Методика развития музыкальных способностей младших школьников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа
Описание работы
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………..3 Глава 1.Теоретические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста …………………………………... Задачи музыкального воспитания……………………………………. Психолого-педагогические аспекты развития музыкальных способностей…………………………………………………………….. Педагогические условия развития музыкальных способностей млладших школьников…………………………………………………. Выводы по 1 главе………………………………………………………. Глава 2.Методика развития музыкальных способностей младших школьников………………………………………………………………….. 2.1 Виды. Музыкальная деятельность детей младших школьников…. 2.2 Приемы и методы развития музыкальных способностей…………. 2.3 Диагностика развития музыкальных способностей………………. Выводы по 2 главе………………………………………………………….. Список литературы……………………………
Проблемой деятельности занимались
ученые С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец,
Н.К.Платонов, Р.Х.Шакуров, Я.А.Коменский,
К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и другие
Под деятельностью
понимают внутреннюю и внешнюю активность
человека, регулируемую сознательной
целью. Каков бы ни был уровень осознанности
деятельности, осознание цели всегда остается
ее необходимым признаком. В тех случаях,
когда этот признак отсутствует, нет и
деятельности в человеческом смысле слова,
а имеет место импульсивное поведение.
С точки зрения педагогики деятельность
– активное взаимодействие с окружающей
действительностью, в ходе которого живое
существо выступает как субъект, целенаправленно
воздействующий на объект и удовлетворяющий
таким образом свои потребности.
В состав деятельности входят
следующие элементы: мотивы, побуждающие
субъект к деятельности; цели – результаты,
на достижение которых деятельность направлена;
средства, с помощью которых деятельность
осуществляется.
Всякая деятельность состоит
из операций и действий. Операции это процессы,
цели которого находятся не в них самих,
а в том действии, элементом которого они
являются. Действия это процессы, мотивы
которых находятся в той или иной деятельности,
в состав которой они входят. Сущность
технологии осуществления педагогического
процесса как раз и заключается в том,
что педагог совершает переход от управления
к управлению действиями, затем и управлению
деятельностью учащихся. Деятельность
всегда имеет задачную структуру. Любой
ее вид представляет собой творческий
процесс, в котором проявляется активность,
самодеятельность, лица свобода и индивидуальная
неповторимость личности. В конечном итоге
деятельность направлена на преобразование
окружающей действительности.
В.В.Давыдов отмечал, что важная
особенность деятельности состоит в том,
что она всегда носит явный или неявный
предметный характер. Все ее компоненты
имеют то или иное предметное содержание,
а сама деятельность направлена на творческое
созидание определенного материального
или духовного продукта.
В философском аспекте понятие
деятельности рассматривается таким образом: деятельность
- это один из важнейших атрибутов бытия
человека, связанный с целенаправленным
изменением внешнего мира, самого человека.
Деятельность- это форма психической активности
личности, направленная на познание и
преобразование мира и самого человека.
В психолого-педагогическом
аспекте деятельность
- это специфическая форма общественно-
исторического бытия людей, целенаправленное
преобразование ими природной и социальной
действительности.
Развитие, умножение видов деятельности
индивида приводит не просто к расширению
их “каталога”. Одновременно происходит
центрирование их вокруг немногих, главнейших,
подчиняющих себе другие. Этот сложный
и длительный процесс развития личности
имеет свои этапы, свои стадии.
Музыка и различные виды музыкальной
деятельности обладают специфическими
возможностями воздействия на формирование
личности человека. В силу того, что музыка
воспринимается эмоционально, она имеет
огромное значение в развитии чувств ребёнка.
Прослеживание “чувственной
программы” музыкального произведения
предполагает умственные операции – сравнение,
анализ, синтез. Формирование у ребёнка
образного “словаря эмоций”, позволяющего
расширить представления о чувствах человека,
выраженных в музыке, связать их с жизнью,
возможно именно в процессе различных
видов музыкальной деятельности.
Деятельность характеризуют
действия, операции, психофизиологические
функции. В процессе деятельности ребёнок
осваивает определённые действия: практические,
которые ведут к определённому внешнему
результату, и внутренние, психические,
которые составляют основное содержание
психического развития (восприятие, мышление,
воображение, память).
Музыкальная деятельность школьников,
в том числе, младших школьников, рассматривалась
в трудах многих педагогов-музыкантов
– Б.В.Асафьева, Б.Л.Яворского, В.Н.Шацкой,
О.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина,
Ю.Б.Алиева, Л.Г.Дмитриевой, Н.М.Черноиваненко,
Л.В.Школяр и других.
Музыкальная
деятельность младших школьников – это различные
способы, средства познания детьми музыкального
искусства (а через него и окружающей жизни,
и самого себя), с помощью которых осуществляется
музыкальное и общее развитие.
Традиционная музыкальная педагогика,
провозглашая “деятельностный подход”
к музыкальному образованию, понимает
под ним прежде всего наличие на уроках
различных видов деятельности – хорового
пения, игры на музыкальных инструментах,
изучения теоретических основ музыки
(нотной грамоты), импровизации (как детского
творчества) и т.д. Исследования последних
лет показывают, что формальное наличие
на уроках музыки перечисленных “видов
деятельности”, фиксируемая постоянная
занятость учеников – это отнюдь не означает,
что школьники осуществляют полноценную
музыкальную деятельность.
Ряд педагогов-исследователей
во главе с Л.В.Школяр в качестве видов
музыкальной деятельности рассматривать
деятельность композитора, исполнителя,
слушателя, которые на музыкальных занятиях
осуществляют в их неразрывном триединстве.
“Эти виды деятельности отражают три
необходимых условия существования самой
музыки и, объединенные восприятием музыки,
выступают как неизменные. …Эти виды деятельности
есть не что иное как условия и формы существования
музыки вообще”
Таким образом, в настоящее
время выделяют следующие виды музыкальной
деятельности:
- деятельность слушателя
(восприятие),
- деятельность композитора (творчество),
- деятельность исполнителя (исполнительство).
Все они имеют свои разновидности.
Так, восприятие музыки может существовать
как самостоятельный вид деятельности,
а может предшествовать и сопутствовать
остальным видам. Исполнительство и творчество
осуществляются в пении, музыкально-ритмических
движениях и игре на музыкальных инструментах.
В разных видах музыкальной
деятельности соотношение воспроизводящих
и творческих действий бывает различным,
в зависимости от возраста детей, самого
вида музыкальной деятельности. Восприятие
музыки – это творческий процесс. Исполнительство
требует сочетания репродуктивных и творческих
действий. Творчество основано на освоении
определённого арсенала исполнительских
умений и навыков, а также опыте комбинирования,
переноса, применения их в новых ситуациях.
Для того чтобы выявить специфику
видов музыкальной деятельности младших
школьников, сравним их с аналогичными
видами музыкальной деятельности взрослых.
Б. В. Асафьев определил музыкальную
деятельность как триединство процессов
создания музыки композитором, воспроизведения
исполнителем и восприятия слушателем.
Произведение, созданное композитором,
имеет художественную ценность для других
людей. Исполнитель творчески воспроизводит
нотную схему. Слушатель воспринимает
произведение в интерпретации исполнителя.
При характеристике видов музыкальной
деятельности младших школьников схему
нужно читать, начиная с конца: восприятие
– исполнение – творчество. Обосновывается
это тем, что первичным, ведущим видом
музыкальной деятельности младших школьников
является восприятие музыки. Этот вид
деятельности доступен ребёнку с момента
рождения. Ребёнок ещё не может включиться
в другие виды музыкальной деятельности.
Между тем, музыкальное восприятие – это
всё-таки активный, творческий процесс.
Более подробно остановимся
на восприятии
музыки.
Развитие восприятия музыки
у младших школьников является одной из
основных задач музыкального воспитания
учащихся. При этом термин “музыкальное
восприятие” в музыкальной педагогике
имеет два значения. Одно, более емкое,
понимается как естественное условие
различных видов музыкальной деятельности
детей на уроке или занятии – хорового
пения, игры на музыкальных инструментах,
музыкально-ритмического движения. Другое
значение термина, более узкое, подразумевает
слушание музыки: знакомство с музыкальными
произведениями различных стилей и жанров,
композиторами, исполнителями. При этом
две стороны музыкального развития младших
школьников – восприятие и собственное
творчество – неразрывно связаны и взаимно
дополняют друг друга.
Л.С.Выготский говорил о том,
что само восприятие есть творчество.
“Восприятие искусства требует творчества…
для восприятия искусства недостаточно
просто искренне пережить то чувство,
которое владело автором, недостаточно
разобраться и в структуре самого произведения
– необходимо еще творчески преодолеть
свое собственное чувство, найти его катарсис,
и только тогда действие искусства скажется
сполна”.
Начинать становление процесса
музыкального восприятия у учащихся следует
с чувственного аспекта, с пробуждения
эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости
как части музыкально-эстетической культуры,
что предполагает смещение акцента с технической
стороны на духовную.
Обоснованием подобного видения
методики организации музыкального восприятия
является понимание обращенности искусства
“не к рациональному изучению, а к переживанию
– в мире художественных образов человек
должен жить, как он живет реально, но сознавая
иллюзорность этого “мира” и эстетически
наслаждаясь тем, как искусно он сотворен
из материала мира реального”. В данном
утверждении М.С.Кагана особенно важно
для урока музыки понимание эстетического
удовольствия, наслаждения, вызываемого
искусством, что не всегда возможно в условиях
технического подхода в преподавании,
которое разрушает в конечном итоге специфику
урока искусства, приближая урок музыки
к уроку искусствознания.
