Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:47, курс лекций
Предметы и явления объективной действительности классифицируют по сходству и различию признаков. Противопоставляются и слова, также объединяются. Пихта, сосна, дуб — объединяются как деревья. Хвойные деревья будут протиивопоставляться лиственным. Значение слова можно разложить на составные части или «атомы» смысла, которые называются семантическими компонентами или семами. От греческого сема — знак. Интегрирующие семы — общие семы, архисемы. Такие семантические компоненты позволяют группировать слова в лексико-семантическую группу.
Фонетика
Фонетика это раздел языкознания, который занимается изучением звуковой стороны языка. От греческого слова fone — звук. Центральное место в фонетике занимет учение о звуках, их артикуляционной, аккустической и функциональной характеристиках. Кроме того фонетикой изучаются звуковое строение слогов и слов, ударения и интонация. Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук, потому что лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, то есть значение, заключенные в словах, предложениях, морфемах, фонетика же имеет дело с материальной стороной языка, то есть со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения, напрмер: а (противительный союз), а (окончание, женский род, ед. число, им падеж), а (звук, никакого значения не имеет). Звуки языка всегда являются составной частью морфем и слов. Морфемы и слова формируются с помощью звуков. Звуки используются для различения морфем и слов, например: мал, мол, мул, мыл — замена одного звука влечет за собой появление нового слова. Таким образом функция звуков в языке это формирование и различения морфем и слов. Звуки речи являются материальными знаками, с помощью которых осуществляется основная коммуникативная функция языка. Звуки речи рассматриваются фонетикой с артикуляционно-аккустической и функциональной, то есть лингвистической стороны. В фонетике выделяются два аспекта:
1_фонетический
2_фонологический
Фонетический оспект
предполагает изучение звуков с материальной
стороны, как явлений аартикуляционно-
1_высота
2_интенсивность
3_длительность
Ведь звуки речи это колебательные движения, передаваемые воздушной средой.
Фонологический аспект
изучает собственно лингвистическую
сторону звуков, а именно то, какую
функцию они выполняют в
Соответсвенно двум выделенным аспектам фонетика делится на два разряда:
1_фонетика в узком смысле (фонетический аспект)
2_фонология (фонологический аспект)
Единицей фонетики является звук речи, а единицей фонологии является фонема. Если количество произносимых звуков безгранично, то количество фонем в каждом языке можно точно подсчитать. Фонетический и фонологический аспекты тесно связаны и не могут существовать один без другого.
Понятие фонемы
Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и различения слов и форм. Дал, дол, дул — различаются гласными (о, а, у), фонетическая позиция одинаковая: соседняя твердая согласная, под ударением. Гласные в этом случае выступают как различители слов, то есть как фонемы. Назначение фонемы различать слова или морфемы. Но не все звуки, которыми слова различаются, принадлежат разным фонемам, например: мать мята мять
звук [а'] (с точкой в конце) - в конце длительности звук [а] продвинут вперед
звук ['а] (с точкой впереди) - продвинут вперед в начале своей длительности
звук ['а'] (с двумя точками) — продвинут по всей длительности
Такие звуки не могут быть полноценными различителями слов, потому что различие между ними обусловлено именно окружением. Поэтому гласные звуки здесь не образуют самостоятельной фонемы, а являются разновидностью одной и той же фонемы <а>. Другое назначение фонем способствовать отождествлению одних и тех же слов и морфем, например: вода, водный — корни отождествляются потому, что чередующиеся гласные в корне относятся к одной и той же фонеме [о].
Определение:
Фонема это минимальная фонетическая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.
Фонема это не произносимый реально звук речи, а определенная абстракция, обобщение звуков речи в единицу более высокого порядка. Можно скаазать, что фонема это инвариант. Фонмема, как функциональная единица не совпадает со звуком речи, она только реализуется в звуках речи. Понятие фонемы и теорию фоонологии впервые разработал в 70-80-х годах 19 века известный русский языковед Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Фонетическое членение русской речи
Устная речь не представляет собой однообразную и непрерывную цепь звуков. Со стороны ритмико-интонационной она представляет речевой поток, который делится на отрезки, то есть единицы речевого потока, наапример:
Самолет сигнА(три черты
поверх буквы) лил,// на_плО(две черты
поверх слова)скости / вспыхивал и_гА(две
черты)с розовый О(три черты)
Отрезки, на которые делится текст называют фразами.
Определение:
Фраза это самая крупная фонетическая единица, законченная по смыслу высказывания, объединенная особой интонацией и отделенная от других фраз паузой. На последнем слове фразы обычно бывает фразовое ударение, которое вместе с интонацией объединяет фразу. Фраза в свою очередь делится на более мелкие фонетические единицы или речевые такты. Речевой такт чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных интонацией и тактовым ударением, которое обычно в повествовательной речи бывает на последнем слове такта и обозначается двумя вертикальными штрихами поверх слова. Паузы, которые разделяют речевые такты короче, чем паузы между фразами.
1_фразовое ударение (три черты поверх слова, «»)
2_тактовое ударение (две черты поверх слова, «)
3_пауза между фразами - //
4_пауза между тактами - /
В составе речевого такта выделяются фонетические слова. Фонетические слова, это единицы, объединенные одним ударением. В такте столько фонетических слов, сколько ударений. Фонетическкие слова это самостоятельные слова с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами.
Фонетическое слово делится на слоги. Слог это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчкоом выдыхаемого воздуха. Один из слогов в слове всегда произносится с большей силой. Такое выделение слога называется ударением. Слог состоит из звуков.
ЗВУКИ это элементарные, простейшие, незначимые единицы речевого потока. Звуки являются материальными знаками, с помощю которых осуществляется основная коммуникативная функция языка.
Все вышеперечисленные единицы называются сегментными фонетическими единицами, то есть отрезками в речевой цепи (segmentum — отрезок). Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим словам, вместе с которыми они составляют одно фонетическое слово называются КЛИТИКИ. Клитики бывают двух видов:
1_ПРОКЛИТИКА — безударное
слово, стоящее перед ударным,
к которому оно примыкает.
2_ЭНКЛИТИКА — безударное
слово, стоящее после ударного,
к которому оно примыкает.
Бывают случаи, когда
некоторые односложные предлоги
и частицы моут нпринимать на себя
ударение, и тогда следующее за
ним самостоятельное слово
Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слогоделения в современной лингвистике пока нет.
С артикуляционной точки зрения слог – это минимальная единица речевого потока (Бондарко Л.В.) или минимальная артикуляционная единица речи.
Еще с античных времен известна экспираторная (выдыхательная) теория слога, согласно которой слог – ряд звуков, произносимых одним дыхательным толчком.
Самая оптимальная теория слога основана на акустических критериях и называется сонорной теорией (Р.И. Аванесов). При этом подходе слог определяют как волну нарастающей или ослабляющей звучности. Аванесов Р.И.: «Слог – это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, т.е. звук с наибольшей звучностью». Этот наиболее звучный звук является слогообразующим. Вокруг него группируются неслогообразующие звуки. Самые звучные – гласные, менее звучны сонорные согласные, шумные звонкие далее, замыкают цепь шумные глухие. Слогообразующим является гласный звук, который образует вершину слога, составляет его ядро. Согласные звуки находятся на периферии.
В русском языке в
потоке речи сонорные согласные также
могут приобретать слоговость, однако,
только при беглом произношении. Например,
театр, смотр, рдеть, рты.
В зависимости от того, на какой элемент
заканчивается слог, различают открытый
и закрытый слоги. Открытые слоги оканчиваются
слоговым звуком, закрытые – неслоговым
(согласным).
Слогораздел – реальная или потенциальная
граница меж-ду слогами. Согласно сонор-ной
теории каждый слог в русском языке строится
по закону восходящей звучно-сти, т.е. звуки
располагаются в слоге от наименее звучного
к наиболее звучному, поэтому слогораздел
проходит на месте спада звучности.
При/нцип во/схо/дя/щей зву/чно/сти.
Существует динамическая теория слога,
согласно которой слог – волна силы интенсивности
звука; самый интенсивный – слоговой (Касаткин
Л.Л.). Слогораздел и правило переноса слова
могут не совпадать.
Гласные и согласные звуки
Они различаются артикуляционно и аккустически. Существуют два источника звуков речи:
1_тон
2_шум
ТОН обязателен при произнесении гласных и звонких согласных. Глухие согласные произносятся без тона.
Шум возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий в ротовой полости. При образовании гласных. Воздушная струя проходит через рот свободно, без препятствий. Значит в составе гласного присутствует тон и полностью отсутствует шум. При образовании согласных, воздушная струя преодолевает препятствия в ротовой полости. При этом образутся шум. Шум является обязательной составляющей согласного звука, но у звонких шум соединяется с тоном, а у глухих шум оказывается единственным компонентом звука.
Аккустические различия гласных и согласных звуков
Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для согласных нужна более сильная воздушная струя. При образовании гласных, мускульное напряжение почти в равной мере распределяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных, мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда. Гласные звуки называют РТОРАСКРЫВАТЕЛИ, потому что чем громче произносим гласный звук, тем шире раскрываем рот. Согласные называются РТОСМЫКАТЕЛИ: чем громче мы хотим их произнести, тем теснне должны стиснуть рот.
Функциональные различия гласных и согласных звуков
Основная особенность гласных звуков это их роль в слогообразовании. Гласные всегда выступают в вершине слога. Согласные не могут выступать как слогообразовательные элементы, если они находятся рядом с гасной. Только в некоторых случаях сонорне могут быть вершиной слога.
Классификация гласных звуков
В основу классификации положены признаки, характеризующие работу органов речи:
1_признак ряда —
это движение языка вперед-
2_признак подъема — это движение языка вверх-вниз
3_положение губ — признак ЛАБИАЛИЗОВАННОСТИ
По признаку ряда выделяются три группы:
1_переднего ряда: И, Э
2_заднего ряда: У, О
3_среднего ряда: Ы, А
Призка подъема:
1_верхнего подъема: И, Ы, У
2_нижнего подъема: А
3_среднего подъема: Э, О
Положение губ:
1_лабиализованные: У, О
2_нелабиализованные: все остальные гласные звуки
09.12.2008
В безударных слогах гласне произносятся иначе, чем в ударных. Безударные гласные более краткие и произнсятся с меньшим мускульным напряжением органов речи. Такое изменение звучания гласных называется редукцией. Все безударные гласные являются редуцированными. Особенности произношения гласных в безударных позициях зависят от ряда условий, важнейшими из которых являются:
1_место по отношению к ударному слогу
2_положение в абсолютном
начале слова (редукция не
3_твердость или мягкость предшествующего согласного
Степень редукции зависит от того, к какому слову принадлежат гласные. В первом предударном гласном редукция меньше — первая слабая позиция. Абсолютное начало соответствует первая слабая позиция. Гласные звуки под влиянием соседних согласных, и особенно предшествующего, сильно изменяются. После мягкого согласного гласный продвинут вперед в начале длительности. После твердых перед мягкими продвинут вперед в конце длительности. Если гласный попадает между двумя мягкими согласными, он продвинут вперед по всей длительности.
Классификация согласных звуков
Основными признаками согласных являются место и способ образования. Важными признаками согласных являются также глухость-звонкость и твердость-мягкость.
Классификация согласных по месту образования
Классификация основывается на работе активного органа речи. Активными органами речи при образовании согласных являются губы и язык. Все согласные делятся на ГУБНЫЕ и ЯЗЫЧНЫЕ.
Губные подразделяются на две группы:
1_губногубные, которые
образуются путем смыкания
2_губнозубные, которые
образуются путем сближения
Язычные согласные делятся на три группы:
1_переднеязычные
2_среднеязычные
3_заднеязычные
Переднеязычные бывают
1_зубные, когда кончик языка смыкается с зубами: Д, Т, З, С, Ц, Н, Л
2_небнозубные, когда кончик языка смыкается с небом: Ж, Щ, Ш, Р
Среднеязычные звук только j. Средняя часть спинки языка прижимается к твердому небу.