Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:49, реферат
цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании и разработке методической системы формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.
задачи исследования:
Проанализировать и обобщить опыт выдающихся русских исполнителей и педагогов-виолончелистов второй половины XIX - конца XX столетий.
2)Определить сущность и значение художественно-образного мышления в формировании исполнительских умений и навыков.
3)Выявить дидактические принципы и основные методы профессионального обучения виолончелиста, существующие в современной виолончельной педагогике, а также особенности программы, по которой традиционно ведется обучение в большинстве ДМШ в настоящее время.
4) Разработать содержание, формы и методы, способствующие наиболее эффективному формированию исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом и проверить их в ходе опытно-экспериментальной работы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы.
1.1. Исполнительство и педагогика виолончельного искусства в России (вторая половина XIX- конец XX столетия).
1.2. Художественно-образное мышление музыканта.
1.3. Основы профессионального обучения виолончелиста. 75 Выводы rio 1 главе.
ГЛАВА II. Условия и методы обучения начинающего виолончелиста.
Игровые умения и навыки как средство реализации художественного образа.
2.1. Методические предпосылки проведения опытно-экспериментальной работы.
2.2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию исполнительских умений и навыков.
Выводы по II главе.
Одним из основных педагогических условий развития музыкально-творческих способностей младших школьников, мы считаем комплексный подход, выраженный через: а) обеспечение единства целей, задач, содержания и методов обучения; б) организацию воздействия на все сферы личности ребенка - интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую. Поэтому при решении задач комплексного подхода необходимо создание системы целостного педагогического воздействия, которая предусматривала бы: взаимосвязанность содержания и методов обучения, направленных в их совокупности на оптимальное овладение обучающимися системой современных знаний и развитие их познавательных и творческих способностей.
Социальная значимость, актуальность и неразработанность данной проблемы определили выбор темы исследования, раскрывающей педагогические возможности формирования исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом в музыкальном воспитании младших школьников.
Исходя из вышеизложенного, цель настоящего исследования заключалась в научном обосновании и разработке методической системы формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.
Объект исследования: комплексная музыкальная деятельность детей младшего школьного возраста на уроках виолончели.
Предмет исследования: формирование исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом у детей младшего школьного возраста средствами комплексной деятельности.
Гипотеза исследования: успешное формирование исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом у детей младшего школьного возраста может быть осуществлено, если будет использована разработанная нами система методических средств, приемов и условий, включающая:
• специально организованное комплектное обучение детей на уроках виолончели с целью формирования исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом, накопления и углубления у них музыкально-творческого опыта;
• эффективные методы, в том числе - развивающего и интенсивного обучения, игровые методы, стимулирующие формирование исполнительских умений и навыков и художественно-образного мышления в единстве;
• активные формы обучения (чтение с листа, подбор по слуху, эскизное разучивание музыкального произведения, сочинение, импровизация и др.), направленные на создание оптимальных педагогических условий, содействующих формированию исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом.
Цель, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
Проанализировать и обобщить опыт выдающихся русских исполнителей и педагогов-виолончелистов второй половины XIX - конца XX столетий.
2)Определить сущность и
3)Выявить дидактические принципы и основные методы профессионального обучения виолончелиста, существующие в современной виолончельной педагогике, а также особенности программы, по которой традиционно ведется обучение в большинстве ДМШ в настоящее время.
4) Разработать содержание, формы
и методы, способствующие наиболее
эффективному формированию
Методологической основой
Частная методология исследования сложилась в опоре на научные труды и практические методические разработки Л.А.Баренбойма, М.М.Берлянчика, П.Р.Меламеда, И.Т.Назарова, И.И.Петровой, Ю.А.Полянского, Б.В.Потребухина и др.
При решении поставленных задач, обобщении результатов исследования применялись следующие методы:
-теоретическое изучение и
-анализ современного
-обобщение собственного
Основные этапы исследования: Эксперимент проводился в течение 1990-2005г.г. в условиях естественного учебного процесса на уроках специального инструмента (виолончель) в Норильском колледже искусств.
