Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:07, реферат
Музыка католической церкви в раннем Средневековье (4–10 вв.). Профессиональные черты западноевропейская музыка прежде всего формировала в лоне христианско-католической церковной практики, которая стала обнаруживать свою специфику, начиная с 4 в. Монастыри были центрами учености и музыкального профессионализма. Музыку богослужения отличал характер отрешенности от всего суетного, смирение и погружение в молитву.
«Отцом симфоний» признан австрийский композитор Йозеф Гайдн. Он писал не только инструментальную музыку, но и оперы, песни, оратории. Им создано более ста симфоний, жизнерадостных, с юмором и народным мелосом. Симфонии, исполняемые во дворцах Вены, Парижа, Лондона, лишились дворцовой эстетики, но наполнились опоэтизированными образами народного быта, природы. Особое значение имела новая танцевальность тем (менуэт, гавот), помогавшая крепить форму, рельефно отделять тему и ее вариации. Установился классический (малый) состав симфонического оркестра: квинтет струнных смычковых (первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы), литавры и пары духовых (флейты, кларнеты, гобои, фаготы, валторны, трубы). Устоялся 4-х частный цикл с глубоким контрастом между быстрой первой и медленной лирической второй, танцевальной третьей и бурным финалом. Гайдн изобретательно придавал симфониям образную неповторимость. Слушатели, но не автор, придумывали им названия:
Прощальная (№ 45), Траурная (№ 49), Военная (№ 100), С тремолом литавр (№ 103), Философ (№ 22), Аллилуйа! (№ 30), Охота (№ 73) и др.
Музыкальный гений Вольфанга Амадея Моцарта проявился с 4 лет. Модная итальянская опера покорила юного Моцарта, ей он посвятил часть своего таланта и создал на ее основе яркие комедийные (Свадьба Фигаро), драматические (Дон Жуан), сказочно-философские (Волшебная флейта) музыкальные драмы. Музыкальная выразительность оперных героев определила стиль композитора, повлияла на создание по-театральному выразительных инструментальных мелодий (трепетно-нежная начальная тема Симфонии № 40 g-moll; величественная Симфония № 41 C-dur, Юпитер и др.). Он остался недосягаем в богатстве мелодизма, в умении создавать певучую кантилену, понимая музыкальное развитие как естественное «перетекание» одной темы в другую. Удивительна его способность, сочетая инструменты, выявлять полноту гармонической вертикали, передавать оркестровыми средствами гармоническую окраску мелодии. В музыке Моцарта мелодизированы все голоса, даже гармонические, все инструментальные «подпевы». Особенно впечатляют медленные части в его дивертисментах, симфонических и сонатных циклах. В них – выраженная в музыке неизбывная нежность. Яркость и рельефность тем, пропорциональность музыкальных конструкций, как малых (дуэтов, трио, квартетов, квинтетов, серенад, ноктюрнов), так и больших (симфоний, концертов, сонат) сочетается у Моцарта с неистощимой фантазией в вариативном развитии одной темы (в рондо, вариациях, менуэтах, адажио, маршах). Постепенно он отходит от безмятежных настроений ранних сочинений (оркестровые серенады, дивертисменты) к глубоко экспрессивным – лирическим и драматическим, иногда трагическим (Соната-фантазия c-moll, Реквием). Моцарт – один из основателей исполнительского искусства игры на фортепиано и основоположник классического концерта для солирующего инструмента с оркестром.
Людвиг ван Бетховен стал
первым «свободным художником» среди
композиторов. Его творчество завершает
эпоху классицизма, открывая эпоху
романтизма, но композитор слишком индивидуален,
и стиль его с трудом отвечает нормам классицизма.
Бетховен мыслил масштабно и вселенски
по сравнению с гедонистически-
ЛИТЕРАТУРА
Бюкен Э. Музыка эпохи рококо и классицизма. 1934
Друскин М.С. Клавирная музыка Испании,
Англии, Нидерландов, Франции, Италии,
Германии XVI-XVIII веков. Л., 1960
Музыкальная эстетика западноевропейского
Средневековья и Возрождения. М., 1966
Musik der Altertums. Musikgeschichte in Bildern. Bd. 2. Leipzig,
1968
Salmen W. Haus-und Kammermusik/ Privates Musizieren im Gesellschaftlichen
Wandel zwischen 1600 und1900. Musikgeschichte in Bildern. Musik
der Mittelalters und der Renaissance. Bd.4. Leipzig, 1969
Шнеерсон Г. Французская музыка XX века.
Изд.2. М., 1970
Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве
композиторов первой половины 20 века.
М., 1971
Schwab H.W. Konzert. Musikgeschichte in Bildern. Musik der
Neuzeit. Bd. 4. Leipzig, 1971
Друскин М.С. О западноевропейской музыке
XX века. М., 1973
Музыкальная эстетика Франции.
М., 1974
Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии.
М., 1974
Музыка XX века. Материалы
и документы. М., 1975
Дубравская Т.Н. Музыка эпохи Возрождения.
XVI век. М., 1976
Salmen W. Musikleben in 16. Jahrhundert. Musikgeschichte
in Bildern. Musik der Mittelalters und der Renaissance. Lief.
9. Leipzig, 1976
Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка
XVII-XVIII веков в ряду искусств. М., 1977
Музыкальная эстетика Западной
Европы XVII-XVIII веков. М., 1977
Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и
символизм. М., 1978
Розеншильд К.К. Музыка во Франции XVII-начала
XVIII веков. М., 1979
Друскин М.С. История зарубежной музыкальной
культуры. 2 половина XIX века. М., 1980
Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения.
М., 1982
История западноевропейской
музыки до 1789 года. XVIII век. Том 2. М.,
1982
Музыкальная эстетика Германии
XIX в. Тт.1, 2. М., 1981, 1982
Евдокимова Ю.К. Многоголосие Средневековья
X-XIV века. История полифонии. Вып.1.
М., 1983
Ливанова Т.Н. История западноевропейской
музыки до 1789 года. XVIII век. Том 1. 2-е
изд. М., 1983
Филенко Г.Т. Французская музыка первой
половины XX века. Л., 1983
Музыка XX века. Очерки.
Часть 2: 1917-1945. Кн. 4. М., 1984
Богоявленский С.Н. Итальянская музыка I -ой половины
XX века. М., 1986
Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный музыкальный авангард
после Второй мировой войны. М., 1989
Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые
жанры в музыке ХХ века. М., «Музыка»,
1994
Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное
барокко. М., 1994
Барсова И.А. Очерки по истории партитурной
нотации (XVI – первой половины XVIII века).
М., 1997
Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной
музыки. М., 1997
Музыкальная культура: XIX-XX.
Вып. 2. М., 2002
Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой
Европы. М., 2004