Методика развития музыкальных способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы развития музыкальных способностей
детей младшего школьного возраста …………………………………...
Задачи музыкального воспитания…………………………………….
Психолого-педагогические аспекты развития музыкальных
способностей……………………………………………………………..
Педагогические условия развития музыкальных способностей
млладших школьников………………………………………………….
Выводы по 1 главе……………………………………………………….
Глава 2.Методика развития музыкальных способностей младших школьников…………………………………………………………………..
2.1 Виды. Музыкальная деятельность детей младших школьников….
2.2 Приемы и методы развития музыкальных способностей………….
2.3 Диагностика развития музыкальных способностей……………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей детей курсовая.docx

— 80.68 Кб (Скачать файл)

3. Два барабана

 

        Разделить группу на две команды: одним детям поручить игру на БОЛЬШОМ барабане - громко хлопать в ладоши, другим детям - играть тихо (ударять пальцами о палец). Далее исполняются звуки то тихо, то громко в разной последовательности.

4.Мелодическое лото 

 

        Цель: развитие мелодического слуха, закрепление знаний нотной грамоты.

Дидактический материал: карточки мелодического лото.

 

        Учащиеся выкладывают мелодию из 4-5 звуков. Сначала мелодии составляются из горизонтального ряда из 2-4 карточек. Мелодии должны получаться с плавным или постепенным движением. Затем задание можно усложнить и складывать мелодии из любых карточек.

 

        Задача ученика – не только выложить мелодию из разных карточек, но и исполнить ее с названием нот «по руке».

Игры  на восприятие и различие темпа музыки

1.Море и ручеек

 

        Дети делятся на две команды: море и ручеек.

 

        При звучании произведения команда «МОРЕ» выполняют в медленном темпе плавные движения руками, изображая волну. При звучании произведения в быстром темпе команда «РУЧЕЕК» выполняет легкий бег на месте. Произведение исполняется непоследовательно  несколько раз.

2.Колокольчики 

 

        При звучании произведений в разных темпах: быстром, умеренном, медленном дети поднимают колокольчики разного размера.

3.Делай как я

 

        Группа делится на три команды: при исполнении музыки в быстром темпе - первая команда приседает, при исполнении музыки в среднем темпе - вторая команда выполняет шаги на месте, при исполнении произведения в медленном темпе - третья команда выполняет плавные движения под музыку.

Игры на различие тембра

1.Отгадай-ка

 

        Музыкально дидактический материал: набор музыкальных инструментов.

Игровое пособие: карточки с изображениями музыкальных инструментов (треугольник, бубен, свистулька, ложки и т.д.).

 

        У каждого ребенка (или группы детей) набор карточек. Инструменты загорожены ширмой. Звучит треугольник - нужно поднять карточку с его изображением,  бубен - с изображением бубна, ложки - с изображением ложек и т.д.

2. Кто это ?

 

        В этой игре нужно узнать голос своего товарища. Ребенок поворачивается к классу спиной. Дети импровизируют мелодию вопроса: «Как меня зовут?». Водящий должен узнать голос ребенка, задающего вопрос. Если голос узнается, на месте водящего оказывается ребенок, задававший вопрос.

3.Лесная прогулка

 

        Группу разделить на «зайчиков», «белочек», «медведей» и др.  Каждому действующему лицу поручается свой музыкальный инструмент (бубен, маракас, тамбурин и др.). При звучании бубна  - дети изображают зайчиков, маракаса - дети изображают белочек, и т.д.

4.Угадай-ка

 

        Дидактические пособия: вырезанные из бумаги большие и маленькие круги желтого и черного цвета, бубен или барабан.

 

        Разделить группу на две команды. У детей из первой команды - круги желтого цвета, у второй команды черные круги. При исполнении долгих звуков поднимать большие круги желтого цвета, при исполнении коротких, маленькие круги черного цвета. В конце игры отмечают команду победительницу.

Игры на развитие ритмического слуха

1.Отгадай меня

 

        Дети учатся «отхлопывать имена» одно- двух- трехсложные ( О-ля, Ко-ля, Ма-ри-на, Се-ре-жа), затем вызывать друг друга хлопками и отгадывать, кто вызывается. Игру можно усложнить (Отгадай город, цветок, песню и т.д.)

2.Едем в школу

 

        Педагог - «машинист», дети - «пассажиры». Машинист задает ритм пассажирам со словами:

1.Едет,  едет          паровоз

 

   Две  трубы,  сто   колес

 

   Две  трубы, сто   колес

 

   Машинистом  рыжий  пес.

2.Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу

 

   Стоять на месте не хочу.

 

   Колесами стучу, верчу,

 

   Садись скорее, прокачу: чух, чух!

