Методическая система формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании и разработке методической системы формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.
задачи исследования:
Проанализировать и обобщить опыт выдающихся русских исполнителей и педагогов-виолончелистов второй половины XIX - конца XX столетий.
2)Определить сущность и значение художественно-образного мышления в формировании исполнительских умений и навыков.
3)Выявить дидактические принципы и основные методы профессионального обучения виолончелиста, существующие в современной виолончельной педагогике, а также особенности программы, по которой традиционно ведется обучение в большинстве ДМШ в настоящее время.
4) Разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному формированию исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы.
1.1. Исполнительство и педагогика виолончельного искусства в России (вторая половина XIX- конец XX столетия).
1.2. Художественно-образное мышление музыканта.
1.3. Основы профессионального обучения виолончелиста. 75 Выводы rio 1 главе.
ГЛАВА II. Условия и методы обучения начинающего виолончелиста.
Игровые умения и навыки как средство реализации художественного образа.
2.1. Методические предпосылки проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию исполнительских умений и навыков.
Выводы по II главе.

Файлы: 1 файл

то что надо.docx

— 63.82 Кб (Скачать файл)

Одним из основных педагогических условий  развития музыкально-творческих способностей младших школьников, мы считаем комплексный подход, выраженный через: а) обеспечение единства целей, задач, содержания и методов обучения; б) организацию воздействия на все сферы личности ребенка - интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую. Поэтому при решении задач комплексного подхода необходимо создание системы целостного педагогического воздействия, которая предусматривала бы: взаимосвязанность содержания и методов обучения, направленных в их совокупности на оптимальное овладение обучающимися системой современных знаний и развитие их познавательных и творческих способностей.

Социальная значимость, актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования, раскрывающей педагогические возможности формирования исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом в музыкальном воспитании младших школьников.

Исходя из вышеизложенного, цель настоящего исследования заключалась в научном  обосновании и разработке методической системы формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.

Объект исследования: комплексная музыкальная деятельность детей младшего школьного возраста на уроках виолончели.

Предмет исследования: формирование исполнительских умений и навыков  в процессе работы над художественным образом у детей младшего школьного  возраста средствами комплексной деятельности.

Гипотеза исследования: успешное формирование исполнительских умений и навыков  в процессе работы над художественным образом у детей младшего школьного  возраста может быть осуществлено, если будет использована разработанная  нами система методических средств, приемов и условий, включающая:

• специально организованное комплектное  обучение детей на уроках виолончели с целью формирования исполнительских  умений и навыков в процессе работы над художественным образом, накопления и углубления у них музыкально-творческого  опыта;

• эффективные методы, в том  числе - развивающего и интенсивного обучения, игровые методы, стимулирующие формирование исполнительских умений и навыков и художественно-образного мышления в единстве;

• активные формы обучения (чтение с листа, подбор по слуху, эскизное разучивание музыкального произведения, сочинение, импровизация и др.), направленные на создание оптимальных педагогических условий, содействующих формированию исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом.

Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:

Проанализировать и обобщить опыт выдающихся русских исполнителей и  педагогов-виолончелистов второй половины XIX - конца XX столетий.

2)Определить сущность и значение  художественно-образного мышления  в формировании исполнительских  умений и навыков. 

3)Выявить дидактические принципы и основные методы профессионального обучения виолончелиста, существующие в современной виолончельной педагогике, а также особенности программы, по которой традиционно ведется обучение в большинстве ДМШ в настоящее время.

4) Разработать содержание, формы  и методы, способствующие наиболее  эффективному формированию исполнительских  умений и навыков в процессе  работы над художественным образом  и проверить их в ходе опытно-экспериментальной  работы.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой диссертации. Изучались труды в области философских и эстетико-искусствоведческих знаний (М.С.Каган, Н.И.Киященко, Э.И.Моносзон, Д.С.Лихачев и др.); психолого-педагогические исследования по проблемам формирования способностей, оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.); по музыкознанию (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Б.Л.Яворский и др.); по методике и методологии образования (Э.Б.Абдуллин, О.Л.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Т.Л.Беркман, Т.С.Комарова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.)

Частная методология исследования сложилась в опоре на научные  труды и практические методические разработки Л.А.Баренбойма, М.М.Берлянчика, П.Р.Меламеда, И.Т.Назарова, И.И.Петровой, Ю.А.Полянского, Б.В.Потребухина и др.

При решении поставленных задач, обобщении  результатов исследования применялись  следующие методы:

-теоретическое изучение и анализ  литературы по проблеме исследования;

-анализ современного состояния  работы по изучаемой проблеме; -методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование и др.);

-обобщение собственного многолетнего  педагогического опыта; -опытно-экспериментальная работа с учащимися, включающая констатирующий и обучающий этапы, срезы, обследования; -анализ опытно-экспериментальных данных.

Основные этапы исследования: Эксперимент  проводился в течение 1990-2005г.г. в  условиях естественного учебного процесса на уроках специального инструмента (виолончель) в Норильском колледже искусств.

Первый этап (1990-1992г.г.) - аналитическая  и опытно-поисковая работа; изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработка методики экспериментальной работы с детьми, определение ее оптимального содержания и основных организационных  форм; отбор и систематизация учебного музыкального материала; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня наличия музыкально-творческих способностей и знаний о музыкальной культуре у учащихся первого класса с помощью специально разработанных диагностических заданий.

Второй этап (1991-2005г.г.) - проведение обучающего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной нами системы методов, направленной на формирование исполнительских умений и навыков у учащихся первого класса в процессе работы над художественным образом на уроках виолончели.

На третьем этапе (2005-2006г.г.) обобщались результаты опытно-экспериментальной  работы, делались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается  в следующем: - разработаны авторские  методы: раннего освоения вибрато, раздельного  обучения при работе над постановкой  рук, совместно-разделенного музицирования, вариативности;

-определено значение комплексной  музыкально-творческой деятельности  для формирования исполнительских  умений и навыков у младших  школьников в процессе работы  над художественным образом; 

- разработана и научно обоснована методическая система формирования исполнительских умений и навыков у младших школьников в процессе работы над художественным образом средствами взаимосвязанности содержания, форм и методов обучения в процессе освоения предмета «Виолончель».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

-определены показатели и разработаны  критерии повышения эффективности  музыкального воспитания через  формирование исполнительских умений  и навыков в процессе работы  над художественным образом на  уроках виолончели;

-выявлены содержательные ориентиры программы по виолончели для младших классов ДМШ, включены компоненты, значительно облегчающие «постановочный» период и способствующие раннему освоению вибрато учащимися;

-выявлены и экспериментально  проверены наиболее эффективные  методы (развивающего обучения, игровые  и др.) и формы работы (чтение  с листа, эскизное разучивание музыкальных произведений, подбор по слуху, сочинение, импровизация и др.), обеспечивающие успешное формирование у учащихся исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная  методическая система формирования и развития у детей младшего школьного  возраста исполнительских умений и  навыков в процессе работы над  художественным образом средствами комплексной музыкально-творческой деятельности на уроках виолончели дает возможность педагогам значительно повысить интерес учащихся к предмету и уровень их музыкально-творческого и личностного развития. Такой комплексный подход, а также разработанные автором специальные методы позволяют дополнить содержание курсов методики преподавания игры на виолончели в различных образовательных системах( ДМШ, ДШИ, музыкально-педагогические колледжи и др.)

Достоверность и обоснованность результатов  исследования обеспечивается опорой на достижения современной педагогической науки; разнообразием научных источников; комплексным характером исследования с применением разнообразных взаимодополняющих методик; длительностью экспериментального исследования и воспроизводством его результатов через конкретный развивающий процесс. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом полученных данных.

