Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 22:56, курсовая работа
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - великий немецкий композитор и пианист, один из создателей венской школы классической музыки. Его произведения полны героики и трагизма, в них нет и следа галантной изысканности музыки В. А. Моцарта и Й. Гайдна. Л. ван Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее популярных и исполняемых композиторов в мире. О Л. ван Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую эпоху в музыке, с другой - открывает дорогу "романтическому веку". В широком историческом плане такая формулировка не вызывает возражений.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…. 3
ГЛАВА 1. ФОРТЕПИАННЫЙ СОНАТНЫЙ ЦИКЛ В МУЗЫКЕ
ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА…………………......................................
Характеристика жанра фортепианной сонаты в творчестве
Людвига ван Бетховена ……….................................................................
Эволюция жанра сонаты в творчестве
Людвига ван Бетховена. История и теория жанра сонаты………………
Особенности ранних фортепианных циклов
Людвига ван Бетховена…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЗРЕЛЫЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ
ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА…………………………………………
2.1 Главные черты сонатного цикла второго этапа творчества……….
2.2 Целостный анализ содержания и формы
сонаты ор. 31 №2 ре минор (№17)………………………………………..
2.3 Стилевые признаки фортепианной музыки
Людвига ван Бетховена, на примере
сонаты ор. 31 №2 ре минор (№17)………………………………………..
ГЛАВА 3. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД В ФОРТЕПИАННОМ
ТВОРЧЕСТВЕ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА………………………
3.1 Обновление стиля в поздних сонатах Людвига ван Бетховена…….
3.2 Некоторые аспекты исполнительского анализа последних сонат
Людвига ван Бетховена ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ФОРТЕПИАННЫЙ СОНАТНЫЙ ЦИКЛ В МУЗЫКЕ
ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА…………………..............
Людвига ван Бетховена ………...........................
Людвига ван Бетховена. История и теория жанра сонаты………………
Людвига ван Бетховена…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЗРЕЛЫЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ
ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА…………………………………………
2.1 Главные черты сонатного цикла второго этапа творчества……….
2.2 Целостный анализ содержания и формы
сонаты ор. 31 №2 ре минор (№17)………………………………………..
2.3 Стилевые признаки фортепианной музыки
Людвига ван Бетховена, на примере
сонаты ор. 31 №2 ре минор (№17)………………………………………..
ГЛАВА 3. ПОЗДНИЙ ПЕРИОД В ФОРТЕПИАННОМ
ТВОРЧЕСТВЕ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА………………………
3.1 Обновление стиля в поздних сонатах Людвига ван Бетховена…….
3.2 Некоторые аспекты исполнительского анализа последних сонат
Людвига ван Бетховена ……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
ПРИЛОЖЕНИЯ 1. «Гейлигенштадтское завещание»
Людвига ван Бетховена…………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Л. ван Бетховен – соната для фортепиано
ор. 32 №2 ре минор (№17) – нотное издание…………………………..
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРТЕПИАННЫЙ СОНАТНЫЙ ЦИКЛ В МУЗЫКЕ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА
1.1 Характеристика жанра фортепианной сонаты в творчестве Людвига ван Бетховена
Интерес Л. ван Бетховена к фортепианной сонате был постоянным: первый опыт в этой области – шесть боннских сонат. Они не вошли в собрание 32-х бетховенских сонат и датируются 1783 годом. Последняя соната op. 111 завершена в 1822 году. Следовательно, жанр сонаты сопутствовал композитору в течение всей творческой деятельности, поэтому здесь отчетливее всего прослеживается эволюция его стиля. Фортепианная соната, наряду со струнным квартетом, была главной творческой лабораторией Л. ван Бетховена. Здесь ранее всего сформировались главные особенности его стиля – характерный тематизм, манера изложения, метод композиции. Показательно, что жанр сонаты у Л. ван Бетховена значительно опережал развитие жанра симфонии: большинство бетховенских сонат было создано до 1806 года («Аппассионата», кульминация сонатного творчества, была ровесницей третьей, «Героической» симфонии). В сонате в камерном плане испытывались наиболее смелые замыслы, чтобы позднее получить монументальное воплощение в симфониях. Так, «Похоронный марш на смерть героя» из двенадцатой сонаты явился прообразом траурного марша третьей симфонии. Идеи и образы «Аппассионаты» подготовили пятую симфонию. Пасторальные мотивы «Авроры» получили развитие в шестой, «Пасторальной» симфонии. От речитативов семнадцатой сонаты протянулись нити к речитативам девятой симфонии.
Таким образом, поиски «нового пути», которые Л. ван Бетховен вел на подступах к третьей симфонии, сопровождались мощным сонатным потоком (до 1806 г. создано большинство бетховенских фортепианных сонат). Как только новая манера письма была окончательно найдена, в сонатном творчестве наступило длительное «затишье»: за десять лет композитор написал только четыре сонаты (№№ 24-27). Аналогичным образом утверждался и стиль позднего Л. ван Бетховена. Лишь после всестороннего «испытания» в последних пяти фортепианных сонатах (№№28-32) он получил развитие в «Торжественной мессе», поздних квартетах, девятой симфонии. Вместе с тем, начиная с третьей симфонии можно говорить и об обратном влиянии симфонии на сонату. Так, новые черты бетховенского симфонизма, достигнутые в «Героической» симфонии, оказали несомненное воздействие на «Аппассионату». Л. ван Бетховен импровизировал в различных музыкальных формах – рондо, вариационной, но чаще всего в сонатной. Именно сонатная форма в наибольшей степени отвечала характеру бетховенского мышления: он мыслил «сонатно», подобно тому, как И. С. Бах даже в гомофонных своих композициях нередко мыслил категориями фуги. Вот почему среди всего жанрового разнообразия бетховенского фортепианного творчества (от концертов, фантазий и вариаций до миниатюр) жанр сонаты закономерно выделился как самый значительный. И вот почему характерные признаки сонаты пронизывают бетховенские вариации и рондо.
Соната в наибольшей мере отвечала природе бетховенского гения. Фортепианные сонаты Л. ван Бетховена поднимаются до уровня симфоний и в отношении гражданской значимости идей, ничуть не уступая симфониям. Их образный мир ошеломляюще разнообразен. Мятежные порывы соседствуют здесь с сокровенными лирическими исповедями, моменты философских размышлений с картинами природы, суровые «роковые» образы, трагедийные конфликты с жизнеутверждающей героикой. Л. ван Бетховен чрезвычайно расширил эстетические границы фортепианной музыки, обогатив её образами героической борьбы, предельного напряжения духовных сил, преодолевающих все препятствия. Однако, будучи у Л. ван Бетховена жанром больших философских обобщений, соната, по сравнению с симфонией, более личная область творческого высказывания. Здесь Л. ван Бетховен не столько «Шекспир масс» (В. Стасов), сколько «Шекспир человеческой души».
В истории фортепианной сонаты «бетховенский этап» – наиважнейший. Начав с образцов, во многом близких сонатам предшественников (Ф.Э. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) именно Л. ван Бетховен довел классическую сонату до высшей кульминации и открыл путь сонате романтической. В его творчестве традиционный сонатный цикл особенно бурно обновляется. Начиная со второй сонаты, менуэт уступает место скерцо (хотя ещё не раз встретится в последующих сонатах). Наряду с частями, составляющими основу классической сонаты, в неё входят марши (№№12, 28), фуги (№№ 28, 29, 31), инструментальные речитативы (в семнадцатой сонате), ариозо (в тридцать первой) и т. д.
Поразительно разнообразие композиционных решений: в двенадцатой сонате первая часть написана в вариационной форме; в тринадцатой - сонатное Allegro вообще отсутствует; четырнадцатая, «Лунная», начинается как бы сразу со второй, медленной части; в «Авроре» (№21) вторая часть – интродукция – является расширенным вступлением к финалу; в девятнадцатой, двадцатой, двадцать второй, двадцать четвертой, двадцать седьмой, тридцать второй всего две части; в первой, второй, третьей, четвертой, седьмой, одиннадцатой, двенадцатой, тринадцатой, пятнадцатой, восемнадцатой, двадцать девятой – четыре. Многие бетховенские сонаты получили программное толкование. Так, история создания и посвящения четырнадцатой сонаты дали повод рассматривать её как любовную исповедь композитора. Иногда сам Л. ван Бетховен указывал на литературные ассоциации, возникшие у него при сочинении музыки. Известно, что содержание семнадцатой и двадцать третьей сонат он связывал с шекспировской «Бурей». Но, по существу, единственная программная соната Л. ван Бетховена с им самим данными названиями частей («Прощание», «Разлука», «Встреча») – № 26. Кроме того, Л. ван Бетховену принадлежит название «Большая патетическая», данное восьмой сонате. Распространённые же названия «Лунная», «Аврора», «Аппассионата» не являются авторскими.
Информация о работе Эволюция сонатного фортепианного стиля в творчестве Людвига ван Бетховена