Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:42, реферат

Описание работы

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами – этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.

Содержание работы

Введение 4
1 Ораторское искусство 5
1.1 Понятие «ораторское искусство» 5
1.2 Личность оратора 6
1.3 Подготовка к выступлению. Структура ораторской речи 7
1.4 Запоминание и произнесение речи 10
1.5 Контакт с аудиторией. Этика и эстетика ораторского выступления 12
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

Ораторское искусство.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Работая над своим выступлением, необходимо учесть следующие рекомендации: 

    • быть  последовательным  в  своей  речи. Не  переходить  к следующему пункту выступления, пока не разъясните предыдущий.
    • начинать  выступление  с  наиболее  существенных  положений.
    • не  повторяться.  Многократное  возвращение  к  недосказанному производит  крайне неблагоприятное  впечатление. Если  считаете  необходимым  повторить  сказанное,  дайте  понять, что Вы это делаете намеренно.
    • не отвлекаться на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры и т.п. 
    • следовать принципу усиления, суть которого заключается в том, что значимость и убедительность аргументов постепенно  нарастают,  самые  сильные  доводы  используются  в  конце рассуждения.[1] 

1.4 Запоминание и произнесение речи

Оратор должен произносить речь наизусть, т.к. слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа. Иногда приходится заучивать текст выступления, и это бывает оправдано, когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с  приветствием  на  торжественном  мероприятии.  Заучивать можно  небольшую  по  объему  речь.  Если  же  речь  большая (лекция, доклад), то выучить ее на память удается не каждому, и  тут  могут  возникнуть  проблемы  при  воспроизведении: сильное  волнение,  шум  в  зале.  Сбившись,  оратор  не  всегда

может продолжить заученную речь. Многие опытные ораторы советуют  выступать  с  опорой  на  текст:  выделить  основные смысловые  части;  подчеркнуть  основные  мысли;  выделить фактический  материал (фамилии,  статистические  данные, цитаты).  Таким текстом легко будет пользоваться во время выступления, и само выступление создаст впечатление свободного  владения  материалом,  даст  возможность  оратору  свободно общаться со слушателями. 

Не всегда у оратора есть возможность для предварительной  подготовки  выступления,  и  тогда  приходится  создавать речь в момент ее произнесения. Импровизированное выступление, как правило,  хорошо воспринимается  аудиторией, устанавливается  непосредственный  контакт  со  слушателями. Однако  из-за  неотработанности  речь  может  быть  не  совсем гладкой,  оратор  не  всегда  успевает  уложиться  в  отведенное время,  некоторые  вопросы  остаются  неосвещенными. «Творить речь» на  глазах у  слушателей –  это  высокое мастерство, результат долгой и кропотливой работы, показатель опыта и теоретической подготовленности оратора.

 Следует  помнить,  что  чрезвычайно  действенным  инструментом оратора является его голос. Уинстон Черчилль, выдающийся политический деятель и прекрасный оратор, очень тщательно готовился к каждому своему выступлению. Он по нескольку раз прочитывал готовый текст речи и делал  пометки на  полях,  которые  способствовали  бы  эффективному воздействию его слов на слушающих. Так, в одной из рукописей на полях была сделана следующая пометка: «Здесь следует повысить голос: аргументов не хватает!»

Примем  во  внимание  этот пример  и  проанализируем, что  нужно  сделать,  чтобы  научиться  эффективно  владеть этим «оружием». Прежде всего, надо определить недостатки и достоинства своего голоса, а затем научиться выразительному чтению,  что  предполагает  хорошую  дикцию,  средний  темп говорения, умение  ставить логические ударения и делать логические паузы, уметь варьировать диапазоны высоты голоса, применять разнообразные интонации.

Сведем  рекомендации  специалистов  к  следующим  правилам произнесения речи: 

    • речь должна быть правильной во всех ее аспектах;
    • надо  избегать  монотонности;  придерживаться  среднего темпа речи;
    • говорить необходимо достаточно громко, чтобы все присутствующие могли хорошо слышать оратора.[2]

Существуют  типичные  недостатки  ораторской  речи. Обратим на них внимание.

Бедность  словаря. Небольшое количество  слов, которыми пользуется выступающий, постоянные их повторы действуют удручающе и свидетельствуют о его слабой образованности и низком интеллектуальном уровне. В речи должны содержаться синонимы, красочные обороты, сравнения.

Стилевое несоответствие. Следует помнить, что о предметах  разного  духовно-нравственного  достоинства  нужно  говорить, используя разные стили: о важных делах нельзя говорить низким стилем, о печальных – веселым. Чем достойнее предмет речи, тем больше в ней должно быть высоких, торжественных слов. Жаргонных, просторечных  слов  вообще нельзя  употреблять в ораторской речи.

Кроме  того,  не  следует  говорить  слишком  напыщенно или слащаво, что делает речь неестественной.

Длинноты.  Слишком  длинные  замысловатые  рассуждения  подлежит  сокращению, а  сложные  предложения  разбиваются на 2-3 предложения.

Излишняя  краткость. Опуская  какую-то  информацию или что-то недоговаривая, оратор делает свое выступление не совсем понятным. Говорить нужно не так, чтобы вас могли понять,  а  так,  чтобы  вас  не  могли  не  понять.  Следует  избегать употребления  малоизвестных  слов,  узкоспециальных  терминов, устаревших слов.

Моменты  неблагозвучия. Необходимо избегать многочисленных звуковых заполнителей пауз (слов-паразитов) типа э-э-э-э…м-м-м-м…как это?…как  его?… и др., а также неблагозвучных  аллитераций –  повторений  согласного (Министр  встретился с высокопоставленными представителями…).[4]

1.5 Контакт с аудиторией.  Этика и эстетика ораторского выступления

Важнейшее  условие  эффективности  ораторской  речи – это контакт со слушателями. 

На  его  установление, несомненно,  влияют,  прежде  всего,  актуальность  обсуждаемой  проблемы,  новизна  в  освещении данного вопроса. Опытные ораторы никогда не высказывают  важных  идей  в  начале  выступления,  поскольку  знают, что на этой стадии аудитория еще только привыкает к выступающему. Иногда  оратор  нужно  сделать  спорное  заявление, чтобы вызвать интерес слушателей. 

Для установления контакта необходимо эмоциональное сопереживание,  т.е.  оратор  и  присутствующие  в  аудитории должны  испытывать  сходные  чувства  по  отношению  к  предмету  речи,  и  выступающий  должен «заразить»  аудиторию своей заинтересованностью и эмоциональностью.

На установление контакта влияют и некоторые особенности психологии  слушателей. Важно, чтобы они почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на  его лице, услышали  твердость и решительность в голосе. Чем более уверен и  внутренне  спокоен  выступающий, тем больше доверия будет проявлять к нему публика. 

Особенностью психологии слушателей является и то, что они одновременно являются и  зрителями. Поэтому все аспекты  внешнего  облика  выступающего  становятся  предметом пристального  внимания. Надлежащие манеры  оратора имеют более  существенное  значение,  чем  даже  его  внешний  вид. Слушатели предъявляют к выступающему особые требования: они предоставили  ему  главную роль –  оратор должен  с  этим считаться. Если он держит  себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателей мгновенно сменится разочарованием и досадой. 

Слушателям далеко не безразлично, смотрит ли оратор на  аудиторию,  как  в  пустое  пространство,  или  же  создается впечатление, что он обращается ко  всем и к каждому. В правильной позе должны сочетаться непринужденность осанки и легкость  движений. Жесты  должны  отвечать  своему назначению: их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.[3] 

Психологи  подчеркивают,  что  необходимым  условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее уважение к слушателям, признание в них партнеров по общению, доброжелательность и профессионализм. 

Доброжелательность  исключает  такие  формы  речевого поведения,  как  агрессивность  в  ее различных  проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь). Аудитория чутко  улавливает,  пришел  ли  лектор «поучить», «осчастливить», «открыть глаза» или он представляет заботы и запросы сидящих в зале и обращается как бы к каждому лично. 

Профессиональное отношение «предполагает умение работать с любой  аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и  с  той, которая  настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору».  Выступление оратора –  его  профессиональная  деятельность,  и  он  должен руководствоваться  интересами  дела,  подчиняя  ему  свои  чувства и эмоции.

Внешне  контакт  проявляется  в  поведении  публики. Главные  показатели  взаимопонимания  между  говорящим  и слушающими –  положительная  реакция  на  слова  выступающего,  внешнее  выражение  внимания  у  слушателей:  их  поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения,  согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты. Уверенное и естественное поведение  самого  оратора  также  есть показатель  контакта с аудиторией.

Установить контакт с аудиторией – очень важно, но этого, увы,  мало.  Гораздо  сложнее  поддерживать  это  внимание  на протяжении всего выступления: как бы оно интересно ни было, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. Выступающему необходимо иметь в своем арсенале различные приемы управления аудиторией и заранее планировать их. К ним относятся: 

    • прямое требование внимания; 
    • голосовые приемы (вспомните пример с У.Черчиллем);
    • прерывание речи, создание некоторой паузы; 
    • обращение к слушателям с неожиданным вопросом; 
    • драматизация  речи (эмоциональное  и  наглядное  изображение относящихся к теме событий);
    • так называемый вопросно-ответный ход (оратор ставит вопрос и сам на него отвечает, как бы вслух рассуждает и спорит, выдвигает сомнения и приходит к определенным выводам).
    • оживляют  выступления  примеры  из  художественной  литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения;
    • опытные ораторы в серьезную по содержанию речь вводят элементы юмора, каламбуры, анекдоты. 

Любому выступлению должно быть чуждо менторство в худшем смысле этого слова, излишняя назидательность, безапелляционность заявлений, неуважительность к оппоненту или аудитории, ханжество и грубость.  Тот,  кто  не  может  избавиться  от  этих  недостатков,  не имеет морального права нести свое слово в массы. 

Чтобы достичь успеха, следует помнить о следующих правилах:

    • надо опровергать мнение, точку зрения, взгляды оппонента, а не его личные качества, пристрастия, образ жизни жизнь;
    • обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование ею;
    • не следует отождествлять взгляды человека со взглядами той группы, к которой он принадлежит (совсем не обязательно, что они полностью совпадают);
    • нельзя искажать мнения оппонентов. Будьте скрупулезно точны при цитировании;
    • не  бравировать личными качествами, не преувеличивать свою роль в  каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д;
    • защищая свою точку зрения, нужно доказывать и обосновывать ее. Всегда вызывают возражения фразы типа: «ясно, как божий  день, что»; «конечно,  мне незачем вам говорить, что»; «ни один человек в здравом уме не будет  отрицать, что»; «я вас могу заверить в том, что…».[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство.

Ораторское искусство требуется везде. Вся наша жизнь связана с общением - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Вы понимаете, что такой человек на голову выше остальных.

Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Зверева Е. Н. Основы культуры речи: теоретический курс. – М.: Центр ЕАОИ, 2008.
    2. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.
    3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. – 2-е изд., исправл. – Мн.: Новое знание, 2007.
    4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
    5. Русский язык и культура речи // (http://shpora07.narod.ru/ appearance/appearance.html).

Информация о работе Ораторское искусство