Синтаксис сложного предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Задание 4. Гимнастика причиняла острую боль, (1) но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. (2) Это были страшные минуты, (3) когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, (4) чтобы сдержать невольный стон, (5) но он заставлял себя проделывать упражнения, (6) сначала один, (7) потом два раза в день, (8) с каждым разом увеличивая их продолжительность. (9)
I предложение сложное, сложносочиненное, осложнено сравнительным оборотом. II предложение сложное с сочинительной и подчинительной связями, состоит из 5-и предикативных частей.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по русскому языку.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 1.

С тех пор, как Алексей поверил, что путем тренировки может научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.

Теперь у него была цель жизни: вернуться к профессии  истребителя.

И вот Алексей взялся за осуществление своего плана. Он много ел, всегда требовал добавки, хотя иной раз у него и не было аппетита.

Заставить себя есть, спать, принимать лекарства не трудно, но с гимнастикой было хуже. Обычная  система, по которой Мересьев раньше делал зарядку, человеку, лишенному ног, привязанному к койке, не годилась. Он придумал свою…

Гимнастика причиняла  острую боль, но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем  вчера. Это были страшные минуты, когда  слезы сами лились из глаз и приходилось  до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон, но он заставлял себя проделывать упражнения, сначала один, потом два раза в день, с каждым разом увеличивая их продолжительность. После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? Но проходило положенное время, и он принимался за свое.

(По Б.Полевому)

Задание 1.

 

  1. Теперь у него была цель жизни: вернуться к профессии истребителя.

Предложение бессоюзное сложное, состоит из двух частей: первая часть – теперь у него была цель жизни, вторая – вернуться к профессии истребителя. Предикативное ядро первой части – была цель, второй части – вернуться (односоставное безличное предложение). Бессоюзное сложное предложение неоднородного состава (с разнотипными частями), закрытой типизированной структуры. Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения. Вторая часть предложения поясняет первую, между ними можно поставить а именно. Между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие. Теперь у него была цель жизни, а именно вернуться к профессии истребителя.

Графическая схема предложения:                    :                   .


 

  1. После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их?

Предложение бессоюзное сложное, состоит из двух частей: первая часть – после каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью, вторая – сумеет ли он снова возобновить их. Предикативное ядро первой части – он падал, второй части – сумеет ли он возобновить. Бессоюзное сложное предложение неоднородного состава (с разнотипными частями), закрытой типизированной структуры. Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения. Вторая часть предложения поясняет первую, между ними можно поставить а именно. Между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие. После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью, а именно сумеет ли он снова возобновить их?

Графическая схема предложения:                           :                   .


 

  1. Но проходило положенное время, и он принимался за свое.

Предложение сложносочиненное, состоит из двух предикативных частей: первая часть – но проходило положенное время, вторая – и он принимался за свое. Предикативное ядро первой части – проходило время, второй части – он принимался. Части сложносочиненного предложения связаны между собой посредством сочинительного союза и, который выражает отношения временной последовательности (перечисляются явления, которые происходят одно за другим). Части сложносочиненного предложения отделяются запятой.

Графическая схема предложения:                       , и                  .


 

  1. Он много ел, всегда требовал добавки, хотя иной раз у него и не было аппетита.

Предложение сложносочиненное, состоит из двух предикативных частей: Первая часть – он много ел, всегда требовал добавки, вторая – хотя иной раз у него и не было аппетита. Предикативное ядро первой части – он ел, требовал, второй части – не было аппетита. Части сложносочиненного предложения связаны между собой посредством сочинительного союза хотя, который по своему значению является противительным. Части сложносочиненного предложения отделяются запятой. Первая предикативная часть осложнена однородными сказуемыми ел, требовал.

 

Графическая схема предложения:                     , хотя                   .


 

  1. Заставить себя есть, спать, принимать лекарства не трудно, но с гимнастикой было хуже.

Предложение сложносочиненное, состоит из двух предикативных частей: Первая часть – заставить себя есть, спать, принимать лекарства не трудно, вторая – но с гимнастикой было хуже. Предикативное ядро первой части – заставить есть, спать, принимать лекарства, второй части – было хуже. Части сложносочиненного предложения связаны между собой посредством сочинительного союза но, который по своему значению является противительным. Части сложносочиненного предложения отделяются запятой. Первая предикативная часть осложнена однородными сказуемыми заставить есть, спать, принимать лекарства.


Графическая схема  предложения:                     , но                   .

 

  1. Обычная система, по которой Мересьев раньше делал зарядку, человеку, лишенному ног, привязанному к койке, не годилась.

Предложение сложноподчиненное. Главная часть – обычная система человеку, лишенному ног, привязанному к койке, не годилась, придаточная часть – по которой Мересьев раньше делал зарядку. Предикативное ядро главной части – система не годилась, второй части – Мересьев делал зарядку. Придаточная часть отвечает на вопрос по какой? (по какой системе?), относится к слову система в главной части (присловная связь), присоединяется к главной части при помощи союзного слова которые и является определительной. Сложноподчиненное предложение нерасчлененного типа с присловной связью. Придаточная часть стоит внутри главной и выделяется запятыми с обеих сторон. Главная часть осложнена обособленными определениями, выраженными двумя причастными оборотами. Человеку какому? лишенному ног, привязанному к койке.

Графическая схема предложения: 




 

(Точка внутри главной  части указывает на присловную часть)

  1. Гимнастика причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера.