 

        Дети изображают темп движения поезда: отправление от станции (медленно), постепенно поезд прибавляет ход - (темп ускоряется) приближается к станции (темп замедляется) и поезд останавливается.

3.Песенку поют музыкальные инструменты

 

        Дидактический материал:  набор детских музыкальных инструментов.

Музыкальный материал: русские народные песни и т.д.

 

        Учащимся предлагается спеть мелодии известных им русских народных песен на слог «ЛЯ». Педагог просит учащихся внимательно прослушать мелодию песни и затем исполнить ее на музыкальном инструменте, точно передавая ее ритмический рисунок .

4.Ритмическое эхо

 

        Музыкально дидактический материал: музыкальные инструменты.

 

        Педагог предлагает учащимся исполнить мелодии известных им песен на имеющихся музыкальных инструментах, таким образом: учитель исполняет нечетные фразы предложения на фортепиано, дети на музыкальных инструментах исполняют четные фразы. В игре учитывается четкость и правильность исполнения  ритмического рисунка мелодии.

5.Ритмическое лото

 

        Музыкально дидактический материал: карточки ритмического лото.

 

        Задача этой игры - выложить ритмический рисунок в определенном размере (2/4,3/4 и т.д.). Можно включить ритм  динамику, темп (по желанию учащихся) и исполнить (хлопками или на музыкальном инструменте).

6.Кто идет ?

 

        Нарисованы длительности нот и т.д.  Детям предлагается «пройтись» по дорожке и выяснить, кто шагает:

 

                        Прабабушка –  целая нота;

 

                        Бабушка – половинная нота;

 

                        мама, папа – четвертные ноты;

 

                        ребятишки – восьмые длительности нот.

 

        Усложнить игру можно таким образом: Кто с кем  шагает. Прохлопать, или «прошагать» ритм.

 

         7.Музыкальные часы

 

        Цель: разучивание расположения и звучания нот.

Вместо цифр в часах окошки, где живут ноты. Их всего семь. Каждая нотка живет в своем окошке. Стрелка в часах в виде скрипичного ключа, который указывает на открытое окошко. Выучивается мелодия всех нот. Играя на музыкальном инструменте, ребенок как бы изображает мелодический перезвон часов. Для каждого часа своя мелодия.

 

        Дидактическое пособие: музыкальные часы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

 

        В играх познавательных, на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игра соответствует знаниям, которыми располагают играющие. В этих играх легко определить класс, которому адресована игра.

 

         1. Жанры музыки

 

        Музыкальный материал: Песня, Марш, Танец - три разно жанровых, разнохарактерных произведения.

 

        Дети делятся на три команды: Карлсон, Кот Леопольд, Чебурашка. Игра-соревнование между собой в умении слушать музыку и передавать ее жанровые особенности и характер в движении.

 

 ПЕСНЯ - дети исполняют движения по команде Кота Леопольда

МАРШ - бодрый шаг, по команде  Чебурашки

ТАНЕЦ - танцевальные движения по команде Карлсона.

 

 3.Кто как ходит

 

        Музыкальный материал:   Прокофьев С.  Темы Пети, Утки, Кошки, Дедушки - из симфонической сказки  «ПЕТЯ и ВОЛК».  

 

         Цель: проследить развитие каждого действующего лица сказки в отдельности и развитие всей сказки в целом.

 

        Дидактический материал: Магнитная доска, декорации к сказке, фигурки главных героев. Под звучание музыки, дети разыгрывают сюжет сказки на магнитной доске. Учащиеся показывают движения героев сказки, изображая характер музыки.

4.Музыкальные формы

Дидактический материал: карточки с графическим изображением музыкальных форм.

Музыкальный материал:  музыкальные произведения, написанные в одночастной, двух-, трехчастной форме, рондо, вариацией. При слушании партий дети поднимают карточки, соответствующие форме музыкального произведения.

5.Свадебная игра

Музыкальный репертуар: хор «Сватушка» из оперы «РУСАЛКА» А.С. Даргомыжского. После рассказа детям о том, как происходила свадебная игра на Руси, учитель предлагает детям роли «СВАТА» и «ПОДРУЖЕК». Под музыку хора имитируются игровые действия (по народному обычаю подружки окружают свата, весело поддразнивают и просят у него подарки).

 

 6.Найди своё место

 

        Дети встают в круг. У каждого своя буква. Ведущий даёт задание всем: надо встать со своей буквой так, чтобы получилось слово, обозначающее жанр музыки, которую мы слушали сегодня на уроке.

 

 7. Составь слово

 

        Группа обучающихся  класса встает у доски. У каждого в руках своя буква. Остальные ребята  предлагают им порядок, в котором  необходимо встать группе, чтобы получилось нужное музыкальное слово. (Например, детям необходимо выстроить из букв:  название музыкального термина: лад, ритм и т.д.;  название ноты – до, ре и т.д.;  название жанра - опера, балет и т.д.).

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

 

        Использование элементов занимательности на уроках вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность учащимся оценивать себя на фоне других. Занимательные формы проверки усвоения фактического материала оживляют опрос и активизируют работу учащихся. В их числе кроссворды и ребусы. Они не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем. Однако выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изученный материал. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов и ребусов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными музыкальными понятиями и терминами. На уроках ребусы и кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Кроссворды и ребусы способствуют повышению эффективности обучения.

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

На углубление интереса у детей к музыкальным занятиям влияет овладение ими элементарными навыками сочинения. Развитие слуха, ритма, творческих возможностей, фантазии - вот далеко не полный перечень того, что дает умение сочинять музыку.  Небольшое сочинение ребенка - это результат его творческий способностей, выражение в музыкальной форме его мыслей и чувств. Это вселяет в маленького человека ощущение веры в собственные возможности, он по новому начинает понимать музыку.

 

        Предлагается использовать на уроке элементы сочинения: игры «КОМПОЗИТОРЫ», «СОЧИНИ ПО-СВОЕМУ», «ИМПРОВИЗАЦИЯ» с различными заданиями:  

Сочинение мелодии к заданным стихотворениям

Сочинение мелодии в различных жанрах (Дети сочиняют марш, польку, колыбельную)

ИМПРОВИЗАЦИЯ - ДОСОЧИНЕНИЕ (Дети сочиняют окончания  фраз)

Импровизация - диалог

Сочинение мелодий к картинкам (в разном настроении)

Сочинение мелодий в определенной форме.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

 

        Музыкально двигательные задания, прививая детям двигательные навыки и умения, необходимы при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Движения во всех музыкально двигательных играх (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой: дети всегда передают в них музыкально двигательный образ.

Про Оленя

Дети передают содержание песен показом движений.

У оленя (показ оленя) дом (показать дом) большой (показать)

Смотрит он в свое окошко (показать)

Зайка из лесу (показать зайку) бежит

В дверь к нему стучит (показать действия зайки)

 

                Стук, стук (показать) дверь открой (показать),

 

                Там в лесу (показать) охотник злой (показать охотника)

 

                Зайка, зайка (показать) забегай,

 

                Лапу мне давай (показать все действия зайки)

Мы пойдем

Мы пойдем сначала вправо —

Раз, два, три.

(Ходьба на месте с поворотом  направо.)

А теперь пойдем налево —

Раз, два, три.

(Ходьба на месте с поворотом  налево.)

А теперь мы все присядем —

Раз, два, три.

(Упор присев.)

Дружно и тихонько встанем —

Раз, два, три.

(Встать, руки вверх.)

А теперь мы все станцуем —

Раз, два, три.

(Пружинистые полуприседания с  поворотами туловища

 

 направо-налево и с крестными движениями рук впереди.)

Посмотри.

(Хлопки слева, хлопки справа.)

А теперь еще станцуем –

Раз, два, три,

Раз, два, три.

(Шаг вправо, «кик» левой, руки  на пояс,

 

 то же в другую сторону, «твист» —

 

 приседая и вставая, колени вправо-влево.)

Мы танцуем «Хлопай-топай»

Мы танцуем «Хлопай-топай»

 

 (Шагаем на месте.)

Утром, днем и вечером!

Лучший танец

(Хлопаем в ладоши.)

«Хлопай-топай»,

(Топаем ногами.)

Когда делать нечего...

(Шагаем на месте.)

Кем бы ни был ты - отличник,

(Приседаем.)

Иль совсем наоборот,

(Повороты влево-вправо.)

Разучите танец этот

(Хлопаем в ладоши.)

И танцуйте целый год!

(Топаем ногами.)

Пляски

Вот какой веселый пляс

(Поочередно ноги поставить на  пятку,

вперед, руки на пояс.)

Начинается у нас!

(Полу присед с поворотами туловища направо-налево.)

Не стоит никто на месте,

(Нога на пятку в сторону,

руки согнуты в стороны,

 

 то же с другой йоги.)

Все танцуют с нами вместе,

(Приседая и вставая, колени вправо-влево («твист»).)

Все ногами топают,

(Притопы ногами, руки на пояс.)

Все в ладоши хлопают!

(Два хлопка перед собой. Два хлопка о колени.)

 

 Вот веселые дела —

(Руки вытянуть в стороны, прогнуться.)

Школа наша в пляс пошла!

(Притоп правой, левой ногой, руки  на пояс.)

Под веселые напевы

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

 

 Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Информация о работе Методика развития музыкальных способностей младших школьников