,8

 
МКФ «Красный Октябрь»

 
60

 
67,5

 
«Большевик»» (Москва)

 
60

 
53

 
КФ «Бабаевская»

 
55

 
89,5

 
«Крекер» (Москва)

 
54

 
Н/д

 
«Кэдбери»

 
45

 
22

 
Кондитерская фабрика им. Крупской (С.-Петербург)

 
36

 
Н/д

 
Сормовская

 
35

 
Н/д

     
     
     
     

По данным исследований, суммарных мощностей российских кондитерских фабрик вполне достаточно для того, чтобы полностью покрыть  потребность населения в конфетах и шоколаде, общая загрузка мощностей предприятий отрасли составляет не более 50%. Действительно, суммарные мощности кондитерских фабрик составляют примерно 3 млн т продукции в год, реально выпускается 1,6 млн т. Так что даже при значительном росте спроса отечественные кондитеры смогут полностью удовлетворять потребности рынка.

Затраты на производство и реализацию продукции кондитерской отрасли в 1998 – 2002 гг. (по данным Госкомстата РФ) в млн. руб.

 

 

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Себестоимость продукции

9527,93

13943,96

27617,73

31329,67

44458,45

Объем продукции (без НДС и акциза)

11514,95

16614,17

32154,46

37421,18

53375,83

Затраты на 1 руб. продукции (коп)

82,7

83,9

85,9

83,7

83,3

Снижение (повышение) затрат на 1 руб. продукции в % к прошлому году (* по оперативной инф.)

-0,63

-0,20*

1,45

2,38

0,7

0,1

Затраты на производство продукции

Сырье и материалы

6277,71

8960,95

19946,21

22849,43

31497,92

Комплектующие и  п/ф

65,81

123,59

257,54

176,42

356,10

Работы сторонних  организаций

207,25

277,58

376,37

880,82

1174,97

Из них, по транспортировке  грузов

52,34

140,75

203,49

111,25

579,30

Топливо

181,92

170,03

194,82

262,33

342,28

Энергия

190,18

205,95

228,29

320,01

466,58

Итого материальных затрат

6922,86

9738,10

21003,23

25244,18

33837,85

В том числе  на импортное сырье

936,30

1807,84

4223,54

4379,42

5632,88

Затраты на оплату труда

1111,99

1429,78

2114,39

2676,93

4136,01

Отчисления на соц. нужды

418,96

526,17

746,05

675,26

1241,30

Амортизация осн. фондов

284,67

482,96

615,74

489,15

2083,20

Прочие затраты

822,00

1843,09

3176,10

2362,04

4587,64

Итого затрат на произв-во продукции

9560,47

11020,11

27655,51

31447,56

45171,75

Структура затрат на производство (в %)

Сырье и материалы

65,7

63,9

72,1

70,8

63,9

Комплектующие и  п/ф

0,7

0,9

0,9

0,5

0,8

Работы сторонних  организаций

2,2

2,0

1,4

2,7

2,6

Топливо

1,9

1,2

0,7

0,8

0,8

Энергия

2,0

1,5

0,8

1,0

1,0

Итого материальных затрат

72,4

69,5

75,9

75,8

74,9

В том числе  импортного сырья

9,8

 

20,1

17,3

16,8

Затраты на оплату труда

11,6

10,2

7,6

8,3

9,2

Отчисления на соц. нужды

4,4

3,8

2,7

3,1

2,9

Амортизация осн. фондов

3,0

3,4

2,2

2,3

2,6

Прочие затраты

8,6

13,1

11,5

10,4

10,5

Итого затрат на произв-во продукции

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Рентабельность  производства

Объем продукции (без НДС и акциза)

11514,95

16614,17

32154,46

37421,18

53375,83

Себестоимость товарной продукции

9527,93

13943,96

27617,73

31329,67

44458,45

Прибыль (+), Убыток (-)

1987,02

2670,21

4536,74

6091,51

8917,39

Рентабельность  производства, %

20,9

19,1

16,4

19,4

20,1


 
       

Количество собственно кондитерских предприятий (вырабатывающих только кондитерские изделия) к 2002 году возросло до 178, из которых свыше половины – мелкие, мощностью до 5 тыс. т. в год. Количество крупных (мощностью свыше 30 тыс. т. в год) – около 8,5% от общего количества кондитерских предприятий.

В первую десятку крупнейших из них входят:

(на 01.01.2002 г.)

 

 

-    ЗАО «Крафт Фудс Рус»                                           81,3 т.т.

-    ОАО Конд. объед. «Россия»                                    71,6 т.т.

-    ОАО «Красный Октябрь»                                               66,9 т.т.

-    АО «Бабаевское»                                                      61,3 т.т.

-    ОАО «Рот Фронт»                                                    61,0 т.т.

-    ОАО Конд. объед. «СладКо»                                  41,6 т.т.

-    ОАО «Волжанка»                                                    37,7 т.т.

-    ОАО «Брянконфи»                                                 34,5 т.т.

-    ЗАО «Русский Бисквит»                                          33,8 т.т.

-    АОЗТ «Азарт»                                                          32,7 т.т.

 

                                  

Глава 3.  Развитие предприятия.

3.1    Характеристика предприятия.

 Московская  кондитерская фабрика "Красный Октябрь" - одно из старейших предприятий кондитерской отрасли страны. В 1997 году фабрике исполнилось 130 лет. Фабрика "Красный Октябрь" является крупнейшим производителем кондитерских изделий в Росии.

Фабрика имеет четыре основных цеха: шоколадный, карамельный, конфетный  и розничный. Имеет свой полиграфический цех, где печатают красочный этикет для изделий. А также имеет свой коробочный цех, где делают красочные коробочки для шоколадных наборов. К сожалению, пока здесь высок удельный вес ручного труда. Отсюда интерес администрации фабрики к комплесной механизации труда и обновлению оборудования, в том числе за счет приобритения по импорту. В первую очередь необходимо современное оборудование для автоматизированной упаковки и расфасофки. Сегодня руководство фабрики ищет зарубежных партнеров для создания совместных предприятий. В настоящее время на фабрике работает 2.5 тысячи рабочих, 41 поточная линия (35 комплекно - механизированных и 6 автоматизированных), 15 комплексно - механизированных и 2 автоматизированных участка.

Кондитерские изделия самые  любимые у взрослых и детей. Ассортимент  такой разнообразный, что каждое изделие найдет своего любителя.

Как можно не любить такие прекрасные конфеты, как "Суфле", "Шоколадный крем", "Салют", "Столичные".

Мастера, которые готовят такую  продукцию знают секреты высокого кондитерского искуства. Мастерство, утонченный вкус, который вырабатывается десятилетиями.

Одним из первых в Москве коллектив  приватизировал свое предприятие, став держателем 51 прцента акций, думает сегодня, как выжить на пути к рынку.

На фабрике создана новая  социальная служда - лечебно-оздоровительный  центр. Он включает здравпункт, поликлинику  и реабилитационный центр (профилакторий).

На фабрике создан музей, где  собрана вся история фабрики  начиная с первых дней создания фабрики  и по настоящее время. В создании музея участвовал весь коллектив  фабрики и ветераны труда. Музей  фабрики посещают делегации, экскурсии, за чашкой чая собираются ветераны труда. Музей очень красиво оформлен, имеет много исторических документов и других интересных материалов.

Недалеко от фабрики открыли  магазин "Торговый дом на Берсеневской", где можно купить любое кондитерское изделие фабрики.

Фабрика специализируется на выпуске  сахаристых кондитерских изделий. Ассортимент  продукции насчитывает свыше 200 наименований.

     Годовой выпуск составляет  около 60 тысяч тонн в том  числе: карамели - 20 тыс.  т., конфет - 23 тыс. т., шоколада - 8 тыс. т., какао-порошка  - 2 тыс. т., ириса - 7 тыс.т.

     Продукцию фабрики  хорошо знают и любят  не  только в нашей стране, но и   за рубежом.

     Ежегодно  на экспорт  фабрика поставляет свыше 3000 тоны  изделий.

     Фабрика "Красный  Октябрь" является постоянным  участником различных международных  и отечественных  выставок, ярмарок,  конкурсов.

     За  широкий ассортимент  и высокое  качество выпускаемой  продукции  фабрика награждена  медалями: золотыми - 7, серебреными  - 4, бронзовыми - 4, а также  многими  почетными дипломами  и грамотами.

     Фирменными  изделиями  фабрики "Красный Октябрь"  по праву называют карамель "Раковые   шейки", "Красный Октябрь", "Красный   мак", "Московские зори", конфеты  "Суфле", "Мишка косолапый", "Трюфели", №Сливочная помадка   с цукатом", "Космические", шоколад "Золотой Ярлык", "Прима", "Слава", "Романс", наборы шоколадных конфет "Вдохновение", "Подмосковные вечера".

Информация о работе Значение развития предприятия ОАО “ Рот Фронт ” в устойчивом развитии пищевой отрасли