Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:49, реферат
цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании и разработке методической системы формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.
задачи исследования:
Проанализировать и обобщить опыт выдающихся русских исполнителей и педагогов-виолончелистов второй половины XIX - конца XX столетий.
2)Определить сущность и значение художественно-образного мышления в формировании исполнительских умений и навыков.
3)Выявить дидактические принципы и основные методы профессионального обучения виолончелиста, существующие в современной виолончельной педагогике, а также особенности программы, по которой традиционно ведется обучение в большинстве ДМШ в настоящее время.
4) Разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному формированию исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы.
1.1. Исполнительство и педагогика виолончельного искусства в России (вторая половина XIX- конец XX столетия).
1.2. Художественно-образное мышление музыканта.
1.3. Основы профессионального обучения виолончелиста. 75 Выводы rio 1 главе.
ГЛАВА II. Условия и методы обучения начинающего виолончелиста.
Игровые умения и навыки как средство реализации художественного образа.
2.1. Методические предпосылки проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию исполнительских умений и навыков.
Выводы по II главе.
Оглавление диссертации кандида
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы.
1.1. Исполнительство и педагогика виолончельного искусства в России (вторая половина XIX- конец XX столетия).
1.2. Художественно-образное мышлени
1.3. Основы профессионального обуче
ГЛАВА II. Условия и методы обучения начинающего виолончелиста.
Игровые умения и навыки как средство реализации художественного образа.
2.1. Методические предпосылки проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Опытно-экспериментальное
Выводы по II главе.
Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Методика формирования исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом :начальный этап обучения виолончелиста"
Актуальность исследования. В настоящее время в России значительно возросли требования к социально значимым личностным качествам, таким как - готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, социально-коммуникативная мобильность. Однако современная социокультурная ситуация в стране характеризуется и целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни: утратой ценностных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей и подростков. Особенно остро стоит вопрос о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации.
На возникновение такой
Сейчас родители значительно реже посещают с детьми концерты классической музыки, театры, художественные выставки (к сожалению, таких семей буквально единицы). При этом уже в раннем дошкольном возрасте дети невольно становятся пассивными потребителями оглушающей и отупляющей продукции массовой культуры крайне низкого уровня, которая буквально заполонила ТВ и другие СМИ. Это в значительной степени 'затрудняет дальнейший путь ребенка к познанию истинно прекрасного, лишая его возможности отличать подлинные культурные ценности от суррогатов.
Современный «среднестатистический» дошкольник смотрит телевизор бесконтрольно, нередко с утра до вечера, слушает поп-музыку, играет в компьютерные игры(зачастую никак не развивающие, а лишь ведущие к повышению уровня агрессии). В то же время - ребенок не приучен к чтению, его фантазия и воображение крайне бедны. В результате, к началу обучения в школе, потребность в бездумном потреблении у него вполне сформирована, в отличие от потребности в самостоятельной познавательной и творческой деятельности.
Поэтому очевидно, что в обществе
назрела необходимость
Трудно переоценить в решении этой задачи роль искусства, важность эстетического и, в частности, музыкального воспитания. Говоря о гармоничном развитии личности, Л.С.Выготский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования данного единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие детей. Это связано с тем, что наряду с эмоциями музыка несет в себе целый огромный мир идей, мыслей, образов.
Музыкальное воспитание делает возможным
наиболее полное раскрытие всех внутренних
психологических качеств учащег
Как уже было отмечено, воспитание человека, мыслящего творчески и самостоятельно, сложная и особенно актуальная сегодня проблема. В современных условиях на начальной стадии обучения важно предоставить ребенку возможность полностью раскрыть свои задатки и развить творческие способности, воспитать у детей качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности они могли успешно действовать и как исполнители, и как творцы.
Заметим однако, что в последнее десятилетие XX века существенно изменились условия деятельности ДМШ и ДШИ. Исходя из многолетней практики, мы вынуждены с тревогой констатировать, что интерес к занятиям музыкой заметно снизился. Школы испытывают трудности с набором учащихся, контингент которых крайне неоднороден не только по уровню способностей, но также и по уровню сформированных вкусов и потребностей.
Между тем, очень важно как можно более раннее погружение ребенка в музыкально-художественную среду. Растущий человек не может войти в мир культуры без помощи взрослого, который откроет ему язык искусства, поможет включиться в культурный диалог. Безусловно, хорошо, если такой диалог начинается в родном доме, где ребенка окружает творческая атмосфера, а родители интересуются событиями культуры и искусства. Но, как уже было отмечено, такие семьи сейчас в меньшинстве. Типично другое: отдав ребенка в музыкальную школу, родители считают, что со своей стороны сделали все для его эстетического развития, а в остальном - дело за преподавателями. Однако, видя безразличие родителей к музыке, ребенок может быстро утратить интерес к занятиям (что является одной из первостепенных проблем, особенно в течение первого года обучения на струнно-смычковых инструментах, в частности - на виолончели). Поэтому ответственность роли педагога по специальности в современных условиях неизмеримо возрастает. Содействовать положительному эмоциональному отношению учащихся к музыкальным занятиям, расширять их кругозор, воспитывать средствами искусства, организовывать посещения концертных залов, театров и художественных выставок, - решение этих и многих других задач в первые годы обучения почти исключительно «ложится на его плечи».
Одной из главных проблем в
Между тем, формирование профессиональных навыков исполнения музыки и развитие многообразных предпосылок успешного овладения ими требуют особых методов занятий с начинающими, причем - отличающихся в каждом конкретном случае. Применительно к данному ребенку надо прежде всего выяснить, что именно - какие недостающие свойства, качества, способности, - надо развить у малыша, впервые взявшего в руки виолончель, каким путем этого можно достичь. Данный вопрос в виолончельной педагогике, в сущности, почти не разработан, а в широкой практике господствует эмпирика, опирающаяся лишь на интуицию и существующие (единые для всех начинающих музыкантов) методы выявления пригодности к инструментальной игре.
Виолончель - сугубо профессиональный инструмент, на котором даже для коллективного любительского музицирования требуется оснащение разносторонним комплексом специальных умений и навыков. Стратегически важное с первых шагов развитие и последовательное углубление профессионального подхода (независимо от конечных целей занятий) необходимо органично сочетать с весьма гибкой тактикой обучения основам виолончельной игры. Ее следует строить с учетом реалий, например: значительных колебаний в масштабе виолончельно-исполнительских способностей у разных детей; личностных особенностей учащихся (эмоциональных, интеллектуальных, психологических и др.); неоднозначности окружающей их микросоциальной сферы (семья, детский сад, двор и др.). Из опыта можно сделать вывод, что нужна чрезвычайно гонкая и достаточно вариативная методика привития начинающему виолончелисту основ профессионального исполнительского мастерства, возможная лишь при подлинном педагогическом творчестве.
Осуществленные нами многочисленные посещения уроков и экзаменов в различных школах, позволили выявить ряд нежелательных тенденций, бытующих в системе преподавания виолончели в младших классах ДМШ. За исключением работы отдельных педагогов, стремящихся преодолеть творческую пассивность учеников, рутину и консерватизм в обучении, в массовой практике нередко господствует «авторитарный» метод, требования скрупулезного копирования манеры исполнения учителя. В результате постоянного подавления даже скромной инициативы учащихся, у них почти совершенно не развивается творческий потенциал, исполнение часто бывает формальным, неинтересным, когда художественный смысл и содержание исполняемых произведений остаются «за кадром».
В итоге за время обучения в школе ребята почти не раскрывают своих возможностей и способностей. В основной массе они не умеют музицировать, хорошо читать с листа, подбирать по слуху, не говоря уже о сочинении и импровизации. Не удивительно, что после окончания ДМШ многие дети равнодушно или даже негативно относятся к музыке, не любят играть сами, не посещают концерты классической музыки (как показали, в частности, проведенные нами многочисленные опросы и анкетирование).
Специфика обучения на виолончели предполагает значительную протяженность так называемого «постановочного» периода (в сравнении, например, с фортепиано), во время которого большинство педагогов концентрирует свои усилия на усвоении учащимся этюдов, инструктивных упражнений в отрыве от собственно музыки, каких-либо художественных и творческих задач. Это является одной из распространенных причин потери у детей интереса к занятиям и прекращения их уже после первого года обучения. Другой значительный фактор снижения интереса, по нашим наблюдениям, - предписание традиционной программой начинать работу над вибрацией только в конце третьего или даже в начале четвертого класса. Поскольку именно вибрация придает виолончельному звуку художественную выразительность, учащиеся, не получая удовольствия от собственной игры, к этому времени зачастую уже совершенно охладевают к инструменту. Важнейшим звеном в решении этой проблемы является поиск таких вариантов педагогического воздействия, которые помогут поддерживать и в наибольшей степени развивать творческий потенциал личности каждого ребенка.
Поэтому, если думать об изменении существующей в массовой практике системы обучения начинающих виолончелистов, необходимо, сохранив все лучшие достижения в этой области, во многом пересмотреть традиционные методики и программы.
Мы полагаем, что центральная
задача обучения заключается в становлении
обобщающего творческого мышлен
Средством художественно-педагогической деятельности на уроках виолончели должны быть самые разнообразные формы непосредственного общения и взаимодействия с детьми по принципу «от сердца к сердцу». В то же время ребенок выступает в них не объектом, подвергающимся обучению, а личностью, стремящейся к саморазвитию в сотрудничестве с учителем и соучениками. Активные формы деятельности детей способствуют разностороннему развитию эмоциональной сферы, музыкальной отзывчивости, художественно-образного мышления, исполнительских умений и навыков, росту творческих способностей и художественных потребностей.
Сверхзадача» педагога: уже на начальном этапе научить ученика относиться к музыке как к выразительному искусству, интонировать мелодию, передавать характер интерпретируемой музыки, пусть и самой простой. Нередко от первых месяцев занятий зависит, станет ли музыка другом и спутником человека или же оставит его к себе равнодушным.
Развитие художественного вообр
Эффективным средством обучения и воспитания является опора на межпредметные связи (сольфеджио, музыкальная литература, мировая художественная культура, литература, история, изобразительное искусство), побуждающая учащихся к целостному познанию различных художественных явлений и стимулирующая их творческую активность. При обучении с помощью такого комплексного подхода ребенок получает возможность воспринимать окружающий мир в качестве поля деятельности для творчества, где обучение игре на виолончели рассматривается как средство реализации его способностей, самостоятельности и самоутверждения. Педагог же в процессе обучения может использовать появившуюся у ребенка потребность в творчестве в качестве стимула для приобретения новых знаний, умений, навыков.
Несмотря на очевидную актуальность
комплексного развития музыкально-творческих
способностей - в частности, исполнительских
умений и навыков и художественно-
Наряду с использованием межпредметных связей важным педагогическим условием комплексного развития исполнительских умений и навыков и художественно-образного мышления также является применение проблемно-поисковых ситуаций на уроках. Занятия по специальности должны представлять собой не просто обучение игре на инструменте и основам музыкальной грамоты, но живой, непосредственный диалог учителя и ученика, неразрывный синтез исполнительства, теоретического и общеэстетического образования. Содержание каждого компонента музыкального обучения должно находиться в единстве с содержанием всех других компонентов, что обуславливает в конечном итоге формирование музыкальной культуры выпускников ДМШ.