Методика развития музыкальных способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы развития музыкальных способностей
детей младшего школьного возраста …………………………………...
Задачи музыкального воспитания…………………………………….
Психолого-педагогические аспекты развития музыкальных
способностей……………………………………………………………..
Педагогические условия развития музыкальных способностей
млладших школьников………………………………………………….
Выводы по 1 главе……………………………………………………….
Глава 2.Методика развития музыкальных способностей младших школьников…………………………………………………………………..
2.1 Виды. Музыкальная деятельность детей младших школьников….
2.2 Приемы и методы развития музыкальных способностей………….
2.3 Диагностика развития музыкальных способностей……………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей детей курсовая.docx

— 80.68 Кб (Скачать файл)

Игровое общение детей на уроках музыки выполняет три основные функции, каждая из которых имеет четко выраженное воспитательное значение:

1. Общение коллективное, формирующее у учащихся навыки  взаимоотношения с коллективом  и умение координировать свое  поведение с его жизнью.

2. Общение творческое, развивающее  способность продуктивно реагировать  на нестандартные ситуации и  самостоятельно моделировать их.

3. Общение на языке  образов в большей степени, чем  на языке понятий, оптимизирующее  эмоционально – образную сферу  мышления ребенка.

Эти три функции являются важнейшими в общей структуре воспитательного процесса, поэтому сама игра на уроках музыки в начальных классах выступает не только как способ общения, но и как неординарное средство формирования личности (85, с. 23).

Т. А. Шипилкина считает, что в зависимости от характера, содержания, задач и формы проведения все игры можно разделить на: творческие (креативные), развивающие и дидактические (игры с правилами). Дидактические игры направлены на достижение какой-то определенной цели, находящейся вне самой игры, а главная особенность – наличие четко определенной дидактической задачи и регламентация деятельности детей специально предписанными правилами (13, с. 62).

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровой замысел, игровое начало, игровое действие, правило игры, подведение итогов.

Музыкально – дидактические игры бывают следующих видов:

· игры – поручения

· игры – импровизации

· игры – загадки

· настольно - печатные игры (13, с. 62).

Игры - поручения направлены на развитие музыкальной индивидуальности учащихся в процессе решения познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Содержание игр данного типа охватывает различные виды музыкальной деятельности, в ходе которой не только развивается, но и закрепляется уровень знаний, умений и навыков учащихся. Задания, лежащие в основе игр – поручений, носят репродуктивный и познавательно – поисковый характер, а дидактические задачи ориентируются на усвоение детьми основных закономерностей музыкального искусства.

Основной задачей игр – импровизаций является развитие творческой индивидуальности младших школьников. Так в условиях проблемно – поисковой ситуации учащимся предлагается выполнить творческое задание типа: «придумай», «сочини», «изобрази», «найди», «исполни», «передай» и т.д. В ходе чего активизируется их музыкально-творческий потенциал, значительно возрастает интерес к музыкальной деятельности.

Игры – загадки представляют собой различные по форме и содержанию викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды и т.д. Они позволяют в наглядно – занимательной форме закрепить и обобщить исходный уровень знаний учащихся, а вместе с тем способствовать росту музыкально - художественных интересов.

Этой же задаче отвечают и настольно – печатные игры: лото, рисунки, цветные карточки и т.п.

Творческие игры ,к ним относятся сюжетно-ролевые, игры-драматизации, проблемно – моделирующие, основанные на инсценировании действий в условиях воображаемой ситуации, в которой ребенок не только отражает действительность, но и перестраивает её.

Сюжетно- ролевая игра характеризуется тем, что эстетический результат достигается путем «вживания» ребенка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого типа игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация. Выбор сюжета предстоящей игры зависит от конкретных воспитательных задач, от интересов школьников. Подготовка к роли может идти, прежде всего, через анализ произведений музыкального искусства и должна отвечать потребностям, притязаниям, а также психологическим и физиологическим возможностям ребенка.

Игра – драматизация организуется на сюжете литературного или музыкально-сценического произведения, специфическими особенностями которой является то, что в её процессе все прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится в «лицах», при помощи различных выразительных средств: музыкальной и речевой интонации, пантомимики, жеста, позы, мизансцены. Произведение, предназначенное для инсценирования, может включаться в урок как целиком, так и фрагментарно.

Проблемно - моделирующая игра отличается тем, что в ней творческая активность стимулируется игровой деформацией структуры музыкального (художественного) произведения с целью выявления роли конкретных средств выразительности и предложения нестандартной ситуации, требующей самостоятельного творческого решения. Например: «Что будет, если…?», или такие ситуации как «Весенние голоса», «Море волнуется», «Праздник», «Зимний вечер», «Сказочные события» и т.п. Выполнять задание, напоминающее творческий процесс, можно индивидуально, парами или объединяться в группы. После выбора эмоционально- образной ситуации ученики вместе с педагогом размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего «произведения искусства», о том, как услышать и выразить все это и свое отношение к этому. Можно воплощать свой замысел голосом, пластикой, на фортепиано или других музыкальных инструментах (детских и народных), в рисунках. Дети младшего школьного возраста очень отзывчивы и эмоциональны.

Так вовлекая учеников в игру, вызывая необходимую эмоциональную реакцию детей на тот или иной музыкальный или сказочный образ, педагог может тем самым активизировать развитие сенсомоторных и интеллектуальных способностей ребенка. Так, развивая чувство ритма у ребёнка, педагог может: ограничиться развитием навыков подражания ритмическому рисунку, который педагог демонстрирует хлопками (игра «Попугайчики»); предложить повторить ритмически организованные хлопки ногами, «протопав» их; ритмический рисунок не прохлопать а сыграть или пропеть мелодию, в основе которой непременно будет тот или иной ритмический рисунок (ребёнок не должен прохлопать только ритм); загадать загадку о количестве хлопков в исполняемой мелодии. О количестве «долгих» и «коротких» хлопков; научить записывать и читать ритмический рисунок; находить этот ритмический рисунок в карточках и т.д.

Особое значение приобретают волевые способности ребёнка в освоении трудных для него заданий. К ним, несомненно, относятся игры, игровые упражнения, направленные на развитие полифонических сенсомоторных музыкальных способностей ребенка младшего школьного возраста. Среди них выделяются фокусы Улыбо-Грустиныша, состоящие в одновременном выполнении следующих действий: одна рука «пьет чай», а другая в это же время – «гладит кошечку» или «играет в мячик» и т.п.

При этом необходимо помнить, что решение дидактической задачи, направленной на интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста будет зависеть от их эмоционального состояния, на которое педагог способен оказать решающее влияние.

Рассказывая дидактическую сказку, организуя игру, педагог не имеет права быть безразличным. Его задача – быть сказочником, владеть вниманием ребёнка, уметь привлекать это внимание к себе эмоциональным пересказом содержания.

Лишь в этом случае можно рассчитывать на эмоциональный отклик ребёнка на обучающую действительность, позволяющий вовлечь его в эту действительность.

Таким образом, педагог должен заинтересовать ребенка, вызвать интерес, рассказать сказку или продемонстрировать игру так, чтобы ребенку захотелось участвовать в ней, для этого необходимо пробудить волю и интеллект, т.е. установить взаимосвязь между эмоционально – волевым и интеллектуальным развитием личности ребёнка.

Признавая сказку, игру основными формами обучения детей младшего школьного возраста, необходимо отметить, что эффективность данных форм обучения зависит не только от знаний учителя (о музыкальных способностях, механизме их развития, об этапах психического развития ребёнка), но и от свойств личности педагога: педагогических способностей, мировоззрения и т.п. Лишь гуманистическая позиция педагога позволит ему «по - настоящему» играть в игру, создавать особую сказочную атмосферу на уроке, вызывая эмоциональный отклик у детей, являющийся залогом пробуждающегося интереса ребёнка к знаниям.

Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явление действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка перед школьниками предстает как отражение, художественное произведение, диалектики жизни.

В §1.2. мы пришли к выводу, что для успешного развития музыкальных способностей у учащихся младших классов необходим дифференцированный подход.

Так в целях эффективности профессиональной педагогической деятельности, направленной на развитие музыкальных (в том числе полифонических) способностей учащихся данного возраста, учитель музыки должен осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Критерием результативности обучения является не только усвоение новых музыкальных знаний, интеллектуальной развитие, но и целостное развитее личности ученика.

