Лекции по "Русскому языку и лексике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:47, курс лекций

Описание работы

Предметы и явления объективной действительности классифицируют по сходству и различию признаков. Противопоставляются и слова, также объединяются. Пихта, сосна, дуб — объединяются как деревья. Хвойные деревья будут протиивопоставляться лиственным. Значение слова можно разложить на составные части или «атомы» смысла, которые называются семантическими компонентами или семами. От греческого сема — знак. Интегрирующие семы — общие семы, архисемы. Такие семантические компоненты позволяют группировать слова в лексико-семантическую группу.

Файлы: 1 файл

Lektsii_Srya_1_Semestr.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Переразложение –  изменение морфемной структуры  слова, при котором перемещаются границы между морфемами при  сохранении членимости производной  основы на морфемы (лежбище←лежба←лежать). Переразложение обогащает русский язык новыми аффиксами.

Усложнение основы –  изменение морфемной структуры  слова, при котором ранее непроизводная  основа превращается в производную, т.е. членимую на морфемы. Процесс усложнения основы противопоставляется процессу опрощения. Он происходит обычно у слов, заимствованных русским языком (фляга←фляжка, зонт←зонтик).

Словообразование. Главной проблемой словообразования является установление производности, т.е. мотивированности между словами. В русском языке существуют слова непроизводные (немотивированные) и производные (мотивированные).

Словообразовательная  мотивация – структурная и смысловая обусловленность одного однокоренного слова другим, она опирается на словообразовательные отношения этих слов, т.е. отношения производности. Отношения производности всегда двуплановы, но однонаправлены от производящего слова к производимому. Производящее слово включено в производное и по форме, и по смыслу.

Между производным и производящим словами  существуют следующие отношения:

1)  производное слово, как правило, имеет более сложную структуру, чем производящее, т.е. содержит большее количество морфем;

2)  производное слово отличается  большей семантической сложностью, по сравнению с производящим (уплотнить←плотный, водитель←водить).

Базой для образования новых слов могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания, устойчивые и переменные (пароход←ходить паром, увековечить←на веки вечные).

В производном  слове выделяется производящая основа – часть производного слова, общая  с производящим словом (котенок←кот). В составе сложного слова может быть два и более производящих основ (сенокос←сено косить). Производящая основа может включаться в производную как в полном, так и в усеченном виде (солист←соло, высота←высокий).

Словообразовательное  значение – семантическое отношение производного слова к производящему, выраженное языковыми средствами внутри слова (в словах невысокий, невежественный не- имеет значение отрицания; в словах читатель, писатель -тель имеет словообразовательное значение «лицо, совершающее действие»). Словообразовательное значение занимает промежуточное положение между лексическим и грамматическим значением слова. Словообразовательное значение, в отличие от лексического, является не индивидуальным значением этого слова, а присуще ряду слов, в которых оно имеет специальные общие средства выражения. В отличие от грамматического словообразовательное значение свойственно не всем словам какой-то части речи, а некоторым словам.

Словообразовательный  тип – схема построения производных слов, которая позволяет объединить их в отдельные группы. В один словообразовательный тип объединяются производные слова по общности трех признаков:

1)  образованы от одной и той  же части речи;

2)  имеют одинаковые словообразовательные  значения;

3)  значение выражено одинаковыми словообразовательными средствами.

К одному словообразовательному типу относятся  существительные правдивость, смелость, жадность, приветливость, т.к. они все образованы от качественных прилагательных, обозначают отвлеченный признак, у всех словообразовательное значение выражено суффиксом -ость. Существительные рубка, соседка, бородка, антоновка, зачетка хотя и содержат в своем морфемном анализе суффикс -к-, относятся к разным словообразовательным типам.

Способы словообразования. Способ словообразования как более крупная единица классификации объединяет рад словообразовательных типов с одним и тем же средством словообразования. В русском языке различаются морфологический и неморфологический способы образования слов.

Морфологические способы  наиболее продуктивны в русском языке, т.к. это создание новых слов путем сочетания морфем. При морфологическом словообразовании новые слова создаются по аналогии, т.е. по образцу уже существующих в языке словообразовательных типов.

1  Аффиксация:

1)  Суффиксальный способ (суффиксация).

2)  Префиксальный способ (префиксация).

3)  Префиксально-суффиксальный  способ.

4)  Постфиксальный  способ (постфиксация).

5)  Префиксально-постфиксальный  способ.

6)  Суффиксально-постфиксальный  способ.

7)  Префиксально-суффиксально-постфиксальный способ.

8)  Нулевая суффиксация  (безаффиксный способ).

2  Сложение:

1)  Чистое сложение.

2)  Сложно-суффиксальный  способ (сложение с суффиксацией).

3)  Сложно-префиксальный  способ (сложение с префиксацией).

4)  Сложение с префиксацией  и суффиксацией.

5)  Сращение.

6)  Сращение с суффиксацией.

7)  Сложносоставной  способ (словосложение).

8)  Аббревиация:

а)  буквенная;

б)  звуковая или фонемная;

в)  буквенно-фонемная;

г)  слоговая;

д) сложение сокращенной  основы и целого слова;

е) сложение начальной части слова и формы косвенного падежа существительного;

ж)  комбинированная.

3  Сокращение:

1)  Сокращение с  суффиксацией.

2)  Сокращение с  префиксацией и суффиксацией.

Неморфологические способы  словообразования: морфолого-синтаксический способ – переход слов из одной части речи в другую.

Словообразовательный  анализ структуры слова:

1  Определить и указать  часть речи.

2  Найти соотнесенность  между производной и производящей  основами; указать соотнесенность  основы.

3  Установить словообразовательный формант (средство словообразования).

4  Установить способ  словообразования.

 

Лексикография – теория и практика составления слова-рей. Основная задача лексикографии – научная разработка принципов и приемов словарного описания лексики, а также составление самих словарей, отражающих различные аспекты рассмотрения слов в системе языка. 
Общая типология словарей. Различаются словари академического типа и словари-справочники. В академическом словаре язык находит максимально полное отражение как единая цельная система. Лек-сические единицы получают здесь всестороннее и обстоя-тельное толкование (прежде всего, для ученых). Словари-справочники ориентированы на широкую аудиторию. 
Словарь Ожегова – нормативный словарь-справочник. 
Словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Энцикло-педические словари – это научные или научно-популярные справочные издания, представляющие собой систематизированный свод информации в каких-либо областях. Лингвистические словари делятся на две большие группы: аспектные и тол-ковые. 
Аспектные словари характе-ризуют лексику языка с раз-личных точек зрения, т.е. это словари синонимов, омони-мов и т.д. Толковые словари – лингвистические словари, в которых объясняются значе-ния слов и фразеологизмов какого-либо языка средствами самого языка. Толковые словари являются комплексными: их словарные статьи, помимо дефиниции, содержат сведения о его написании, особенностях произношения, о месте ударения, о грамматических, словообразовательных свойствах, о стилистических и функциональных сферах, к которым единицы языка мо-гут быть отнесены. 
Структура словарной ста-тьи. Расположение слов в словаре может быть гнездовым или алфавитным. Толкование значений в словаре может быть описа-тельным, когда дается описание существенных признаков понятия; синонимическим, когда значение слова передается синонимами; перечислитель-ным, когда значение слова передается перечислением подклассов (дети – сыновья и дочери); отсылочным, когда значение производного слова описывается путем отсылки производящему (ребячий – то же самое, что ребяческий). 
1  Заглавное слово или вокабула. 
2  Грамматические свойства. 
3  Стилистическая помета. 
4  Описание значения слова (дефиниция). 
 
Основные толковые слова-ри русского языка: 
1  Словарь Академии Российской в 6 частях. 1789 – 1794 гг. (первый словарь русского языка). 
2  Словарь церковнославян-ского и русского языка в 4 томах. 1847 г. (приблизи-тельно 115 тысяч слов). 
3  В.И. Даль Толковый сло-варь живого великорусского языка в 4 томах. 1863 – 1866 гг. (более 200 тысяч слов). 
4  Толковый словарь русского языка в 4 томах под ред. Д.Н. Ушакова. 1935 – 1940 гг. (первый нормативный словарь русского языка). 
5  Ожегов С.И. Словарь рус-ского языка. 1-ое изд. 1949 г. (первый однотомный словарь русского языка, самый попу-лярный словарь справочного типа; 23 издания). 
С 1992 г. выходит Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (приблизительно 80 тысяч слов). 
6  Словарь современного русского литературного языка (Большой академический словарь – БАС). 1950 – 1965 гг. (более 120 тысяч слов). 
7  Словарь русского языка в 4 томах под ред. Евгеньевой А.П. 1956 – 1958 гг. (Малый академический словарь). 
8  Большой толковый словарь русского языка под ред. Кузнецова С.А. СПб., 1-ое изд. 1998, 2-ое изд. 2002. (однотомный, 130 тысяч слов).

 



Информация о работе Лекции по "Русскому языку и лексике"