Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 10:55, реферат
Газетно-публицистический стиль является такой областью функционирования языка, которая наиболее остро и быстро отвечает на актуальные лингвистические веяния, что не может не вызывать живую заинтересованность филологов и требует тщательного исследования. Именно поэтому важным объектом исследования современных лингвистов является язык средств массовой информации, за последние несколько десятилетий претерпевший значительные изменения.
КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»
Графоны как приём речевой выразительности в современных молодежных печатных СМИ
Выполнила: учащаяся 6 класса школы № 10, г. Ачинск,
Дарья Анатольевна Беркаль
Руководитель: учитель русского языка и литературы школы № 10,
Володько Наталья Александровна
Ачинск, 2010
Газетно-публицистический стиль является такой областью функционирования языка, которая наиболее остро и быстро отвечает на актуальные лингвистические веяния, что не может не вызывать живую заинтересованность филологов и требует тщательного исследования. Именно поэтому важным объектом исследования современных лингвистов является язык средств массовой информации, за последние несколько десятилетий претерпевший значительные изменения.
В современной лингвистике большое внимание уделяется изучению различных приёмов речевой выразительности. Однако ряд приёмов (гипербола, зевгма, гротеск) изучены достаточно широко, на материале различных слоёв языка, другие же, в частности графон, остаются в тени. На сегодняшний день фундаментальных исследований по этой теме нет. Этим и объясняется актуальность данной работы.
Объектом исследования является язык современных российских молодежных печатных СМИ.
Предметом изучения выступают графоны как приёмы речевой выразительности и особенности их реализации в текстах журналов.
Проблема. Читая современные молодёжные журналы, мы обратили внимание, что в некоторых словах намеренно изменён графический облик или допущены орфографические ошибки. При этом типы таких изменений различны, и смысл образованных слов получается разный.
Гипотеза. Мы предполагаем, что слова с изменённым графическим или орфографическим обликом вводятся авторами текста специально, чтобы внести дополнительную смысловую нагрузку. Функции графонов могут быть различны.
Цель нашего исследования – изучить такой приёма речевой выразительности, как графон, с точки зрения его структуры и функций в современных молодежных печатных СМИ.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать имеющиеся исследования и дать точное и всеобъемлющее определение исследуемого приёма.
Выявить частотность употребления графонов в современных печатных молодежных СМИ.
Определить основные способы образования графонов.
Выявить функции графонов в молодежной прессе.
Источниками фактического материала являются тексты, извлеченные из современных печатных молодежных СМИ (журналы «Cool Girl», «Маруся», «Классная девчонка» за 2010 год).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- работа вносит вклад в изучение приёмов речевой выразительности;
- расширяется и уточняется представление (функции, способы реализации) о графонах;
- обогащается новыми данными современное представление о языке масс-медиа;
Практическая ценность заключается в возможности использования результатов исследования при разработке спецкурсов по современному русскому языку, стилистике и культуре речи; при подготовке словарей языка прессы, словарей новых слов и выражений; а также расширяется арсенал средств языковой выразительности в текстах рекламы.
Графон является фигурой речи, широко используемой в художественных и газетно-публицистических текстах. Но эта фигура речи остаётся пока мало изученной и не нашедшей места в учебниках по риторике. Исследователи, как правило, обращают внимание лишь на отдельные формы графонов: употребление прописных букв вместо строчных, дефисацию, отклонение от орфографической нормы, но цельное описание фигуры графона мы находим только в словаре-справочнике «Культура русской речи» в статье А.П. Сковородникова. Яркая представленность графонов в текстах и малая изученность данной теоретической проблемы вызвала наш интерес к графическим средством художественной выразительности.
