Смысловые модели "собственное и привходящее", "возможное и невозможное", "сходство и отличие"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:09, реферат

Описание работы

Последние десятилетия показали, что интерес к риторике велик. И это находит выражение в большом количестве появившихся и появляющихся до сих пор изданий, рассматривающих разные аспекты данной науки. Можно сказать, что аппарат риторики, некогда сформированный в недрах античного общества, практически восстановлен. Однако справедливым остается суждение А.Ф. Лосева, что "необозримое количество риторических трактатов до сих пор не систематизировано и не осознанно - до того вся эта риторика разнообразна, изощренна и глубока" (18, с.25).

Содержание работы

Введение 3
«Сходство и отличие» 5
«Возможное и невозможное» 7
«Собственное и привходящее» 9
«Смысловые модели» 11
«Род и вид» 11
«Определение» 12
«Целое и части» 13
«Имя» 14
Заключение 16
Список Литература 18

Файлы: 1 файл

Smyslovye_kategorii.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение

Гуманизация общества и  развитие гуманитарных дисциплин на современном этапе немыслимо без понимания риторических основ этих дисциплин, значимость которых доказана временем и практикой.

Безусловно, риторика меняется, как меняется культурный и социальный уровень общества. По мнению Ю.В. Рождественского, «информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики...

Обилие текстов в  информационном обществе выдвигает  первую задачу риторики. Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех ее видах  и извлекать нужные смыслы для  принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам» .

Последние десятилетия  показали, что интерес к риторике велик. И это находит выражение в большом количестве появившихся и появляющихся до сих пор изданий, рассматривающих разные аспекты данной науки. Можно сказать, что аппарат риторики, некогда сформированный в недрах античного общества, практически восстановлен. Однако справедливым остается суждение А.Ф. Лосева, что "необозримое количество риторических трактатов до сих пор не систематизировано и не осознанно - до того вся эта риторика разнообразна, изощренна и глубока" (18, с.25).

Исследования по риторике показывают, что появилась настоятельная  потребность вернуть эту древнюю  науку в практику подготовки человека к хорошему владению речью, к умению создавать текст, эффективно решающий проблемы общения. Риторика, которая, по словам С.С.Льюиса, «старше, чем церковь, старше, чем римское право, старше, чем латинская

литература» содержит ряд  категорий, обращение к которым  было и должно остаться нормой.

Безусловно, категории  должны рассматриваться с позиций  современной науки, с учетом достижения тех областей знания, которые некогда сформировались из риторики. Важно провести историко-ретроспективный анализ риторического знания и соотнести его с тем, что существует на данном этапе развития филологических наук, а также философии, логики и психологии. Тем самым необходим процесс реинтерпретации знаний, основы которых заложены еще в античности. Воплощением этого процесса является неориторика, существование которой немыслимо без переосмысления тех категорий, которые существовали и продолжают существовать в концепции риторического знания.

 

«Сходство и отличие»

 

Сходство – значение, близкое к оригиналу. Если у двух сравниваемых между собой объектов есть хотя бы пара одинаковых признаков, можно смело утверждать о сходстве предлагаемой для сравнения пары. Учитывая разнообразие показателей на одной из пар, возможно более сильные и разные проявления аналога. Более сильное подобие проявляется в тех парах, где имеются конкретные четкие характеристики, имеющие совпадение. Сходство всегда гармонично совпадает с отношением равенства к большому количеству объектов, которые будут входить в такие пары. Если эти характеристики являются отношением, то похожесть относительно этого, проявляет себя более общим отношением, чем равенство, которое рефлективно, переходно или даже симметрично. В определенных областях психологии изучается теоретические и методологические конфликтные измерения, касающиеся всех без исключений направлений психологии, вот именно в этой области играет немаловажную роль изучение сходства. Достаточно не иметь сильных отличий, важнее иметь пару общих одинаковых признаков, не обязательно при этом обращать внимание на детали. Такое довольно часто встречается в жизни, люди, объекты, которые имеют приблизительную похожесть.

В теории философии, значение совпадения образа и предмета, то, что очень похоже на оригинал считается сходством. Одной из главных характеристик сходства является внутреннее отражение объекта и знание о нем. Объективно существующее образование в научном изучении проявляется путем преобразований и изменений различных видов. В зависимости от определенных характеристик, свойств, особенностей сходство считается более объективным, структурным, насыщенным. Философия, построенная на принципах диалектики, отказывается принять теорию об одностороннем представлении. О том, что аналог имеет две крайности, с одной стороны «зеркальное» отражение и с другой стороны просто знаковое отображение объекта. Похожие называют те вещи, которые не будут совпадать по всем параметрам или критериям, но будут иметь что-то общее, например внешний вид, если речь заходит о каком-нибудь предмете, предмет может быть большим или маленьким. Например, маленькая фигурка слона похожа по своему виду на живого большого слона. Вещи, объекты называют схожими, если у них больше признаков совпадают, чем не совпадают. Например, цветок кактус и животное еж, имеют схожесть. Потому что, имея разное содержание, они имеют общее сходство – колючки, иголки.

Отличие – это  явный признак определяющий разницу  между двумя объектами. Обратное тому, что ратифицируется или воспринимается, это касается объектов, внешних и внутренних признаков, не имеющих между собой ничего общего. Отличие выступает как полюсы противоречия, с одной стороны предполагающее аналог и с другой стороны имеющее большое количество характеристик исключающих схожесть. Любое отличие, состоит из каких- то различных признаков, может быть отличие по роду, по внешнему виду, внутреннему содержанию. В первую очередь отличие видно по дополнительным признакам, элементам, которыми обладает один из объектов. Это же касается и отсутствия некоторых признаков, в результате чего можно говорить об отличии. 

 

«Возможное  и невозможное»

Возможное – это отсутствие чего - либо но, не доказанное ни конкретными внутренними  факторами, ни внешними обстоятельствами. Если принять за истину предлагаемую характеристику, то получается все, что является необходимым, может быть возможным. 
Развитие определенных моментов в жизни, признаков определяющих ту или иную ситуацию, предполагаемых действий и последствий, в результате чего, все это отражает определенный период движения, который может быть возможный.

Возможное – это  обязательно что-то новое. К примеру, отношения могут развиться совершенно иначе, не так как развиваются  в настоящий момент. Любое что  является действительным, настоящим, будь это предмет, явление природы, любой процесс происходящий сейчас может измениться через какое – то время, если предпринять определенные действия . Действительность в которую внесены определенные изменения, становится возможной, если предпринимаются определенные действия, шаги, происходит ряд событий. В последующем уже новая реальность имеет новые возможности, которые при наличии соответствующих условий, также осуществляются, становясь уже новой реальностью. Этот процесс превращение действительности в новые возможности может продолжаться до бесконечности долго, как бесконечно долго продолжается развитие мира.

Любая возможность  предполагает собой потенциальные  изменения, которые повлияют на уже  имеющуюся действительность. Возможное  это то, что предположительно может быть в действительности, но не находящееся там. Необходимо различать реальную и формальную вероятность - невозможность. Реальная возможность - это совокупность совершенно разных процессов, действий, ситуаций способных повлиять на действительность. Невозможность – это фантазия, абстракция, иллюзия, видимость каких- то действий, которые никак не могут повлиять на реальную действительность. Пустые разговоры, обещания, рассуждения о мечтах и планах не могут изменить действительность, сделать ее возможной. Не предпринимается никаких реальных действий, поступков, шагов, процессов для того, чтобы иллюзию сделать возможной действительностью. Происходит сотрясение воздуха, а словами без действий нельзя добиться новых возможностей. 

Невозможность не имеет  никаких действующих условий  в настоящий момент для преобразования возможного в действительное. Но при  этом не исключает изменений в  будущем, когда будут предприняты  определенные действия, которые будут  способствовать изменению формальной возможности в реальную возможность. Невозможное – это отсутствие возможности или отказ от того, что могло бы быть, например человек может стоять, это возможно, но возможно и не стоять потому что, нет ног или помещение не позволяет встать в полный рост. 

 

«Собственное  и привходящее» 

Собственное это то, что принадлежит человеку, является неразделимой частью сущности, как человеческие эмоции, слезы, выражение  радости, печали. Это касается и людей, к примеру, ребенок, родившийся от матери является ее собственным ребенком, любая вещь, имеющаяся в доме купленная или подаренная, является собственной. Наоборот любое то, что появляется откуда-то, то, что не принадлежало до этого человеку, ни по закону, ни по праву, считается привходящим. Любая способность, который имеет человек еще при рождение, дар, талант считается собственной, привходящая способность – это дополнительные знания, обучение, умение (например, виртуозная игра на пианино) привходящая способность появляется у человека через определенные способы обучения.

Привходящее еще  называется случайное, такое название дают тому, что чему-то принадлежит  или кому – то в определенное время или в определенном месте. К примеру, занимаясь перекапыванием огорода с определенной целью, сделать  грядки и посадить растения в земле, случайно, не запланировано, обнаруживается драгоценная находка. Эта находка не была целью всех действий, ее там быть не должно было, а то, что обнаружилось в земле, обнаружилось случайно. Те события, которые происходят в жизни незапланированно, изменения в ситуациях, во внешности человека в силу недомогания, все это называется привходящим, случайным. Привходящее событие, происходит в силу совершенно разных, спонтанных причин и следствий, не запланировано. Случайное это то, что может быть в теории с чем-то или кем- то, но необязательно будет, но если будет, то это будет случайно, так как не обязательно, не нужно, спонтанно. Если в жаркую солнечную погоду начнется дождь, становится понятно, что такое явление природы, это привходящее, потому что летом дождь может быть, но не обязательно будет. Или человек в результате болезни начал терять в весе, это тоже может быть, но не обязательно случается с каждым. В жизни каждый занимается тем, что умеет, если водитель автобуса начнет писать стихи это будет привходящее, потому что он обучался определенным навыкам вождения, но стал писать стихи. Можно выразиться, что человек, делая какие - то дополнительные действия неожиданные, несвойственные ему в силу специфики работы или знаний, он делает это привходящим образом. Любая ситуация влекущая изменения в настроение, внешности, изменения в предмете, объекте, жизни, считается привходящей.

Если  же род вообще не существует помимо видов как видов рода или если существует, но как материя (ведь звук, например, — это род и материя, а видовые отличия образуют из него виды-элементы речи), то ясно, что определение есть обозначение, образуемое из видимых отличий. «Привходящее» относится к определенной группе, « привходящим образом» - отображает суть тех или иных действий.

Необходимо  точно установить, на самом ли деле ничего нет, что не имеет своего существования  ни всегда, ни в большей степени, или же это считается невозможным. Получается, что есть что-то, что может быть как угодно, привходящее. В большинстве своем ничто не имеет существования постоянно, за исключением чего- то вечного. Совершенно ясно, что не существует специальной науки рассматривающей, изучающей привходящее, все учения сводятся к тому, чтобы научить тем знаниям, которые уже имеются или уже имелись ранее. Ведь нет возможности научить чему- то, что еще не произошло или неизвестно никому. На примере врачей понятно, что лечение болезней успешно происходит именно из-за того, что есть знания, которые передали раньше другим врачам, если будет что-то новое, это будет привходящее к уже имеющимся знаниям и возможностям лечить теми же средствами,  но уже другие недуги. 
 

 

 

«Смысловые модели»

«Род и вид»

Смысловая модель раскрывает многообразие мысли человека - нисшествие от общего к частному или восшествие от общего к частному. Данная смысловая модель предоставляет возможность судить о предмете речи на основе его родовых (общих) и видовых (частных) особенностей. Примерно это выглядит так, необходимо выполнить задание – подготовить статью на определенную тему "Ремонт ". В данной ситуации становится понятна общая (родовая) тема «Строительство». Подвидами данной темы будут разновидности ремонтных работ, капитального или мелкого ремонта, строительства нового сооружения, или пристройки к уже существующему сооружению каких либо построек. Каждый человек имеет 
способности уловить общую суть и только после этого разложить все по полочкам. Именно такое развитие необходимой темы основано на многообразном законе мышления, отражающем дедуктивные (от общего к частному) и индуктивные (от частного к общему) характеристики между понятиями. Исходя из этих знаний, эта смысловая модель имеет такую уникальность за счет подведения темы речи под общее (родовое) значение, и как следствие выяснении деталей, частных (видимых) особенностей.

Если  рассуждать о каком либо предмете, например об автомобиле, мы подразумеваем  общее (родовое) представление о  транспорте. Существует несколько видов  транспорта, например – легковой автомобиль, воздушный вид транспорта, грузовая машина, пассажирский поезд и т.д. И каждый из этих видов транспорта имеет еще множество видов, например разные модели, марки, характеристики.

Именно  эти разветвления от каждого вида и представляют собой разные виды в модуле «род-вид». Понимание предмета кроме возведения к общему (роду, родовой идее) делает необходимым умение разделить каждый вид на подвид по отдельности.  

«Определение»

Для более  конкретного, четкого обозначения  слов, одним из самых важных частей речи считается определение. Практически всегда суть разговора становится понятна еще в начале разговора. Важно выделить суть разговора тем, о чем будет идти речь в последующем, потом уже с помощью дополнительных речевых оборотов излагается все предложение. Спорные определения содержат более размытые выражение, определяющие ту или иную категорию слов, предметов, людей. Одним из первых действий нужно тщательнее изучить те определения, которые делают упор на деление. По сути, само обозначение не состоит не из чего, кроме рода, который значится как первый, и видимых отличий. Все последующие роды состоят из первого рода с видимыми отличиями. Например: любое живое существо имеет принадлежность к первому роду, самое близкое к нему такое же существо, но уже добавляется значение – двуногое. Следующим звеном в этой цепочки будет добавление к уже имеющимся словам, слова гладкошерстое. Таким способом можно обозначить любое определение, независимо от количества видимых отличий. Бывает так, что род не имеет существования, например представляется в виде материи, звука, который невозможно потрогать но можно услышать, звук бывает разный, громкий или тихий и т.д, именно отличия из него и дают определение и обозначение данного объекта. 
 

 

«Целое  и части»

Данная  модель применяется для придания смысла словам, в составе предложения. Рассматривая более детально на примере можно говорить о городах, которые относятся к какой- то определенной стране, целой стране, при этом город считается частью страны. Страна в данном примере будет целым, а город частью. Получается, любое целое состоит из многих частей. Страна состоит из городов, города состоят из районов, районы состоят из улиц. Нелегкое задание расформировать предложение на отдельные части, требуется сделать акцент на тех словам, которые считаются самыми важными, главными. Слова, которые целиком и полностью будут раскрывать определенные характеристики, имеющие первостепенное значение в составе общего предложения. Определенно, часть речи отражает свойства целого. В некоторых случаях для большего понимания, для эффекта можно применять слова преувеличения, с целью сделать повествование, о чем - либо более выразительным и красочным. 
 

 

«Имя»

Представленная  вниманию следующая смысловая модель, обращает внимание к внутреннему  содержанию слова. На примере можно разобрать слово « библиоман». Если вникнуть в суть слова можно понять, что данное выражение связанно с человеком, книгами, библиотекой, чтением. Это человек, черпающий все новое и важное из печатных изданий, книги для него предоставляют колоссальную ценность, присутствует хобби к коллекционированию книг разных времен. У любого объекта есть имя, название, услышав которое становится ясно, в чем сущность, называемого объекта. Разбирая речь по частям необходимо обратить свое внимание на данную модель и все остальные модели. При правильном применении модели, зная принцип их действие на предложение в целом, можно составить какое угодно предложение. В мыслительном процессе, до момента произношения, человек может первоначально сделать «набросок» в голове, что будет потом излагаться в процессе разговора или составления предложения. Этот предварительный план будет менять свою форму и содержание, в момент произношения слов, путем ответов на вопросы, диалога между собеседниками. Итог может быть совсем иным в конце высказывания всей речи, не такой, какой предполагался изначально, на первом этапе, когда мысль еще не была озвучена. В первую очередь, перед тем как произнести речь, одним из важнейших этапов считается правильная постановка конечной цели разговора и точно объясняющая суть, смысл темы разговора.

Информация о работе Смысловые модели "собственное и привходящее", "возможное и невозможное", "сходство и отличие"