Основные положении, выносимые на защиту:

1. Формирование исполнительских  умений и навыков в процессе  работы над художественным образом  у детей младшего школьного  возраста наиболее эффективно  протекает в условиях музыкально-творческой  деятельности, объединяющей в единый  комплекс содержание занятий  по виолончели, сольфеджио, музыкальной литературе, мировой художественной культуре. Преимущество комплексной деятельности состоит в том, что она опирается не только на обычные формы и методы работы, но и на игру, в процессе которой особенно ярко развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление детей, активизируются их различные творческие проявления и интерес к музыке.

2. В процессе работы над художественным  образом на уроках виолончели, предусматривающей исполнение, импровизацию и сочинение детьми простейших попевок и стихов к ним, мелодий, упражнений, игр и др. совместно с педагогом, происходит активное формирование исполнительских умений и навыков и художественно-образного мышления в единстве.

3. Активизации формирования исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом средствами комплексной музыкально-творческой деятельности на уроках виолончели способствуют: а) система методов, включающая метод развивающего обучения, метод интенсивного обучения, игровые методы и др.; б) активное использование форм, обуславливающих эффективное формирование исполнительских умений и навыков и художественно-образного мышления в единстве (чтение с листа, подбор по слуху, сольфеджирование исполняемых мелодий, слушание музыки, движения под музыку, эскизное разучивание музыкального произведения, сочинение, импровизация и др.); в) целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления детей и предполагающее сотворчество педагога с ними.

Апробация и внедрение результатов  исследования осуществлялась в ходе проведения опытно-экспериментальной  работы в Норильском колледже искусств; проведении открытых уроков и научно-методических семинаров для учителей, директоров школ, слушателей курсов повышения квалификации. Результаты исследования докладывались в выступлениях на заседаниях кафедры методики и теории музыки МГОПУ им. М.А.Шолохова, на научно-практических конференциях, а также нашли отражение в ряде публикаций.

Структура диссертации определена логикой и последовательностью  решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)", Степанова, Светлана Владимировна

Результаты исследования позволяют  сделать вывод о том, что большинство  учащихся достигло высокого уровня сформированное™  как исполнительских умений и навыков, так и художественно-образного мышления; низкий уровень не отмечен ни у одного из детей, основной состав распределился между средним и высоким уровнем.

Определенные успехи, достигнутые  в проведении опытно-экспериментальной  работы, а также ряд новых возникших  проблем и задач, решить которые  в рамках данной диссертации не представляется возможным, открывают перспективы  для дальнейших исследований. Главной  целью предстоящей исследовательской деятельности, на наш взгляд, должна стать разработка подобной экспериментальной программы для учащихся-виолончелистов средних классов, как составной части музыкального воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях (ДМШ, ДШИ и др.)

193

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проявившаяся в последние годы тенденция гуманизации образования не могла не затронуть и образование музыкальное. Интерес к творческому развитию личности в целом и в музыкальной педагогике в частности сделал необходимым поиск новых форм и методов развития музыкально-творческих способностей учащихся.

Данная диссертационная работа является одним из исследований, где  сделана попытка внести определенные коррективы в построение методики формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста средствами работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.

В диссертации вскрывается сущностная характеристика работы педагога-виолончелиста  с начинающими учащимися; обосновывается преимущество комплексной музыкально-творческой деятельности, опирающейся не только на обычные формы и методы работы, но и на игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развиваются воображение, ассоциативное мышление детей и активизируются различные творческие проявления.

Изучение научной литературы по исследуемой проблеме на методологическом, теоретическом, методическом уровнях исследования дало автору основание охарактеризовать преподавание игры на виолончели как систему, способствующую всестороннему и свободному развитию личного творческого потенциала ребенка.

Она включает следующие методы работы, тесно взаимосвязанные между  собой - развивающего и интенсивного обучения, игру, а также специальные методы и приемы, стимулирующие формирование у начинающих виолончелистов исполнительских умений и навыков в единстве с художественно-образным мышлением.

Информация о работе Методическая система формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста