Ораторское искуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Манера говорить, присущая человеку, является столь же действенным средством его идентификации, как и отпечатки пальцев, которые позволяют судить об их принадлежности тому или иному лицу.
Индивидуальная манера говорить свидетельствует, прежде всего, о наличии у бизнесмена следующих двух качеств, характеризующих его как личность. Первое из них - это степень его самоутвержденности, т.е. насколько уверенно он себя чувствует, насколько сильно развито в нем чувство собственной правоты. Второе, наоборот, - степень его неуверенности в себе. Критериями оценки служат здесь определенные выражения, а также частота их повторения.

Содержание работы

Введение
1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.
5. Практическое задание.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Тема Ораторское искусство.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Культура речи и деловое общение

 

Тема: Ораторское искусство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Исполнитель: студент

                                                                 Направление: Экономика

                                                                 Профиль: Экономическая безопасность 

                                                                 Группа  ЭПБу-12Тур

                                                                 Быстров Сергей Иванович

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Тема 1. Ораторское искусство

План

Введение

1. Краткая история ораторского искусства.

2. Принципы и законы риторики.

3. Этапы подготовки к публичному выступлению.

4. Требования, предъявляемые к оратору.

5. Практическое задание.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Манера  говорить, присущая человеку, является столь  же действенным средством   его идентификации, как и отпечатки   пальцев, которые позволяют судить  об их принадлежности тому  или иному  лицу.

    Индивидуальная  манера говорить свидетельствует,  прежде всего, о наличии у  бизнесмена следующих двух качеств,  характеризующих  его как личность. Первое из них - это степень  его самоутвержденности, т.е. насколько  уверенно он себя чувствует,  насколько сильно развито в  нем чувство собственной правоты.  Второе, наоборот, - степень его неуверенности  в себе. Критериями оценки служат  здесь определенные выражения,  а также частота их повторения. Так, слова, служащие для выражения  некоей неопределенности («в известной  степени», «как-нибудь», «я бы  сказал», «вообще» и т.п.), выдают  неуверенность. Речь уверенного  в себе человека изобилует  словами «разумеется», «именно так», «конечно», «великолепно», «правильно»  и т.п.

    От  выбора правильного  слова зависит  эффективность  его воздействия. 

    Важнейшим фактором  воздействия на окружающих является  ораторское искусство. Деловые   люди должны владеть техникой  непосредственного  контакта  как на индивидуальном, так   и на массовом уровне. Практически   это достижимо только при хотя  бы приблизительном знакомстве  с  элементарной риторикой.

    Это умение  стройно и ясно излагать свои  мысли, чтобы склонить людей  к  своим взглядам и позициям. И это  необходимо каждому,  кто хочет стать  преуспевающим  бизнесменом. Не владение риторикой  - одна из существенных причин  неудач многих предпринимателей, их низкого рейтинга в среде  профессионалов и потребителей.

 

 

    1. Краткая история ораторского искусства

 

Роль риторики по-разному  оценивалась в разные времена  и в разных обществах:

в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая  часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного;

в средние века риторика стала использоваться как внешнее  украшение содержания речи, нередко  понималась крайне формально;

в 20 веке само слово "риторика" стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней  речи.

1. Ораторское искусство  и наука о нём зародились  в Древней Греции. Расцвет демократии  в афинском полисе (городе-государстве)  совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании  требовали умения выступать с  убедительными речами.

Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа  выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как  мощного орудия подчинения своей  воле других и как способа живого общения. Софисты (учителя философии  и риторики) постоянно подчёркивали силу слова. Горгий в речи "Похвала  Елене" утверждал: "Слово есть великий властелин, который, обладая  весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость  вселить и сострадание пробудить".

В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать  с публичными речами - в народном собрании, в суде, на многолюдных  праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты - представители  школы философов-просветителей - обучали  граждан искусству спора, законам  логики, составлению речей.

Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие  истины, а убеждение слушателей в  правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории.

Иного мнения придерживался  Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой  всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия  убеждать публику в чём угодно.

2. Под влиянием греческой  культуры искусство красноречия  стало развиваться в Древнем  Риме. Римляне также высоко ценили  умение человека красиво и  ясно излагать свои мысли. Государственные  дела здесь также решались  в народном собрании, сенате и  суде, где мог выступить любой  свободный гражданин. Владение  словом было поэтому необходимым  условием участия гражданина  в политической жизни. В таких  общественных условиях ораторское  мастерство было широко распространённым  явлением.

3. В новых духовных  условиях средневековья риторика, воспринявшая основные нормы  античной теории красноречия,  приобретает новые черты. Господствующим  жанром становится церковное  красноречие, и задачи оратора  заключаются в разъяснении и  иллюстрировании заранее известных  положений. Цитирование и ссылка  на авторитеты становятся основными  элементами выступлений.

4. Новое время, начавшееся  западноевропейским возрождением, ознаменовалось бурным ростом  культуры во всех областях. Красноречие  вновь приобретает более широкое  распространение и получает социально-политическую  направленность. Характерное для  новой эпохи понимание задач  риторики отражено в словах  физика и философа Блеза Паскаля  (1623-1662): "Красноречие - это искусство  говорить так, чтобы те, к кому  мы обращаемся, слушали не только  без труда, но и с удовольствием,  и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в неё вникнуть".

5. В современную эпоху  риторика занимает прочное место  в программе школ и университетов  по всему миру. Риторика рассматривается  как важная часть гуманитарного  образования современного человека  независимо от его основной  специальности. Предмет риторики  по-разному понимается в разных  научных традициях новейшего  времени. Риторику изучают как  теорию культуры речи, как историю  ораторского искусства, как технику  устного публичного выступления,  как стилистику текста, как методику  обучения эффективному общению.  Все эти аспекты имеют непосредственное  отношение к риторике. Современная  риторика - это теоретическая и  прикладная филологическая наука  о логических, эстетических и  этических качествах нехудожественной  речи (научной, деловой, публичной,  разговорной). Качествами художественной  речи занимается другая филологическая  наука - поэтика. Риторика опирается  на культуру речи, но предполагает  более высокий уровень речевого  мастерства говорящего.

6. Риторики в России. В  России первой книгой по риторике  был перевод начала 17 века, сделанный,  предположительно, митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста  (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник,  видоизменённый при переводе, дошёл  до нас в 34 списках. В этой  книге даётся представление о  риторике, её частях, видах речей  и украшении речи.

В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И.Усачёв.

Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале 18 века на латинском  языке по материалам лекционного  курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в  Киево-Могилянской академии.

В 19 веке расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-ых годов. Прения сторон в суде привели к  развитию судебного красноречия. В  университетах России во 2-ой половине 19 века развивается академическое красноречие.

В начале 20 века активизация  политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи.

Теоретический интерес к  риторике достиг вершины в 20-ые годы 20 века. В 1918 году в Петрограде был  создан Институт живого слова, у истоков  которого стояли выдающиеся учёные и  общественные деятели: В.Э.Мейерхольд, А.В.Луначарский, Л.В.Щерба, Н.А.Энгельгардт, Б.М.Эйхенбаум, Л.П.Якубинский. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Работа института  осуществлялась в трёх отделах: научном, учебном и просветительском. Читались лекции по теории красноречия, эстетике и этике общежития, психологии речи и мышления, публиковались сборники научных трудов. К началу 30-ых годов  институт прекратил своё существование.

 В условиях тоталитарного  строя ораторское искусство стало  лишним, ненужным. Вопросы общественной  жизни решались не силой логических  доводов, а силой государственного  принуждения. В советский период  риторика не изучалась ни как  учебный предмет, ни как научная  дисциплина. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды  стало синонимом демагогии, пустой  и ложной речи. Содержание речи  резко противопоставлялось её  форме. Забота о форме речи  нередко объявлялась излишней, уводящей  от сути дела. В красивой речи  подозревалось сокрытие враждебного  содержания. Серьёзные логические  аргументы в случае их расхождения  с советской идеологией рассматривались  как хитрые уловки софистов. В  таких условиях в споре побеждал  не тот, кто говорил убедительнее, и даже не тот, кто излагал  точку зрения более точно соответствующую  идеологическим догмам, а тот,  кто получал поддержку вышестоящего  руководства. Ясно, что при таком  положении ораторское мастерство  не могло иметь какого-либо  значения, и риторика не имела  общественного признания.

 

Демократизация общественной жизни в конце 1980-ых - начале 1990-ых годов изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения  многих людей, ранее не имевших навыков  такого общения. Так потребности  жизни вновь возродили интерес  к риторике. Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ. В университетах  риторику изучают филологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью, юристы. Риторика стала темой научных  статей и конференций. Выходят учебники по этой дисциплине. Теперь у студентов  уже есть возможность получить необходимые  знания в этой области, главное - проявить к этому интерес и приложить  необходимые усилия, наградой за которые  будет авторитет в обществе, поскольку  общество постепенно начинает ценить красивое и умное слово.

_______________________________________________

Петрова Ю.А. Культура и стиль  делового общения. Учебно-практ. пособие / Ю.А. Петрова-М: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2007. -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы и  законы риторики.

 

Современная риторика исходит  из того, что пассивной стороны  в коммуникативном акте фактически нет. Роль слушающего так же активна, как и роль говорящего. От взаимодействия этих двух сторон зависит успех общения. Оратор должен «не побеждать» аудиторию, а «сотрудничать» с ней.

Универсальным принципом  успешной коммуникации становится принцип  Кооперации, сформулированный Г. П. Грайсом. Любое общение, в том числе  и деловое, – это не путь одного человека к другому, а движение навстречу  друг другу. Этот принцип регулирует количество и качество информации, выдаваемой каждым из коммуникантов  на том или ином шаге речевого общения. Например, правило, регулирующее количество, требует, чтобы говорящий не скрывал  нужной информации, которая принципиально  важна для принятия решения по обсуждаемой проблеме, и не сообщал  той, которая не требуется.

Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного  выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией  в диалоге, когда хотели, но не могли  высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому  даже обозначить свою позицию.

К правилам организации и  оптимизации диалога, представляющего  информационный обмен, относится также  принцип Интереса.

Этот принцип означает, что диалогическое общение развивается  более динамично, если передаваемая информация представляет интерес для  всех участников. При этом каждый из участников переговоров преследует и удовлетворяет двойной интерес: относительно существа дела и взаимоотношений  между партнерами. Отношения, основанные на доверии, уважении и дружелюбии, позволяют каждые последующие переговоры превращать в более спокойный и эффективный процесс.

Информация о работе Ораторское искуство