Ораторское искуство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Манера говорить, присущая человеку, является столь же действенным средством его идентификации, как и отпечатки пальцев, которые позволяют судить об их принадлежности тому или иному лицу.
Индивидуальная манера говорить свидетельствует, прежде всего, о наличии у бизнесмена следующих двух качеств, характеризующих его как личность. Первое из них - это степень его самоутвержденности, т.е. насколько уверенно он себя чувствует, насколько сильно развито в нем чувство собственной правоты. Второе, наоборот, - степень его неуверенности в себе. Критериями оценки служат здесь определенные выражения, а также частота их повторения.

Содержание работы

Введение
1. Краткая история ораторского искусства.
2. Принципы и законы риторики.
3. Этапы подготовки к публичному выступлению.
4. Требования, предъявляемые к оратору.
5. Практическое задание.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Тема Ораторское искусство.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

Следующий принцип, выработанный современной риторикой и особенно актуальный для делового общения, –  принцип Поллианы. Этот принцип требует, чтобы содержание речевого общения  удовлетворяло критериям оптимистического настроения участников.

В последнее время довольно часто встречается нарушение  гармонии между тональностью и смыслом  высказывания. О тяжелом экономическом  положении страны ведущие финансисты и эксперты могут говорить с улыбкой, пересыпая речь шутками. А деловые  переговоры нередко ведутся с  «проигрышных» позиций, позиций  неверия в собственные силы.

Согласно принципу Поллианы даже не пришедшие к согласию или  компромиссному решению стороны  в заключение переговоров должны выразить надежду на разрешение конфликтной  ситуации или решение вопроса. А  начинать переговоры нужно с верой  в собственные силы, здравый смысл  и добрую волю партнера.

В деловой диалогической  речи очень часто динамика развития диалога снижается из-за повторов, возвращений к уже сказанному  и немотивированных отклонений от темы. Когда верх берут негативные эмоции, начинаются выяснения отношений, стороны  уходят от решения проблемы и нарушается принцип Последовательности В развитии темы.

При нарушении принципа последовательности речи бывает трудно сосредоточиться  и восстановить последовательность мыслей. Поэтому говорящим приходится вновь возвращаться к одному и  тому же вопросу. Помимо нерациональной траты времени такие беседы часто  заканчиваются коммуникативной  неудачей.

Принцип Удовольствия –  это универсальный принцип общения. Мы стараемся больше общаться с теми, кто нам интересен, с кем приятно  разговаривать. Для того чтобы расположить  к себе собеседника, используют широкий  набор средств, с помощью которых создается Аттракция.

К ним относятся:

- Этикетные формулы: имеем честь предложить вам, многоуважаемый Николай Петрович и т. д;

- Обращение к человеку по имени (прием «имя собственное»);

- Использование комплиментов;

Прием, условно называемый «зеркалом отношений»: добрая улыбка, приятное выражение лица. В ходе диалога учитываются не только вербальные средства общения (слова), но и невербальные (мимика, взгляд, поза, дистанция и  т. д.), которые дают косвенные данные о настроении, чувствах партнера, его  расположении к собеседнику.

Обстоятельства жизни, иногда плохое самочувствие отражаются на нашем  лице гримасой раздражения и усталости, иногда угрюмости и даже злости. Вступать с таким выражением лица в деловой контакт – значит вредить не только себе, но и делу, потому что на лице собеседника, как  в зеркале, увидите свое настроение. Взаимное раздражение может стать  причиной коммуникативной неудачи.

К Законам речевого поведения, или к законам современной  риторики, относятся следующие:

1. Концептуальный закон.  Предполагает систематизацию материала  обсуждения, всесторонний анализ  предмета речи и выстраивание  знаний о нем.

2. Закон моделирования  аудитории. Предусматривает знание  аудитории (собеседника). Портрет  любой аудитории определяется, во-первых, социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, национальность, уровень  образования, профессия), во-вторых, социально-психологическими характеристиками (уровень понимания обсуждаемых  проблем, отношения к предмету  речи) и в-третьих, индивидуально  личностными признаками (тип нервной  системы, темперамент, склад ума  и т. п.)

3. Стратегический закон.  Исходя из характеристик аудитории  (собеседника) и на основе концепции,  замысла выстраивается стратегия,  конкретная программа действий.

4. Тактический закон. Предусматривает  на основе выработанной стратегии  в процессе общения использовать  те или иные тактические приемы  для того, чтобы заинтересовать  собеседника, вызвать его на  размышление и общение.

5. Закон словесно-речевого  выражения. Предусматривает умение  облекать мысль в действенную  речевую форму, логично, красочно  доказывать свои «тезисы». Формула  Цицерона гласит: «Оратор есть  тот, кто любой вопрос изложит  со знанием своего дела, стройно  и изящно, с достоинством при  исполнении».

6. Закон эффективного  общения. Предусматривает умение  устанавливать, сохранять и закреплять  контакт с аудиторией (собеседником), завоевывать ее симпатии и  внимание, интерес. Для этого необходимо  управлять собственным поведением, управлять поведением аудитории,  корректировать, если необходимо, план  встречи.

7. Системно-аналитический  закон. Предполагает умение анализировать  полученный результат.

Концептуальный закон  – основополагающий, так как от умения анализировать ситуацию и  принимать решение зависит во многом успех общения; законы моделирования  аудитории, стратегический, тактический, словесного выражения, эффективного общения  «работают» на первый закон. Знание их дает возможность грамотно реализовать  концепцию.

Значение системно-аналитического закона в том, что он помогает оценить  качество самой концепции и проанализировать все этапы ее реализации: найти  сильные и слабые звенья, корректируя  недостатки.

Таким образом, законы риторики отражают системность речевой деятельности и следование им определяет коммуникативный  успех.

 

3. Этапы подготовки  к публичному выступлению

 

Одним из важнейших понятий  риторики, является «публичное выступление»

Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

В основе классической схемы  ораторского искусства лежит 5 этапов:

1        Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio – «изобретение»);

2        Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»);

3        «Словесное выражение», литературная обработка речи (eocutio);

4        Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»);

5        Произнесение (pronuntiatio).

В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный (определение темы и цели выступления, оценка аудитории и обстановки, подбор материала, создание текста, репетиция), коммуникативный (произнесение речи, ответы на вопросы, ведение полемики) ипосткоммуникативный (анализ речи).

Подготовка к любому ораторскому  монологу начинается с определения  его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления  должно быть ясным, четким, по возможности  кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога – сообщение  и воздействие. Оратор может поставить  задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким –  либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.

Важно оценить состав будущей  аудитории. Хайнц Леммерман – автор «Учебника риторики» – призывает заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами».

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному  составу. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой-то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим  количеством слушателей сложнее  управлять. В огромной массе человек  легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все  в черно – белых красках, реагирует  на эмоции. Чем больше аудитория, тем  проще, нагляднее, образнее следует  говорить.

Надо выяснить также после, каких других выступлений планируется  ваше выступление. Ведь каждая последующая  речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

Следующая ступень составление  текста – начинается с подбора  материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает  композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Репетиция представляет собой  произнесение текста мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом. Надо найти  такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постараться  ее запомнить; изучить лицо – расправить нахмуренные брови, мимические морщины, набегающие на лоб; продумать жесты, приемы установления контакта. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления  приходится 20 –25 минут подготовки. Если выступление тщательно разработано, то в момент встречи со слушателями  говорящий будет держаться уверенно. Существует три способа произношения речи: чтение текста, 
воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой на текст), свободная импровизация (экспромт).

После выступления докладчик  часто отвечает на вопросы слушателей, полемизирует с ними. Такая форма  общения требует от оратора быстрой  реакции, доброжелательности, владения юмором.

Методика ораторского  искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений

_______________________________________________

Александров Д.Н. «Риторика», М., «ЮНИТИ», 1999

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Требования, предъявляемые  к оратору.

 

По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и  способным  вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически  развит, проявлять умеренность в  еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.

Эти требования особенно важны  в ораторике, когда оратор выступает  перед аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще  не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.

В гомилетической речи эти  общие требования к оратору ослабляются. В гомилетике слушатели и оратор уже объединятся в один коллектив, поэтому аудитория обращает внимание на содержание речи и мастерство, с  каким его произносит оратор. Гомилетическая речь требует, чтобы оратор умел представлять характер своей профессии, показывать манеры, типичные для своей профессии, особенно манеру речи-мысли.

Оратор решительно отличается от актера: актер сегодня может  быть принцем, а завтра шутом. Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят о содержании речи.

Принцип подчиненности ораторского  образа профессиональной или политической идее – необходимая часть смысла речи. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит  в идею своей речи. Для аудитории  личность говорящего является ключом к содержанию речи.

По определенному виду речевой деятельности мы различаем  индивидуальное разнообразие людей. Образ  оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип личности, со своим мировоззрением, эстетическими  установками, интеллектом и образованностью. Все это развивается в человеке с умением слушать, понимать и  говорить.

Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина может себе позволить  большее своеобразие во внешнем  облике. Женщина – нет. Требования, которые предъявляет к ней  аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают  внешности, в которой скрыты характерные  черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть  свое своеобразие, выделить природные  и индивидуальные качества своей  личности.

Образ оратора не складывается стихийно. Он – результат достаточно большой работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного  человеку природой.

Для создания ораторского  образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию говорящего, но и его внешность, формирует разные типы личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Практическое задание . Составьте текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?» Сформулируйте свою позицию и изложите основные аргументы в форме публицистической речи. Возможно рассуждение на другую тему, которую Вы считаете актуальной.

Информация о работе Ораторское искуство