Предложение сложносочиненное, состоит из двух предикативных частей: Первая часть – гимнастика причиняла острую боль, вторая – но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. Предикативное ядро первой части – гимнастика причиняла боль, второй Мересьев отводил на минуту больше. Части сложносочиненного предложения связаны между собой посредством сочинительного союза но, который по своему значению является противительным. Части сложносочиненного предложения отделяются запятой. Вторая предикативная часть осложнена сравнительным оборотом больше, чем вчера.


Графическая схема  предложения:                     , но                   .                    

 

 

Задание 2.

  1. С тех пор, как Алексей поверил, что путем тренировки может научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.

Предложение сложное  усложненной структуры, состоит из 3-х предикативных частей: 1) с тех пор им овладела жажда жизни и деятельности; 2) как Алексей поверил; 3) что путем тренировки может научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком. Все предикативные части связаны однотипной подчинительной связью.

Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением двух придаточных частей, соединенных при помощи подчинительных союзов как (2) и что (3). Первая придаточная часть – временная, связь с главной – присловная, относится к слову пор, вторая придаточная часть – изъяснительная, связь с главной – присловная, относится к слову поверил. Первое придаточное предложение (2) по отношению ко второму придаточному предложению (3) является главным.

Графическая схема предложения:




 



 

 

 

  1. Это были страшные минуты, когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон, но он заставлял себя проделывать упражнения, сначала один, потом два раза в день, с каждым разом увеличивая их продолжительность.

Предложение сложное усложненной структуры, состоит из 5-и предикативных частей: 1) это были страшные минуты; 2) когда слезы сами лились из глаз; 3) приходилось до крови кусать губы; 4) чтобы сдержать невольный стон; 5) но он заставлял себя проделывать упражнения, сначала один, потом два раза в день, с каждым разом увеличивая их продолжительность. Предложения связаны разнотипной связью – сочинительной и подчинительной.

Выделяются  два уровня членения. На первом уровне членения выделяются 2 блока, связанные подчинительной связью, предикативные части первого блока связаны при помощи союза когда, выражающего определительное значение (связь присловная) (минуты какие? когда….), придаточная часть отделяется от главной запятой. Присутствуют однородные придаточные предложения (когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы), между ними запятая не ставится. Во втором блоке предикативные части связаны при помощи союза чтобы, который выражает обстоятельственное значение цели (связь прифразовая) (кусать губы зачем? чтобы сдерживать невольный стон), придаточная часть отделяется от главной запятой. Предикативная часть №3 является главной по отношению к предикативной части №4.

 На втором  уровне членения выделяется предикативная  часть, которая присоединяется  к первым четырем при помощи сочинительной связи, союза но. Присоединяется к ним запятой. Запятая, которая стоит после предикативной части №4, выделяющая придаточное предложение, стоящее в середине сложного предложения, поглощается запятой, которая присоединяет предложение №5 при помощи сочинительной связи. Предикативная часть №5 осложнена уточняющими обстоятельствами образа действия (сначала один, потом два раза в день) и деепричастным оборотом (с каждым разом увеличивая их продолжительность).

Графическая схема предложения:

                                                 , но



 





 


 

Задание 3.

I (1) Гимнастика причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. II (2) Это были страшные минуты, когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон, но он заставлял себя проделывать упражнения, сначала один, потом два раза в день, с каждым разом увеличивая их продолжительность. (3) После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? III (4) Но проходило положенное время, и он принимался за свое.

Приведенный текст  представляет собой ССЦ (части его обозначены римскими цифрами), состоит из 4 предложений. Все предложения ССЦ неразрывно связаны между собой и образуют одно целое, структурное единство. Зачин состоит из одного предложения (1) и называет микротему –  «Гимнастика Мересьева». Предложения 2, 3 образуют среднюю часть (II), раскрывают микротему. Они несамостоятельны по смыслу и структуре, каждое из них непонятно без предшествующего контекста. Последнее предложение (4) подводит итог микротеме, закрывает ССЦ, является концовкой. Все предложения связаны между собой при помощи специальных средств гимнастика – это были страшные минуты (1,2)  – упражнения (3); невольный стон – бессильно падал (2,3).

Средства межфразовой  связи: тема-рематическая цепь, лексические повторы (минуту – минуты, упражнения – упражнения), местоимения (это, такого), глаголы несовершенного вида прошедшего времени и др. Функционально-смысловой тип ССЦ – повествование.

 

Задание 4.

  1. Гимнастика причиняла острую боль, (1) но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. (2)
  2. Это были страшные минуты, (3) когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, (4) чтобы сдержать невольный стон, (5) но он заставлял себя проделывать упражнения, (6) сначала один, (7) потом два раза в день, (8) с каждым разом увеличивая их продолжительность. (9)

I предложение сложное, сложносочиненное, осложнено сравнительным оборотом. II предложение сложное с сочинительной и подчинительной связями, состоит из 5-и предикативных частей.

Запятая №1 соединяет  два простых предложения в  составе сложносочиненного. Запятые № 3,4 отделяют придаточные части от главной (запятая №3 – придаточное времени, запятая №4 – изъяснительное придаточное). Запятая №5 отделяет придаточную часть, одновременно присоединяет простое предложение (при помощи сочинительной связи – союз но).  Запятые № 6, 7 выделяют уточняющие обстоятельства образа действия. Запятая № 8 выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом с каждым разом увеличивая их продолжительность. Точка (№ 2, 9) ставится в конце повествовательного предложения.

Информация о работе Синтаксис сложного предложения