Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:43, курсовая работа
Черты исполнительского стиля Сергея Васильевича Рахманинова.
Рахманинову принадлежит одно из самых выдающихся мест в русской музыкальной культуре начала 20го века как гениальному композитору, величайшему пианисту своего времени и замечательному, глубоко вдумчивому и волевому дирижеру, властью подчинившему своей воле и исполнителей и аудиторию.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
1.1. ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ
1.2. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ РАХМАНИНОВА
2. ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ ОР.39, ОБЩЕЕ
ЭТЮД ЛЯ-МИНОР №2
ЭТЮД РЕ-МИНОР №8
ЭТЮД МИ-БЕМОЛЬ-МИНОР №5
ОБЩИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРУДНОСТИ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
3.1. РЕЗЮМЕ
Название «Море и чайки» (по словам Рахманинова, подсказанное ему женой) очень обобщенно характеризует одну лишь только мастерски воплощенную живописно-картинную сторону произведения, за которой кроется глубокий психологический и
широкий аллегорический смысл.
Один из основных
пластов изложения в этюде-
Это триольное
движение в партии левой руки
завораживает своей
Мелодическая линия
огромного диапазона складывает
Но весь этот мертвый штиль
– предвестник грозной бури. Ее
приближение уже ощущается в
среднем эпизоде пьесы. Здесь
атмосфера мрачнеет и
В среднем разделе
наиболее важная задача для
исполнителя – почувствовать
сквозное динамическое
Далее Рахманинов использует
практически секвенционный
Третья волна, самая яркая,
но тем не менее
Завершается раздел
Начиная с росо piu vivo идет нарастающая подготовка к последней, надрывной кульминации, которая очень отличается от всех предыдущих, да и вообще не характерна для Рахманинова. Он строит ее без богатой разнообразной факторы, да еще и в высоком регистре, как будто подчеркивая всю надрывность плача, на кадансовом органном басу:
Это уникальный случай, требующий от исполнителя особой выдержки и умения объединить короткие, на первый взгляд обрывочные фразы, в единое целое, суметь показать небывалый ранее в этой пьесе драматизм.
В крайних разделах, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, важно уметь выстроить долго тянущуюся мелодическую линию, приходя к выразительным кульминационным точкам. А сложность в том, как правильно и органично сочетать интонации dies irae в левой руке и фразировочные линии в правой, объединяя их общим дыханием.
Конец заслуживает
особого внимания. Здесь очень
важно услышать объединения
Восьмой этюд d moll, написанный позже других, открывает финальный подцикл в ор.39. …Брезжит пасмурное «хмурое утро». Кажется, что по широкой водной глади время от времени пробегает тревожная мелкая зыбь. Она то разыгрывается, то вновь стихает, долго держа в неведении: разразится или же нет большая буря?.. По изложению этот этюд близок к шопеновским формам пианизма. Но интонационный склад его типично рахманиновский:
Здесь композитор после долгого перерыва вновь использовал широкие, мягко покачивающиеся баркарольные фигурации, в которых часто проступают подголосочные песенные интонации, а то и целые распевы. А основная мелодия, удвоенная или утроенная, затушеванная мягкими аккордовыми созвучиями, распевается из характерно-русской «раскачивающейся» запевки (всплеска). Как и в этюде-картине fis-moll из этого же цикла, характерную выразительную окраску придает музыке настойчивое повторение одного мелодического оборота, окрашенного здесь в мягкие элегические тона.
В левой руке явно прослеживаются элементы полифонии; важно разграничить мелодию среднего голоса, выделенную четвертями, и само триольное сопровождение. Что касается правой руки, то на протяжении всего произведения в ней наблюдается невероятное обилие двойных нот и аккордов В этом сложность: во-первых, необходимо сохранить легато, особенно в длинных фразах, точно соблюдать все фразировочные лиги:
Кстати говоря, сам Рахманинов подчеркивает это, ставя свою личную аппликатуру (это редкость). Ну а во-вторых, все-таки необходимо учитывать наличие мелодической линии несмотря на обогащенность и уплотненность ее нижними голосами. При этом мелодия не должна звучать пусто.
Начиная с раздела piu vivo можно отметить, как и в описанном выше этюде, три динамические волны. И тут исполнитель также должен грамотно рассчитать весь динамический план, постепенно приходя к кульминации:
Также как и в ля-минорном этюде №2, здесь идет секвенционное развитие, с бесконечными модуляциями, неустойчивыми гармониями без определенных разрешений и закреплений, как будто в поисках ответа.
Но впереди еще большая кульминация – в эпизоде poco accelerando приходит буря и проносится в несколько мгновений мрачным, устрашающим шквалом на ff:
Но ни в коем случае пианист не должен позволить себе расслабиться, потому что есть опасность поддаться общему движению и сыграть суетливо. И конечно, важное значение имеет чистая педализация. Ведь эта кульминация построена на самых напряженных гармониях, на диссонансах.
