Методическая система формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании и разработке методической системы формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.
задачи исследования:
Проанализировать и обобщить опыт выдающихся русских исполнителей и педагогов-виолончелистов второй половины XIX - конца XX столетий.
2)Определить сущность и значение художественно-образного мышления в формировании исполнительских умений и навыков.
3)Выявить дидактические принципы и основные методы профессионального обучения виолончелиста, существующие в современной виолончельной педагогике, а также особенности программы, по которой традиционно ведется обучение в большинстве ДМШ в настоящее время.
4) Разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному формированию исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы.
1.1. Исполнительство и педагогика виолончельного искусства в России (вторая половина XIX- конец XX столетия).
1.2. Художественно-образное мышление музыканта.
1.3. Основы профессионального обучения виолончелиста. 75 Выводы rio 1 главе.
ГЛАВА II. Условия и методы обучения начинающего виолончелиста.
Игровые умения и навыки как средство реализации художественного образа.
2.1. Методические предпосылки проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию исполнительских умений и навыков.
Выводы по II главе.

Файлы: 1 файл

то что надо.docx

— 63.82 Кб (Скачать файл)

В исследовании апробированы активные формы обучения (чтение с листа, подбор по слуху, эскизное разучивание музыкального произведения, сочинение, импровизация и др.), направленные на создание оптимальных педагогических условий, содействующих формированию исполнительских умений и навыков у младших школьников в процессе работы над художественным образом.

Приведенные выше формы и методы работы легли в основу разработки содержания процесса обучения на основе поэтапного формирования игровых умений и навыков в процессе работы над художественным образом.

Сформулированная в исследовании гипотеза об успешном формировании исполнительских  умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы над художественным образом при условии применения разработанной автором системы методических средств и приемов подтвердилась.

Установлено, что предложенная автором  методика обучения начинающих учащихся является одной из наиболее эффективных для дальнейшего их успешного музыкально-творческого развития в процессе обучения игре на виолончели.

Доказано, что в процессе работы над художественным образом на уроках виолончели, предусматривающей различные  серии заданий(как, например, исполнение, импровизация и сочинение детьми простейших попевок и стихов к ним, мелодий, упражнений, игр и др. совместно с педагогом), происходит активное формирование исполнительских умении и навыков и художественно-образного мышления в единстве.

Данные, полученные в результате констатирующей диагностики и динамики продвижения, демонстрируют существенные сдвиги у детей экспериментальной группы на каждом этапе их развития и свидетельствуют о наиболее оптимальном построении процесса воспитания исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом средствами комплексной музыкально-творческой деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Владимировна, 2007 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., Прометей, 1990г. - 188 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980г. - 334 с.

3. Агарков О.М. Вибрато в игре на скрипке. М., Музыка, 1956г. - 157с.

4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М., Музыка, 1971г. 276 с.

5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В.Н.Мясищева. -М., ЛГУ, 1968г. с.15-32.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л., ЛГУ, 1969г. 339 с.

7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина, 1968г. - 574 с.

8. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., Музыка, 1974г. - с. 90129.

9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994г. - 352 с.

10. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии. М., Наука, 1978г. - с.142-155.1 1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. 2-е изд. -М., Советский композитор., 1986г. 232с.

11. Арчажникова Jl.Г. Воспитание навыков самостоятельной работы начинающих учащихся в процессе обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкального образования. Саратов, 1970г. - с.30-43.

12. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М., 1980г. - с.4-12.

13. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности // Формирование музыкально-исполнительского мастерства. М., 1981г. - с.22-30.

14. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1984г. - 110 с.

15. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. М., МГЗПИ, 1984г. - 82 с.

16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Интонация // Избр. пр. М., Музыка, 1957г. - т.5, кн.2. - с. 163-276.

17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., Музыка, 1965г. - 150 е., с. 92.

18. Асмолов А.Г. Психология личности. М., МГУ, 1990г. -367 с.

19. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., Политиздат, 1980г. - 368с.

20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, 1982г. - 189 с.

21. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М., Знание, 1988г. 31 с.

22. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., Музыка, 1979г. - 284 с.

23. Баренбойм Л.А. Очерки по методике фортепиано. Л., Музыка, 1985г. - 185 с.

24. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Музыка, 1973г. - 138 е., с.37.

25. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М., Музыка, 1937г. - 147 с.

26. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. Л., Музыка, 1961 г. - 266с.

27. Беккер X., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. М., Музыка, 1978г. - 286с.

28. Беркман Т.Л. Музыкально-эстетическое развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано. М., Просвещение, 1964г. - 220 с.

29. Библер B.C. Мышление как творчество. М., Политиздат., 1975г. - 399 с.

30. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность, как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1979г.- 17 с.

31. Благовещенский И.М. Единство музыкального и технического развития скрипача в свете учения И.П.Павлова// Некоторые вопросы музыкального искусства. Минск,1965г. -с.13-19.

32. Блауберг И.В. Некоторые методологические проблемы исследования истории системного подхода. Становление системных идей в науке и философии. М., Наука, 1980г. - 31 1 с.

33. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., Наука, 1973г. - 270с.

34. Блинова М.П. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., Наука, 1967г. - с.170-190.

35. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. М., Педагогика, 1979г. - т.2, с.265.

36. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983г. - 173с.

37. Богоявленская Д.Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., Наука, 1975г. - с.18-27.

38. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968г. - 464 с.

39. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 1979г. - 96 с.

40. Борисяк А.А. Метод органического развития технических приемов игры на виолончели. М., Музыка, 1947г. - 112с.

41. Браудо И.А. Артикуляция. Л., Музыка, 1973г. - 214с.

42. Броун А.В. Очерки по методике игры на виолончели. -М., Музыка, 1960г. 187с.

43. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., Мысль, 1979г. - 230 с.

44. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., Музыка, 1971г. - 221 с.

45. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб. избр. трудов. -М., 1993г. 341с.

46. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., Просвещение, 1968 г. - 122с.

47. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. -М., Педагогика, 1981г. 281с.

48. Вопросы музыкальной педагогики, вып.1. М., Музыка, 1979г.-1 57 с.

49. Вопросы музыкальной педагогики, вып.2 М., Музыка, 1980г. - 161с. 

50. Вопросы музыкальной педагогики, вып.7. М., Музыка, 1986г. - 159с. 

51. Вопросы музыкальной педагогики: (Смычковые инструменты). Новосибирск, 1973г. - 156с. 

52. Вопросы скрипичного исполнительства  и педагогики. -М., Музыка, 1968г. 160с.

53. Вопросы совершенствования преподавания игры на оркестровых инструментах. М., Музыка, 1978г. - 173с.

54. Вопросы психологии способностей / Под ред. В.А.Крутецкого. М., Педагогика, 1973г. - 216 с.

55. Вопросы фортепианного исполнительства.  М., Музыка, 1965-1976. - Вып. 1-4.

56. Вопросы фортепианной педагогики. М., Музыка, 1963-1976.-Вып. 1-4.

57. Восприятие и действие / Под ред. А.В.Запорожца. М., Просвещение, 1967 г. - 323 с.

58. Восприятие музыки /Под ред. В.Н.Максимова. М., Музыка, 1980 г. - 255 с.

59. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М., АПН РСФСР, 1956 г. - 518 с.

60. Выготский JI.С. Развитие высших психических функций. М., АПН РСФСР, 1960 г. - 500 с.

61. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,Просвещение, 1967г. - 315 с.

62. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968 г. - 576 с.

63. Гадалова И.М. Формирование элементов творческой музыкальной активности у младших школьников: Автореферат дисс.канд.пед.наук. Киев, 1983г. - 18с.

64. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии. М., Наука, 1966 г. - с.237-277.

65. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., МГУ, 1975 г. - с.28-34.

66. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., Наука, 1974г. - 144с.

67. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М., Музыка, 1978 г.

68. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. М., музыка, 1965г. - 617с.

69. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. М., Музыка, 1981г. -213с.

70. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореферат дисс.д-ра псих, наук.-М., 1989г. 45с.

71. Готсдинер А.Л. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классе скрипки. Л., Музыка, 1963г. - 152с.

72. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., Музгиз., 1961г. - 224 с.

73. Гутор В.П. К.Ю. Давыдов как основатель школы. JT., Музыка, 1950г. - 138с.

74. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972 г. - 422 с.

75. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986 г. - 239 с.

76. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. М., Просвещение, 1982 г. - 318 с.

77. Достал Ян. Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981 г. - 333с.

78. Дранков B.JI. Природа художественного творчества: Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1991 г. - 170 с.

79. Дьяченко Н.Г., Котляревский И.А., Полянский Ю.А. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев, 1987г. - 135с.

80. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М,, Педагогика, 1982 г. - 159 с.

81. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М.,Наука, 1986 г.

82. Заринь Д.В. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников: Автореферат дисс.канд. пед.наук. М., 1986 г. - 17с.

83. Зверев И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания. Межпредметные и внутрипредметные связи важный фактор осуществления обучения и воспитания // Сов. Педагогика. - 1983г.,№2.- с.71-83.

84. Зелинская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся музыкантам как условие развития их творческой самостоятельности: Автореф.дисс.канд. пед. наук. М., 1988г. -18 с.

85. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., Искусство, 1975 г. - 446 с.

86. Ильин B.C. Проблема формирования мотивации учения как внутреннего стимула познавательной активности школьников//Формирование познавательной активности школьников. Ростов н/Д, 1971г. - с.84-91.

87. Искусство и школа. М., Просвещение, 1981 г. - 284 с.

88. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение, 1981г. - 191 с.

89. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л., ЛГУ, 1991 г. -383 с.

90. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., Политиздат,, 1974г. - 327 с.

91. Камилларов Е.Б. Техника левой руки скрипача. Л., Музыка, 1961г. - 189с.

92. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, Чеч.-Инг. изд-во, 1976г.- 285 с.

93. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. дисе.д-ра пед. наук. Л., 1983г. -43 с.

94. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969г. - 278 с.

95. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955г. - с.287.

96. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Сов. Педагогика. -1970г., № 9, с.103-113.

97. Котляревская-Крафт М.А.Сольфеджио.Учебное пособие.- Л., Музыка, 1987г. 42 с.

98. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., Педагогика, 1987г. - 264 с.

99. Кременштейн Б.Л. О педагогике Г.Г.Нейгауза. М., 1978г. - с.271.

100. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М., Музыка, 1 966 г. - 62 с.

101. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. М., Музыка, 1970 г.- 72 с.

102. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. Л., Музыка, 1976г. -272 с.

103. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., Знание, 1985г. - 32 с.

104. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.- М., Просвещение,1981г. 95 с.

105. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых:Автореф. Дисс.д-ра пед. наук. Л., 1971г. - 42 с.

106. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., Педагогика, 1971г. - 112с.

107. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. Л., Педагогика, 1972г. - 117с.

108. Кюхлер Ф.Д. Техника правой руки скрипача. Киев, 1974г. - 157с.

109. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, МГУ, 1972г.- 576 с.

110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975г. - 304 с.

111. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М., Педагогика, 1981г. 186 с.

112. Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре па скрипке. М., Музыка, 1964г. - 213с.

113. Либерман М.Б., Берлянчик М.М. Культура звука скрипача. М., Музыка, 1985г. - 137с.

114. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. -М., Прогресс, 1980г. 685 с.

115. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. -М.,Педагогика, 1976г. 634 с.

116. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Педагогика, 1977г. - 216с.

117. Ляховицкая С.С. О педагогическом мастерстве. М., Педагогика, 1963г. - 114с.

118. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. -М., Музыка, 1967г. 752 с.

119. Макарова Е.Г. В начале было детство. М., Педагогика, 1990г. - 251 с.

120. Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема// Сов. Педагогика, 1981г., №8. с. 78-84.

Информация о работе Методическая система формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста