Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты данного вопроса
• провести практическое исследование развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
• выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41
Контрольная группа |
Игра на М.И. |
Ритм |
Экспериментальная группа |
Игра на М.И. |
Ритм |
Ирина Ц. |
СУ |
СУ |
Павел В. |
СУ |
СУ |
Татьяна Ц. |
НУ |
СУ |
Полина В. |
ВУ |
ВУ |
Илья П. |
СУ |
НУ |
Виктория Р. |
СУ |
СУ |
Сергей В. |
СУ |
СУ |
Марина Т. |
ВУ |
СУ |
Ольга К. |
ВУ |
ВУ |
Вадим С. |
СУ |
ВУ |
Инна Б. |
ВУ |
ВУ |
Екатерина Р. |
СУ |
СУ |
Андрей В. |
СУ |
ВУ |
Анастасия Г. |
ВУ |
СУ |
Илья П. |
СУ |
СУ |
Ольга Д. |
СУ |
ВУ |
Антон Ф. |
ВУ |
ВУ |
Дмитрий Б. |
ВУ |
СУ |
Анна Р. |
СУ |
ВУ |
Игорь Х. |
СУ |
ВУ |
Из результатов таблицы можно сделать вывод, что среди участников контрольной группы низкий уровень - у 1 человека (игра на м.у.) и у 1 человека (ритм), средний – у 6 человек (игра) и 4 (ритм), высокий - у 3 человек (игра на м.у.) и 4 человек (ритм); среди участников экспериментальной группы средний – 5 человек (игра на м.у.) и 6 человек (ритм), высокий – у 4 человек (игра) и 4 человек (ритм).
Таблица 5. Результаты исследования по методике диагностики
музыкальных
способностей детей (по
Контрольная группа |
Уровень развития |
Экспериментальная группа |
Уровень развития |
Ирина Ц. |
СУ |
Павел В. |
СУ |
Татьяна Ц. |
СУ |
Полина В. |
ВУ |
Илья П. |
СУ |
Виктория Р. |
ВУ |
Сергей В. |
ВУ |
Марина Т. |
СУ |
Ольга К. |
ВУ |
Вадим С. |
ВУ |
Инна Б. |
ВУ |
Екатерина Р. |
ВУ |
Андрей В. |
СУ |
Анастасия Г. |
СУ |
Илья П. |
СУ |
Ольга Д. |
ВУ |
Антон Ф. |
НУ |
Дмитрий Б. |
СУ |
Анна Р. |
ВУ |
Игорь Х. |
ВУ |
Из результатов исследования видим, что в контрольной группе низкий уровень отмечен у 1 участника, средний – у 5 участников, высокий – у 4 участников. В экспериментальной группе низкий уровень – 0 человек, средний – 4 человек, высокий - 6 человек.
Таким образом, после проведения экспериментальной работы уровни развития музыкальных способностей в группах существенно различаются. При этом различия проявляются во всех основных музыкальных способностях: чувстве ритма и лада, музыкальных представлений. Результаты исследования подтверждают правильность выдвигаемой гипотезы. В этой связи можно говорить о целесообразности специальной работы по формированию музыкальных способностей в ходе игры на музыкальных инструментах.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкально-творческих способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в младшем школьном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
В школьных учреждениях музыкальным
воспитанием детей
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего, классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней. Необходимо знать классификацию детских музыкальных инструментов, особенности строения, способы звукоизвлечения и игры на инструментах, выразительные возможности каждого из них. Следует иметь четкое представление о том, в каком возрасте возможно обучение ребенка игре на определенном музыкальном инструменте.
В теории и практике музыкального
воспитания существует несколько подходов
к обучению детей младшего школьного
возраста игре на инструментах. Чтобы
подробнее познакомиться с этой темой,
надо знать различные способы обучения
игре на мелодических музыкальных инструментах.
В связи с этим следует в первую очередь
прочитать материал о системах музыкального
воспитания детей (К.Орф, Ш.Судзуки, Н.А.Метлов),
а затем перейти к изучению рекомендуемой
литературы. На основе анализа литературы
сравнить цифровую, цветовую системы,
обучение по вкладышам-схемам, по нотам
и по слуху. Обосновать наиболее эффективный
путь обучения игре на музыкальном инструменте.
Изучив рекомендуемую литературу и опыт
работы педагогов-музыкантов, необходимо
показать значение данного вида исполнительства
в музыкальном и общем развитии детей.
Существенное
значение при подготовке к занятиям имеет
определение задач и содержания обучения
игре на инструментах. Основная цель музицирования
в школе — приобщение детей к музыке
и развитие музыкально- творческих способностей.
В связи с этим необходимо рассмотреть
возрастные возможности развития ладового
чувства, музыкально-слуховых представлений
и чувства ритма посредством обучения
игре на инструментах, проанализировать
требования типовой программы музыкального
образования по данному разделу и основные
линии усложнения требований по классам.
На основе анализа
литературы выделить общие и специфические
требования, предъявляемые к музыкальному
репертуару, предназначенному для инструментального
исполнения школьниками.
При характеристике
основных методов и приемов обучения игре
на музыкальных инструментах особое внимание
следует уделить приемам активизации
мышления и самостоятельных действий
детей. Рекомендуется более детально рассмотреть
практические методы обучения: приемы
двигательного и наглядного моделирования
характера мелодической линии и ритмического
рисунка музыкального произведения. Необходимо
продумать варианты проблемного использования
наглядных, словесных и практических методов
обучения, разработать игровые приемы
и задания, направленные на формирование
осмысленного исполнения произведения.
Особого внимания требует вопрос о роли
дидактических игр в обучении дошкольников
игре на инструментах. Следует охарактеризовать
и привести примеры музыкально-дидактических
игр, направленных на развитие музыкального
слуха, формирование исполнительских
умений и навыков, а также знаний детей
о музыкальных инструментах.
Изучая вопросы
методики обучения индивидуальной игре
на детских музыкальных инструментах,
необходимо рассмотреть следующие моменты:
— способы и технические приемы
игры на инструментах различных групп
с целью создания выразительного образа;
— последовательность упражнений
и заданий при обучении ребенка игре на
металлофоне (цитре, триоле и других инструментах,
имеющих звукоряд);
— этапы разучивания музыкального
произведения;
— своеобразие методики обучения
игре на струнных, духовых и клавишных
инструментах.
Далее необходимо
рассмотреть методические особенности
обучения детей коллективному музицированию
(в ансамбле, оркестре). Следует охарактеризовать
последовательность работы с ансамблем
и детским оркестром, методические приемы,
направленные на формирование специальных
ансамблевых навыков игры (умение слушать
звучание ансамбля, ощущать единую ритмическую
пульсацию, играть согласованно, добиваясь
слитности звучания при изменении темпа,
динамики и т.п.).
2.3.Рекомендации
по развитию музыкально-
Раскрывая содержание работы по развитию музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах, работы по организации и руководству ансамблем и оркестром в школе, хочется дать некоторые рекомендации, касающиеся данной деятельности. Во-первых, надо знать разновидности, правила комплектации и примерный состав смешанного оркестра, педагогические условия объединения детей в ансамбль, оркестр, правила инструментовки произведений, предназначенных для исполнения детьми, выразительные возможности каждой группы инструментов и их место в партитуре (исполнение мелодии, второго голоса, подголосков, аккомпанемента, ритмического и остинатного рисунка, сильных и слабых долей, перекличек, акцентов, басовой партии и др.).
Велики воспитательные возможности детского оркестра, а также возможности включения индивидуального и коллективного музицирования в игры, сказки, драматизации, развлечения школьников.
Понятно, что создание детского оркестра – дело не одного дня, а систематическая работа, которую можно начать со следующих этапов:
Важнейшая
особенность работы с детскими
музыкальными инструментами - освоение
большинства из них не требует
специальной подготовки и того
времени, которые необходимы при обучении
игре на инструменте в специальных музыкальных
школах. Благодаря этому ребёнок почти
сразу начинает играть на музыкальном
инструменте и самостоятельно приобретать
опыт в процессе практической работы.
В результате занятий у детей
формируется устойчивый интерес к инструментальному
музицированию, как форме коллективной
художественной деятельности, и потребность
в этой деятельности.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. «(Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.
Совместное музицирование
– игра в оркестре, в ансамбле,
пение в хоре, музыкальные постановки
– прекрасно решают многие психологические
проблемы общения: застенчивый ребенок
может, участвуя в таком музыкальном действе,
почувствовать себя в центре жизни; а творческий
ребенок – проявит свою фантазию на деле.
В творческом коллективе дети учатся проявлять
терпение, выдержку, взаимопонимание и
уважение. Совместное музицирование
способствует формированию чувства коллективизма,
сплоченности и умению следовать общей
идее; формированию творческого отношения
к процессу обучения, и урокам музыки,
в частности; развитию общих и музыкальных
способностей. При этом каждый ребенок
становится активным участником ансамбля,
независимо от уровня его способностей
и образования на данный момент, что способствует
психологической раскованности, свободе,
дружелюбной атмосфере в группе. Совместное
музицирование способствует развитию
таких качеств, как внимательность, ответственность,
дисциплинированность, целеустремленность.
Полученные на уроках знания и навыки
должны помогут детям в их дальнейших
занятиях музыкой.
В процессе игры в детском
оркестре решаются следующие задачи: