Музыка эпохи Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Музыка католической церкви в раннем Средневековье (4–10 вв.). Профессиональные черты западноевропейская музыка прежде всего формировала в лоне христианско-католической церковной практики, которая стала обнаруживать свою специфику, начиная с 4 в. Монастыри были центрами учености и музыкального профессионализма. Музыку богослужения отличал характер отрешенности от всего суетного, смирение и погружение в молитву.

Файлы: 1 файл

МУЗЫКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

«Отцом симфоний»  признан австрийский композитор Йозеф Гайдн. Он писал не только инструментальную музыку, но и оперы, песни, оратории. Им создано более ста симфоний, жизнерадостных, с юмором и народным мелосом. Симфонии, исполняемые во дворцах Вены, Парижа, Лондона, лишились дворцовой эстетики, но наполнились опоэтизированными образами народного быта, природы. Особое значение имела новая танцевальность тем (менуэт, гавот), помогавшая крепить форму, рельефно отделять тему и ее вариации. Установился классический (малый) состав симфонического оркестра: квинтет струнных смычковых (первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы), литавры и пары духовых (флейты, кларнеты, гобои, фаготы, валторны, трубы). Устоялся 4-х частный цикл с глубоким контрастом между быстрой первой и медленной лирической второй, танцевальной третьей и бурным финалом. Гайдн изобретательно придавал симфониям образную неповторимость. Слушатели, но не автор, придумывали им названия:

Прощальная (№ 45), Траурная (№ 49), Военная (№ 100), С тремолом литавр (№ 103), Философ (№ 22), Аллилуйа! (№ 30), Охота (№ 73) и др.

Музыкальный гений Вольфанга  Амадея Моцарта проявился с 4 лет. Модная итальянская опера покорила юного Моцарта, ей он посвятил часть своего таланта и создал на ее основе яркие комедийные (Свадьба Фигаро), драматические (Дон Жуан), сказочно-философские (Волшебная флейта) музыкальные драмы. Музыкальная выразительность оперных героев определила стиль композитора, повлияла на создание по-театральному выразительных инструментальных мелодий (трепетно-нежная начальная тема Симфонии № 40 g-moll; величественная Симфония № 41 C-dur, Юпитер и др.). Он остался недосягаем в богатстве мелодизма, в умении создавать певучую кантилену, понимая музыкальное развитие как естественное «перетекание» одной темы в другую. Удивительна его способность, сочетая инструменты, выявлять полноту гармонической вертикали, передавать оркестровыми средствами гармоническую окраску мелодии. В музыке Моцарта мелодизированы все голоса, даже гармонические, все инструментальные «подпевы». Особенно впечатляют медленные части в его дивертисментах, симфонических и сонатных циклах. В них – выраженная в музыке неизбывная нежность. Яркость и рельефность тем, пропорциональность музыкальных конструкций, как малых (дуэтов, трио, квартетов, квинтетов, серенад, ноктюрнов), так и больших (симфоний, концертов, сонат) сочетается у Моцарта с неистощимой фантазией в вариативном развитии одной темы (в рондо, вариациях, менуэтах, адажио, маршах). Постепенно он отходит от безмятежных настроений ранних сочинений (оркестровые серенады, дивертисменты) к глубоко экспрессивным – лирическим и драматическим, иногда трагическим (Соната-фантазия c-moll, Реквием). Моцарт – один из основателей исполнительского искусства игры на фортепиано и основоположник классического концерта для солирующего инструмента с оркестром.

Людвиг ван Бетховен стал первым «свободным художником» среди  композиторов. Его творчество завершает  эпоху классицизма, открывая эпоху  романтизма, но композитор слишком индивидуален, и стиль его с трудом отвечает нормам классицизма. Бетховен мыслил масштабно и вселенски по сравнению с гедонистически-дивертисментными установками классиков. В его музыке исчезла изысканность и орнаментика, она не ласкала слух и воспринималась как «неприглаженная», подобная облику композитора, ходившему без парика, с «львиной гривой» и взглядом исподлобья. Изящный менуэт в 3-ей части его симфоний был заменен скерцо. В целом творчество Бетховена соответствовало строю мыслей классицистов и было неразрывно связано с предшествующими немецкими (Гендель, Ф.Э.Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт) и французскими (А.Гретри, Л.Керубини, Дж.Виотти) композиторами. Бетховенская героика (опера Фиделио, симфонические увертюры Эгмонт, Кориолан, Симфония № 3) была порождена Великой французской революцией. Музыкант в жизни и в творчестве, он впитал идеалы «Декларации прав и свобод гражданина». Призыв к равенству, свободе и братству всех народов гениально воплощен в 4 части Симфонии № 9, где звучат стихи оды Шиллера К радости. Главная тема финала стала сегодня гимном Европейского Союза. Воля презирающего насилие и тиранию Бетховена проявлялась повсюду. Он доказывал собственную непокорность судьбе, сопротивляясь одолевающей его глухоте, и независимость от аристократии и власти. Специфика его стиля проявлялась в размывании классицистских принципов музыкального развития, в нарушении пропорций и симметрии. Он волен был «останавливать» безмятежно текущее время настойчивым повтором одного резкого громкого аккорда (как в 1-ой части Симфонии № 3). Музыкальная форма его сочинений стала свободнее, а эмоциональная сила ярче: от лирических интонаций (Соната для фортепиано №14 Лунная, Симфония № 6 Пасторальная) до мятежных (Соната для ф-но Апассионата, Крейцерова соната для скрипки), патетических (Соната № 8 Патетическая, Симфонии № 3, № 5) до трагических (похоронный марш во вторых частях Сонаты № 12 и Симфонии № 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 

Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. 1934  
Друскин М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков. Л., 1960  
Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М., 1966  
Musik der Altertums. Musikgeschichte in Bildern. Bd. 2. Leipzig, 1968  
Salmen W. Haus-und Kammermusik/ Privates Musizieren im Gesellschaftlichen Wandel zwischen 1600 und1900. Musikgeschichte in Bildern. Musik der Mittelalters und der Renaissance. Bd.4. Leipzig, 1969  
Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. Изд.2. М., 1970  
Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины 20 века. М., 1971  
Schwab H.W. Konzert. Musikgeschichte in Bildern. Musik der Neuzeit. Bd. 4. Leipzig, 1971  
Друскин М.С. О западноевропейской музыке XX века. М., 1973  
Музыкальная эстетика Франции. М., 1974  
Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М., 1974  
Музыка XX века. Материалы и документы. М., 1975  
Дубравская Т.Н. Музыка эпохи Возрождения. XVI век. М., 1976  
Salmen W. Musikleben in 16. Jahrhundert. Musikgeschichte in Bildern. Musik der Mittelalters und der Renaissance. Lief. 9. Leipzig, 1976  
Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М., 1977  
Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1977  
Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М., 1978  
Розеншильд К.К. Музыка во Франции XVII-начала XVIII веков. М., 1979  
Друскин М.С. История зарубежной музыкальной культуры. 2 половина XIX века. М., 1980  
Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения. М., 1982  
История западноевропейской музыки до 1789 года. XVIII век. Том 2. М., 1982  
Музыкальная эстетика Германии XIX в. Тт.1, 2. М., 1981, 1982  
Евдокимова Ю.К. Многоголосие Средневековья X-XIV века. История полифонии. Вып.1. М., 1983  
Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. XVIII век. Том 1. 2-е изд. М., 1983  
Филенко Г.Т. Французская музыка первой половины XX века. Л., 1983  
Музыка XX века. Очерки. Часть 2: 1917-1945. Кн. 4. М., 1984  
Богоявленский С.Н. Итальянская музыка I -ой половины XX века. М., 1986  
Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. М., 1989  
Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., «Музыка», 1994  
Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко. М., 1994  
Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI – первой половины XVIII века). М., 1997  
Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М., 1997  
Музыкальная культура: XIX-XX. Вып. 2. М., 2002  
Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. М., 2004  




Информация о работе Музыка эпохи Средневековья