Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:01, контрольная работа
По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова.
Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся аффиксация (префиксация, суффиксация и т.д.), словосложение, конверсия и некоторые др.
1 Грамматические системы словообразования и словоизменения………… 2
2 Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезе………………………………………………..4
3 Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня…………………………….11
4Библиографическийсписок………………………………………………….14
После того как ребенок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые совершал сам, можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребенок не понимает то, о чем его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и еще раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.
В работе с неговорящими
детьми такие специалисты как: Лалаева
Р.И., Серебрякова Н.В., Жукова Н.С., Мастюкова
Е.М., Филичева Т.Б. не рекомендуют перегружать
их пассивный лексикон словами с
отвлеченным значением или
Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, пища и т.д.
Выполняя действия с предметами, дети оречевляют их: лью молоко, наливаю молоко в бутылку, дую на молоко. У них вырабатывается умение отвечать на вопросы и задавать их придумывать предложения по слову, опорным словам, по серии картинок, составлять загадки о предметах, давать сопоставительное описание двух или более предметов. Поощряется многообразие вариантов ответов, что способствует более активному выбору необходимой грамматической формы подходящего слова, воспитывает интерес к слову и средствам речевой выразительности.
Для автоматизации
Разумеется, ребенку не сообщается
никаких сведений по грамматике, работа
предусматривает практическое знакомство
с наиболее частотными моделями словоизменения
и словообразования, построения предложений.
Общий порядок работы над любой
грамматической категорией следующий:
сначала ребенок наблюдает, как
конструирует определенную модель логопед,
затем включается в подражательную
речевую деятельность, употребляя и
изолированную грамматическую форму,
и грамматическую форму в развернутой
речи. Аграмматизм в собственной
речи сглаживается при упреждающем
преодолении импрессивного
Процесс практического усвоения
детьми грамматики имеет специфические
особенности, так как формирование
понятий осуществляется на основе особых
форм анализа и синтеза, приводящих
к абстракциям и обобщениям. Грамматические
понятие характеризуются
Таким образом, при правильном подходе к формированию словообразования и словоизменения у детей дошкольного возраста обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Библиографический список
1. Алексеева, М.М. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2007. – 400с. – ISBN 5-691-01357-2
2. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г Арушанова - М.: Владос, 2005. - 296 с. – ISBN 5-222-06262-7
3. Березин, Ф.М. Головин, Б.Н. Общее языкознание [Текст] / Ф.М Березин, Б.Н. Головин – М.: Просвещение 2005.- 560с.- ISBN 5-7695-0999-6
4. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников [Текст] / С.В. Бойкова – СПб.: Каро 2005.- 32с. ISBN 5-89815-446-9
5. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня [Текст] / О.М Вершинина // Логопед. -2006. № 1. С. 34 - 40.
6. Визель, Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения [Текст] / Т.Г Визель // Логопед.- 2005.№ 6. С. 4-9.
7. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова - М.: Академия 2006. – 658с. – ISBN 5-89814-242-8
8. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева - Екатеринбург.: Феникс 2007.- 316с. – ISBN 5-222-09249-6
9. Зализняк, А.А. Русское именное словоизменение [Текст] / А.А Зализняк - М.: Просвещение 2007.- 576с. – ISBN 5-89815-171-0
10. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А Земская - М.: Просвещение 2005.- 460с. – ISBN 5-691-00596-0 Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А Земская - М.: Академия 2007.- 589с. – ISBN 5-7695-3213-0
11. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений [Текст] / А.Г Зикеев -М.: Академия 2005.- 210с. – ISBN 5-589-7568-3
12. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова – М. Владос 2005.-279с.- ISBN 5-691-00179-5
13. Короткова, А.В. Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико- грамматического стоя речи 3 уровня [Текст] / А.В. Короткова, Е.Н. Дроздова //Логопед 2006. № 1. С. 27-34.
14. Лалаева, Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2006.- 160с.- ISBN 5-675-0987-4
15. Лепская, Н.И. Язык ребенка [Текст] / Н.И Лепская - М. Владос 2005.- 151с. - ISBN 5-4666-766-6
16. Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов – М.: Просвещение 2005.- 176 с. - ISBN 5-324-6735-4
17. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой [Текст] / Волкова Л.С - М.: Владос 2006.- 678с. - ISBN 5-691-01357-2
Информация о работе Грамматические системы словообразования и словоизменения