Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы развития музыкальных способностей
детей младшего школьного возраста …………………………………...
Задачи музыкального воспитания…………………………………….
Психолого-педагогические аспекты развития музыкальных
способностей……………………………………………………………..
Педагогические условия развития музыкальных способностей
млладших школьников………………………………………………….
Выводы по 1 главе……………………………………………………….
Глава 2.Методика развития музыкальных способностей младших школьников…………………………………………………………………..
2.1 Виды. Музыкальная деятельность детей младших школьников….
2.2 Приемы и методы развития музыкальных способностей………….
2.3 Диагностика развития музыкальных способностей……………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..
Список литературы……………………………
Разделить группу на две команды: одним детям поручить игру на БОЛЬШОМ барабане - громко хлопать в ладоши, другим детям - играть тихо (ударять пальцами о палец). Далее исполняются звуки то тихо, то громко в разной последовательности.
Цель: развитие мелодического слуха, закрепление знаний нотной грамоты.
Учащиеся выкладывают мелодию из 4-5 звуков. Сначала мелодии составляются из горизонтального ряда из 2-4 карточек. Мелодии должны получаться с плавным или постепенным движением. Затем задание можно усложнить и складывать мелодии из любых карточек.
Задача ученика – не только выложить мелодию из разных карточек, но и исполнить ее с названием нот «по руке».
Дети делятся на две команды: море и ручеек.
При звучании произведения команда «МОРЕ» выполняют в медленном темпе плавные движения руками, изображая волну. При звучании произведения в быстром темпе команда «РУЧЕЕК» выполняет легкий бег на месте. Произведение исполняется непоследовательно несколько раз.
При звучании произведений в разных темпах: быстром, умеренном, медленном дети поднимают колокольчики разного размера.
Группа делится на три команды: при исполнении музыки в быстром темпе - первая команда приседает, при исполнении музыки в среднем темпе - вторая команда выполняет шаги на месте, при исполнении произведения в медленном темпе - третья команда выполняет плавные движения под музыку.
Музыкально дидактический материал: набор музыкальных инструментов.
У каждого ребенка (или группы детей) набор карточек. Инструменты загорожены ширмой. Звучит треугольник - нужно поднять карточку с его изображением, бубен - с изображением бубна, ложки - с изображением ложек и т.д.
В этой игре нужно узнать голос своего товарища. Ребенок поворачивается к классу спиной. Дети импровизируют мелодию вопроса: «Как меня зовут?». Водящий должен узнать голос ребенка, задающего вопрос. Если голос узнается, на месте водящего оказывается ребенок, задававший вопрос.
Группу разделить на «зайчиков», «белочек», «медведей» и др. Каждому действующему лицу поручается свой музыкальный инструмент (бубен, маракас, тамбурин и др.). При звучании бубна - дети изображают зайчиков, маракаса - дети изображают белочек, и т.д.
Дидактические пособия: вырезанные из бумаги большие и маленькие круги желтого и черного цвета, бубен или барабан.
Разделить группу на две команды. У детей из первой команды - круги желтого цвета, у второй команды черные круги. При исполнении долгих звуков поднимать большие круги желтого цвета, при исполнении коротких, маленькие круги черного цвета. В конце игры отмечают команду победительницу.
Дети учатся «отхлопывать имена» одно- двух- трехсложные ( О-ля, Ко-ля, Ма-ри-на, Се-ре-жа), затем вызывать друг друга хлопками и отгадывать, кто вызывается. Игру можно усложнить (Отгадай город, цветок, песню и т.д.)
Педагог - «машинист», дети - «пассажиры». Машинист задает ритм пассажирам со словами:
Две трубы, сто колес
Две трубы, сто колес
Машинистом рыжий пес.
Стоять на месте не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садись скорее, прокачу: чух, чух!
Дети изображают темп движения поезда: отправление от станции (медленно), постепенно поезд прибавляет ход - (темп ускоряется) приближается к станции (темп замедляется) и поезд останавливается.
Дидактический материал: набор детских музыкальных инструментов.
Учащимся предлагается спеть мелодии известных им русских народных песен на слог «ЛЯ». Педагог просит учащихся внимательно прослушать мелодию песни и затем исполнить ее на музыкальном инструменте, точно передавая ее ритмический рисунок .
Музыкально дидактический материал: музыкальные инструменты.
Педагог предлагает учащимся исполнить мелодии известных им песен на имеющихся музыкальных инструментах, таким образом: учитель исполняет нечетные фразы предложения на фортепиано, дети на музыкальных инструментах исполняют четные фразы. В игре учитывается четкость и правильность исполнения ритмического рисунка мелодии.
Музыкально дидактический материал: карточки ритмического лото.
Задача этой игры - выложить ритмический рисунок в определенном размере (2/4,3/4 и т.д.). Можно включить ритм динамику, темп (по желанию учащихся) и исполнить (хлопками или на музыкальном инструменте).
Нарисованы длительности нот и т.д. Детям предлагается «пройтись» по дорожке и выяснить, кто шагает:
Прабаб
Бабушк
мама, папа – четвертные ноты;
ребяти
Усложнить игру можно таким образом: Кто с кем шагает. Прохлопать, или «прошагать» ритм.
7.Музыкальные часы
Цель: разучивание расположения и звучания нот.
Дидактическое пособие: музыкальные часы.
В играх познавательных, на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игра соответствует знаниям, которыми располагают играющие. В этих играх легко определить класс, которому адресована игра.
1. Жанры музыки
Музыкальный материал: Песня, Марш, Танец - три разно жанровых, разнохарактерных произведения.
Дети делятся на три команды: Карлсон, Кот Леопольд, Чебурашка. Игра-соревнование между собой в умении слушать музыку и передавать ее жанровые особенности и характер в движении.
ПЕСНЯ - дети исполняют движения по команде Кота Леопольда
3.Кто как ходит
Музыкальный материал: Прокофьев С. Темы Пети, Утки, Кошки, Дедушки - из симфонической сказки «ПЕТЯ и ВОЛК».
Цель: проследить развитие каждого действующего лица сказки в отдельности и развитие всей сказки в целом.
Дидактический материал: Магнитная доска, декорации к сказке, фигурки главных героев. Под звучание музыки, дети разыгрывают сюжет сказки на магнитной доске. Учащиеся показывают движения героев сказки, изображая характер музыки.
6.Найди своё место
Дети встают в круг. У каждого своя буква. Ведущий даёт задание всем: надо встать со своей буквой так, чтобы получилось слово, обозначающее жанр музыки, которую мы слушали сегодня на уроке.
7. Составь слово
Группа обучающихся класса встает у доски. У каждого в руках своя буква. Остальные ребята предлагают им порядок, в котором необходимо встать группе, чтобы получилось нужное музыкальное слово. (Например, детям необходимо выстроить из букв: название музыкального термина: лад, ритм и т.д.; название ноты – до, ре и т.д.; название жанра - опера, балет и т.д.).
Использование элементов занимательности на уроках вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность учащимся оценивать себя на фоне других. Занимательные формы проверки усвоения фактического материала оживляют опрос и активизируют работу учащихся. В их числе кроссворды и ребусы. Они не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем. Однако выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изученный материал. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов и ребусов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными музыкальными понятиями и терминами. На уроках ребусы и кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Кроссворды и ребусы способствуют повышению эффективности обучения.
Предлагается использовать на уроке элементы сочинения: игры «КОМПОЗИТОРЫ», «СОЧИНИ ПО-СВОЕМУ», «ИМПРОВИЗАЦИЯ» с различными заданиями:
Музыкально двигательные задания, прививая детям двигательные навыки и умения, необходимы при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Движения во всех музыкально двигательных играх (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой: дети всегда передают в них музыкально двигательный образ.
Стук, стук (показать) дверь открой (показать),
Там в лесу (показать) охотник злой (показать охотника)
Зайка, зайка (показать) забегай,
Лапу мне давай (показать все действия зайки)
направо-налево и с крестными движениями рук впереди.)
то же в другую сторону, «твист» —
приседая и вставая, колени вправо-влево.)
(Шагаем на месте.)
то же с другой йоги.)
Вот веселые дела —
Руки вверх! Перед собою!
Информация о работе Методика развития музыкальных способностей младших школьников