Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты данного вопроса
• провести практическое исследование развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
• выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая итоговая доработанная.doc

— 181.34 Кб (Скачать файл)

Третье направление предусматривает  овладение способами творческих действий. В начале их показывает сам педагог: после совместного анализа песни он продумывает вслух план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен он объясняет и дает почувствовать детям, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут «сочинять» сами.

Подготовка учащихся к  творческой деятельности имеет большое  значение. Например, чтобы придумать варианты напева они должны обладать достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и в определенной последовательности; понимать, какие комбинации элементов возможны. Поэтому решению подобных заданий должно предшествовать освоению поэтического текста, его ритмической структуры, строение мелодии.

 

 

 

 

 Музицирование на детских   музыкальных инструментах - одна  из самых доступных форм ознакомления  ребенка с миром музыки. Музыка  всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских музыкальных  инструментах  развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. 
     Почему, при проведении музыкальных занятий уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальный кругозор  школьника. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, ребята открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают тембровую красоту звучания различных инструментов. Развиваются и совершенствуются музыкальные способности учащихся: улучшается качество пения (дети начинают чище петь), музыкально-ритмических движений( дети чётче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на музыкальных инструментах  - это  возможность передать свои собственные  чувства и эмоции, раскрыть внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального музыкального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательного отношения между детьми. И поэтому этой работе в школе должно уделяться большое внимание, и проводиться она должна не формально, от случая к случаю, а  в системе.2

Я стараюсь проводить такую  работу  организованно и последовательно, применять разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр. Имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у школьников интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

В начальной школе особую роль играют шумовые музыкальные  инструменты, т.к. дети еще слабо знакомы с музыкальной грамотой и играть на мелодических инструментах многие еще не готовы.

             Шумовые инструменты делятся на две группы: 
1. Ударные-звуковысотные инструменты, представляющие собой резонансовый ящик и ряд пластинок определенной высоты из дерева или металла (ксилофоны, металлофоны, глокеншпили («колокольчики»), а также маленькие литавры. 
2. Инструменты без определенной звуковой высоты – ударно-шумовые инструменты (деревянные и кожаные барабаны, бубны, бубенцы, тамбурины, треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты  и  др.). 
Вообще, работа с музыкальными инструментами, является  одним из важнейших средств развития музыкальных способностей. Она проводится в несколько этапов, на каждом из которых происходит развитие музыкально-творческой деятельности:

  1. Знакомство детей с инструментами.

На данном этапе взрослый сам играет на инструментах, контрастных  по тембру (например,  свирель и  колокольчик), привлекая внимание детей  к различной окраске звучания.  На этом же этапе используются движения под разнообразные музыкальные инструменты. Так, педагог  может сопровождать звучание марша, играя на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание.  Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения.  

Подобные занятия способствуют развитию у детей способностей чувствовать ритм, сравнивать звучание различных инструментов между собой. Воспринимаемая мелодия вызывает у детей определенные эмоции, воображение.  

  1. Обучение детей игре на музыкальных инструментах.

Обучение начинается с  группы ударных инструментов, не имеющих  звукоряда. Уже дети-дошкольники  могут играть на бубне, деревянных ложках, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике, треугольниках. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми, на каком инструменте лучше подыграть  песне, маршу, танцу. Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности). Впоследствии  необходимо начинать обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. 

На данном этапе дети чувствуют  ритм, у них развиты музыкально-слуховые представления. Проявляются ассоциации: звучание определенного инструмента  они могут сравнивать с определенными  движениями или явлениями, настроениями.

  1. Разучивание музыкальных произведений.

Данный этап не только обучает  детей навыкам игры на музыкальных  инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого сам педагог  показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности.

Ученики  в состоянии  выполнять творческие задания различной  степени сложности: от простых звукоподражаний  до сочинения разных по жанру и  характеру мелодий.

Особенно эффективны парные задания на импровизацию музыкальных  образов, контрастных между собой.  Например, на первых этапах дети  импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда). Впоследствии они могут сыграть на металлофоне колыбельную и плясовую мелодию.

Постепенно задания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение  разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру  пьес, например, птичка поет весело и  грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).

На данном этапе можно  говорить о том, что у детей  в значительной степени сформированы основные музыкально-творческие способности. Ребенок владеет не только соответствующими умениями и навыками игры на музыкальных инструментах, но также испытывает определенную потребность выражать с помощью игры свои эмоции и  чувства.

