Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты данного вопроса
• провести практическое исследование развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
• выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Музыкально–педагогический факультет
Дипломная работа
по теме:
« Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе»
Руководитель: Афанасьев В.В. (?)
Выполнила: Шуменко М.В., студентка 6 курса К-З.
Москва
2010-2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Введение
Данная работа посвящена теме «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе ».
Актуальность данной темы и интерес к ее изучению обусловлены несколькими причинами, но, прежде всего, ярко выраженной в современном обществе тенденции и потребности в активизации и развитии творческого потенциала личности.
В настоящее время,
чтобы адаптироваться в
В настоящем исследовании рассматривается проблема развития музыкально-творческих способностей ребенка как важнейшего и необходимого компонента его музыкально-творческого развития. Проблема развития музыкально-творческих способностей сложна и актуальна на современном этапе.Не случайно ее называют «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности.
Способность к творчеству
- это то, что всегда было определяющим
в самом феномене человека. Деятельность,
в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические,
творческие проявления, является музыкальное
искусство. Музыка - это искусство прямого
и сильного эмоционального воздействия.
Она носит творческий характер, включая
в себя композиторкую,
Музыкально-творческая способность
является универсальной, обеспечивающей
успешное выполнение самых разнообразных
видов музыкальной дея-
Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи воспитания и обучения возможно лишь в том случае, если все факторы - биологические, психологические, социальные, детерминирующие индивидуальное формирование творческих способностей, будут изучены и учтены в педагогическом процессе.
Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Э.В.Ильенкова, З.Г.Апресяна, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова.
Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева и др. К вопросам творческого развития обращались педагоги Г.Рид, К.Рейнольдс, Н.Роджерс, Б.В.Асафьев, Д.С. Кабалевский.
В отечественной музыкальной
педагогической науке имеется ряд
научных трудов, посвященных исследованию
творческого развития детей: музыкального
творчества (Н.А.Метлов, 1940, К.В.Головская,
1944; Н.А.Ветлугина, 1968, К.В.Тарасова, 1988),
творческих проявлений дошкольников (А.Н.Зимина,
1988), творческой направленности
Теоретически основа толкования творческих способностей строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.
Процесс развития творческих способностей на уроках музыки в общеобразовательной школе вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке. Специфика уроков музыки такова, что у младших школьников она тесно связана с их возрастной особенностью – особой музыкальной одаренностью, уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное, ведь детям изначально присуща талантливость.
Музыка пробуждает и стимулирует
творческий потенциал детей, ибо
эмоциональная сфера и
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.
В наши дни данные идеи активно реализуются в работе всех видов образовательных и воспитательных учреждений. Раскрыть творческий потенциал ребенка, позволить ему развиваться – одна из основных целей современной педагогики. Однако возникает вопрос о средствах и способах, которые способствуют данному процессу.
Анализ научной литературы и практики музыкального развития в школах выявляет ряд противоречий. К числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между:
Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Объект исследования: музыкально-творческая деятельность младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Нами выдвигается следующая гипотеза – равитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки будет успешным при:
Основными критериями развития музыкально-творческих способностей ребенка являются: интерес к музыкально-творческой деятельности и желание заниматься ею; наличие у ребенка музыкально-творческого воображения и мышления; легкость, быстрота усвоения способов музыкально-творческой деятельности, широта их переноса; умение импровизировать, перевоплощаться, сочинять, выражая свои чувства.
В работе использованы следующие методы:
Теоретической основой данной работы послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными психологами-теоретиками (Д.Гилфорд, В.Лоуэнфельд, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.Я.Пономарев), психолого-педагогическая теория деятельности (В.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн), теория педагогической технологии (А.С.Белкин), теория музыкального обучения и воспитания (Б.Асафьев, Б.Яворский, Н.Ветлугина, А.Зимина, К.Орф). Использованы материалы периодической печати и сети Интернет.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и интернетресурсов.
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную , но в значительной мере случайную , комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона), творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в XVIII в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения.
Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, - гении - творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа . Согласно Шеллингу, творчество- высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. (Грузенберг С. О., Гений и творчество, Л., 1924)
Отношение к творчеству русский философ Владимир Соловьев выразил во многих своих работах, посвященных проблемам эстетики и литературы. Он трактовал это понятие, прежде всего, в его связи с понятием искусство. Поэтому результатом творчества для него были в первую очередь произведения искусства. Одной из основных идей Владимира Соловьева была мысль о том, что благодаря творчеству человек воспроизводит красоту мира в картинах, литературных, музыкальных произведениях.