Первый этап (1990-1992г.г.) - аналитическая и опытно-поисковая работа; изучение и анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; разработка методики экспериментальной работы с детьми, определение ее оптимального содержания и основных организационных форм; отбор и систематизация учебного музыкального материала; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня наличия музыкально-творческих способностей и знаний о музыкальной культуре у учащихся первого класса с помощью специально разработанных диагностических заданий.
Второй этап (1991-2005г.г.) - проведение обучающего эксперимента, цель которого заключалась в проверке на практике разработанной нами системы методов, направленной на формирование исполнительских умений и навыков у учащихся первого класса в процессе работы над художественным образом на уроках виолончели.
На третьем этапе (2005-2006г.г.) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, делались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем: - разработаны авторские методы: раннего освоения вибрато, раздельного обучения при работе над постановкой рук, совместно-разделенного музицирования, вариативности;
-определено значение
- разработана и научно
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
-определены показатели и
-выявлены содержательные ориентиры программы по виолончели для младших классов ДМШ, включены компоненты, значительно облегчающие «постановочный» период и способствующие раннему освоению вибрато учащимися;
-выявлены и экспериментально
проверены наиболее
Практическая значимость исследования
заключается в том, что разработанная
методическая система формирования
и развития у детей младшего школьного
возраста исполнительских умений и
навыков в процессе работы над
художественным образом средствами
комплексной музыкально-
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения современной педагогической науки; разнообразием научных источников; комплексным характером исследования с применением разнообразных взаимодополняющих методик; длительностью экспериментального исследования и воспроизводством его результатов через конкретный развивающий процесс. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом полученных данных.
Основные положении, выносимые на защиту:
1. Формирование исполнительских
умений и навыков в процессе
работы над художественным
2. В процессе работы над
3. Активизации формирования исполнительских умений и навыков в процессе работы над художественным образом средствами комплексной музыкально-творческой деятельности на уроках виолончели способствуют: а) система методов, включающая метод развивающего обучения, метод интенсивного обучения, игровые методы и др.; б) активное использование форм, обуславливающих эффективное формирование исполнительских умений и навыков и художественно-образного мышления в единстве (чтение с листа, подбор по слуху, сольфеджирование исполняемых мелодий, слушание музыки, движения под музыку, эскизное разучивание музыкального произведения, сочинение, импровизация и др.); в) целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления детей и предполагающее сотворчество педагога с ними.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в Норильском колледже искусств; проведении открытых уроков и научно-методических семинаров для учителей, директоров школ, слушателей курсов повышения квалификации. Результаты исследования докладывались в выступлениях на заседаниях кафедры методики и теории музыки МГОПУ им. М.А.Шолохова, на научно-практических конференциях, а также нашли отражение в ряде публикаций.
Структура диссертации определена логикой и последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)", Степанова, Светлана Владимировна
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что большинство учащихся достигло высокого уровня сформированное™ как исполнительских умений и навыков, так и художественно-образного мышления; низкий уровень не отмечен ни у одного из детей, основной состав распределился между средним и высоким уровнем.
Определенные успехи, достигнутые
в проведении опытно-экспериментальной
работы, а также ряд новых возникших
проблем и задач, решить которые
в рамках данной диссертации не представляется
возможным, открывают перспективы
для дальнейших исследований. Главной
целью предстоящей исследовател
193
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проявившаяся в последние годы тенденция гуманизации образования не могла не затронуть и образование музыкальное. Интерес к творческому развитию личности в целом и в музыкальной педагогике в частности сделал необходимым поиск новых форм и методов развития музыкально-творческих способностей учащихся.
Данная диссертационная работа является одним из исследований, где сделана попытка внести определенные коррективы в построение методики формирования исполнительских умений и навыков у детей младшего школьного возраста средствами работы над художественным образом на уроках игры на виолончели.
В диссертации вскрывается
Изучение научной литературы по исследуемой проблеме на методологическом, теоретическом, методическом уровнях исследования дало автору основание охарактеризовать преподавание игры на виолончели как систему, способствующую всестороннему и свободному развитию личного творческого потенциала ребенка.
Она включает следующие методы работы, тесно взаимосвязанные между собой - развивающего и интенсивного обучения, игру, а также специальные методы и приемы, стимулирующие формирование у начинающих виолончелистов исполнительских умений и навыков в единстве с художественно-образным мышлением.