Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:43, курсовая работа
Черты исполнительского стиля Сергея Васильевича Рахманинова.
Рахманинову принадлежит одно из самых выдающихся мест в русской музыкальной культуре начала 20го века как гениальному композитору, величайшему пианисту своего времени и замечательному, глубоко вдумчивому и волевому дирижеру, властью подчинившему своей воле и исполнителей и аудиторию.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
1.1. ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ
1.2. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ РАХМАНИНОВА
2. ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ ОР.39, ОБЩЕЕ
ЭТЮД ЛЯ-МИНОР №2
ЭТЮД РЕ-МИНОР №8
ЭТЮД МИ-БЕМОЛЬ-МИНОР №5
ОБЩИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРУДНОСТИ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
3.1. РЕЗЮМЕ
В свободно развертывающихся
лирических мелодиях
Мелодизм пронизывает
все средства музыкальной
Рахманиновская колокольность, что является также неотъемлимой чертой его стиля, произрастает из глубин русской духовности. Она приобретает в музыке композитора то лирическую окраску, то гимнический пафос, то трагический смысл. Творчество Рахманинова вобрало в себя все основные виды русского звона – от сумрачного, сурово-торжественного до праздничного, ликующего; велико было использование разнообразных колокольных звучаний: это и праздничный перезвон, и тревожный набат, и переливчатый звон бубенцов. Воздействие ритмического начала зачастую проявлялось посредством воплощения стихии колокольности. Существенное значение имеют также жарновые средства – обобщение через формулы марша и танца.
Свои особенности имеет гармоническое мышление Рахманинова. Оно вполне укладывается в систему романтической тонально гармонии. Вместе с тем у композитора сложился ряд излюбленных аккордовых сочетаний, которые считаются чисто «рахманиновскими»: уменьшенный вводный терцквартаккорд в миноре с заменой второй ступени на третью, разрешаемый в тоническое трезвучие, многоттерцовые образования в виде нон- и ундецимаккордов. Все это имеет в большей степени красочное, фоническое, нежели функциональное значение.
Также к числу особых
индивидуальных примет
В творчестве Рахманинова
своеобразное развитие
Как одну из примечательных
черт музыки Рахманинова ряд
исследователей и наблюдателей
отмечал ее преобладающий
От народного песенно-хорового
искусства тянутся нити к
От «Новой русской
школы» и от Глинки идут ориент
Еще одна сторона
стиля композитора – это
Тематизм Рахманинова также имеет песенную природу. Уже говорилось ранее, что для него типичны мелодии широкого дыхания с длительным подъемом к вершине и напряженным спуском, создающим ощущение «бескрайности». Другой тип – плавная мелодия, вьющаяся вокруг основного звука, опевающая его.
И конечно я бы хотела затронуть как важнейшую черту форетпианного стиля Рахманинова - особый тип развития. В его основу положен конфликт импульсов стремления и торможения, сопровождающийся нередко повторным возвращением к мелодическим устоям, как бы рассматриванием их, прорывом мелодической энергии и завоеванием ею новых интонационных вершин, вплоть до генеральной кульминации.
Особенностью динамизма
во многих рахманиновских
В этих свойствах
музыки Рахманинова сказалась
национальная природа его
ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ ОР.39, ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ОБРАЗНАЯ СФЕРА
Творческим итогом Рахманинова за период 1914-1917 годов, - если не считать неосуществленных замыслов и произведений, которые были завершены в более позднее время, - явилось создание трех различных по жанру опусов: «Всенощной» (1915), цикла из шести романсов (1916) и девяти этюдов-картин ор.39 (1916-1917). Серия фортепианных этюдов-картин начала создаваться почти одновременно с романсами; если быть точным, то она была написана между сентябрем 1916 и февралем 1917, когда назревали грозные события.
Уже слышались громовые раскаты новой социальной бури, и общество вновь жило предчувствием приближающихся перемен, сменяя надежду и радость на страх и сомнение. Разумеется, это совпадение еще не дает оснований искать в музыке этюдов-картин ор.39 прямого отражения социальных сдвигов. Подобная тенденциозность Рахманинову не была свойственна. Он вообще был далек от политики и придерживался общедемократических взглядов. Например, он с радостью воспринял весть о Февральской революции, видимо, разделяя то возмущение самодержавие, которое испытывали широкие круги русской интеллигенции.
Тем не менее, обращает на себя внимание тот факт, что в этом цикле возрождаются некоторые мотивы, характерные для творчества начала 900-х годов, кануна революции 1905 года. Не отсюда ли «набатность» ре-мажорного, мятежный порыв до-минорного, страстная патетика ми-бемоль-минорного и тревожно-радостная атмосфера си-минорного этюдов?..
Кстати говоря, этот
цикл оказался последним
[Восемь новых этюдов-картин
были впервые исполнены
Неизвестны причины,
по которым Рахманинов
Однако идейная значимость этюдов-картин, обобщенность музыкальных мыслей, образность, вызывающая определенные ассоциации, позволяют догадываться о скрытой программе. По устной традиции, существующей у пианистов, программные заголовки в опусе 39 имеют четыре этюда – «Море» (до минор №1), «Степь» (ля минор №2), «Красная шапочка» (до минор №6) и «Панихида» (до минор №7). Сравнительно недавно стало известно о существовании письма Рахманинова к Отторино Респиги (в связи с оркестровкой этюдов) от 2 января 1930 года, в котором композитор говорит о программных заголовках пяти этюдов-картин, из которых в опусе 39: ля-минорный, №2 «изображает море и чаек», ля-минорный №6 «навеян сказкой о маленькой Красной шапочке», этюд №9 «имеет схожий характер, напоминающий восточный марш», а до-минорный №7 - это «похоронный марш».
[По сравнению с
этюдами-картинами ор.33 в 39том
опусе заметны увеличение
Усложнение содержания,
привнесение в его образную
сферу новых, порой противоречи
Содержание очень разнообразно:
можно встретить этюды
характера (ми-бемоль-минор); в них можно найти лирические образы, близкие природе (ля-минор №2, ре-минор), мрачные картины, где воплощен образ смерти (ля-минор№6, до-минор №7), и наряду с этим полный света и жизни праздник (ре-мажор). В сущности, свой цикл Рахманинов строит как последовательную цепь образов-настроений, каждое звено которой при этом при этом отличается законченностью и самостоятельностью. От «этюдности» сохранена в некоторых из них единая структурная формула, преобладание быстрых темпов и исключительно высокие технические задачи. А весь богатейший комплекс средств современного пианизма полностью подчинен художественному замыслу.
Этот новый крутой поворот
к циклу этюдов ор.39 с их
смелым эпико-драматическим
В этюдах-картинах ор.39 заметны четыре внутренних подцикла. Начальный подцикл складывается из трех пьес. Средней из них - №2, a moll, - автор впоследствии дал программный заголовок – «Море и чайки». Это случилось в начале 1930 года, когда итальянский композитор Отторино Респиги взялся по предложению С.А.Кусевицкого инструментовать для оркестра сюиту из пяти этюдов-картин Рахманинова. Автор пьес отнесся к затее очень благосклонно и решил некоторыми программными сведениями вернее направить творческую фантазию оркестратора.
Информация о работе Черты стиля Рахманинова на примере этюдов-картин