Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты данного вопроса
• провести практическое исследование развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
• выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая итоговая доработанная.doc

— 181.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Музыкально–педагогический факультет

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 по теме:

 

« Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: Афанасьев В.В.    (?)

Выполнила: Шуменко М.В., студентка 6 курса К-З.

 

 

 

 

 

Москва

2010-2011

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе  4

1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4

1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14

     1.3.  Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..

Выводы по первой главе.

Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20

2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20

2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29

   2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35

Выводы по второй главе.

Заключение 37

Список использованной литературы 41

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена  теме «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе ».

Актуальность данной темы и интерес к ее изучению  обусловлены несколькими причинами,  но, прежде всего, ярко выраженной в современном обществе тенденции и потребности в активизации и развитии творческого потенциала личности. 

 В настоящее время,  чтобы адаптироваться в усложняющемся  мире, человек вынужден в течение  всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний. Это требует от него высокой интеллектуальной подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально-творческое развитие. Под музыкально-творческим развитием человека подразумевается сочетание его музыкально-творческих способностей, творческой активности.

В настоящем исследовании рассматривается проблема развития музыкально-творческих способностей ребенка как важнейшего и необходимого компонента его музыкально-творческого развития. Проблема развития музыкально-творческих способностей сложна и актуальна на современном этапе.Не случайно ее называют «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности.

Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторкую, исполнительскую, слушательскую творческую деятельность, и представляет ни с чем не сравнимые возможности для музыкально-творческого развития  младших школьников.

Музыкально-творческая способность  является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной дея-тельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение.

  Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи воспитания и обучения возможно лишь в том случае, если все факторы - биологические, психологические, социальные, детерминирующие индивидуальное формирование творческих способностей, будут изучены и учтены в педагогическом процессе.

Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом  изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Э.В.Ильенкова, З.Г.Апресяна, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова.

Психологической основой  для изучения данной проблемы служат труды Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева и др. К вопросам творческого  развития обращались педагоги Г.Рид, К.Рейнольдс, Н.Роджерс, Б.В.Асафьев, Д.С. Кабалевский.

В отечественной музыкальной  педагогической науке имеется ряд  научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей: музыкального творчества (Н.А.Метлов, 1940, К.В.Головская, 1944; Н.А.Ветлугина, 1968, К.В.Тарасова, 1988), творческих проявлений дошкольников (А.Н.Зимина, 1988), творческой направленности личности (А.Н.Зимина, 1997).

Теоретически основа толкования  творческих способностей строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

Процесс развития творческих способностей на уроках музыки в общеобразовательной школе вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке. Специфика уроков музыки такова, что у младших школьников она тесно связана с их возрастной особенностью – особой музыкальной одаренностью, уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное, ведь детям изначально присуща талантливость.

Музыка пробуждает и стимулирует  творческий потенциал детей, ибо  эмоциональная сфера и воображении  тесно взаимосвязаны с творческими  способностями.

По своей природе детское  творчество синтетично и часто носит  импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Б.М. Теплов отмечает, что  раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что  дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.

 В наши дни данные идеи активно реализуются в работе всех видов образовательных и воспитательных учреждений. Раскрыть творческий потенциал ребенка, позволить ему развиваться – одна из основных целей современной педагогики. Однако возникает вопрос о средствах и способах, которые способствуют данному процессу.

Анализ научной литературы и практики музыкального развития в школах выявляет ряд противоречий. К числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между:

  • потребностью и необходимостью развития  музыкально-творческих способностей младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических технологий этого процесса;
  • объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности школьника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального обучения;
  • потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий развития творческих способностей  младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Объект исследования: музыкально-творческая деятельность младших школьников.

Предмет исследования: развитие творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель  работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить теоретические аспекты данного вопроса 
    • провести практическое исследование развития  творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
    • выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития  младших школьников на уроках музыки.

       Нами  выдвигается следующая гипотеза – равитие творческих способностей  у младших школьников  на уроках музыки будет успешным при:

  • рассмотрении его как способности ребенка произвольно оперировать усвоенными знаниями, умениями, навыками, приобретенными в музыкально-творческой деятельности с целью создания нового образа музыкального произведения или его интерпретации;
  • оценке проявления его на подражательно-исполнительском, инициативно-исполнительском и поисково-творческом уровне;
  • специально организованной музыкально-творческой деятельности, осуществляющейся в атмосфере творческого поиска, ситуациях успеха.
  • применении педагогической технологии, которая является  сочетанием приемов музыкально-творческой деятельности, диалога, творческих заданий на каждом этапе.

 Основными критериями развития музыкально-творческих способностей ребенка являются: интерес к музыкально-творческой деятельности и желание заниматься ею; наличие у ребенка музыкально-творческого воображения и мышления; легкость, быстрота усвоения способов музыкально-творческой деятельности, широта их переноса; умение импровизировать, перевоплощаться, сочинять, выражая свои чувства.

 В работе использованы  следующие методы:

    • поиск и изучение литературы
    • описание
    • анализ и синтез
    • эксперимент
    • наблюдение
    • метод графического изображения данных

Теоретической основой данной работы послужили  концептуальные подходы  к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными психологами-теоретиками (Д.Гилфорд, В.Лоуэнфельд, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.Я.Пономарев), психолого-педагогическая теория деятельности (В.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн), теория педагогической технологии (А.С.Белкин), теория музыкального обучения и воспитания (Б.Асафьев, Б.Яворский, Н.Ветлугина, А.Зимина, К.Орф). Использованы материалы периодической печати и сети Интернет.

      Структура  работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и интернетресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе  .

Проблема  детского творчества является одной  из наиболее актуальных и недостаточно разработанных в музыкальной  педагогике. Ее решение тесно связано с проблемой формирования и развития личности ребенка.

Проблемой творчества занимались ещё античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для  того времени идеи.

Философия английского эмпиризма  склонна трактовать творчество как  удачную , но в значительной мере случайную , комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона), творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в XVIII в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения.

  Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, - гении - творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа . Согласно Шеллингу, творчество- высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. (Грузенберг С. О., Гений и творчество, Л., 1924)

   Отношение к творчеству  русский философ Владимир Соловьев выразил во многих своих работах, посвященных проблемам эстетики и литературы. Он трактовал это понятие, прежде всего, в его связи с понятием искусство. Поэтому результатом творчества для него были в первую очередь произведения искусства.  Одной из основных идей Владимира Соловьева была мысль о том, что благодаря творчеству человек воспроизводит красоту мира в картинах, литературных, музыкальных произведениях.

Информация о работе Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах