Методика развития музыкальных способностей младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа
Описание работы
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………..3 Глава 1.Теоретические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста …………………………………... Задачи музыкального воспитания……………………………………. Психолого-педагогические аспекты развития музыкальных способностей…………………………………………………………….. Педагогические условия развития музыкальных способностей млладших школьников…………………………………………………. Выводы по 1 главе………………………………………………………. Глава 2.Методика развития музыкальных способностей младших школьников………………………………………………………………….. 2.1 Виды. Музыкальная деятельность детей младших школьников…. 2.2 Приемы и методы развития музыкальных способностей…………. 2.3 Диагностика развития музыкальных способностей………………. Выводы по 2 главе………………………………………………………….. Список литературы……………………………
Глава 1.Теоретические
основы развития музыкальных способностей
детей младшего
школьного возраста …………………………………...
Задачи музыкального
воспитания…………………………………….
Психолого-педагогические аспекты развития
музыкальных
способностей……………………………………………………………..
Педагогические
условия развития музыкальных способностей
млладших школьников………………………………………………….
Выводы по 1 главе……………………………………………………….
Глава 2.Методика
развития музыкальных способностей младших
школьников…………………………………………………………………..
2.1 Виды. Музыкальная
деятельность детей младших школьников….
2.2 Приемы и
методы развития музыкальных способностей………….
2.3 Диагностика
развития музыкальных способностей……………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….
Приложения
Введение
Влияние музыки в развитии творческой
деятельности детей очень велико. Музыка,
как и любое другое искусство, способно
воздействовать на развитие ребенка, побуждать
к нравственно-эстетическим переживаниям,
вести к преобразованию окружающего, к
активному мышлению. Наряду с художественной
литературой, театром, изобразительным
искусством музыкальное искусство выполняет
важнейшую социальную функцию.
Требования гуманизации воспитательных
и образовательных процессов предполагают
большое внимание к развитию творческих
способностей ребенка, лучших его качеств.
Отсутствие полноценных впечатлений
в детстве с трудом восполнимо в последствии.
Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом
с ребенком оказался взрослый, который
смог бы раскрыть перед ним красоту музыки,
дать возможность ее почувствовать.
Положительное влияние музыки
на общефункциональную деятельность организма
доказано. Об этом писал И.М. Сеченов, характеризуя
взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.
Каждый вид музыкальной деятельности,
имея свои особенности, предполагает овладение
детьми теми способами деятельности, без
которых она неосуществима, и оказывает
специфическое влияние на музыкальное
развитие детей. Поэтому так важно использовать
все виды музыкальной деятельности.
Кроме того, каждый вид музыкальной
деятельности служит средством, развития
какой-либо музыкальной способности.
Классик отечественной психологии
Б.М. Теплов определил способности как
индивидуально-психологические особенности
человека, имеющие отношение к успешности
выполнения какой-либо деятельности или
многих. Они не сводятся к наличию навыков,
умений и знаний, но могут объяснить легкость
и быстроту их приобретения.
Б.М. Теплов четко определил
свою позицию в вопросе о врожденности
музыкальных способностей. Опираясь на
работы выдающегося физиолога Павлова
И.П., он признавал врожденными свойствами
нервной системы человека, но не рассматривал
их только как наследственные (ведь они
могут формироваться в период внутриутробного
развития ребенка и в течение ряда лет
после рождения).
Врожденные свойства нервной
системы Б.М. Теплов отделяет от психических
свойств человека. Он подчеркивает, что
врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические
особенности, т.е. задатки, которые лежат
в основе развития способностей.
Музыкальные способности, необходимые
для успешного осуществления музыкальной
деятельности, объединяются в понятие
музыкальность.
Проблема, как
развивать младших школьников посредством
музыкальной деятельности.
Объектом исследования является процесс
развития музыкальных способностей младших
школьников через освоение разных видов
деятельности .
Предметом исследования является развитие
музыкальных способностей младших школьников
посредством освоения различных видов
музыкальной деятельности.
Для достижения поставленной
цели определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую,
музыковедческую и методическую
литературу по теме исследования;
2. Выявить возможность
развития музыкальности детей
в процессе обучения.
3. Разработать методические
рекомендации и сформулировать
выводы.
Для решения поставленных задач
были использованы следующие теоретические
и практические методы:
Теоретические методы:
1. Теоретический анализ,
психолого-педагогической, музыковедческой
и методической литературы.
2. . Анализ учебных программ,
ФГОС, методических пособий.
4. Целенаправленное наблюдение
за процессом развития музыкальных
способностей учащихся.
5. Разработка, проведение и
анализ учебных занятий.
6. Анализ и обобщение материала,
полученного в результате наблюдения.
7. Осуществление педагогического
эксперимента и обработка методических
рекомендаций.
Практические методы:
урок музыка обучение
1.Метод сравнительного эксперимента:
развитие у детей музыкальности путем
педагогического воздействия.
2. Метод анализа: выявить, какие
педагогические условия весьма оптимальны.
3. Обработка результатов эксперимента,
формирование рекомендаций и выводов.
В основу исследования положена гипотеза, согласно
которой развитие музыкальных способностей
младших школьников будет более эффективна,
если детьми будут освоены виды музыкальной
деятельности.
Глава 1. Теоретические
основы музыкального развития детей младшего
школьного возраста
1.1 Задачи музыкального
воспитания
Высшая цель школьного музыкального
образования заключается в передаче ценного
духовного опыта поколений, сконцентрированного
в музыкальном искусстве в его наиболее
полном и всестороннем виде и развитии
на этой основе положительных черт и свойств
личности каждого ребенка.
Основные средства достижения
такой цели — постоянные и систематические
встречи воспитанников с музыкой, развитие
на этой основе потребности в высоких
образцах художественного творчества.
Задачами музыкального образования
и воспитания на уроках музыки в современной
школе являются:
• формирование музыкальной
культуры учащихся, что включает создание
социально-художественного опыта, процесс
его становления, развитие широты и социально
значимой направленности личного музыкально-эстетического
вкуса;
• приобретение детьми системы
опорных знаний, умений и способов музыкальной
деятельности, обеспечивающих в совокупности
необходимую базу для последующего самостоятельного
знакомства с музыкой, музыкального самообразования
и самовоспитания;
• развитие музыкальных способностей,
певческого голоса, знаний и умений в области
музыкальной, в том числе нотной, грамоты;
• обретение духовной автономии,
развитие духа от безликого «мы» до формирования
духовной свободы как основы индивидуальной
художественной культуры;
• совершенствование детской
эмоциональной сферы, воспитание музыкального,
эстетического вкуса, интереса и любви
к художественной музыке, желания слушать
и исполнять ее;
• становление «национальной
широты» музыкального вкуса — стремления
слушать образцы национальной музыки
разных народов, желания познать инонациональную
музыку как в ее подлинных, фольклорных
образцах, так и в аранжировке профессиональных
композиторов (как способ эстетического
усвоения духовной культуры другого народа);
• приобщение детей к «золотому
фонду» народной, классической и современной
песни, формирование интереса и любви
к пению, хоровому исполнительству;
• развитие умения общаться
с образцами современной музыки (в их взаимосвязи
с музыкальным классическим наследием),
испытывать в этом потребность;
• активизация общественно-полезной
направленности музыкальных занятий для
использования репертуара, знаний и умений,
приобретенных на занятиях и уроках, в
деятельности детского коллектива, в собственном
быту, на досуге;
• приобретение детьми (в основном
в школьные годы) знаний и умений использования
в самостоятельном знакомстве с музыкой
различных технических средств, средств
массовой информации, справочной и другой
специальной литературы.
Важнейшим направлением музыкальных
знаний является формирование с их помощью
нравственных, эстетических и художественных
качеств личности, необходимых юному гражданину,
патриоту России.
Выдвигается принцип дискуссионности,
определенной «конфликтности» в проведении
музыкальных занятий. Польза дискуссии
о музыкальном произведении, музыкальном
направлении (романтизм, современность,
поп- или рок-музыка и др.) заключается
в самом процессе «поиска вслух», а отнюдь
не в нахождении единственного верного,
устраивающего всех, ответа.
Задача дискуссии на музыкальном
занятии и уроке — определение своего
собственного, личного взгляда на предмет.
Предлагаемая концепция музыкального
воспитания детей впитала в себя многое
из того, что накоплено в русской музыкальной
педагогике (дореволюционной и последующих
лет). Ее основные положения не представляют
для опытного учителя-музыканта чего-то
совершенно неизвестного: здесь и принципы
воспитывающего обучения, связи музыкальных
занятий с жизнью, принцип единства эмоционального
и сознательного, художественного и технического
в музыкальном образовании, основные дидактические
принципы. Однако раскрытие этих принципов
на практике занятий на уроках в школе
требует несколько иного, чем прежде, подхода:
• постоянной реализации задач
всестороннего музыкального воспитания
каждого ребенка в последовательном усложнении
содержания музыкального образования
от одной возрастной категории детей к
другой;
• понимания музыкальным руководителем,
учителем того, чем обогатит воспитанника
даже самая элементарная попевка, не говоря
уже об основном репертуаре для пения,
слушания музыки и игры на инструментах;
• осуществления на практике
требований к музыкальному репертуару,
с которым взрослый приходит к детям: художественной
ценности (или анти художественности,
если возникает необходимость рассмотреть
и это явление), содержательности, отражения
в музыке тех явлений, которые не только
близки и понятны детям, но и «продвигают»
их музыкальное развитие, обогащают общий
кругозор, формируя художественные интересы,
вкусы и потребности.
Педагоги-музыканты всегда
испытывают недостаток времени для музыкальных
занятий, и потому дорога каждая минута
урока. Важно, чтобы занятия и уроки не
были пустыми и формальными, чтобы они
постоянно «били в цель». И потому, используя
на музыкальных занятиях разные виды деятельности
— пение, движение, анализ, игру на инструменте,
проверку, выставление оценок, чтение
учебника, музыкальные викторины, выполнение
проблемных заданий, педагог-музыкант
призван видеть в них не только «заинтересовывающие»
формы учебной работы, чтобы не было скуки,
а прежде всего средство активизации деятельности
чувств и мысли.
«Душа обязана трудиться» —
только опора на этот тезис приводит к
развитию у детей актуальных знаний, умений,
навыков, чувств и в конечном итоге духовной
культуры.
Особенностью данной концепции
музыкального воспитания детей является
ее нацеленность на реализацию основополагающих
принципов детской музыкальной педагогики.
Вот почему ее методологическая и методическая
основа может быть использована в каждом
регионе России, а также за ее пределами.
Вместе с тем основные положения
и установки концепции, являясь примерными,
типовыми, позволяют многое учитывать
при организации музыкальной работы в
конкретных региональных условиях.
При этом рекомендуется опираться
на специфические черты:
• национальные музыкальные
традиции малых и больших народов, в среде
которых реализуется данная концепция;
• традиции конкретного региона
России;
• работу русскоязычных школ
в суверенных государствах бывших союзных
и автономных республиках СССР
Глава 2. Развитие музыкальных
способностей можно начинать с первых
дней жизни ребенка. Малыши очень чувствительны
к звукам, по голосу и интонации они легко
угадывают настроение и состояние родителей,
а при продолжительном воздействии звуков
музыки или телевизора становятся раздражительными
и беспокойными. Ведь знакомство с музыкой
у детей начинается с колыбельных песен.
В более старшем возрасте используется
прослушивание детских произведений,
совместное разучивание песенок, ритмические
упражнения с музыкальными инструментами.
Гармоничное развитие музыкальных способностей
малыша возможно только при активном участии
и интересе родителей.
Основа развития творческих
способностей детей – это в первую очередь
свобода. Родители не должны навязывать
и принуждать ребенка к действиям. Для
успеха в этом деле требуется терпение
и определенная тактичность – родители
должны прислушиваться к мнению ребенка,
стимулировать и поощрять его интерес
к любой творческой деятельности.
Сущность музыкальной
деятельности
Человек проявляется
и развивается в деятельности.
Деятельность – это активный
процесс овладения общественным
опытом, достижениями культуры. На
протяжении своей жизни человек
осваивает различные виды деятельности,
в результате которых у него
формируются психические качества
и свойства личности. Некоторые
из них приобретают особую
значимость, протекают наиболее
успешно. В избирательных отношениях,
склонностях к определённым видам
деятельности проявляются личностные
качества человека. Деятельность
является важнейшим источником
обогащения школьников опытом
социальных отношений и общественного
поведения.