Грамматические системы словообразования и словоизменения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова.
Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся аффиксация (префиксация, суффиксация и т.д.), словосложение, конверсия и некоторые др.

Содержание работы

1 Грамматические системы словообразования и словоизменения………… 2
2 Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и при дизонтогенезе………………………………………………..4
3 Основные направления формирования словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи III уровня…………………………….11
4Библиографическийсписок………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

развитие речиMicrosoft Office Word (2).docx

— 37.70 Кб (Скачать файл)

 

1  Грамматические системы словообразования и словоизменения…………    2

2 Особенности овладения  словообразованием и словоизменением  в онтогенезе и при дизонтогенезе………………………………………………..4

3 Основные направления  формирования словообразования  и словоизменения у детей с  общим недоразвитием речи III уровня…………………………….11

4Библиографическийсписок………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1  Грамматические системы словообразования и словоизменения

По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик  слова.

Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же слово называется производящим, или мотивирующим. Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, а его результаты – дериватами. К основным словообразовательным процессам относятся аффиксация (префиксация, суффиксация и т.д.), словосложение, конверсия и некоторые  др.

Различают синхронное и диахроническое словообразование. Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования  одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения  словообразовательной структуры отдельных  слов (в частности, путем опрощения  и переразложения). Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько  отношения между словами, сосуществующими  в одном синхронном срезе языка.

Основным понятием словообразования является словообразовательная мотивация. В синхронном словообразовании оно  обозначает отношение, связывающее  мотивирующее слово с производным (дериватом). Производное слово, как  правило, сложнее мотивирующего  и формально, и семантически. Так, глагол пересчитать является производным  от глагола считать, поскольку образован  от него путем присоединения приставки  пере. Он сложнее как формально, поскольку  в его составе присутствует соответствующий  звуковой (или буквенный) сегмент  пере-, так и семантически, поскольку  в толковании глагола пересчитать  должна быть отсылка к глаголу  считать.

Другим важным понятием словообразования является словообразовательное значение. Речь идет, прежде всего, о значении аффиксов, используемых в рамках одного словообразовательного шага. Рассматривается  ряд аналогичных шагов с разными  мотивирующими словами, в которых  участвует данный аффикс. Существуют два основных подхода к выделению  словообразовательного значения. При  первом подходе оно определяется при помощи «семантического вычитания»: как повторяющиеся семантические  различия между производными и мотивирующими  словами. При втором подходе оно  определяется как общая часть  семантики соответствующих производных  слов.

Производные слова, относящиеся  к одной части речи и образованные с помощью одной и той же операции с одним и тем же значением, образуют словообразовательный тип. Так, в один словообразовательный тип  входят существительные с уменьшительным суффиксом -ик: домик, садик, лилипутик; глаголы с приставкой за- в «начинательном» значении: забегать, запрыгать, зашуметь, зазвенеть и др.

По мнению Зализняк А.А. Словоизменение - система соответствий, при которой  каждому слову (лексеме) языка отвечает совокупность всех его словоформ, т.е. парадигма. Чтобы понять, что такое  словоизменение, его нужно сравнить со словообразованием. Все формы  словоизменения (словоформы) относятся  к одной лексеме, т.е. различаются  только грамматическим значением (например, формы словаря и словарю различаются  значением падежа), а лексическое  значение у них одинаковое. Наоборот, при словообразовании имеющиеся  формы отличаются друг от друга частью своего лексического значения (ср. учить  – учитель) и тем самым не могут  быть признаны одной и той же лексемой.

В описаниях грамматики языка  обычно выделяют классы слов (грамматические разряды), каждый из которых характеризуется  своей системой словоизменения, иными  словами – разновидностью парадигмы. В каждом таком классе слова изменяются по определенным грамматическим категориям, которые называются словоизменительными  для данного класса. Так, для класса русских существительных словоизменительными  являются категории падежа и числа, для класса местоимений-существительных (кто, себя и др.) – категория падежа, для класса, включающего притяжательные прилагательные (волчий, дядин), местоимения-прилагательные (наш, некоторый) и порядковые числительные (первый, десятый) – категории падежа, числа, рода и одушевленности-неодушевленности.

Как видно, грамматические разряды  в какой-то мере соотносятся с  делением слов на части речи, но полного  совпадения тут нет: так, одни местоимения  образуют особый разряд местоимений-существительных, а другие попадают в один класс  с притяжательными прилагательными  и порядковыми числительными. Точно  так же русские глаголы делятся  на несколько грамматических разрядов. Самый широкий набор форм имеют  переходные глаголы несовершенного вида: сюда входят формы залога, наклонения, времени, числа, лица, причастий и  деепричастий, инфинитива. У непереходных глаголов форм меньше, так как отсутствуют  личные формы страдательного залога и страдательные причастия. У  глаголов совершенного вида есть всего  две формы времени и нет  страдательных форм на -ся, зато существует форма страдательного причастия  прошедшего времени.

Словоизменение имен (существительных, прилагательных, местоимений, числительных) называют склонением, словоизменение глаголов – спряжением. Обычно в  языках бывают классы неизменяемых слов, на которые понятие словоизменения не распространяется. В русском языке  в этот класс входят предлоги, союзы, частицы и др.

По мнению Земской Е.А. Словоизменение определяют еще и  другим образом – как механизм, обеспечивающий выражение грамматических значений в словах какого-либо языка. Этот механизм состоит, во-первых, из инвентаря  суффиксов (окончаний) и других грамматических средств, во-вторых, из правил их комбинации (сюда может относиться, к примеру, информация, что в повелительном наклонении глагола не выражается время) и, в третьих, из всевозможных правил соединения этих грамматических знаков с основами.

В узком смысле словоизменение включает только морфологические грамматические средства (т.е. суффиксы, префиксы и  т.п.). В этом случае и лексическое, и грамматическое значение выражается в пределах одного слова. В широком  смысле словоизменение включает, помимо этого, служебные слова и частицы.

Грамматические категории, которые выражаются средствами словоизменения, называются словоизменительными; те категории, которые используют словообразование, называются словообразовательными. Например, словоизменительные категории русского языка – это падеж, род, лицо, время  и др., а словообразовательные –  это уменьшительные формы существительных  и прилагательных (диминутивы: домик, легонький), имя деятеля (писатель, ученик), различные способы действия (погулять, разгуляться, нагуляться, перегулять) и т.п.

Изучение морфологической  структуры слов, развитие процессов  словоизменения и словообразования имеет исключительное значение для  развития лингвистических способностей учащихся и их общего развития. Невозможно переоценить роль понимания структуры  слова в обучении чтению и письму, в дальнейшем в успешном усвоении учащимися грамматических знаний и  орфографических навыков.

Решение проблемы обогащения словарного запаса через восполнение  процессов словообразования и словоизменения, развитие морфемного анализа заключает  в себе богатейшие возможности развития интереса детей к миру языка.

Таким образом, овладение  речью - сложный, многосторонний, психический  процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание  и артикуляционный аппарат ребенка  достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок  без речевого окружения никогда  не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась  речь, нужна речевая среда

1.2 Особенности  овладения словообразованием и  словоизменением в онтогенезе  и при дизонтогенезе

Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г., Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития.

По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков  словообразования и словоизменения детей является повседневное общение  ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем  дошкольном возрасте, это ситуативно-деловое  общение, в старшем– внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно.

Как утверждает Смирнов В.М., уже на третьем году жизни ребенок  при полноценном развитии речи начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При  этом он пользуется, как однословными предложениями, так и предложениями  из нескольких слов

Недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана  с активным участием в организации  речевого акта правого полушария. В  формировании же сознательного и  произвольного применения речевых  средств ведущая роль принадлежит  структурам доминантного по речи полушария  мозга. У детей в этот период отрабатывается правильное произношение фонем, усваиваются  первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу третьего года жизни - соединительные союзы и местоимения. Это свидетельствует об овладении  речедвигательными алгоритмами  родного языка. Основное формирование функциональной речевой системы  заканчивается, однако совершенствование  ее продолжается на четвертом и пятом  году жизни.

Первые словосочетания либо заимствованы из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка, на что  указывает их оригинальный характер. Слова употребляемые детьми в  первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в которой они были заимствованы из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму  в связи с конструкцией своего собственного высказывания.

Словоизменение в русском  языке характеризуется большим  разнообразием флексий, которые  систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности  флексийной системы ребенок не может  одновременно усвоить все формы  словоизменения.

Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слова  определяется семантической функцией и частотностью использования в  речи окружающих. В течение определенного  времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание.

Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные  формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного. В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам, разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем  времени еще смешиваются формы  мужского, женского и среднего рода.

Несмотря на известное  разнообразие смысловых значений, выражаемых с помощью первых словесных комбинаций «аморфными словами– корнями», дети не могут использовать формальные языковые средства для выражения грамматических связей. Следует отметить, что отдельные  случаи воспроизведения правильной грамматической формы слова еще не являются показателем ее усвоения. Только наличие в языке ребенка двух– трех форм одного и того же слова, а также употребление этих форм в других словах служит показателем ее усвоения.

Употребление форм слов, в том виде, в котором они  были извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими  такими же словами своего лексикона– основная закономерность рассматриваемого этапа развития. Усвоив однажды слово, ребенок единообразно использует его  для обозначения различных ситуаций.

По мнению Филичевой Л.Е., в этот период развития речи, как  в норме, так и при патологии  имеет место элизия слогов, отсутствуют  многие артикуляционные уклады, наблюдаются  пропуски и замещения звуков.

К 3,5– 4 годам предметная отнесенность слова у ребенка  приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчиваются.

В процессе формирования лексики  происходит и уточнение значения слова.

В начале значение слова  полисемантично, аморфно, расплывчато. Слово может иметь несколько  значений. Одно и то же слово может  обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Например, слово кых может обозначать в  речи ребенка и кошку и все  пушистое, и действие с предметом .

В этот период развития речи, как в норме, так и при патологии  имеет место элизия слогов, отсутствуют  многие артикуляционные уклады, наблюдаются  пропуски и замещения звуков.

Как утверждает Смирнов В.М. в процессе освоения связной речи и рассказывания дети старшего дошкольного  возраста начинают активно пользоваться формальной сочинительной связью. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. Широко используется прямая речь.

Информация о работе Грамматические системы словообразования и словоизменения