Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 10:52, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть значение музыкального лектория как формы внеклассной деятельности учителя музыки в школе.
Задачи:
- проанализировать педагогическую, психологическую и музыкально – теоретическую литературу;
- рассмотреть формы и содержание музыкального лектория;
- раскрыть принципы построения музыкального лектория;
Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1.Внеклассная работа в образовательном процессе.
1.1. Внеурочная деятельность. Определение, содержание……………….....5
1.2. Внеклассная работа в системе музыкального образования…………..10
Глава 2. Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности.
2.1. Лекторий на музыкальном отделении колледжа ………………..16
2.2. Музыкальный лекторий: понятие, содержание, цели и задачи...17
2.3 Музыкальный лекторий в младших классах……………………..22
2.4 Музыкальный лекторий в старших классах……………..……….23
Заключение…………………………………………………………………......32
Список использованных источников………………………………………...33
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) "Челябинский педагогический колледж №1"
Курсовая работа.
Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности.
Челябинск 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Внеклассная работа в образовательном процессе.
1.1. Внеурочная деятельность. Определение, содержание……………….....5
1.2. Внеклассная работа в системе музыкального образования…………..10
Глава 2. Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности.
2.1. Лекторий на музыкальном отделении колледжа ………………..16
2.2. Музыкальный лекторий: понятие, содержание, цели и задачи...17
2.3 Музыкальный лекторий в младших классах……………………..22
2.4 Музыкальный лекторий в старших классах……………..……….23
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………...33
Введение.
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально – профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способна предлагать путь, духовно – нравственной активности и гармонизации душевных сил. Без этого духовного аспекта нельзя понять суть музыки И. Баха, В. Моцарта, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова и других отечественных и зарубежных композиторов.
Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству рассматривали в своих исследованиях Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая, М. Г. Рыцарева, Т. В. Челышева, и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф Любова, Л. В. Моисеева, Л. Г Дмитриева, О. А Апраксина, Л. Н Алексеева. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т. А Колышева, Р. А Тельчарова, Н. В Соколова и другие.
Исследователи проблем музыкального образования отмечают, что музыкальное образование должно ориентироваться на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры и создавать условия для музыкально – творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка – этому может способствовать не только музыкальное образование, но и система внеклассной работы учителя музыки в школе, [5. С.25]/
Внеклассная работа по музыке имеет большое общеобразовательное воспитание и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса.
Цель исследования: раскрыть значение музыкального лектория как формы внеклассной деятельности учителя музыки в школе.
Задачи:
- проанализировать
педагогическую, психологическую и
музыкально – теоретическую
- рассмотреть
формы и содержание
- раскрыть
принципы построения
- раскрыть
методические особенности
- разработать
сценарии музыкального
Объект исследования: учебно воспитательская программа во внеклассной внешкольной деятельности учителя музыки.
Предмет исследования: лекторий как форма внеклассной деятельности учителя музыки.
Методы исследования:
Теоретический метод исследования:
Структура работы отражает общую логику исследования и включает в себя введение, две главы, заключение.
Глава 1. Внеклассная работа в образовательном процессе.
1.1 Внеурочная деятельность. определение, содержание.
Сам термин "внеурочная деятельность" не является абсолютно новым. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций. Научный смысл и значение этого понятия менялись со временем и зависели от приоритетов, мировоззренческих установок исследователя. Изначально в теории и практике отечественного образования доминировал термин "внеурочная, внеклассная, внеучебная работа «трактуемый» в Энциклопедических и справочных изданиях, как составная часть учебно - воспитательного процесса в школе, одна из форм организаций свободного времени учащихся.
В 2013 году был разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт. И впервые в нём указана возрастающая роль внеурочной работы.
Основное образование представлено сложившейся классно-урочной системой (уроки, лекции семинары, факультативы, проектная деятельность).
Дополнительное образование – это система творческих объединений школьников по интересам (клубы, секции, студии, кружки и пр.), соответствующих различным направлениям (художественному, спортивному, эколого – биологическому, техническому).
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, беседами и встречами, культурно – просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, фестивалями и т.п.)
Внеурочная деятельность включает в себя также внеурочные учебные занятия. К ним относятся, как правило, предметные кружки, факультативные занятия, индивидуальные занятия по предмету.
Внеурочная деятельность на уровне класса организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников и с привлечением родителей. На уровне параллели классов или на общешкольном уровне внеурочной деятельностью занимаются заместитель директора по воспитательной работе, педагоги – организаторы с помощью педагогов дополнительного образования совместно с учащимися, проявившими интерес к тому или иному мероприятию.
Основными формами внеурочной деятельности массового характера являются социально значимые дела, трудовые акции, вечера, дискотеки, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы. Посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, а также праздники, которые могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы жизнедеятельности школы (учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование).
При организации внеурочной деятельности учитываются социо - культурные и национально – региональные особенности, общешкольные традиции, интересы учащихся определённой ступени школы (начальной, средней, старшей).
Внеурочная деятельность – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. Процесс многоплановой внеурочной работы обеспечивает развитие общекультурных интересов школьников.
Внеурочная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, музыкальную, техническую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения. Так как в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагоги дополнительного образования.
Собственно, точное сочетание этих сфер придаёт образовательному пространству учреждения устойчивость. Поэтому следует дать общее представление о целостной образовательной системе и её составных частях. Приведённая ниже схема помогает увидеть границы внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования, пространства пересечения их друг с другом.
Учебная, внеурочная деятельность и система дополнительного образования должны гармонично объединятся, чтобы содействовать созданию целостного образовательного (социокультурного) пространства.
Внеурочная деятельность осуществляется по разным направлениям и организовывается в разнообразных формах. Этот процесс добровольный, самодеятельный, и стихийно – творческий.
Формы организации внеклассной деятельности на этих занятиях не отличаются от урочных: групповые, коллективные, индивидуальные. Групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков (а также детско – взрослые объединения) клубного характера – кружки, секции.
Индивидуальные формы внеурочной деятельности – творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным, и др.
Однако следует отметить, что проведение кружков, факультативных, экскурсионных занятий, круглых столов и диспутов невозможно без групповых и коллективных форм организации деятельности. Следовательно, именно эти формы превалируют над индивидуальной формой.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Внеурочная деятельность предусматривает игровую, познавательную,
досугово – развлекательную, спортивно – оздоровительную, проектную, краеведческую деятельность; проблемно – ценностное общение; художественное творчество.
Направления и формы организации занятий взаимосвязаны между собой. Каждое из направлений может быть реализовано в той или другой форме запланированных внеурочных мероприятий.
Внеурочные мероприятия являются процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих стадий:
1. Анализ обстановки определяет актуальность, темп мероприятия, направление деятельности.
2. Определение цели.
3. Планирование.
4. Последствие
– анализ состоятельности
Такая логическая цепочка постоянная для любого мероприятия, меняется лишь только содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого дела.
Внеклассная музыкальная деятельность – целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нем эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания.
Внеурочная музыкальная деятельность осуществляется в общеобразовательной школе, и других внешкольных учреждениях через хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, слушание музыки и музыкальную грамоту, способствует формированию мировоззрения, художественных взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств.
Говоря о гармоничном развитии личности Л.С.Выгодский в качестве важнейшего его условия называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Внеурочная музыкальная деятельность – уникальное средство формирования этого единства, поскольку она оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка.
Внеклассная музыкальная деятельность создает условия для музыкально – творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.[1. 125с.].
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в школе естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Информация о работе Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности