Лекции по "Русскому языку и лексике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Предметы и явления объективной действительности классифицируют по сходству и различию признаков. Противопоставляются и слова, также объединяются. Пихта, сосна, дуб — объединяются как деревья. Хвойные деревья будут протиивопоставляться лиственным. Значение слова можно разложить на составные части или «атомы» смысла, которые называются семантическими компонентами или семами. От греческого сема — знак. Интегрирующие семы — общие семы, архисемы. Такие семантические компоненты позволяют группировать слова в лексико-семантическую группу.

Файлы: 1 файл

Lektsii_Srya_1_Semestr.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

 

Фонетика

Фонетика это раздел языкознания, который занимается изучением  звуковой стороны языка. От греческого слова fone — звук. Центральное место  в фонетике занимет учение о звуках, их артикуляционной, аккустической  и функциональной характеристиках. Кроме того фонетикой изучаются звуковое строение слогов и слов, ударения и интонация. Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук, потому что лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, то есть значение, заключенные в словах, предложениях, морфемах, фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, то есть со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения, напрмер: а (противительный союз), а (окончание, женский род, ед. число, им падеж), а (звук, никакого значения не имеет). Звуки языка всегда являются составной частью морфем и слов. Морфемы и слова формируются с помощью звуков. Звуки используются для различения морфем и слов, например: мал, мол, мул, мыл — замена одного звука влечет за собой появление нового слова. Таким образом функция звуков в языке это формирование и различения морфем и слов. Звуки речи являются материальными знаками, с помощью которых осуществляется основная коммуникативная функция языка. Звуки речи рассматриваются фонетикой с артикуляционно-аккустической и функциональной, то есть лингвистической стороны. В фонетике выделяются два аспекта:

1_фонетический

2_фонологический

 

Фонетический оспект предполагает изучение звуков с материальной стороны, как явлений аартикуляционно-аккустических. В этом случае исследуется, как и какими органами речи образуются звуки, как взаимодействуют органы речи в процессе говорения, а также физические характеристики звуков:

1_высота

2_интенсивность

3_длительность

Ведь звуки речи это  колебательные движения, передаваемые воздушной средой.

 

Фонологический аспект изучает собственно лингвистическую  сторону звуков, а именно то, какую  функцию они выполняют в процессе коммуникации, как знаки для образования  и различения слов.

 

Соответсвенно двум выделенным аспектам фонетика делится на два разряда:

1_фонетика в узком  смысле (фонетический аспект)

2_фонология (фонологический  аспект)

Единицей фонетики является звук речи, а единицей фонологии  является фонема. Если количество произносимых звуков безгранично, то количество фонем в каждом языке  можно точно подсчитать. Фонетический и фонологический аспекты тесно связаны и не могут существовать один без другого.

 

Понятие фонемы

Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования  и различения слов и форм. Дал, дол, дул — различаются гласными (о, а, у), фонетическая позиция одинаковая: соседняя твердая согласная, под ударением. Гласные в этом случае выступают как различители слов, то есть как фонемы. Назначение фонемы различать слова или морфемы. Но не все звуки, которыми слова различаются, принадлежат разным фонемам, например: мать   мята   мять

звук [а'] (с точкой в  конце) - в конце длительности звук [а] продвинут вперед

звук ['а] (с точкой впереди) - продвинут вперед в начале своей  длительности

звук ['а'] (с двумя точками) — продвинут по всей длительности

Такие звуки не могут  быть полноценными различителями слов, потому что различие между ними обусловлено  именно окружением. Поэтому гласные  звуки здесь не образуют самостоятельной  фонемы, а являются разновидностью  одной и той же фонемы <а>. Другое назначение фонем способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем, например: вода, водный — корни отождествляются потому, что чередующиеся гласные в корне относятся к одной и той же фонеме [о].

Определение:

Фонема это минимальная  фонетическая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и  отождествления слов и морфем.

Фонема это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка. Можно скаазать, что фонема это инвариант. Фонмема, как функциональная единица не совпадает со звуком речи, она только реализуется в звуках речи. Понятие фонемы и теорию фоонологии впервые разработал в 70-80-х годах 19 века известный русский языковед Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.

 

Фонетическое  членение русской речи

Устная речь не представляет собой однообразную и непрерывную  цепь звуков. Со стороны ритмико-интонационной  она представляет речевой поток, который делится на отрезки, то есть единицы речевого потока, наапример:

Самолет сигнА(три черты  поверх буквы) лил,// на_плО(две черты  поверх слова)скости / вспыхивал и_гА(две  черты)с розовый О(три черты)тблеск,// и_по_стеклу иллюминатора стремительно скользили лИнии. //

Отрезки, на которые делится  текст называют фразами.

Определение:

Фраза это самая крупная  фонетическая единица, законченная  по смыслу высказывания, объединенная особой интонацией и отделенная от других фраз паузой. На последнем слове  фразы обычно бывает фразовое ударение, которое вместе с интонацией объединяет фразу. Фраза в свою очередь делится на более мелкие фонетические единицы или речевые такты. Речевой такт чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных интонацией и тактовым ударением, которое обычно в повествовательной речи бывает на последнем слове такта и обозначается двумя вертикальными штрихами поверх слова. Паузы, которые разделяют речевые такты короче, чем паузы между фразами.

1_фразовое ударение (три  черты поверх слова, «»)

2_тактовое ударение (две  черты поверх слова, «)

3_пауза между фразами  - //

4_пауза между тактами  - /

В составе речевого такта  выделяются фонетические слова. Фонетические слова, это единицы, объединенные одним  ударением. В такте столько фонетических слов, сколько ударений. Фонетическкие слова это самостоятельные слова с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.

Фонетическое слово делится  на слоги. Слог это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчкоом выдыхаемого воздуха. Один из слогов в слове всегда произносится с большей силой. Такое выделение слога называется ударением. Слог состоит из звуков.

ЗВУКИ это элементарные, простейшие, незначимые единицы речевого потока. Звуки являются материальными  знаками, с помощю которых осуществляется основная коммуникативная функция языка.

Все вышеперечисленные  единицы называются сегментными  фонетическими единицами, то есть отрезками  в речевой цепи (segmentum — отрезок). Слова, не имеющие ударения и примыкающие  к другим словам, вместе с которыми они составляют одно фонетическое слово называются КЛИТИКИ. Клитики бывают двух видов:

1_ПРОКЛИТИКА — безударное  слово, стоящее перед ударным,  к которому оно примыкает. Проклитиками  обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы, например: на_горЕ, под_окнОм, сестрА и_брАт, сказАл, чтобы_пришлИ, не_знАю, ты да_Я.

2_ЭНКЛИТИКА — безударное  слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает. Энклитиками  обычно бывают односложные частицы,  например: скажИ_-ка, Он_же, придЁт_ли.

Бывают случаи, когда  некоторые односложные предлоги и частицы моут нпринимать на себя ударение, и тогда следующее за ним самостоятельное слово оказывается  энклитикой, например: бЕз_вести, водИть зА_нос, Из_лесу, никогО нЕ_было.

Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слогоделения в современной лингвистике пока нет.

С артикуляционной точки  зрения слог – это минимальная  единица речевого потока (Бондарко Л.В.) или минимальная артикуляционная единица речи.

Еще с античных времен известна экспираторная (выдыхательная) теория слога, согласно которой слог – ряд звуков, произносимых одним  дыхательным толчком.

Самая оптимальная теория слога основана на акустических критериях  и называется сонорной теорией (Р.И. Аванесов). При этом подходе слог определяют как волну нарастающей или ослабляющей звучности. Аванесов Р.И.: «Слог – это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, т.е. звук с наибольшей звучностью». Этот наиболее звучный звук является слогообразующим. Вокруг него группируются неслогообразующие звуки. Самые звучные – гласные, менее звучны сонорные согласные, шумные звонкие далее, замыкают цепь шумные глухие. Слогообразующим является гласный звук, который образует вершину слога, составляет его ядро. Согласные звуки находятся на периферии.

В русском языке в  потоке речи сонорные согласные также  могут приобретать слоговость, однако, только при беглом произношении. Например, театр, смотр, рдеть, рты. 
В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытый и закрытый слоги. Открытые слоги оканчиваются слоговым звуком, закрытые – неслоговым (согласным). 
Слогораздел – реальная или потенциальная граница меж-ду слогами. Согласно сонор-ной теории каждый слог в русском языке строится по закону восходящей звучно-сти, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит на месте спада звучности. 
При/нцип во/схо/дя/щей зву/чно/сти. 
Существует динамическая теория слога, согласно которой слог – волна силы интенсивности звука; самый интенсивный – слоговой (Касаткин Л.Л.). Слогораздел и правило переноса слова могут не совпадать.

 

Гласные и согласные  звуки

Они различаются артикуляционно и аккустически. Существуют два источника звуков речи:

1_тон

2_шум

ТОН обязателен при произнесении гласных и звонких согласных. Глухие согласные произносятся без  тона.

Шум возникает в результате преодоления воздушной струей различных  препятствий в ротовой полости. При образовании гласных. Воздушная струя проходит через рот свободно, без препятствий. Значит в составе гласного присутствует тон и полностью отсутствует шум. При образовании согласных, воздушная струя преодолевает препятствия в ротовой полости. При этом образутся шум. Шум является обязательной составляющей согласного звука, но у звонких шум соединяется с тоном, а у глухих шум оказывается единственным компонентом звука.

Аккустические различия гласных и согласных  звуков

Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для согласных нужна более сильная воздушная струя. При образовании гласных, мускульное напряжение почти в равной мере распределяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных, мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда. Гласные звуки называют РТОРАСКРЫВАТЕЛИ, потому что чем громче произносим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Согласные называются РТОСМЫКАТЕЛИ: чем громче мы хотим их произнести, тем теснне должны стиснуть рот.

 

Функциональные  различия гласных и согласных  звуков

Основная особенность  гласных звуков это их роль в слогообразовании. Гласные всегда выступают в вершине  слога. Согласные не могут выступать  как слогообразовательные элементы, если они находятся рядом с гасной. Только в некоторых случаях сонорне могут быть вершиной слога.

Классификация гласных  звуков

В основу классификации  положены признаки, характеризующие  работу органов речи:

1_признак ряда —  это движение языка вперед-назад

2_признак подъема — это движение языка вверх-вниз

3_положение губ —  признак ЛАБИАЛИЗОВАННОСТИ

По признаку ряда выделяются три группы:

1_переднего ряда: И,  Э

2_заднего ряда: У, О

3_среднего ряда: Ы,  А

Призка подъема:

1_верхнего подъема:  И, Ы, У

2_нижнего подъема: А

3_среднего подъема:  Э, О

Положение губ:

1_лабиализованные: У,  О

2_нелабиализованные:  все остальные гласные звуки

 

09.12.2008

В безударных слогах гласне произносятся иначе, чем в ударных. Безударные гласные более краткие  и произнсятся с меньшим мускульным напряжением органов речи. Такое изменение звучания гласных называется редукцией. Все безударные гласные являются редуцированными. Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий, важнейшими из которых являются:

1_место по отношению  к ударному слогу

2_положение в абсолютном  начале слова (редукция не очень  сильная)

3_твердость или мягкость  предшествующего согласного

Степень редукции зависит  от того, к какому слову принадлежат  гласные. В первом предударном гласном редукция меньше — первая слабая позиция. Абсолютное начало соответствует первая слабая позиция. Гласные звуки под влиянием соседних согласных, и особенно предшествующего, сильно изменяются. После мягкого согласного гласный продвинут вперед в начале длительности. После твердых перед мягкими продвинут вперед в конце длительности. Если гласный попадает между двумя мягкими согласными, он продвинут вперед по всей длительности.

Классификация согласных звуков

Основными признаками согласных  являются место и способ образования. Важными признаками согласных являются также глухость-звонкость и твердость-мягкость.

Классификация согласных  по месту образования

Классификация основывается на работе активного органа речи. Активными  органами речи при образовании согласных являются губы и язык. Все согласные делятся на ГУБНЫЕ и ЯЗЫЧНЫЕ.

Губные подразделяются на две группы:

1_губногубные, которые  образуются путем смыкания букв: Б, П, М

2_губнозубные, которые  образуются путем сближения нижней  губы с верхними зубами: В, Ф

Язычные согласные  делятся на три группы:

1_переднеязычные

2_среднеязычные

3_заднеязычные

Переднеязычные бывают

1_зубные, когда кончик  языка смыкается с зубами: Д,  Т, З, С, Ц, Н, Л

2_небнозубные, когда  кончик языка смыкается с небом: Ж, Щ, Ш, Р

Среднеязычные звук только j. Средняя часть спинки языка  прижимается к твердому небу.

Информация о работе Лекции по "Русскому языку и лексике"