Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста, и подтвердите их наличие примерами из текста.
Задание 2. Обоснуйте гибридность данного текста. Как называется такое явление?
Задание 3. Разграничьте в следующих примерах гиперболу, литоту, метонимию, олицетворение, метафору.
Задание 4. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах (анафора, риторическое восклицание, инверсия, градация, риторический вопрос, риторическое обращение)?
Задание 5. Прочитайте приведенный ниже фрагмент речи. Определите, какие приемы привлечения внимания использованы в начале (конце) речи.

Файлы: 1 файл

КР_5.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 5

 

Задание 1. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста, и подтвердите их наличие примерами из текста.

 

1. Русский язык  широко используется за пределами России. Прежде всего, он представляет собой достаточно удобное средство для межнационального общения жителей бывшего Советского Союза, например, молдаван и украинцев, грузин и армян, узбеков и таджиков.

Кроме того, к  его помощи нередко прибегают представители разных народов и за пределами СНГ. Языки, используемые как средство международного общения, принято именовать мировыми языками. Таким образом, русский язык является одним из мировых языков.

Функциональный  стиль: научный.

Признаки:

1)сообщает информацию, а также доказывает ее истинность.

2)Наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики(средство международного общения, мировой язык);

2. Вчера город  Палермо – столица Сицилии  и знаменитой «Козаностры» –  опустел, делегаты конференции ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью разъехались по домам. Борцы с мафией из 142 стран уезжали с чувством исполненного долга: впервые в истории они подписали «антимафиозную» Конвенцию ООН и два протокола по борьбе с незаконной миграцией и торговлей людьми. Меры безопасности в Палермо в эти дни были приняты беспрецедентные: полицию и карабинеров согнали со всей Италии.

Функциональный  стиль: публицистический.

Признаки:

    1. Наличие общественно-политической лексики, логичности, эмоциональности.
    2. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства адресата.
    3. Наличие отвлечённых слов с общественно-политическим значением(борцы с мафией, меры безопасности).

Задание 2. Обоснуйте гибридность данного текста. Как называется такое явление?

 

Был новогодний полдень. Вдова бывшего вице-губернатора  Лягавого-Грызлова, Людмила Семеновна, маленькая шестидесятилетняя старушка, сидела у себя в гостиной и принимала визитеров. Пока явился только один – старший советник губернского правления Окуркин, дряхлый человечек с лицом желто-лимонного цвета и с кривым ртом. Он рассказывал городские новости.

– Вчера, матушка, с каланчи чуть было не свалился пьяный солдат, – рассказывал он. – Перевесился, знаете, через перилу, а она... хрустнула, знаете ли... К счастью, в ту пору жена ему на каланчу обед принесла, за фалду удержала. Коли б не жена, свалился бы, шельмец... Ну-с...

ОТВЕТ:

Данный текст - это художественный стиль:

 

- стилистические  особенности – 

- Морфологические  средства: насыщенность глаголами(10), существительными (20).

- Синтаксические  средства – наряду с простыми  и предложениями с прямой речью -есть сложное.

Наряду с  этим есть элементы разговорного стиля:

 

- использование  разговорной лексики:шельмец,свалился.

- использование  «разговорной» фразеологии: в  ту пору 

- неофициальность,  непринужденность, неподготовленность  речи 

- фразы с  частицами: Коли б не жена…

 

Задание 3. Разграничьте в следующих примерах гиперболу, литоту, метонимию, олицетворение, метафору.

 

1. Уведи меня  в ночь, где течет Енисей, где  сосна до звезды достает.(гипербола) 2. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка.(литота) 3. Налетели на мертвого жирные карандаши.(олицетворение) 4. Я три тарелки съел.(метонимия) 5. Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены.(метафора)

 

Задание 4. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах (анафора, риторическое восклицание, инверсия, градация, риторический вопрос, риторическое обращение)?

 

1. Выдумали тоже, супружество!(риторические восклицание) 2. Настоящему мужчине достаточно няни!(риторическое восклицание) 3. Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?(риторический вопрос) 4. Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.(градация) 5. Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (риторическое обращение).

 

Задание 5. Прочитайте приведенный ниже фрагмент речи. Определите, какие приемы привлечения внимания использованы в начале (конце) речи.

 

Товарищи! Для  меня большая радость встретиться  с рабочими всемирно известного завода имени Лихачева. Ваша продукция пользуется большим успехом не только в нашей  стране, но и во многих странах мира. И хотелось бы, чтобы моя лекция была не хуже той продукции, которую производите вы. Передо мной стоит очень сложная задача: в нескольких словах, без доски рассказать о значении математики в наши дни, в период ускорения научно-технического прогресса.

ОТВЕТ:

1)Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

2) обращение к аудитории

 

Задание 6. Определите тип связи в тексте.

 

Масса является мерой инертности тела. Кроме этого, любая масса является источником гравитационного поля. Через гравитационные поля осуществляется взаимодействие масс. В гравитационных полях действуют гравитационные силы. Гравитационные силы – самые слабые из всех сил, известных науке. Тем не менее при наличии больших масс (например, Земля) эти силы во многом предопределяют взаимодействия объектов внутри физических систем. Количественно гравитационные взаимодействия описываются законом всемирного тяготения. Сила тяготения пропорциональна массе. Такая пропорциональность приводит к тому, что ускорение, приобретаемое в данной точке гравитационного поля различными телами, для всех тел одинаково (конечно, если на эти тела не действуют никакие другие силы – сопротивление воздуха и т. д.).

ОТВЕТ:

Цепная связь, т.е. одно предложение как бы «вытекает  из другого»

 

Задание 7. Определите способ изложения материала в тексте (индуктивный, дедуктивный, концентрический, исторический, ступенчатый).

 

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге  «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, – это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.

ОТВЕТ:

Способ изложения  материала дедуктивный(от общего к  частному).

 

Задание 8. Определите, какая максима соответствует данному примеру (скромность, вежливость, такт, одобрение, полнота информации).

 

Принесите мне  срочно документы.

ОТВЕТ:

Данному примеру соответствует максима полнота информации.

 

Задание 9. Определите, к какому виду служебно-делового общения относится следующий фрагмент текста (деловые переговоры, интервью, презентация).

 

А: Алло. Агентство  «Лидер».

Б: Добрый день. Могу ли я разместить рекламу на страницах вашей газеты?

А: Да, конечно. Какой тип рекламы вас интересует и что вы хотите рекламировать?

ОТВЕТ:

Вид служебно-делового общения: деловые переговоры.

 

Задание 10. Прочитайте рекламные слоганы. Определите, какие языковые средства выразительности в них использованы.

 

    • «Дави на ГАЗ!»  (реклама автомобилей ГАЗ)
    • ЭЛЬДОрадио
    • «Купи себе «Даниссимо»
    • «МОБИЛизуйся!» (реклама телефонов)
    • «Прекрасный пол – это не только женщины. Это еще и линолеум от фирмы…».

ОТВЕТ:

- графическое выделение фирмы с использованием прописных букв – аббревиация;

- звуковая (эльдорадо) и графическая игра слов – образование нового слова сложением двух слов;

- созвучность;

- дефразеологизация (семантический распад фразеологизма, использование его компонентов в прямом значении) ;

- игра слов как результат нарушения орфографии, а также употребление прописных букв в середине слова – название предприятия.

Задание 11. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.

 

1. Такой подход  является безответственным (безответным – безответственным). 2. Только бережное (бережливое – бережное) отношение должно быть к природе. 3. Такое отношение к малому бизнесу помешает сделать реформу бесплодной (бесплотной – бесплодной). 4. Мы не можем бесстрастно (бесстрастно – бесстрашно) смотреть на то, что происходит. 5. Поддержим малые предприятия, и тогда благодарные (благодарные – благодатные) потомки скажут нам свое спасибо.

 

Задание 12. В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова вычеркните. Как называется данное явление?

 

Голосование по вотуму доверия, на самом переднем фронте, городской градоначальник.


ОТВЕТ:

Тавтология

 

Задание 13. Найдите ошибки, исправьте их и объясните их причину.

 

1. Когда я  надеваю что-нибудь экстравагантное,  мною движет (двигает) желание выделиться из толпы.(желание движет) 2. Третий рассказ показался ему наиболее смешным (смешней). 3. Моя работа оказалась самой худшей (наихудшайшей) из всех. 4. Отношение к людям должно быть мягче (мягше), а взгляд на жизнь – шире (ширше).(мягше,ширше – просторечие) 5. Вчера ты был менее веселым (весел). ( ты был каким? (веселым), а не: ты был каков? (весел)).

 

Задание 14. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их и запишите ваш вариант предложений.

 

1. Наш соотечественник лидировал  первым в забеге на 1000 метров. 2. Озеро, раскинувшееся перед нами, было очень огромным, с пологими, поросшими ивняком берегами. 3. Несмотря на усталость, после работы мама приготовила для нас сытный обед. (После тяжелой работы мама приготовила для нас сытный обед.) 4. У Базарова нет сообщников – он абсолютно один. (У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. )5. Премьера фильма «Гладиатор» состоится в кинотеатре «Художественный». ( Фильм «Гладиатор» состоится в кинотеатре «Художественный». )


 

Задание 15. В каком словаре может быть помещена следующая словарная статья?

 

ВДОЛЬ – ПОПЕРЕК

Видно было по расположению постелей, что  на одной спали двое вдоль, а на другой – трое поперек. (Чехов. Бабье царство). – Ты ведь живешь поперек, а глядишь вдоль. (Колесников. Индустриальная баллада).

- Отчего это я вас встречаю гуляющим вдоль бульвара?

- А  оттого, что не всем такое счастье,  чтобы гулять поперек бульвара каждую ночь. (Гиляровский. Москва и москвичи).

ОТВЕТ:

Лексический словарь

Задание 16. Вставьте пропущенные буквы. Объясните лексическое значение каждого слова.

 

Марионетка((от имени итальянца Мариони), кукла, для представлений на детском или маленьком театре, вертепе. ), мезонин(м. полуэтаж, надстрой, вышка, полуярус, полужилье; теремок. -ный, к нему относящийся. ), меценат(лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Название происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Августе.),     мотивировать(приводить (привести) мотивы, доводы, объясняющие, оправдывающие какие-либо действия, поступки, доказывающие необходимость каких-либо действий; побуждать (побудить) кого-либо делать что-либо, делать (сделать) какое-либо занятие привлекательным для кого-либо),

нигилист( [от латинск. nihil — «ничто»: человек, ничего не признающий, отрицатель] — общественно-политический и литературный термин, широко распространенный в русской публицистике и художественной лит-pe 60-х гг.) ,

новелла(– малый повествовательный жанр, по размеру сопоставимый с рассказом. В центре новеллы – одно событие, на котором концентрируется все внимание автора и читателя. ), оппозиция((от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством. Также это политическая деятельность партий, групп и движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией (партиями) борьбу за государственную власть.),

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"