Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:43, курсовая работа
Черты исполнительского стиля Сергея Васильевича Рахманинова.
Рахманинову принадлежит одно из самых выдающихся мест в русской музыкальной культуре начала 20го века как гениальному композитору, величайшему пианисту своего времени и замечательному, глубоко вдумчивому и волевому дирижеру, властью подчинившему своей воле и исполнителей и аудиторию.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
1.1. ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ
1.2. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ РАХМАНИНОВА
2. ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ ОР.39, ОБЩЕЕ
ЭТЮД ЛЯ-МИНОР №2
ЭТЮД РЕ-МИНОР №8
ЭТЮД МИ-БЕМОЛЬ-МИНОР №5
ОБЩИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРУДНОСТИ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
3.1. РЕЗЮМЕ
Встречаются в этюдах-картинах
и последовательности двойных
нот в различных комбинациях
интервалики. Возникает
Немаловажное значение
для исполнителя имеет и
Можно установить
связь между фактурно-
Тесно связана с фактурно-динимической стороной этюдов и педализация. Рахманинов часто пишет мелодии, которые могут быть соединены в одну легатную линию лишь при помощи педали (реприза этюда ми-бемоль-минор ор.39 №5). Без педали в этюдах-картинах сплошь и рядом не может быть осуществлено «выдерживание» отдельных звуков или аккордов. Яркая динамичная экспрессия и акварельная прозрачность, резкое возрастание и замирание, «истаивание» звука, особенно в конце фраз и кадансах (например, в этюде ля-минор ор.39 №2), длительно звучащие органные пункты и смелые соединения различных гармоний – все это достигается с помощью педали (полной, половинной, с постепенным ее освобождением, глубокой, неглубокой и т.д.).
Рахманинова играют всюду, где звучит музыка, играют пианисты различных школ, индивидуальностей и притом – по-разному. Мы легко отличим Рахманинова в строго логичной и в то же время полной волевого напора интерпретации Гилельса от Рахманинова Софроницкого с его своеобразной манерой, отмеченной нервной экзальтацией; услышим разницу между уравновешенностью Оборина и юношеской порывистостью Клайберна. Каждый пианист находит в Рахманинове нечто себе близкое. Одних привлекает романтическая экспрессия, других – властная ритмика, третьих – виртуозный блеск, но всех в равной мере – глубина и правдивость в изображении сложнейших процессов психологической жизни, покоряющая искренность и тончайший лиризм. Рахманинова исполняют пианисты разных возрастов, но особенно любит молодежь. Есть в его музыке нечто влекущее к себе молодые сердца. Живя в переломную эпоху, когда молодежь томилась в удушливой атмосфере «безвременья», рвалась к новой, прекрасной жизни, он, разделявший ее настроения, видимо, сумел уловить черты, вообще свойственные мироощущению юности: мечтательность, порыв к прекрасному, весеннюю свежесть чувств. И в этом – один из секретов широчайшей популярности рахманиновской музыки.
В качестве примера приведу этюд ми-бемоль-минор. В исполнении Вана Клиберна он звучит ярко, на едином и вдохновенном порыве. Общая эмоциональная приподнятость, возбужденность подчеркиваются аккордовым, фигурационным сопровождением (первой и второй тем), динамичными «перебоями» в средней части. Общая цельность исполнения достигается единым, средним для всего этюда темпом, отсутствием резких контрастов между обеими темами, ведением широкой линии мелодического дыхания. Интерпретация этого же этюда В. Софроницкого, как и Клиберна, покоряет искренностью, вдохновенностью. Но в ней больше подчеркивается патетико-декламационное начало, внутренняя свобода, проявившееся в «речитации» первой и второй тем, в характерных замедлениях при переходе ко второй теме. У обоих исполнителей этюд звучит как волнующая поэма от величии и самоутверждении человеческого духа, его дерзновенном порыве и несгибаемой силе.
Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить,
что вклад Рахманинова в
Отмечая большую роль этюдов-картин в формировании музыканта-исполнителя и весьма активно их используя в педагогических целях, Ф. Блуменфельд говорил: «Все мы прошли через школу этюдов-картин».
И не случайно этюды-картины
Рахманинова входят в
С.В.Рахманинов вошел в историю русской музыки как явление громадного художественного значения. Опровергая предсказания модернистской критики, его вдохновенное творчество доказало свою жизнеспособность, эстетическую ценность, создало собственные традиции. Как и полвека назад, оно волнует людей красотой и неподдельной искренностью. Столь же плодотворным и для фортепианного искусства оказались и принципы исполнительского стиля гениального музыканта, влияние которого прослеживается до наших дней.
Информация о работе Черты стиля Рахманинова на примере этюдов-картин