Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 08:09, реферат
По сравнению с другими единицами языковой системы, например с фонемами и морфемами, с одной стороны, и словосочетаниями и предложениями — с другой, слово воспринимается как центральная единица языка. Слово является значимой, воспроизводимой единицей языка.
Введение. 3
1. Специфика слова в лексической системе языка. 6
2. Возникновение и формирование лексического и грамматического значения слова. 6
3. Однозначность и многозначность слова в лексической системе языка. Прямые и переносные значения слов. 10
4. Основные типы лексических значений слов. 12
5. Эволюционное развитие слова в лексической системе русского языка. 16
6. Эволюция сущности слова как лексической единицы. 18
7. Семантика многозначного слова. 20
8. Обобщение и мотивация значения (внутренняя форма). 22
Заключение. 24
Список использованной литературы. 24
По сфере употребления слова делятся на группы, отражающие их распространение на ограниченной территории и закрепление в том или ином говоре, профессиональное использование представителями определенного рода деятельности и т. д. Значительные пласты лексики противопоставлены по ее активной или пассивной роли в языке: одни слова в наше время почти не употребляются (они забыты или недостаточно освоены), другие — постоянно используются в речи; ср.: уста, ланиты, перси, чело — губы, щеки, грудь, лоб.
Таким образом, изучение лексической системы языка раскрывает многомерную и разнообразную жизнь слов. В их системных связях запечатлелась история языка и самого народа. Развитие и взаимодействие значений слова и отношения его с другими словами заслуживают самого серьезного изучения. Оно может проводиться в нескольких направлениях.
1. В пределах одного слова — анализ его значения (или значений), выявление новых оттенков значений, их развитие (вплоть до полного разрыва и формирования новых слов).
2. В пределах словарного состава — объединение слов в группы на основании общих и противоположных признаков, описание разных видов семантических связей (синонимии, антонимии и под.).
3. В пределах общеязыковой системы — исследование зависимости семантической структуры слова от грамматических признаков, фонетических изменений, лингвистических и нелингвистических факторов.
6. Эволюция сущности слова как лексической единицы.
Слово является важнейшей номинативной единицей языка. Представление о слове как основной единице наименования явлений действительности складывается непосредственно в речевой практике людей. Однако дать научное определение слову значительно сложнее, так как слова многообразны по структурно-грамматическим и семантическим признакам. Наряду с «настоящими» словами есть и такие, которые представляют собой как бы «переходные случаи от слова к не-слову.
Поэтому найти единый критерий для определения всех слов сразу не удается: признаки, по которым выделяется основная масса слов, не в одинаковой степени характерны для всех языковых единиц, которые мы привыкли считать словами.
Рассмотрим дифференциальные призна¬ки, свойственные большинству лексических единиц.
1. Всякое слово имеет фонетическую (а для письменной речи — графическую) оформленность. Оно состоит из ряда фонем (реже—из одной фонемы).
2. Словам присуще определенное значение. Звуковая оформленность слова — внешняя, материальная сторона, представляющая собой форму слова. Его значение — внутренняя ипостась, означающая его содержание. Форма и содержание слова неразрывно связаны: слово не может быть воспринято, если мы его не произнесем (или не напишем), и не может быть понято, если произносимые сочетания звуков лишены значения.
3. Слова характеризует постоянство звучания и значения. Никто не вправе изменить фонетическую оболочку слова или придать ему несвойственное значение, потому что форма и содержание слова закреплены в языке.
4. Слова (в отличие от словосочетаний) непроницаемы: любое слово выступает в виде целостной единицы, внутрь которой нельзя вставить другое слово, тем более несколько слов. Исключения представляют отрицательные местоимения, которые могут быть разделены предлогами {никто — ни у кого, ни с кем).
5. Слова имеют лишь одно
6. Важным признаком слов
7. Цельность и
8. Все слова характеризует
9. Слова отличает
10. Одним из признаков слов является изолируемость. Слова, в отличие от фонем и морфем, могут вос¬приниматься и вне речевого потока, изолированно, со¬храняя при этом присущее им значение.
11. Важнейшим признаком многих слов является номинативность, т. е. способность называть предметы, качества, действия и т. д. Правда, служебные части речи, междометия, модальные слова, а также местоимения не обладают этим признаком, так как у них иная специфика. Местоимения, например, лишь указывают на предметы, качества, количества, а междометия выражают чувства и переживания говорящего, не называя их.
12. Фразеологичность, или идиоматичность,
как отличительный признак слова означает, с одной стороны, немотивированность
его лексического значения (никто не знает,
почему, например, слова дом, дым, быть,
пить получили присущее им лексическое
значение) , с другой стороны — несвободную
связь между морфемами, составляющими
слово (те или иные словообразовательные
модели допускают употребление лишь определенных
морфем, исключая свободную замену их
другими). Однако этот признак присущ не
только словам, но и фразеологизмам, значение
которых также не выводится из простой
суммы составляющих их компонентов и которые
не допускают изменений в своем составе.
Например, значения фразеологизма собаку
съесть (в каком-то деле) — «быть хорошо
осведомленным в чем-то», «достигнуть
мастерства в каком-либо ремесле». Эти
значения никак не связаны ни со словом
собака, ни со словом съесть. К тому же
нельзя сказать «щенка съел» или «съел
пуделя». Замена компонентов также приводит
к абсурду. В то же время есть немало слов
с мотивированным значением: перестройка,
антиперестроечный, ускорение, мастерски,
бюллетенить и под. Немало слов и с непроизводной
основой, для которых критерий несвободной
связи между морфемами не подходит: мать,
дочь, сын и под.
Перечисленные признаки слова, по мнению
Н. М. Шанского, во всей своей совокупности
свойственны лишь классическим словам
. Из этих признаков можно выделить «предельный
минимум», которого достаточно для определения
слова. Итак, словом называется лингвистическая
единица, имеющая в своей исходной форме
одно основное ударение (если она не безударна)
и обладающая значением. Важнейшие признаки
слова, отличающие его от других языковых
единиц,— лексико-грамматическая отнесенность
и непроницаемость.
Известны и другие определения слова. М. В. Панов утверждает, что «слова — это смысловые единства, части которых не составляют свободного сочетания... Все, что отвечает этому требованию, есть (-в той или иной степени) слово» . Д. Н. Шмелев дает такое определение: «Слово — это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью».
7. Семантика многозначного слова.
В семантике слова постоянно взаимодействуют
два основополагающих начала: а) отражение
действительности и б) принципы отражения
этой действительности. Семантика представляет,
таким образом, некий преобразующий агрегат. Многочисленные семантические
студии - это прежде всего выяснение того,
как действует эта машина смысла, каковы
основания преобразований информации,
которая поступает извне.
Слово расчленило, разъединило единую
действительность. "Птица быстро летит"
- это ведь в действительности едино (летящая
птица). Но слово же и соединяет. Не только
в предложениях, но и собственно слово,
которое объединяет, потому что обобщает.
Под обобщением понимается установление
сходства, подобия, общности, т.е. установление
какого-либо отношения между двумя или
большим количеством явлений.
В своем основном качестве - обобщении
- слово захватывает все большие смысловые
пространства, задавая при этом вопрос
вбираемой в себя информации - на что похоже?
"На что похоже? Это главный вопрос,
который задают себе теоретики и поэты.
Когда-нибудь они объединятся и выстроят
храм, посвященный богине Аналогии - богине
хромой (потому что всякое сравнение хромает),
но торжествующей, потому что она, как
Железный Хромец Тимурленг, все-таки владыка
мира".
Исследования по психологии и физиологии
мышления раскрыли факты исторического
развития обобщающей функции слова.
Первая ступень - образование неоформленного
и неупорядоченного множества - это синкретическое
сцепление отдельных предметов, которые не имеют внутренних связей. Те субъективные
связи, которые устанавливаются, имеют
громадное значение как основа для дальнейшего
процесса отбора соответствующих действительности
и проверяемых практикой связей.
Вторая ступень - это мышление в комплексах.
Обобщение этого периода представляют
комплексы предметов и вещей на основании
не только субъективных связей, но и объективных,
действительно существующих. Это конкретное
объединение на основе их фактической
близости, а не абстрактно-логической.
Поэтому комплекс не отличается единством
тех связей, которые лежат в основе.
Связь при этом может быть любая, а в основе
понятия лежат связи единого типа, логически
тождественные между собой.
"Многообразие связей, лежащих в основе
комплекса, составляет его главнейшую, отличительную черту от понятия. Это
значит, что каждый отдельный предмет,
охватываемый обобщенным понятием, включается
в это обобщение совершенно на тождественном
основании со всеми другими предметами.
Все элементы связаны с целым, выраженным
в понятии, и через него между собой единым
образом, связью одного и того же типа".
Такое обобщение напоминает по своему
внешнему виду понятие, но по генетической
природе, по тем связям, которые лежат
в его основе, это не понятие, а комплекс.
Однако человек, даже овладев мышлением категориальным, понятийным, тем не менее сохраняет и комплексное мышление, которое, как предполагают ученые, есть одна из предпосылок творчества. Установление связей, которые не главные, нахождение "слабых", а не "сильных" признаков, приводит к обнаружению того, что скрыто, что не поддается категориальному, логическому мышлению.
О том, что дело обстоит именно так, свидетельствуют факты языка, примеры литературного творчества. И вот еще одно любопытное свидетельство - высказывание В.Хлебникова, поэта, творящего в языке и творящего язык.
"Есть некоторое неопределенно
протяженное многообразие, непрерывно
изменяющееся, которое по отношению
к нашим пяти чувствам
8. Обобщение и мотивация значения (внутренняя форма).
Внутренней формой слова, или его языковой
мотивированностью, называются способы
представления определенного содержания,
обязательные для всех говорящих и закрепленные в языке .
Все, что называется, - предметы, качества,
действия - называется по какому-либо признаку,
который является одним из множества признаков,
характеризующих явление действительности.
Но данный признак обнаруживается в ряде
предметов и на этом основании происходит
обобщение нескольких явлений - они называются
одним словом. Психология, логика, философия,
исследуя обобщение, не занимаются различиями
в словесных формах, представляющих обобщение.
Это - собственно лингвистический аспект
акта обобщения в слове.
Механизм появления внутренней формы
слова раскрыл А.А.Потебня в своих "Записках
по русской грамматике". В главе "Представление
и значение" ученый излагает взгляд
на роль внутренней формы слова в развитии
семантики слова. "Назвавши белый стеклянный
шар арбузом, ребенок не думал приписать
этому шару зеленого цвета коры, красной
середки: Из значения прежнего слова в
новое вошел только один признак, именно
шаровидность. Этот признак и есть знак
значения этого слова: он (знак) есть общее
между двумя сравниваемыми сложными мысленными
единицами, или основание сравнения, tertium
comparationis в слове".
В этом высказывании А.А.Потебни следует
отметить два момента.
Во-первых, определение знака значения
как признака, который, однако, представлен
словом (арбуз), словом с выключенными остальными
признаками, словом, несущим только один
признак. Отсюда вытекает следующее: слово,
значение которого представляет некую
совокупность признаков, выступает во
всеоружии всех этих признаков, когда
обозначает данное явление действительности.
Но этим функция слова не исчерпывается.
В случае "вторичного" называния
(имя через имя) слово используется как
знак одного признака. И эта функция фактически
подобна другой - которую слово выполняет
уже не в акции номинации, но в акции коммуникации,
когда слова соединяются в словосочетание
на основе общего признака. Так, при соединении
"вода течет, трамвай едет, говорить
о книгах" и т.п. происходит то, что называется
семантическим согласованием и что основывается
на наличии общих признаков у соединяющих
слов. Можно, очевидно, сказать, что слово
в этом случае выполняет две функции как
знак. Одна - это называние данного предмета,
явления, процесса, это знак данного явления.
Другая же функция - это знак одного элемента, одного признака того значения, с которым сочетается знак-номинация.
В этой двойной функции слова заключается
и возможность рассмотрения сочетаемости
как значения, и невозможность прямого
представления этого значения в формах
только сочетаемости.
Взятое отдельно, слово манифестирует только себя, свое значение.
Взятое в тексте, слово манифестирует
и свое значение через сумму признаков,
и значение слов, с которыми связано в
тексте, будучи представителем одного
из признаков сочетающегося слова.
Информация о работе Слово как многоаспектная языковая единица