Черты стиля Рахманинова на примере этюдов-картин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Черты исполнительского стиля Сергея Васильевича Рахманинова.
Рахманинову принадлежит одно из самых выдающихся мест в русской музыкальной культуре начала 20го века как гениальному композитору, величайшему пианисту своего времени и замечательному, глубоко вдумчивому и волевому дирижеру, властью подчинившему своей воле и исполнителей и аудиторию.

Содержание работы

1. ВСТУПЛЕНИЕ
1.1. ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ
1.2. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ РАХМАНИНОВА
2. ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ ОР.39, ОБЩЕЕ
ЭТЮД ЛЯ-МИНОР №2
ЭТЮД РЕ-МИНОР №8
ЭТЮД МИ-БЕМОЛЬ-МИНОР №5
ОБЩИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРУДНОСТИ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
3.1. РЕЗЮМЕ

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ РАХМ.doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

     Встречаются в этюдах-картинах  и последовательности двойных  нот в различных комбинациях  интервалики. Возникает полимелодическая  ткань, образующая с третьим,  нижним голосом (в партии левой руки) всевозможные гармонические сочетания (этюд ре-минор ор.39 №8). Здесь исполнителю может помочь невысокое положение руки на клавиатуре. При этом обязателен тщательно продуманный подбор аппликатуры с применением скольжения отдельных пальцев в линиях мелодического движения.

 

     Немаловажное значение  для исполнителя имеет и своеобразная  оркестральность фактуры этюдов-картин, красочное использование педали  в различных регистрах, тембральных  сопоставлений, перекличек, взаимопереходов.  Немаловажна роль среднего и нижнего регистров в музыке Рахманинова. Не случайно именно в них он часто помещает ведущие темы и поручает их исполнение левой руке. Это свидетельствует об определенных оркестровых предпочтениях композитора. Теми же причинами порождены использование крайних регистров инструмента, быстрый перенос фактурных групп из одного регистра в другой, как известно, требующий особо быстрой реакции пианиста, естественного перемещения в удобную позицию не только рук, но и всего корпуса (например, в подходе в репризе в этюде ре-мажор ор.39 №9).

 

     Можно установить  связь между фактурно-динамической  стороной этюдов и аппликатурой, наиболее целесообразной для  их исполнения. Эта аппликатура  в основном носит комбинированно-позиционный  характер, охватывая по возможности наибольший комплекс звуков при одном положении руки. Наблюдается тенденция к сближению крайних пальцев, в соединениях ломаных аккордовых групп применяется перекладывание третьего пальца через пятый при движении вверх (этюд до-минор ор.39 №1); в технике двойных нот используется скольжение первого и пятого пальцев на белых клавишах, малые интервалы берутся отдаленно расположенными пальцами; исполнение наиболее ответственных интонаций поручается «сильным» пальцам ( к примеру, известное «соло» первого пальца в конце этюда ре-минор ор.39 №8 или реприза этюда ми-бемоль-минор ор.39 №5). Рахманинов смело ломает общепринятые нормы, используя аппликатуру в определенных художественно-выразительных целях.

 

     Тесно связана с  фактурно-динимической стороной этюдов и педализация. Рахманинов часто пишет мелодии, которые могут быть соединены в одну легатную линию лишь при помощи педали (реприза этюда ми-бемоль-минор ор.39 №5). Без педали в этюдах-картинах сплошь и рядом не может быть осуществлено «выдерживание» отдельных звуков или аккордов. Яркая динамичная экспрессия и акварельная прозрачность, резкое возрастание и замирание, «истаивание» звука, особенно в конце фраз и кадансах (например, в этюде ля-минор ор.39 №2), длительно звучащие органные пункты и смелые соединения различных гармоний – все это достигается с помощью педали (полной, половинной, с постепенным ее освобождением, глубокой, неглубокой и т.д.).

 

 

 

                                   НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

    

     Рахманинова играют всюду, где звучит музыка, играют пианисты различных школ, индивидуальностей и притом – по-разному. Мы легко отличим Рахманинова в строго логичной и в то же время полной волевого напора интерпретации Гилельса от Рахманинова Софроницкого с его своеобразной манерой, отмеченной нервной экзальтацией; услышим разницу между уравновешенностью Оборина и юношеской порывистостью Клайберна. Каждый пианист находит в Рахманинове нечто себе близкое. Одних привлекает романтическая экспрессия, других – властная ритмика, третьих – виртуозный блеск, но всех в равной мере – глубина и правдивость в изображении сложнейших процессов психологической жизни, покоряющая искренность и тончайший лиризм. Рахманинова исполняют пианисты разных возрастов, но особенно любит молодежь. Есть в его музыке нечто влекущее к себе молодые сердца. Живя в переломную эпоху, когда молодежь томилась в удушливой атмосфере «безвременья», рвалась к новой, прекрасной жизни, он, разделявший ее настроения, видимо, сумел уловить черты, вообще свойственные мироощущению юности: мечтательность, порыв к прекрасному, весеннюю свежесть чувств. И в этом – один из секретов широчайшей популярности рахманиновской музыки.

     В качестве примера  приведу этюд ми-бемоль-минор.  В исполнении Вана Клиберна  он звучит ярко, на едином и вдохновенном порыве. Общая эмоциональная приподнятость, возбужденность подчеркиваются аккордовым, фигурационным сопровождением (первой и второй тем), динамичными «перебоями» в средней части. Общая цельность исполнения достигается единым, средним для всего этюда темпом, отсутствием резких контрастов между обеими темами, ведением широкой линии мелодического дыхания. Интерпретация этого же этюда В. Софроницкого, как и Клиберна, покоряет искренностью, вдохновенностью. Но в ней больше подчеркивается патетико-декламационное начало, внутренняя свобода, проявившееся в «речитации» первой и второй тем, в характерных замедлениях при переходе ко второй теме. У обоих исполнителей этюд звучит как волнующая поэма от величии и самоутверждении человеческого духа, его дерзновенном порыве и несгибаемой силе.

 

 

Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить, что вклад Рахманинова в развитие жанра этюда чрезвычайно велик. Яркая творческая индивидуальность и органичное развитие лучших традиций русского и западноевропейского  пианизма придают его этюдам особую значимость. Этюды-картины Рахманинова – крупное достижение русской фортепианной музыки, одна из самых высоких вершин в развитии этюдного жанра.

    Отмечая большую роль  этюдов-картин в формировании  музыканта-исполнителя и весьма активно их используя в педагогических целях, Ф. Блуменфельд говорил: «Все мы прошли через школу этюдов-картин».

     И не случайно этюды-картины  Рахманинова входят в репертуар  наших и зарубежных пианистов  наряду с лучшими произведениями  русской и зарубежной классики. Исполнение каждого этюда представляет серьезную художественную и техническую задачу. Реализм в передаче художественных образов, вдохновенность и простота, лаконизм и разнообразие в выборе выразительных средств – вот те качества, которые прежде всего необходимы исполнителям, обращающимся к этюдам-картинам Рахманинова.

    

 

 

 

                                          ***

С.В.Рахманинов вошел в историю  русской музыки как явление громадного художественного значения. Опровергая предсказания модернистской критики, его вдохновенное творчество доказало свою жизнеспособность, эстетическую ценность, создало собственные традиции. Как и полвека назад, оно волнует людей красотой и неподдельной искренностью. Столь же плодотворным и для фортепианного искусства оказались и принципы исполнительского стиля гениального музыканта, влияние которого прослеживается до наших дней.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Черты стиля Рахманинова на примере этюдов-картин