Д.Б.Кабалевский в пояснительной
записке к Программе по музыке пишет о
том, что “активное восприятие музыки
– основа музыкального воспитания в целом,
всех его звеньев. Только тогда музыка
может выполнить свою эстетическую, познавательную
и воспитательную роль, когда дети научатся
по-настоящему слышать ее и размышлять
о ней. Более того, как можно смело
сказать, что не умеющий слышать
музыку никогда не научится по-настоящему
хорошо ее исполнять (петь, играть,
дирижировать), а все историко-теоретические
знания, почерпнутые на уроках, останутся
при этом пустыми, формальными фактами,
не приближающими к пониманию подлинного
музыкального искусства.
Настоящее, прочувствованное
и продуманное восприятие музыки – одна
из самых активных форм приобщения к музыке,
потому что при этом активизируется внутренний,
духовный мир учащихся, их чувства и мысли.
Вне слышания музыка как искусство вообще
не существует”.
Важно формировать у учащихся
навыки и умения, необходимые для полноценного
восприятия ими музыкальных произведений,
развивать у них музыкальные, творческие
способности, а также интерес и музыкальный
вкус.
Для освоения различных видов
исполнительской деятельности необходимо
формировать у детей определённые навыки
и умения. Без развитого восприятия исполнительская
деятельность сводится к подражанию, воспроизведению
по образцу и не выполняет развивающей
функции. Детское исполнительство требует
определённых тренировочных действий:
повторений, упражнений.
Творчество детей возникает
на основе овладения определёнными умениями
и навыками в результате обучения. В свою
очередь, обучение обогащается творческими
проявлениями, приобретает развивающий
характер. Обучение, включающее проблемные,
поисковые творческие задания, раскрепощает
творческие силы детей, развивает воображение,
образное мышление, эмоции. Важно создавать
игровые проблемные ситуации, побуждать
к вариативным самостоятельным действиям,
развивать способность переноса усвоенного,
применения в новых условиях, в свободной
вариативной форме. Творческие импровизации
обогащают процесс обучения: проблемные
ситуации способствуют закреплению и
свободному применению усвоенного, возникновению
интереса к музыкальной деятельности.
Таким образом, развитие музыкальных
способностей, основ музыкальной культуры
младших школьников осуществляется через
все виды музыкальной деятельности (восприятие,
исполнительство, творчество, музыкально-образовательную
деятельность). Но конечная цель музыкального
образования и воспитания – научить слышать,
любить и понимать музыку, чувствовать
её красоту.
1.3 Педагогические
условия развития музыкальных способностей
младших школьников
Исходя из выводов сделанных
нами (с. 24), музыкальные способности у
младших школьников не развиваются в обычной
жизнедеятельности и могут быть развиты
лишь в процессе профессиональной педагогической
деятельности учителя музыки. Таким образом,
условием развития музыкальных способностей
и является профессиональная педагогическая
деятельность, направленная на развитие
данных способностей у детей младшего
школьного возраста. Необходимо выявить
условия, при которых данная деятельность
будет эффективна.
Г. Т. Исхакова к педагогическим
условиям художественно – музыкального
развития детей также относит содержание,
формы и методы (33). При этом к содержанию
она относит общие знания о музыке, опыт
творческой деятельности, процесс развития
творческих и музыкальных способностей.
В формах она выделяет:
урок музыке в школе, музыкальное занятие
в детском саду, музыкальные игры; индивидуальные,
групповые и массовые форма работы. Среди методов ею выделяются
традиционные методы (наглядные, словесные,
практические) и продуктивные методы (сравнения
и выделения противоположных свойств,
обобщения и выстраивание аналогий и т.д.).
Содержание, методы и формы определяют
знания о музыке в процессе развития творческих
и музыкальных способностей. Мы солидарны
с мнением автора.
Под методом музыкального
образования (следуя дословному переводу
слова «methodos» с греческого как «путь к
чему-либо») понимаются определенные действия
педагога и учащихся, направленные на
достижение цели музыкального образования
школьников, или способы работы учителя
и учеников (14, с. 103).
Как понятие многомерное и многоаспектное
метод обучения имеет множество классификаций:
по источникам знания (практический, наглядный,
словесный и др.), по формированию различных
личностных структур обучающегося (сознания,
поведения, чувств и др.), по характеру
познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный и др.). Э. Б.
Абдуллин и Е. В. Николаева выделяют три
группы общедидактических методов, широко
используемых в практике музыкального
образования школьников. Общепедагогические
методы обучения имеют в преподавании
музыкальных дисциплин своё специфическое
преломление. Например, метод сравнения
, который представлен в виде: