Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты данного вопроса
• провести практическое исследование развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
• выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Третье направление
Подготовка учащихся к творческой деятельности имеет большое значение. Например, чтобы придумать варианты напева они должны обладать достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и в определенной последовательности; понимать, какие комбинации элементов возможны. Поэтому решению подобных заданий должно предшествовать освоению поэтического текста, его ритмической структуры, строение мелодии.
Музицирование на детских
музыкальных инструментах - одна
из самых доступных форм
Почему, при проведении музыкальных
занятий уделяется большое внимание игре
на детских музыкальных инструментах?
Да потому что детское музицирование расширяет
сферу музыкальной деятельности школьников,
повышает интерес к музыкальным занятиям,
способствует развитию музыкальной памяти,
внимания, помогает преодолению излишней
застенчивости, скованности, расширяет
музыкальный кругозор школьника. В
процессе игры ярко проявляются индивидуальные
черты каждого исполнителя: наличие воли,
эмоциональности, сосредоточенности.
Обучаясь игре на детских музыкальных
инструментах, ребята открывают для себя
мир музыкальных звуков, осознаннее различают
тембровую красоту звучания различных
инструментов. Развиваются и совершенствуются
музыкальные способности учащихся: улучшается
качество пения (дети начинают чище петь),
музыкально-ритмических движений( дети
чётче воспроизводят ритм).
Для многих детей игра на музыкальных инструментах - это возможность передать свои собственные чувства и эмоции, раскрыть внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального музыкального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательного отношения между детьми. И поэтому этой работе в школе должно уделяться большое внимание, и проводиться она должна не формально, от случая к случаю, а в системе.2
Я стараюсь проводить такую
работу организованно и
В начальной школе особую роль играют шумовые музыкальные инструменты, т.к. дети еще слабо знакомы с музыкальной грамотой и играть на мелодических инструментах многие еще не готовы.
Шумовые инструменты
делятся на две группы:
1. Ударные-звуковысотные инструменты,
представляющие собой резонансовый ящик
и ряд пластинок определенной высоты из
дерева или металла (ксилофоны, металлофоны,
глокеншпили («колокольчики»), а также
маленькие литавры.
2. Инструменты без определенной звуковой
высоты – ударно-шумовые инструменты (деревянные
и кожаные барабаны, бубны, бубенцы, тамбурины,
треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты
и др.).
Вообще, работа с музыкальными инструментами,
является одним из важнейших средств
развития музыкальных способностей. Она
проводится в несколько этапов, на каждом
из которых происходит развитие музыкально-творческой
деятельности:
На данном этапе взрослый сам играет на инструментах, контрастных по тембру (например, свирель и колокольчик), привлекая внимание детей к различной окраске звучания. На этом же этапе используются движения под разнообразные музыкальные инструменты. Так, педагог может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.
Подобные занятия способствуют развитию у детей способностей чувствовать ритм, сравнивать звучание различных инструментов между собой. Воспринимаемая мелодия вызывает у детей определенные эмоции, воображение.
Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Уже дети-дошкольники могут играть на бубне, деревянных ложках, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике, треугольниках. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть песне, маршу, танцу. Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности). Впоследствии необходимо начинать обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.
На данном этапе дети чувствуют
ритм, у них развиты музыкально-
Данный этап не только обучает детей навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого сам педагог показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности.
Ученики в состоянии выполнять творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.
Особенно эффективны парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой. Например, на первых этапах дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда). Впоследствии они могут сыграть на металлофоне колыбельную и плясовую мелодию.
Постепенно задания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).
На данном этапе можно говорить о том, что у детей в значительной степени сформированы основные музыкально-творческие способности. Ребенок владеет не только соответствующими умениями и навыками игры на музыкальных инструментах, но также испытывает определенную потребность выражать с помощью игры свои эмоции и чувства.
Таким образом, процесс развития музыкально-творческих способностей происходит в несколько этапов и включает обучение слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на инструментах.
Знакомство с музыкальными инструментами в 1 классе.
Знакомство школьников с музыкальными инструментами начинается в 1 классе. Дети учатся различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, трещоток, барабана, свирели. Кроме того, они учатся извлекать звуки из ранее неизвестных инструментов – кастаньет, ксилофона,
Появление каждого нового музыкального инструмента или музыкальной игрушки должны создавать игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались кастаньеты. Младшие школьники с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с учителем музыки выполняют движения; под тихую музыку играют кастаньетами перед собой, а под громкую поднимают их вверх и играют громко и энергично. Эта игра доставляет детям радость, учит различать тихое и громкое звучание.
Некоторые музыкальные инструменты
(особенно ранее знакомые) дети осваивают
довольно быстро, но навыки игры, например
на металлофоне и ксилофоне, формируются
следуя таким этапам:
• знакомство и работа с буквенными обозначениями
звуков на пластинках инструментов
• умение правильно держать палочки (не
зажимать палочки всей ладонью, не класть
указательный палец на палочку, не прижимать
головку палочки к пластинке во время
удара)
• овладение различными приемами игры
двумя руками (совместное движение, поочередное
движение, параллельное движение, сходящееся
и расходящееся движение, перекрещивание
рук, тремоло, глиссандо). Начатая в первом
классе работа продолжается во втором.
Знакомство с музыкальными инструментами во 2 классе.
Во 2-м классе закрепляются
знания детей о музыкальных
Знакомство с музыкальными инструментами в 3 классе.
В третьем классе дети закрепляют
свои знания нотной азбуки.
Изучение нотной грамоты на
уроках музыки в рамках
Знакомство с музыкальными инструментами в 4 классе.
Особенность учащихся 4
класса - это их хорошее знание
основ музыкальной грамоты,
Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
Как показывает опыт,
в ходе этих занятий