Таким образом, роль учителя музыки на уроках, направленных на развитие полифонических музыкальных способностей состоит в профессиональной педагогической деятельности, направленной на развитие данных способностей. Эффективное развитие музыкальных способностей учащихся возможно лишь при условиях специально организованного обучения. Профессиональная педагогическая деятельность учителя музыки, направленная на развитие музыкальных способностей учащихся младших классов, основана на взаимодействии музыкальных, психологических и педагогических знаний, умений, навыков. Любовь, сердечная привязанность, эмоциональная стабильность являются необходимыми условиями успешной работы. На уроках музыки должно происходить формирование у учащихся потребности в сотрудничестве в условиях общения и совместной деятельности; создание специальных ситуаций для обогащения опыта гуманного взаимодействия со сверстниками и взрослым; стимулирование самостоятельности, активности и творчества в ситуациях взаимодействия с учащимися. Урок музыки должен строится на субъект – субъектных отношениях между учителем и учеником, стоять на позициях гуманно – личностного подхода.

Подводя итог вышесказанному можно выделить следующие педагогические условия, необходимые для успешного развития полифонических музыкальных способностей:

· взаимосвязь педагогических, психологических и музыкальных знаний с содержанием, формами и методами педагогической деятельности;

· применение дифференцированного подхода к учащимся;

· обеспечение педагогом взаимосвязи эмоционально - волевого и интеллектуального развития учащихся младших классово общеобразовательной школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ  ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

Цель: развитие исполнительских и вокально-хоровых навыков

Кольцовка песен

 

        Группа делится на две команды, участники каждой команды поочередно по кругу исполняют песни на выбранную тему. Каждая команда поет только 1 куплет (припев) и исполняет песню сразу после предыдущей (3-5сек). Если последующая команда допустит ошибку или исполнит песню не на выбранную тему, то по решению ведущего она выбывает из игры. Побеждает команда, которая последней исполнит песню на выбранную тему:   «Школьные песни»; «Песни о дружбе»; «Туристические песни»; «Военные песни».

Музыкальное путешествие 

 

        Группа делится на две команды. Играющие по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку по игровому полю на то количество шагов, сколько точек выпало на верхней стороне кубика. Если играющий попал на кружок, возле которого находятся слова из песен, то эту песню надо спеть (один куплет или целиком), зеленый кружок - сделать ход вперед, желтый- получить лишний ход, красный кружок-ход назад, квадрат - пропустить ход.

 

        При игре обязательно учитывается знание песни и ее исполнение. Если играющий пел плохо, не знал точно мелодию или перепутывал слова, то команда делает два шага назад. Выигрывает тот, кто первый придет к финишу.

Музыкальный магазин

 

        Дидактический материал: пластинки, проигрыватель, реквизит - атрибуты музыкального магазина.

 

        Педагог распределяет роли «ПРОДАВЦА», «ПОКУПАТЕЛЕЙ», «ИСПОЛНИТЕЛЕЙ».

 

        «Продавец» предлагает «покупателям» выбрать и купить пластинку (или диск) с хорошей песней. «Покупатель» просит дать ему возможность прослушать мелодию. «Исполнитель» -исполняет песню:   от выразительности исполнения песни, чистого, нефальшивого ее звучания, зависит, понравятся песни «покупателю» или нет. Если песня нравится, «продавец» отдает пластинку «покупателю».

Поем про себя

 

        Цель: развитие слухового внимания, музыкальной памяти.

 

        Выбирается песня, хорошо знакомая детям. По знаку педагога, строчка песни поется всей группой, а вторая строчка – «молча», то есть поется только внутренним слухом. Окончание куплета поется вслух, для того чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ

 

        Цель: различать высоту музыкальных звуков, развитие музыкально слуховых представлений.

1.Наш оркестр 

 

          Пособия детские музыкальные инструменты (треугольник, свистульки, ложки).

 

        Между собой соревнуются 3 музыканта, играющие на разных музыкальных инструментах. Звучит мелодия песни в высоком регистре - свистульки, в среднем регистре - дети играют на треугольнике, в низком регистре - играют ложки. Исполнение мелодии педагогом постоянно варьируется.

2.Колокольчики

 

        Пособия: бубен, 3 колокольчика. Дети сидят, располагаясь в три ряда.

 

        Первому ряду раздаются маленькие колокольчики, второму - средней величины, третьему ряду большие. На громкие звуки надо поднять в верх большие колокольчики, на умеренно громкое,  звучание - средней величины, на тихое- маленькие.

 

        Педагог играет звуки, меняя их последовательность.

 

        По окончании игры выделяются ряд- победитель, и по желанию детей этого ряда исполняется их любимая песня.

Информация о работе Методика развития музыкальных способностей младших школьников