После этого Рахманинов
использует свой излюбленный
прием подъема-спада, здесь
Реприза обрастает
аккордами, задача выделить
В левой руке так же свои сложности: большие скачки, задействованы разные регистры, исполнитель должен играть это очень ровно, ведь левая рука с ее басами является серьезной опорой для правой. Последняя кульминация украшена богатыми гармониями, басами на сильную долю, что придает наконец-то устойчивости; и нельзя конечно забывать про лейтмотивный элемент из трех нот «фа-до-ре», проходящий в средних голосах. Здесь он особенно ярок, автор указывает на это своими акцентами:
Основные сложности
этого этюда-картины –
Тем не менее, общий
колорит созерцательно-
ЭТЮД-КАРТИНА ЛЯ-БЕМОЛЬ-МИНОР №5
Этюд es- moll №5, написанный 17 февраля 1917 года в Москве, занимает особое место в цикле – и не только потому, что центрально делит его на две равные части. Тут речь идет о весомости содержания. Ведь именно этот этюд-картина может дать многое для понимания образной природы всех этюдов-картин Рахманинова. По степени накала чувств, образной значительности ему нет равных среди пьес обоих опусов. И не случайно этот этюд является одним из наиболее популярных, он чаще других звучит на концертной эстраде, на крупнейших конкурсных соревнованиях, его чаще используют и в педагогической практике. Также этюд es-moll обнаруживает некоторые черты общности с крайними этюдами. Перекидывая эти смысловые арки, композитор тем самым объединяет цикл в стройное целое.
По своим художественным
достоинствам он принадлежит
к числу лучших произведений
Рахманинова. Его отличает
Отчетливо заметна здесь и народно-национальная основа. Бородинский дух и величие ощущаются с первых же звуков этюда, а его насыщенная, многослойная, богатая подголосками фактура заставляет вспомнить лучшие образцы русского многоголосного пения.
В раннем рахманиновском творчестве предшественниками Пятого этюда-картины «Appassionato» были еще не вполне зрелые «аппассионатные» произведения, например романс «Пора!» (es-moll, Allegro appassionato), op.14 №12 (слова С. Надсона).
Страстный порыв, звучащий в романсе, его взволнованный, «мятежный» характер перекликается с настроением этюда-картины. Также к близким этюду произведениям можно отнести Музыкальный момент e-moll; но гораздо значительнее тематическая близость зрелой рахманиновской пьесы к «аппассионатной» прелюдии Шопена ор.28 №24 (d-moll, Allegro appassionato), этому героико-драматическому отзвуку польского восстания.
Рахманиновский этюд es-moll воспринимается как вдохновенная поэма, полная больших чувств и глубоких мыслей. Здесь привлекает не только страстная патетика, но и углубленная лирика и какое-то особенное ощущение внутреннего благородства и величия. Это ощущение создается прежде всего характером главной темы и почти беспрерывно «действующим» экспрессивным фоном. Во всей красе перед нами предстает ярко выраженный смелый, страстный призыв к мужественной борьбе:
Примечательно то, что
ритмическое биение
Данная сложность для
Если говорить в общем, то развитие этюда основано на трех больших волнах, соответствующих трем разделам формы: экспозиции, середине и репризе. Наиболее сильная волна в средней части этюда может служить ярким примером рахманиновского искусства раскрытия искусства раскрытия эмоции в ее непосредственном становлении. На вершине экстатического подъема возвращается основная тема, но в иной инструментовке: теперь она «возглашается» в басу, звучит властно, императивно. В этом смысловом «crescendo», в этом «росте» темы проявляется поистине симфонический замысел. Ну а завершается этюд истаивающим diminuendo – медленным угасанием чувства.
Остановлюсь подробнее на основной теме. Она мужественна, патетична, в ней есть нечто от пламенной ораторской речи, обращенной к массам людей. Подобная декламационность нередко встречается у Рахманинова. Это тема-призыв, тема-тезис. Она скульптурна и выразительна, как жест оратора, но одновременно мелодически развита, закончена. Таким образом, главная тема представляет собой органичный сплав двух элементов – речитативно-декламационного и вокально-напевного, при известном доминировании первого.
Характер темы и некоторые формы ее изложения близки «революционной» прелюдии Шопена d-moll, как было сказано выше, - речь идет о движении фанфарно-декламационной мелодии по основным ступеням трезвучия, о динимизирующей трели. В то же время в теме заметна преемственность с мелосом Чайковского – это и мотивное дробление перед вершинами подъемов, это и кульминация в тактах 7-8. Здесь также отчетливо выражен национальный колорит, об этом свидетельствует, например, отклонение в строй минорный доминанты и звучащий в партии правой руки, нисходящий по звукам трезвучия оборот (такт 2). Собственно, на основе этого оборота композитор строит кульминацию в конце экспозиции главной партии (в форме этюда заметны черты сонатности) и весь средний, разработочный, отдел, в сущности представляющий собой одно мощное динамическое нарастание перед репризой.
Информация о работе Черты стиля Рахманинова на примере этюдов-картин