Впервые лексикографическая фиксация термина была осуществлена в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи». Однако сам термин был введен еще в 1988 году В.А. Кухаренко, который, в соответствии с её определением, представляет ««графическую фиксацию индивидуальных произносительных особенностей» [5, с. 30]. И.В. Арнольд, ссылаясь на В.А. Кухаренко и уточняя ее, дает определение графона (она использует орфографический вариант «граффон») как «стилистически релевантного искажения орфографической нормы, отражающего индивидуальные или диалектные нарушения нормы фонетической» [1, с. 64]. Очень немногие исследователи выделяют понятие «графон», они говорят о графических альтернативах слова, графической перифразе и так далее. Но практически все авторы статей обращают внимание на функционирование графонов в различных видах текстов и выделяют такие функции рассматриваемого явления, как эмоционально-экспрессивную, выделительно-актуализирующую и другие частные функции.
Мы вслед за А.П. Сковородниковым будем придерживаться следующего определения термина графон – это «стилистический приём, представляющий собой стилистически значимое отклонение от графического стандарта и/или орфографической нормы» [3, с. 205]. На фоне графически стандартного и орфографически нормативного текста необычные, но мотивированные стилистическим контекстом написания (начертания) слов (разные шрифтовые выделения, разрядка, дефисация, введение в основной текст инородных знаков, написание прописной вместо строчных буквы и другие графико-орфографические альтернативы), а также фигурное расположение текста на плоскости листа приобретают прагматическую нагрузку (экспрессивно-выделительную, эмоционально-оценочную, эстетическую).
Опираясь на мнения таких лингвистов, как А.П. Сковородников и Н.В. Мищенко, можно представить следующую классификацию графонов:
Графическими средствами выразительности речи пользуются не только писатели и журналисты, но также и поэты. Для них это особый, выделяющий их из основной массы способ передачи своих мыслей. Такими средствами могут быть: неординарное построение строк стихотворения, экстраординарное расположение текста на плоскости листа, использования таких тропов и фигур речи, как палиндром и логогриф. Значимым для поэта может быть и использования подвижного ударения в стихах, а также выделение отдельных букв в слове.
В процессе исследования с помощью метода сплошной выборки нами были выделены примеро графонов на страницах молодежных журналов. Собранный материал можно распределить по следующей типологии с точки зрения структуры:
Однако, стоит отметить, что большая часть примеров построена на соединении несколько способов образования графона одновременно:
Таким образом, проанализировав собранный нами материал, мы пришли к выводу, что в современных молодежных журналах графоны используются достаточно часто, включаются в общую структурныю типологию, представлены почти все структурные типа графонов (за исключением факультативных кавычек), однако наиболее часто в одном примере графона присутствует одновременно несколько способов его образования.
Для того чтобы выявить функции графонов в современных молодежных печатных СМИ, мы предположили, что любой графон может выполнять одну из трёх функций:
Так же возможен вариант, когда образовавшийся графон не несёт никакой функциональной нагрузки (то есть по существу является неудачным).
Нами было опрошено 100 человек в возрасте от 12 до 45 лет (образец опросного листа см. в Приложении 1). Результаты опроса представлены в таблице и на диаграммах.
Возраст: 12-45 лет |
||||
Количество опрошенных: 100 человек |
||||
функции |
||||
примеры |
Выделительно-актуализирующая (для привлечения внимания |
Эмоционально-оценочная (выражает положительное или отрицательное отношение автора |
Словообразовательная (образование нового слова |
Не несёт функциональной нагрузки |
5ница, 3котаж, 7я |
94 |
1 |
4 |
1 |
МакSим, PROфессия |
95 |
1 |
3 |
1 |
Леди ГаГа |
10 |
1 |
3 |
86 |
красоtа |
7 |
2 |
5 |
86 |
ПриЛИЧНОЕ, РОКовые, КЛАССная, УМничка |
83 |
5 |
6 |
6 |
НОСущный вопрос |
7 |
3 |
88 |
2 |
Фаст-ФУ-д |
12 |
78 |
7 |
3 |
Таким образом, исходя из собственных предположений и мнения респондентов, можно сделать следующие выводы: каждый графон в текстах современных молодежных печатных СМИ выполняет одну из трёх функций, либо не несет никакой функциональной нагрузки, если образование графона неудачно. Наиболее частотной является выделительно-актуализирующая функция.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Графон является мало
2. Выделяются следующие основные типы графонов:
Информация о работе Графоны как приём речевой выразительности в современных молодежных печатных СМИ