Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:43, курсовая работа
Черты исполнительского стиля Сергея Васильевича Рахманинова.
Рахманинову принадлежит одно из самых выдающихся мест в русской музыкальной культуре начала 20го века как гениальному композитору, величайшему пианисту своего времени и замечательному, глубоко вдумчивому и волевому дирижеру, властью подчинившему своей воле и исполнителей и аудиторию.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
1.1. ТВОРЧЕСКИЙ ГЕНИЙ
1.2. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ РАХМАНИНОВА
2. ЭТЮДЫ-КАРТИНЫ ОР.39, ОБЩЕЕ
ЭТЮД ЛЯ-МИНОР №2
ЭТЮД РЕ-МИНОР №8
ЭТЮД МИ-БЕМОЛЬ-МИНОР №5
ОБЩИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРУДНОСТИ
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
3.1. РЕЗЮМЕ
Примечательна и сама структура темы. Подъем звуковой волны длится восемь тактов, а спад только три. Следующее ее изложение имеет еще более длительный подъем (десять тактов). Хотя хорошо известно, что в произведениях Рахманинова, в которых мелодическое развитие идет по принципу подъема-спада, нередко спад бывает длительнее подъема.
В этюде-картине es-moll мы сталкиваемся с противоположным явлением. В теме преобладает восходящее поступательное движение. Причем подъем волны совершается не прямолинейно, а «уступами», с остановками на половинных нотах, с возвращениями назад, которые как бы создают искусственные препятствия движению. Это способствует и драматизации в секвентно-вариантном развитии мелодии.
Подъем приводит к кульминации в тактах 7-8:
В нисходящем потоке
волны (такты 9-10) звучат короткие
характерные интонации «
Appassionato, molto marcato – пишет автор в начале этюда. Страстно, очень выразительно, подчеркивая, как бы декламируя – таково должно быть в целом и исполнение этой темы.
Еще один момент: аккордовое триольное сопровождение, призванное наполнить, эмоционально насытить звучание опорных мелодических точек, вносит элемент взволнованности, движения. Поэтому очень важно передать двуплановость в партии правой руки – тему и фон – особенно в моментах их одновременного звучания.
В партии левой руки
необходимо чутко следить за
всем линиями фактуры. Еще раз
в качестве примера отмечу, что
в басовом регистре органное
ми бемоль появляется на
С такта 12 начинается повторное изложение темы с еще большим подъемом звуковой волны, с более оживленной фактурой фона перед второй кульминацией. Оно заканчивается в строе доминанты, подготавливая таким образом появление второй темы этюда-картины. Как говорилось ранее, в построении формы этюда особенно ярко проявились черты сонатности. Причем в классическом тонико-доминантовом сопоставлении тем в экспозиции этюда наблюдается свойственное Рахманинову «превращение» минора в одноименный мажор (b-moll в кульминации первой темы – такт 22, и B-dur в начале второй).
Голос проникновенного раздумья звучит во второй теме. В ней, возможно, передано особое душевное состояние (с разнообразной картиной чувств), вызванное картинами природы:
В основе этой темы
лежит трихордная попевка,
Это достаточно необычно для Рахманинова – применение абсолютно другой фактуры в среднем разделе. Так же налицо скрябиновский прием – одновременная полифоническая линия в правой и левой руках.
Постепенно тема приобретает все большую взволнованность. Следует здесь обратить внимание на красочную смену тональностей (B-dur – b-moll – h-moll), создающую определенное настроение. В теме появляется выразительная имитация, с такта 33 – октавы, более дробная лигатура, подголоски. Характер музыки становится еще более взволнованным.
Все поглощается захватывающей стихией чувств, так покоряющей нас в крупных полотнах Рахманинова – концертах.
Эта, третья по счету, волна приводит к новой кульминационной области, где настойчиво звучит мотив из первой темы:
Весь раздел (от такта 33 до Tempo 1) носит характер динамичной разработки, свойственной произведениям больших масштабов. Многоплановая фактура теперь предельно уплотняется, и кажется, что уже все ресурсы фортепиано исчерпаны. Этот раздел этюда заканчивается аккордовой волной, которая непосредственно подготавливает динамическую репризу – Tempo 1. Теперь мощное экспрессивное аккордовое сопровождение звучит в верхнем регистре, а первоначальная тема излагается в нижнем, басово-баритональном, в партии левой руки. Кстати говоря, эта партия исключительно трудна и требует особого внимания исполнителя. Можно порекомендовать максимальное использование первого и третьего пальцев в исполнении темы (такты 53-55). Эти пальцы могут иногда служить и удобным стержнем, вокруг которого легче охватывать в движении широкую фактуру.
Итак, происходит некое
перераспределение темы из
Но внезапно при подходе к вершине дальнейшее изложение темы вновь переносится в партию правой руки в высокий регистр, и наступает основная (четвертая по счету) кульминация этюда:
Она совпала с кульминацией главной темы. Это максимально увеличило смысловую нагрузку темы-мелодии и способствовало утверждению основной идеи произведения: декларация мощи и величия духовных сил человека и страстный протест против того, что мешает его счастью.
В предшествующих
кульминациях Рахманинов
В исполнении этого
этюда представляет большую
По этому поводу
М. Шагинян вспоминает: «…он мне
рассказал, что для него
В этюде-картине es-moll необходимо не только определить главную кульминацию, но и, учитывая специфику произведения, обратить внимание на упоминаемые кульминационные области со своими вершинами (например, реприза Tempo 1). В них большое значение имеет умелое распределение градации звучности и энергии для избежания динамического и звукотембрального однообразия. Но в такте 60 должна засверкать кульминационная точка, должен произойти прорыв «ленты на финише», после которого огромная масса звучности – будто разбушевавшаяся стихия чувств полностью захватывает и увлекает слушателя.
Яркость и значительность
последней кульминации вызвали
необходимость в более
С такта 73, после
небольшого связующего эпизода,
Весьма колоритно
здесь чередование минора и
мажора, возможно, помогающее воссоздать
такую психологическую
Постепенное умиротворение
к концу этюда прерывает лишь
красочно звучащий «разбитый»
нонаккорд 7й натуральной
- явная параллель с этюдом-
Звучание этого аккорда явственно накладывает печать эпичности на весь заключительный эпизод, замирающий в низком регистре на pp.
ОБЩИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ТРУДНОСТИ, ЗАДАННЫЕ РАХМАНИНОВЫМ
Исполнителю, обращающемуся к этюдам-картинам, необходимо учитывать особенности, а соответственно и трудности пианистического стиля Рахманинова. О некоторых я сказала ранее. Все это дает ключ к пониманию и реализации непосредственных исполнительских задач.
Прежде всего исполнитель должен найти в себе живой отклик на «события», происходящие в сфере рахманиновской музыки, проникнуться строем чувств и особой гаммой настроений, которая так отличает этюды-картины. Творческая фантазия и исполнительский опыт пианиста должны подсказать в каждом конкретном случае пути раскрытия содержания произведения, а также определить, в какой мере и где можно попытаться приподнять завесу над скрытой программностью этюдов. Выразительные средства должны быть применены исполнитеелем в зависимости от характера и образных особенностей пьес. Одних исполнительских приемов требуют этюды психологического содержания, раскрывающие нам мир человеческих чувств, других – этюды лирические, как бы передающие образы русской природы, третьих – этюды жанрового характера.
В этюдах-картинах мы находим почти все основные форы изложения, присущие фортепианному стилю Рахманинова – аккордово-октавные последовательности, различные комбинации мелких и широкоохватных фигураций, многоэлементную, с чертами русской народной подголосочной полифонии, ткань. В них встречается и особого типа гомофонное изложение, в котором о «сопровождающей» функции партии левой руки можно говорить лишь условно ввиду ее тематической значительности (этюд ля-минор ор.39 №2), и изложение, весьма близкое к полифоническому, с детально разработанной фактурой в партиях обеих рук, когда самостоятельность каждой органично входит в общий комплекс звучания (этюды до-минор, ор.39 №1, ре-минор ор.39 №8). В большинстве этюдов две указанные формулы фактуры находятся в постоянном взаимодействии, сочетаются в различных пропорциях, то давая перевес одному типу изложения, то выдвигая на первый план другой.
Нередко Рахманинов
полностью уравнивает функции
обеих рук. Тематический
Если в этюдах, где
преобладает гомофонный тип
В сущности, для этюдов-картин характерна тематизация всей фактуры, в которой мелодическая выразительность как бы пронизывает все линии изложения. Это ставит перед исполнителем сложные и разносторонние задачи: «петь» глубоким тоном на фортепиано, управлять «дыханием» в началах фраз, мотивов, выявляя чарующую красоту широко распевной рахманиновской мелодики; в декламационных эпизодах находить характерные живые интонации, используя все разнообразие артикуляционных приемов; в мелодических фигурациях, подголосках подчеркивать ту или иную деталь, тот или иной мелодический оборот.
Как говорилось ранее,
ритмическое начало выступает
у Рахманинова порой как одно
из наиболее важных средств
выразительности: оно
Вообще фактура этюдов-картин
настолько богата и разнообразн
Так, крупные, широко
расположенные фактурные
«Простые» последовательности
аккордов, где помимо мелодического
движения октавного контура
Информация о работе Черты стиля Рахманинова на примере этюдов-картин