Таким образом, процесс развития музыкально-творческих способностей происходит в несколько этапов и включает обучение слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на инструментах.

 

Знакомство  с музыкальными  инструментами  в 1 классе.

Знакомство школьников с  музыкальными инструментами начинается в 1 классе. Дети учатся различать звуки  по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, трещоток, барабана, свирели. Кроме того, они учатся извлекать звуки из ранее неизвестных инструментов – кастаньет, ксилофона,

Появление каждого нового музыкального инструмента или музыкальной  игрушки должны  создавать игровую  ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими  оказались кастаньеты. Младшие школьники  с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать  звук. Затем собачка проводит с  детьми игру. Играется музыкальная  пьеса, а дети вместе с учителем музыки выполняют движения; под тихую музыку играют  кастаньетами перед собой, а под громкую поднимают их вверх и  играют громко и энергично. Эта игра доставляет детям радость, учит различать тихое и громкое звучание.

Некоторые музыкальные инструменты (особенно ранее знакомые) дети осваивают  довольно быстро, но навыки игры, например  на металлофоне и ксилофоне, формируются следуя таким этапам: 
• знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов 
• умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара) 
• овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо). Начатая в первом классе работа продолжается во втором. 

Знакомство  с музыкальными  инструментами  во 2 классе.

Во 2-м классе закрепляются знания детей о музыкальных инструментах ,  с которыми они познакомились ранее. Продолжается знакомство с новыми , к примеру, с тамбурином. Этот  музыкальный инструмент употребляется для ритмического сопровождения танцев, плясок, игр, а так же используется в оркестрах и ансамблях. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику руки. Инструмент позволяет участвовать в музыкально-ансамблевой деятельности, сопровождать игрой на инструменте разнообразные игры, песни, пляски, создавать собственные ритмические рисунки, вызвать музыкально-эмоциональный отклик детей. Знакомя ребенка с инструментом, лучше дать ему возможность изучить инструмент самостоятельно. Предложить  поиграть на тамбурине, ударяя по нему ладонью, перебирая пальцами, чередуя удары основанием ладони и пальцев: впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо, потрясти инструмент. Когда ребенок овладеет различными приемами игры, можно научить его исполнять ритм с использованием различных приёмов. Можно показать ребенку, как громко может звенеть тамбурин и каким тихим, как журчание ручейка, может быть его звук. В дальнейшем ребенок сможет самостоятельно сопровождать игрой на тамбурине танец или песню, а смена ритма в разных музыкальных частях сделает исполнение ярким и интересным. Можно устроить соревнование, придумывая различные ритмические рисунки в импровизационно-ансамблевом звучании. Такие игры хорошо усваиваются  второклассниками. 
             

Знакомство  с музыкальными  инструментами  в 3 классе.

    В третьем классе дети  закрепляют  свои знания нотной азбуки.  Изучение нотной грамоты на  уроках музыки в рамках школьной  программы приобретает практический  смысл и становится более доступным,  когда теоретический материал усваивается постепенно, с помощью музыкально-ритмических игр, игровых упражнений. Происходит это через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. К примеру, повторяя расположение нот на нотном стане, каждому ребёнку раздается домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При повторении  нот,  использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче вспоминают  расположение нот, а стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у ребят.  Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.  Произведения для третьеклассников подбираются уже более сложные. Дети учатся, участвуя в общем оркестре, прислушиваться к игре окружающих, подстраивая свое звучание под гармонию всего оркестра. Кроме того, им нравится изготавливать свои собственные музыкальные инструменты (преимущественно шумовые), а потом демонстрировать их  звучание при всем классе. Особую радость вызывают уроки, на которых играет детский оркестр, составленный  полностью из музыкальных инструментов собственного изготовления.

Знакомство с музыкальными  инструментами в 4 классе.

    Особенность учащихся 4 класса - это их хорошее знание  основ музыкальной грамоты, умение  играть по нотам. Поэтому именно  в 4 классе я  особое внимание уделяю обучению игре на свирели. Инструмент приобретается отдельно на каждого ученика и является индивидуальным. Сначала дети учатся извлекать звуки гаммы, потом играть несложные мелодии, а ближе к концу года накапливается определенный репертуар и устраивается концертное выступление с приглашением родителей .

     Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

    Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается  климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Информация о работе Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах