Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:49, реферат
цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании и разработке методической системы формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.
задачи исследования:
Проанализировать и обобщить опыт выдающихся русских исполнителей и педагогов-виолончелистов второй половины XIX - конца XX столетий.
2)Определить сущность и значение художественно-образного мышления в формировании исполнительских умений и навыков.
3)Выявить дидактические принципы и основные методы профессионального обучения виолончелиста, существующие в современной виолончельной педагогике, а также особенности программы, по которой традиционно ведется обучение в большинстве ДМШ в настоящее время.
4) Разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному формированию исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы.
1.1. Исполнительство и педагогика виолончельного искусства в России (вторая половина XIX- конец XX столетия).
1.2. Художественно-образное мышление музыканта.
1.3. Основы профессионального обучения виолончелиста. 75 Выводы rio 1 главе.
ГЛАВА II. Условия и методы обучения начинающего виолончелиста.
Игровые умения и навыки как средство реализации художественного образа.
2.1. Методические предпосылки проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию исполнительских умений и навыков.
Выводы по II главе.
В исследовании апробированы активные формы обучения (чтение с листа, подбор по слуху, эскизное разучивание музыкального произведения, сочинение, импровизация и др.), направленные на создание оптимальных педагогических условий, содействующих формированию исполнительских умений и навыков у младших школьников в процессе работы над художественным образом.
Приведенные выше формы и методы работы легли в основу разработки содержания процесса обучения на основе поэтапного формирования игровых умений и навыков в процессе работы над художественным образом.
Сформулированная в
Установлено, что предложенная автором методика обучения начинающих учащихся является одной из наиболее эффективных для дальнейшего их успешного музыкально-творческого развития в процессе обучения игре на виолончели.
Доказано, что в процессе работы над художественным образом на уроках виолончели, предусматривающей различные серии заданий(как, например, исполнение, импровизация и сочинение детьми простейших попевок и стихов к ним, мелодий, упражнений, игр и др. совместно с педагогом), происходит активное формирование исполнительских умении и навыков и художественно-образного мышления в единстве.
Данные, полученные в результате констатирующей диагностики и динамики продвижения, демонстрируют существенные сдвиги у детей экспериментальной группы на каждом этапе их развития и свидетельствуют о наиболее оптимальном построении процесса воспитания исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом средствами комплексной музыкально-творческой деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Степанова, Светлана Владимировна, 2007 год
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М., Прометей, 1990г. - 188 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980г. - 334 с.
3. Агарков О.М. Вибрато в игре на скрипке. М., Музыка, 1956г. - 157с.
4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М., Музыка, 1971г. 276 с.
5. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Под ред. В.Н.Мясищева. -М., ЛГУ, 1968г. с.15-32.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л., ЛГУ, 1969г. 339 с.
7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина, 1968г. - 574 с.
8. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., Музыка, 1974г. - с. 90129.
9. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., Прометей, 1994г. - 352 с.
10. Артемьева Т.И. Психология способностей и всестороннее развитие личности // Принцип развития в психологии. М., Наука, 1978г. - с.142-155.1 1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. 2-е изд. -М., Советский композитор., 1986г. 232с.
11. Арчажникова Jl.Г. Воспитание навыков самостоятельной работы начинающих учащихся в процессе обучения игре на фортепиано // Вопросы музыкального образования. Саратов, 1970г. - с.30-43.
12. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования // Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. М., 1980г. - с.4-12.
13. Арчажникова Л.Г. Способности к осуществлению музыкально-педагогической деятельности // Формирование музыкально-исполнительского мастерства. М., 1981г. - с.22-30.
14. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1984г. - 110 с.
15. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. М., МГЗПИ, 1984г. - 82 с.
16. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Интонация // Избр. пр. М., Музыка, 1957г. - т.5, кн.2. - с. 163-276.
17. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., Музыка, 1965г. - 150 е., с. 92.
18. Асмолов А.Г. Психология личности. М., МГУ, 1990г. -367 с.
19. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., Политиздат, 1980г. - 368с.
20. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, 1982г. - 189 с.
21. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. -М., Знание, 1988г. 31 с.
22. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., Музыка, 1979г. - 284 с.
23. Баренбойм Л.А. Очерки по методике фортепиано. Л., Музыка, 1985г. - 185 с.
24. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Музыка, 1973г. - 138 е., с.37.
25. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. М., Музыка, 1937г. - 147 с.
26. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. Л., Музыка, 1961 г. - 266с.
27. Беккер X., Ринар Д. Техника и искусство игры на виолончели. М., Музыка, 1978г. - 286с.
28. Беркман Т.Л. Музыкально-эстетическое развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано. М., Просвещение, 1964г. - 220 с.
29. Библер B.C. Мышление как творчество. М., Политиздат., 1975г. - 399 с.
30. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность, как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств: Автореферат дисс.канд.пед.наук. М., 1979г.- 17 с.
31. Благовещенский И.М. Единство музыкального и технического развития скрипача в свете учения И.П.Павлова// Некоторые вопросы музыкального искусства. Минск,1965г. -с.13-19.
32. Блауберг И.В. Некоторые методологические проблемы исследования истории системного подхода. Становление системных идей в науке и философии. М., Наука, 1980г. - 31 1 с.
33. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., Наука, 1973г. - 270с.
34. Блинова М.П. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., Наука, 1967г. - с.170-190.
35. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. М., Педагогика, 1979г. - т.2, с.265.
36. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983г. - 173с.
37. Богоявленская Д.Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., Наука, 1975г. - с.18-27.
38. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968г. - 464 с.
39. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 1979г. - 96 с.
40. Борисяк А.А. Метод органического развития технических приемов игры на виолончели. М., Музыка, 1947г. - 112с.
41. Браудо И.А. Артикуляция. Л., Музыка, 1973г. - 214с.
42. Броун А.В. Очерки по методике игры на виолончели. -М., Музыка, 1960г. 187с.
43. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., Мысль, 1979г. - 230 с.
44. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., Музыка, 1971г. - 221 с.
45. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. Сб. избр. трудов. -М., 1993г. 341с.
46. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., Просвещение, 1968 г. - 122с.
47. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. -М., Педагогика, 1981г. 281с.
48. Вопросы музыкальной педагогики
49. Вопросы музыкальной
50. Вопросы музыкальной
51. Вопросы музыкальной
52. Вопросы скрипичного
53. Вопросы совершенствования преп
54. Вопросы психологии
55. Вопросы фортепианного
56. Вопросы фортепианной
57. Восприятие и действие / Под ред. А.В.Запорожца. М., Просвещение, 1967 г. - 323 с.
58. Восприятие музыки /Под ред. В.Н.Максимова. М., Музыка, 1980 г. - 255 с.
59. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М., АПН РСФСР, 1956 г. - 518 с.
60. Выготский JI.С. Развитие высших психических функций. М., АПН РСФСР, 1960 г. - 500 с.
61. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,Просвещение, 1967г. - 315 с.
62. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968 г. - 576 с.
63. Гадалова И.М. Формирование элементов творческой музыкальной активности у младших школьников: Автореферат дисс.канд.пед.наук. Киев, 1983г. - 18с.
64. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии. М., Наука, 1966 г. - с.237-277.
65. Гальперин П.Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., МГУ, 1975 г. - с.28-34.
66. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., Наука, 1974г. - 144с.
67. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М., Музыка, 1978 г.
68. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. М., музыка, 1965г. - 617с.
69. Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. М., Музыка, 1981г. -213с.
70. Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореферат дисс.д-ра псих, наук.-М., 1989г. 45с.
71. Готсдинер А.Л. Слуховой метод обучения и работа над вибрацией в классе скрипки. Л., Музыка, 1963г. - 152с.
72. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., Музгиз., 1961г. - 224 с.
73. Гутор В.П. К.Ю. Давыдов как основатель школы. JT., Музыка, 1950г. - 138с.
74. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика, 1972 г. - 422 с.
75. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986 г. - 239 с.
76. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. М., Просвещение, 1982 г. - 318 с.
77. Достал Ян. Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981 г. - 333с.
78. Дранков B.JI. Природа художественного творчества: Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1991 г. - 170 с.
79. Дьяченко Н.Г., Котляревский И.А., Полянский Ю.А. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев, 1987г. - 135с.
80. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М,, Педагогика, 1982 г. - 159 с.
81. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М.,Наука, 1986 г.
82. Заринь Д.В. Формирование музыкально-творческой активности младших школьников: Автореферат дисс.канд. пед.наук. М., 1986 г. - 17с.
83. Зверев И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания. Межпредметные и внутрипредметные связи важный фактор осуществления обучения и воспитания // Сов. Педагогика. - 1983г.,№2.- с.71-83.
84. Зелинская Н.М. Индивидуальный подход к учащимся музыкантам как условие развития их творческой самостоятельности: Автореф.дисс.канд. пед. наук. М., 1988г. -18 с.
85. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., Искусство, 1975 г. - 446 с.
86. Ильин B.C. Проблема формирования мотивации учения как внутреннего стимула познавательной активности школьников//Формирование познавательной активности школьников. Ростов н/Д, 1971г. - с.84-91.
87. Искусство и школа. М., Просвещение, 1981 г. - 284 с.
88. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение, 1981г. - 191 с.
89. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. Л., ЛГУ, 1991 г. -383 с.
90. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., Политиздат,, 1974г. - 327 с.
91. Камилларов Е.Б. Техника левой руки скрипача. Л., Музыка, 1961г. - 189с.
92. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, Чеч.-Инг. изд-во, 1976г.- 285 с.
93. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. дисе.д-ра пед. наук. Л., 1983г. -43 с.
94. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969г. - 278 с.
95. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955г. - с.287.
96. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Сов. Педагогика. -1970г., № 9, с.103-113.
97. Котляревская-Крафт М.А.Сольфеджио.Учебное пособие.- Л., Музыка, 1987г. 42 с.
98. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М., Педагогика, 1987г. - 264 с.
99. Кременштейн Б.Л. О педагогике Г.Г.Нейгауза. М., 1978г. - с.271.
100. Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М., Музыка, 1 966 г. - 62 с.
101. Кремлев Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства. М., Музыка, 1970 г.- 72 с.
102. Кремлев Ю.А. Избранные статьи. Л., Музыка, 1976г. -272 с.
103. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., Знание, 1985г. - 32 с.
104. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.- М., Просвещение,1981г. 95 с.
105. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых:Автореф. Дисс.д-ра пед. наук. Л., 1971г. - 42 с.
106. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М., Педагогика, 1971г. - 112с.
107. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. Л., Педагогика, 1972г. - 117с.
108. Кюхлер Ф.Д. Техника правой руки скрипача. Киев, 1974г. - 157с.
109. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, МГУ, 1972г.- 576 с.
110. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975г. - 304 с.
111. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М., Педагогика, 1981г. 186 с.
112. Лесман И.А. Очерки по методике обучения игре па скрипке. М., Музыка, 1964г. - 213с.
113. Либерман М.Б., Берлянчик М.М. Культура звука скрипача. М., Музыка, 1985г. - 137с.
114. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. -М., Прогресс, 1980г. 685 с.
115. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. -М.,Педагогика, 1976г. 634 с.
116. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., Педагогика, 1977г. - 216с.
117. Ляховицкая С.С. О педагогическом мастерстве. М., Педагогика, 1963г. - 114с.
118. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. -М., Музыка, 1967г. 752 с.
119. Макарова Е.Г. В начале было детство. М., Педагогика, 1990г. - 251 с.
120. Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема// Сов. Педагогика, 1981г., №8. с. 78-84.