Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста, и подтвердите их наличие примерами из текста.
Задание 2. Обоснуйте гибридность данного текста. Как называется такое явление?
Задание 3. Разграничьте в следующих примерах гиперболу, литоту, метонимию, олицетворение, метафору.
Задание 4. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах (анафора, риторическое восклицание, инверсия, градация, риторический вопрос, риторическое обращение)?
Задание 5. Прочитайте приведенный ниже фрагмент речи. Определите, какие приемы привлечения внимания использованы в начале (конце) речи.

Файлы: 1 файл

КР_5.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 оппонент(тот, кто выступает с возражениями (оппонирует) кому-либо в публичной беседе, диспуте и т. п., лицо, которому поручается оценка диссертации и выступление на учёном диспуте при её защите ), оригинал(первоначальный, подлинный.),

 оранжерея(строение для выращивания растений, искусственная экосистема. Оранжереи строятся из стекла или пластика. ).

 

Задание 17. Вставьте пропущенные буквы. К словам с удвоенными согласными приведите как можно больше производных слов и запишите их.

 

Параллель(параллелограмм, параллелепипед, параллельность), перрон, пессимизм(пессимистичный), поликлиника, популярный, прогресс(прогрессировать, прогрессивный, прогрессия), профессия(профессор, профессионал), репрессия(репрессировать, репрессированные), симметрия(симметричность), стеллаж, раса.

 

Задание 18. Расставьте ударения в данных словах. Если возможны варианты, укажите их. 

 

Ветеринария, значимость, возбужденный, звонишь, маркировать, воспроизведенный, избалованный, медикамент, втридорога, исповедание, менеджмент, гастрономия, исподволь, мизерный, генезис.

 

Задание 19. В каких словах перед е произносится мягкий согласный?

 

Эффект, интервью, картотека, пионер, синтетика, стенд, температура, фонетика, теннис, тент.

 

Задание 20. Употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени, например: ТАСС заявил.

 

ТЭС заявила, СЭС заявила, ГИБДД заявила, ОСАГО заявило, УГНТУ завил.

 

Задание 21. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях, фразеологизмах и исправьте их.

 

Сложить руки, сложить ноги, сложить голову, выйти в тираж, попасть в тираж, списать в тираж, искать ветра в поле, ждать ветра в поле.


 

Задание 22. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их.

 

1. Очень большую надежду возлагал я на встречу с президентом. 2. Пусть делает все без нас – пользы ему от этого будет с гулькин нос. 3. Будь он хоть семи пядей во лбу, а не сможет выполнить эту задачу. 4. Как выяснилось, этот банк был колоссом на глиняных ногах: он вовсе не собирался выполнять свои обязательства перед вкладчиками. 5. Автор в совершенстве овладел искусством писать ясно, прозрачно, то есть понятным языком.

 

Задание 23. Образуйте от следующих существительных форму именительного падежа множественного числа.

 

Штурманы, паспорта, погреба, сторожа, теноры, фельдшеры, флюгеры, хутора, штабеля, шулеры, борта, буферы, векселя, вензеля, ворохи.

 

Задание 24. Определите род данных существительных. Составьте словосочетания с прилагательным или глаголом в форме прош. времени.

 

Чудо-богатырь ехал (м.р), музей-квартира находилась (ж.р), кафе-столовая оказалась (ж.р), автомобиль-такси уехал(м.р), комедия-буфф была показана(ж.р), прощание с родной альма-матер  (ж.р), луна-парк располагался (м.р).

 

Задание 25. Образуйте с несклоняемыми существительными словосочетания "прилагательное + существительное".

 

Эскимо вкусное, опытный крупье, красивый пони, уважаемая мисс, потрясающий меццо-сопрано, быстрое такси, мое кредо, овощное рагу, персональное досье, личное интервью, установленный табу, полное фиаско, аутодафе, вкусная иваси.

 

Задание 26. Раскройте скобки, употребив нужную форму фамилии. Свой ответ мотивируйте.

 

1. Произошло зверское убийство Джозефа Яблонски и его семьи. 2. Произведения польского писателя Зыгмунта Красински. 3. Выступление певицы Евы Бандровской-Турской. 4. Концерт пианистки Черна-Стефаньской. 5. Фильм с участием Джульетты Мазиной.

 

 

Задание 27. Запишите словами приведенные в предложениях имена числительные.

 

1. Около полугода я не получал из родной деревни никаких известий. 2. Вместе со всеми трехстами семьюдесятью четырьмя участниками конференции мы отправились в Старую Руссу. 3. Наша база находилась в восьмистах сорока одном километре от города. 4. За время экспедиции полярники прошли свыше одной тысячи девятисот пятидесяти восьми километров. 5. Из девятисот сорока одного выпускника нашего курса на встречу приехали только около семисот пятидесяти.

 

Задание 28. Раскройте скобки. Объясните слитное / раздельное написание.

 

1. Зачем (вопросительное слово) же в ночи перед тёмным порогом ты медлишь, как будто несчастьем, томим? 2. А почему(вопр.слово) бы, думаю, и нам язык не укорачивать сонетом? 3. Всегда нарядней всех, всех розовей и выше, зачем (вопр.слово) всплываешь ты со дна погибших лет. 4. И зачем (вопр.слово) ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед? 5. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, отчего (почему) она так вдруг загрустила.

 

Задание 29. Раскройте скобки. Определите правильное написание, используя в качестве проверочных слов синонимы.

 

1. Нужно иметь ввиду (помнить), что ножка у валуя полая. 2. Вместо усталости я вдруг почувствовал беспричинную радость жизни. 3. И имейте в виду(обратите внимание), всё это творилось при отличном здоровье. 4. Вместо веселия и смеха, на которые я рассчитывал, я чувствовал дрожь и замирание сердца. 5. Получил он своё воспитание в Москве, сперва насчёт какого-то дяди.

 

Задание 30. Отредактируйте предложения, устранив ошибки.

 

1. Русские поэты XIX–XX вв. обогащали образную систему стихотворной речи не только народной символикой, но и христианской, и заимствованной из классической литературы античной. 2. В этой борьбе ,если полпреды президента погибнут как политические фигуры, то пирамида власти в России будет кардинально изменена. 3. Печорин соскучился по Кавказу, но также и разочаровался в поездке . 4. В Петербурге Хлебников ведет тяжелую, полуголодную жизнь. 5. Евгений Базаров, приезжая погостить к Аркадию Кирсанову, натыкался там на дядю Аркадия.

 

Задание 31. Перепишите, выберите нужную форму глагола-сказуемого. Объясните свой выбор.

 

1. В конкурсе участвовал тридцать один студент. 2. Три скамейки стояли у стены. 3. Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 4. Не то снег, не то град выпадет завтра. 5. Любопытство, а не жажда познания взяло верх.

 

Задание 32. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях пишем Н, в других – НН.

 

1. Из глаз  исчез и зной, и училище, в  глазах – напряжённейший слух. 2. Хрустел снег под тысячью кованых копыт. 3. Перед зеркалом, держа зажжённую свечу в руке, стоял обнажённый до пояса владелец козьего меха. 4. Лицо женщины стало испуганным. 5. В печальном только сердце может страсть иметь неограниченную власть.

 

Задание 33. Объясните слитное или раздельное написание НЕ.

 

1. Абсолютно  незаслуженная обида тяготила и раздражала.(отсутствие союза “а”) 2. Все его предположения выглядели крайне необоснованными. (отсутствие союза “а”)  3. Вовсе не изученный вопрос висел в воздухе, и опыты были остановлены.(присутствие “вовсе”) 4. Правда, я со всех сторон слышу, что недоразумений больше уж  не будет.(нет слова “доразумение“, “не” с глаголами пишется раздельно)5. Метели как не бывало. (“не” с глаголами пишется раздельно) 6. Она позволила себе несколько унизиться в таком необычайном случае.( отсутствие союза “a”).

 

Задание 34. Перепишите. Раскройте скобки.

 

Полуаршинный, пол-Европы, пол-литровка, пол-литра, полвторого, пол-ананаса, полдюжины, пол-ягоды, полстакана, полкруга.

 

Задание 35. Перепишите. Раскройте скобки.

 

Товарищески чуткое внимание, среднесуточная добыча, технико-экономический, цветоустойчивый, целлюлозно-бумажный, чисто французская галантность, юридически сложный случай, явно выраженная воля, чудно упругие локоны, западно- сибирские реки.

 

Задание 36. Объясните слитное или раздельное написание наречий.

 

Всё-таки (после  частицы) успел, спать в полглаза, заготовить впрок (наречие), рассчитаться по одному, по двое(по сколько), действовать в одиночку(наречие), разделить надвое(наречие), натрое(наречие), вдвое (наречие)больше, во-вторых(вводное слово) .

 

 

Задание 37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните условия выбора О / Ё.

 

Шотландец(искл), шомпол(искл), еще, дешевый(дешевле), щетка(щетина), прожорливость(жор), желоб(искл), печенка(печень), пшенка(пшено), кошелка(кошелек), баржой, дирижер(искл).

 

Задание 38. Перепишите, подчеркните чередующиеся гласные в корнях.

 

Сравнивал, ровесник, равновесие, вымочил, промокшие, промокнул, выскочила, поклонившись, озарилась, гори, склонил, обгорят, растет, касались, положение, затворил, пловец, плавать, ростовщик, водоросли.

 

Задание 39. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

 

Восславить, восход, воззвание, дезинформация, дружеский розыгрыш, размах крыла самолета, пресловутый роман, оприходовать товар, древнее предание, сымпровизировать, придание статуса гражданина РФ, межигровой, проигнорировать, разыгранный, заинтриговать, предиюльский.

 

Задание 40. Вставьте, где нужно, Ь. Обоснуйте свой выбор.

 

Луч, речь(ж.р), о чем глаголишь(глагол), ничего не поделаешь(глагол), плач(м.р), чуешь(глагол), знаешь(глагол), войдешь(глагол), боишься, робеешь(глагол), сушь(ж.р), избегаешь(глагол) встреч(мн.число), пляж(м.р)

 

Задание 41. Б. Шоу сказал: «Есть 50 способов сказать да и нет, и только один способ это написать». Какой закон связан с этим высказыванием? Аргументируйте свою точку зрения.

ОТВЕТ:

Под этим высказыванием  Б.Шоу подразумевал то, что устная речь содержит богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств: мимика, жесты, позы, интонация, поэтому сказать да и нет можно 50 способами. Что же касается письменной речи, то записать слова да и нет можно лишь одним способом, т.к. мы можем использовать только  определенные специальные графические знаки.

 

Задание 42. Прочитайте фразу. Определите тактику речевого поведения, которую использует говорящий.

Нам с вами удалось добиться многого…

ОТВЕТ:

Говорящий использует тактику  речевого поведения «Контраст», с  использованием семантической функции (подчеркивание положительных оценок).

Задание 43. Составьте визитную карточку для знакомства с деловым партнером.

Задание 44. Соблюдая все правила оформления реквизитов документа, напишите от своего имени заявление, расписку, доверенность, служебную записку, объяснительную записку, резюме.

 

Задание 45. Составьте и напишите деловому партнеру письмо-благодарность, используя все реквизиты делового письма.


Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"