Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты данного вопроса
• провести практическое исследование развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
• выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая итоговая доработанная.doc

— 181.34 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, проводя планомерную  работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в начальной школе, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.3

 

Инструментальный  состав детского оркестра.

Большое значение для качественного  звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе оркестра используются различные группы музыкальных инструментов:

  • Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны,  маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
  • Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
  • Струнные (цитры);
  • Духовые (свирели);
  • Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);
  • Наборы народных инструментов.

Различные по тембру детские  музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Учитывается, что инструментов с тихим звучанием  должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или ксилофоне.

Способы размещения участников детского оркестра.

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени.

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром.

В работе с детским оркестром  использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном  этапе обучения игре на музыкальном  инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с объяснениями педагога.

Результаты  работы.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на уроках в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.4

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной  из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

    1. Развитие  музыкально-творческой деятельности при  игре на музыкальных инструментах

      Способность  к творчеству - это то, что всегда  было определяющим в самом  феномене человека. Деятельность, в  которой в наибольшей мере  концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую творческую деятельность, и представляет ни с чем не сравнимые возможности для музыкально-творческого развития школьников.  
    Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной деятельности, развивающих  наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение.  
    До недавнего времени процесс обучения музыке и музыкальное воспитание в целом носили преимущественно репродуктивный характер, и лишь в последние годы музыкальная педагогика, психология обратились к детскому творчеству как к одному из ведущих методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с младшего дошкольного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания (Л.А.Баренбойм, Н.А.Ветлугина, А.А.Никитин, Г.С.Ригина, П.В.Вейс, Ф.Д.Брянская, и др.).  
     Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи воспитания и обучения возможно лишь в том случае, если все факторы - биологические, психологические, социальные  будут изучены и учтены в педагогическом процессе.  
     Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Э.В.Ильенкова, З.Г.Апресяна, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова.  
Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева и др. К вопросам творческого развития обращались педагоги Г.Рид, К.Рейнольдс, Н.Роджерс, Б.В.Асафьев, Д.С. Кабалевский.  
     В отечественной музыкальной педагогической науке имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию  развития  музыкального творчества детей (Н.А.Метлов, 1940, К.В.Головская, 1944; Н.А.Ветлугина, 1968, К.В.Тарасова, 1988 ;А.Н.Зимина, 1988) .

      Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может  быть развита во всех видах музыкальной  деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).5

Основные характеристики музыкально-творческой деятельности:

  • музыкальное движение как инструмент возбуждения механизма чуткости (зрительно-слухо-двигательной рефлексии и эмоционально-двигательной активности) .
  • звукообразная импровизация как эффективный способ запуска мыслительной и творческой активности  с выходом на сочинение и исполнение собственной музыки.
  • инструментальное музицирование на инструментах детского оркестра, как эффективное средство ритмического воспитания, развития оптимальной двигательной координации , психоэмоциональной устойчивости и адаптивности в процессе коллективного взаимодействия.

 Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.

Развитию познавательного  интереса способствует такая организация  обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении учащихся к делу, их непосредственном участии в “создании” музыки пробуждается интерес к искусству. Наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы, с учетом возраста учеников и их возможностей, играет огромную роль в реализации этих задач.

       Инструментальное  музицирование - это творческий  процесс восприятия музыки через  игру на доступных ребенку  музыкальных инструментах. Хочу  еще раз подчеркнуть мысль  о взаимопроникновении всех видов  музыкальной деятельности в процессе  активного восприятия музыки. Так,  инструментальное  музицирование  самым тесным образом связано  со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией.

      Приобщая детей  к музыке через инструментальное  музицирование,  содействовуя их творчеству, необходимо помнить следующее:

  • ученик действует так, как ему подсказывает его музыкальная интуиция;
  • учитель помогает выбрать музыкальный инструмент, соответствующий стилю и музыкальному образу произведения;
  • учитель помогает ученику найти прием исполнения.

      Примером использования  этого на моих уроках может  служить хор “Семеро козлят”  из оперы М.Коваля “Волк и  семеро козлят”. Детское творчество  начинается с “обследования” звуковых возможностей инструментов, которые я им предлагаю. Выбор сделан - бубен и треугольник. Сначала мы вспоминаем (знакомство состоялось раньше), как нужно бережно брать в руки инструмент и исполнять на нем свое настроение (инструментальная импровизация). В течении нескольких уроков шла вокально-хоровая работа над исполнением хора, и ребята накапливали эмоции и чувства. И вот итог - я играю на фортепиано в ансамбле с одним из учеников, а ребята помогают мне аккомпанировать своим маленьким оркестром. Наше исполнение должно украсить музыку М.Коваля.

      Известный и благодатный  пример музицирования на детских  инструментах песня “Веселый  музыкант” А.Филиппенко, р.н.п. “Дон-дон”, “Камаринская”, б.н.п. “Перепелочка”,  “Арагонская хота” М.Глинки, “Кузнец”  И.Арсеева, “Скворушка прощается”  Т.Попатенко. В третьем классе  знакомимся и музицируем на инструментах русского народного оркестра (в основном с ударными) в произведениях: р.н.п. “Светит месяц”, “Озорные частушки” Р.Щедрина, “Воронежские частушки” и др.

      Использование игры  на музыкальных инструментах  для развития музыкально-творческой деятельности должно исключить механическое воспроизведение мелодии, минуя слух. Важно, чтобы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию». Воспроизводя мелодию по слуху на музыкальном инструменте, ребенок должен иметь музыкально-творческие представления о ее звуковысотном (и ритмическом) движении, хорошо помнить ее, многократно слышать. Полезно пропевание звуков мелодии голосом, что позволяет детям сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.6

Важным педагогическим выводом, следующим из исследования Б.М. Теплова, является также вывод о том, что начинать формирование звуковысотного слуха со сравнения отдельно взятых звуков неэффективно. Целесообразно развивать слух в условиях лада, при слушании и воспроизведении мелодий, а не отдельных звуков, поскольку оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) тесно взаимосвязаны. В мелодии всегда ощущаются ладовые тяготения, помогающие человеку различать звуки по высоте и воспроизводить их.

     Я думаю, что игра  на инструментах – интересная  и полезная музыкальная деятельность  детей, позволяющая украсить жизнь  ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

      Наблюдая, что инструментальное  музицирование вызывает восторг,  радость у моих учеников, желание  каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность  для общего музыкального и  творческого развития.

Выводы по 1 главе: при проведении музыкальных занятий в младших классах игре на детских музыкальных инструментах уделяется большое внимание. На протяжении первых лет обучения в школе дети знакомятся с основными музыкальными инструментами, их видами, особенностями звучания и игры на них.

Игра на музыкальных инструментах  значительно расширяет сферу музыкальной деятельности школьников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкально-творческих способностей.

    Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности- одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке.

 

 

Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования эффективности формирования музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах.

2.1. Организация, проведение и результаты ОЭИ.

В данной главе описывается  экспериментальное исследование по формированию музыкально-творческой деятельности младших школьников.

Цель исследования – изучение эффективности формирования музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах, проверка правильности выдвигаемой гипотезы.

Гипотеза – игра на музыкальных инструментах способствует развитию всех трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувству ритма.

 Задачи исследования, которые являются также его этапами:

Информация о работе Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах