Сократовский метод ведения беседы и его роль в современной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:10, реферат

Описание работы

Сократ — древнегреческий философ-идеалист. Чтобы найти истину, нужно, говорил он, обладать особым методом, который требует сводить изучаемый предмет к общему понятию и на основе этого понятия судить о предмете. В педагогике Сократ применял диалоги. В сократовском диалоге каждый из собеседников выступает как равный. Актуальность работы заключается в том, что развитие педагогики не стоит на месте, но она не может развиваться без учета всех исторических нюансов.

Содержание работы

Введение 3
Сущность сократовского метода обучения. 4
Диалоговые методы как неотъемлемая часть в современном процессе обучения. 7
Заключение. 10
Список литературы. 11

Файлы: 1 файл

РИТОРИКА.docx

— 29.68 Кб (Скачать файл)

Федеральное Агентство по образованию  Российской Федерации

ФБГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

СОКРАТОВКИЙ МЕТОД ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ И ЕГО  РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент ИМФИ

  I курса

13 группы

Карабицына Д.А.

 

 

Проверил: Новикова О.А.

 

 

 

 

Красноярск 2013

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение 3

Сущность сократовского метода обучения. 4

Диалоговые методы как неотъемлемая часть в современном процессе обучения. 7

Заключение. 10

Список литературы. 11

 

 

 

Введение

Сократ  — древнегреческий философ-идеалист. Чтобы найти истину, нужно, говорил он, обладать особым методом, который требует сводить изучаемый предмет к общему понятию и на основе этого понятия судить о предмете. В педагогике Сократ применял диалоги. В сократовском диалоге каждый из собеседников выступает как равный. Актуальность работы заключается в том, что развитие педагогики не стоит на месте, но она не может развиваться без учета всех исторических нюансов. В свое время сократовский метод обучения был опущен из системы образования, но в последнее время он стал вновь возрождаться, поэтому применение диалогической формы в обучении иностранным языкам может упростить преодоление трудностей в освоении и понимании языка.

 

Сущность  сократовского метода обучения.

 

Педагогика  – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось она вместе с первыми людьми. Детей воспитывали  без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную  общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности.

Вершин  педагогического мастерства в Древней  Греции достиг известный философ Сократ (ок. 470—399 г. до н.э.). Сократ – великий античный мудрец, основатель собственной школы, по сути своей был скептиком, но не вынуждал других принимать свою точку зрения, а особым способом, задавая вопросы, заставлял каждого человека выразить свою собственную философию. В центре внимания Сократа был человек. Но он рассматривается Сократом как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика.

Необходимо  несколько слов сказать о времени, в котором жил Сократ. Современная ему афинская демократия утеряла свои простые, суровые и красивые идеалы, которые были в первой половине 5 века до н.э. В это время Афины жили грабительскими войнами, демократия вырождалась. Сократ же в самой гуще народа вел беседы, и своими с виду простыми вопросами ставил в тупик сторонников демагогического режима: аристократы считали его простолюдином, который много себе позволяет, а демократы боялись его хлесткого разоблачения.

Сократ пробуждал и направлял  естественный ход человеческой мысли. Однако в отличие от современных  ему последователей, а также от тех, кто приходил им на смену в  течении двух тысячелетий развития формирующей педагогики, Сократ никогда не принуждал к правильным ответам. В противном случае он бы предал свою собственную идею - добровольного, свободного и самостоятельного постижения истины.

Сократ  учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно  развивать спорное положение  и приводил его к осознанию  абсурдности этого исходного  утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и  подводил к выводам. Этот метод искания  истины и обучения получил название сократовский. Главное в методе Сократа — это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Метод Сократа, сократовский диалог - стиль ведения обсуждения и дискуссии, которые демонстрировал Сократ. Разбираясь в предмете вместе с собеседником и задавая доброжелательные вопросы, на каждый из которых следовал как правило утвердительный ответ, Сократ подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными.

Его достоинства:

    • он держит внимание собеседника, не дает отвлечься;

если что-то в вашей логической цепочке для  собеседника неубедительно, вы это  вовремя заметите;

    • собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).
    • Метод Сократа - действительно полезная вещь, и не только тем, что ваши собеседники будут чаще с вами соглашаться, а еще и тем, что заставляет вас думать самих (как простроить свою мысль) и приучает вас брать инициативу в свои руки.

 

Сократовский метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.

Основная  задача метода Сократа – найти  «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена стимулированием  мощи души через иронию и индуктивное  размышление.

Беседа  Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует  их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще.

Процесс установления Сократом истины заканчивался, по его словам, дефиницией. Целью  дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции.  Дефиницию, по Сократу, следует  подвергнуть  новой иронии, а  если общее  еще  содержало  противоречия,  сформировать  таким  же  путем  (через маевтику  и индукцию)  новую дефиницию. Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.

 

 

Диалоговые методы как неотъемлемая часть в современном  процессе обучения.

В обучении как  открытии ценным представляется научить  школьников умению извлекать знание с помощью диалога, построенной системы вопросов/ сократовский метод обучения, его следует отнести к основополагающим в компетенции современного педагога. Использование сократовского метода меняет роль обучения. Она состоит в содействии рождению нового, в поддержке родившегося, только появившегося в процессе познания и осмысления исследуемого вопроса. В обучении как открытии достигается не только сумма знаний, но и овладение методом познания.

Таким образом, под сократовским методом подразумевается диалоговое обучение в концепции педагогического незнания, предполагающее в процессе познания открытия через систему вопросов-ответов, доводов и опровержений, поиска противоречий в суждениях, исследования понятий и их определения. Это вопросно-ответный способ движения к истине в субъектно-субъектных отношениях педагога и учащихся.

Контрапунктом диалога является поиск истинного  знания, достигаемого через общение, полилог участвующих. Знание показывает на незнание, являясь путеводной нитью познания. Заметим, пустая голова не рассуждает. Речь идет не о любом разговоре, любой беседе, не о том, чтобы говорить, а о том, чтобы уметь и знать, что и как сказать в какой момент.

Сократический метод строится с помощью следующего алгоритма:

• создание проблемной ситуации;

• формулирование проблемного вопроса;

• востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему;

• необходимость  выдвижения гипотезы, ее формулировка;

• поиск системы  доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или  отказа от нее;

• выводы (если возможно, проверка, экспертиза полученного  результата).

Остается  только добавить, что овладение сократикой развивает творчество и самого учителя.

Также одновременно с сократовским методом используется герменевтический метод. Каждому учителю понятна значимость текстов, широко используемых в обучении, но далеко не всегда известна роль применяемых методов в работе с ними. Традиционно текст истолковывается учителем, дети принимают готовые мысли и не учатся рассуждать. По-настоящему ценной является такая методика преподавания любого предмета, когда школьники с самого раннего обучения развивают с помощью учителя умения слушать «голос текста» и задавать вопросы (зная, что «глупых» вопросов не бывает). Так ученик начинает идти сам, восходит в познании и текста, и своей индивидуальности. При этом изначально задачей обучения является включение прочитанного в иной контекст - жизненный, востребующий личный опыт ребенка. Выработка своей позиции, согласие или несогласие с прочитанным и участниками диалога в классе идет через сотворчество понимающих. Но чтобы понимать, надо думать. Так рождается мысль о собственной мысли, понимание своего собственного непонимания. Остается только добавить, что именно учитель создает самые благоприятные условия для того, чтобы учащиеся видели проблему собственного «думанья», учились «понимать свое непонимание». Важнейшим условием для этого является овладение герменевтическим методом в процессе обучения, под которым подразумевается диалоговое обучение, построенное на основе толкования текста путем набрасывания новых смыслов через систему вопросов-ответов.

Многочисленными современными исследованиями установлено, что использование сократовского метода позволяет говорить о результатах, связанных с развитием учащихся всех возрастов. Они более инициативны на уроках в речевом содержательном общении; смелее задают вопросы; четче формулируют цели и задачи собственной учебной деятельности; умеют работать самостоятельно; более мотивированы на учебную деятельность, меньше пропускают занятия; имеют более высокие показатели в усвоении учебного материала; меньше имеют проблем, связанных с вопросами дисциплины, порядка, организованности. Все это способствует предупреждению возможного отчуждения школьников от образовательного процесса, содействует дальнейшему личностному росту, стимулирует потребность в самосовершенствовании, нарастании заботы о себе как личности.

 

Заключение.

Согласно  методу Сократа учитель лишь предлагает ряд острых вопросов, заставляя учеников проверять, защищать и описывать  свое восприятие проблемы и появляющиеся идеи ее разрешения.

То, что ученики сами находят  ответы, используя собственные догадки  и прозрения, а затем учатся выражать их своими словами, является одной из самых сильных сторон метода. Метод  Сократа, получивший имя метода самопознания, приносит пользу и ученику и учителю. Древние греки создавали школы как во благо ученых-преподавателей, так и на пользу их студентам. Занимаясь преподаванием, передовые умы классической Греции — софисты — могли быть уверены, что всегда найдут благодарную аудиторию для представления своих новых идей и открытий. А платой за оказанную им честь служило «вытягивание» восприятия слушателей или студентов при помощи сократовских вопросов. Обе стороны только выигрывали от образующегося замкнутого цикла с обратной связью, который пришпоривал их интеллект и расширял кругозор. Остатки этой образовательной системы дошли до наших дней в виде афоризма «Если хочешь изучить предмет, начни его преподавать».

 

Список литературы.

    1. Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Владос, 2003 –336 с
    2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985 – 208 с
    3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: МГУ, 1985 – 344 с.
    4. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991 – 80 с.

 


Информация о работе Сократовский метод ведения беседы и его роль в современной педагогике