Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть значение музыкального лектория как формы внеклассной деятельности учителя музыки в школе.
Задачи:
- проанализировать педагогическую, психологическую и музыкально – теоретическую литературу;
- рассмотреть формы и содержание музыкального лектория;
- раскрыть принципы построения музыкального лектория;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1.Внеклассная работа в образовательном процессе.
1.1. Внеурочная деятельность. Определение, содержание……………….....5
1.2. Внеклассная работа в системе музыкального образования…………..10
Глава 2. Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности.
2.1. Лекторий на музыкальном отделении колледжа ………………..16
2.2. Музыкальный лекторий: понятие, содержание, цели и задачи...17
2.3 Музыкальный лекторий в младших классах……………………..22
2.4 Музыкальный лекторий в старших классах……………..……….23
Заключение…………………………………………………………………......32
Список использованных источников………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 234.27 Кб (Скачать файл)

Для учащихся средних и старших классов распространёнными формами музыкального лектория являются: 1) лекция - беседа, 2) музыкально-литературная композиция, 3) тематический концерт, 4) музыкальная гостиная.

Лекция-беседа о музыкеявляется основной. Такая форма предполагает соединение элементов лекции и беседы, что позитивно отражается как на восприятии фактического и музыкального материала, так и на усвоении музыкально-эстетических знаний.

Если рассматривать лекцию в обучении, то она понимается как «систематическое, последовательное, монологическое изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера» [1, c. 49]. Лекция традиционна для высшего образования, применяется также в старших классах школы. По мнению С. Кульневича, «школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей ёмкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете» Лекция должна обеспечивать, как отмечает А. М. Матюшкин, «не только изложение последовательной системы знаний, но и отвечать задаче развития мышления студентов, т.е. обеспечивать возможности продвижения студентов к более высоким уровням теоретического мышления» [3, с. 36]. Лекция учит мыслить в интерактивном режиме, а преподаватель имеет возможность моделировать и режиссировать познавательный процесс студентов.

Нам представляются важными слова С.И. Гессена об университетской лекции: «значение лекции… не в том, что она заменяет чтение книги, но в том, что она побуждает к чтению и самостоятельному исследованию прослушанного» [3, с. 18]. Если перефразировать, то лекция музыкальная побуждает к прослушиванию музыки и анализу прослушанного. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что лекция (и о музыкальных явлениях в том числе), выстроенная не как бесстрастный монолог, а как событие-открытие-обращение с авторской открытой позицией и глубоким смыслом, должна побуждать студентов к самообразованию. Мы согласны с мнением профессора А. Роботовой в том, что любая лекция должна нести гуманитарный смысл при собственном ценностном отношении педагога, его авторских оценках, разнообразии интонаций голоса, при включении основного события в историко-культурный контекст, направленности на слушателя и совместных размышлениях, включении образного материала [11, с. 24].

Беседа, в свою очередь, определяется как разговор, обмен мнениями . В педагогике беседа рассматривается как метод, при котором педагог, опираясь на знания и практический опыт обучающихся, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового материала, уточняет, углубляет и развивает их знания и представления [10, с. 194].

Беседа – активный, побуждающий метод. С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов педагог побуждает обучающихся вспоминать уже известные им знания, обобщая и развивая их, незаметно достигая усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Беседа – это всегда диалог. Она заставляет мысль реципиента следовать за мыслью сообщающего, в результате чего идёт продвижение в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, способствует развитию познавательных сил, интеллектуальных способностей, делает открытыми знания учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Беседа требует от педагога отличного владения материалом, тщательной методической подготовки и творчества в ходе её.

Под термином «беседа о музыке» (музыкальная беседа), по мнению чешского педагога Р. Сибра, обычно подразумевается «контакт слушателей с «живой» музыкой или музыкой в грамзаписи, по поводу которой и ведется беседа; иногда это короткий заключительный разговор о прослушанном произведении, о впечатлении, которое произвело данное произведение на учащихся. Большое значение имеет активность в беседе самих учащихся, открывающая, выявляющая и развивающая творческие черты личности каждого ученика. Желательно, чтобы ученики в зависимости от характера темы , от своей предварительной музыкальной подготовки, опыта и умений принимали участие и в выборе темы , и в подготовке беседы» [12, с. 50]. Значимым для проведения лектория представляется учёт возрастных особенностей, имеющегося музыкального и слушательского опыта, личная заинтересованность, активное участие непосредственно в подготовке музыкальной беседы.

Немаловажное значение в лекции-беседе наряду с приоритетом музыки приобретает художественное слово лектора. Педагоги – музыканты (Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, В. Н. Шацкая) большую роль отводили слову в беседах о музыке, которое должно «представлять собой достаточно самостоятельную ценность познавательного характера».

Соединение структурных элементов лекции и беседы для Музыкального лектория наиболее продуктивно, эта форма является более употребимой. Лекция-беседа позволяет не только воспринимать и осмысливать информацию, но более активно осваивать сведения о музыке, свободно высказывать своё мнение, задавать вопросы. Такая форма предполагает более серьёзную подготовку лектора, развитую способность к ситуативности, гибкость мышления, владение обширным материалом заявленной темы, артистизм. С другой стороны, элементы беседы активизируют слушательскую аудиторию, повышают эмоциональный тон встречи с музыкой, способствуют взаимопониманию и большему выражению субъектности.

Форма музыкально - литературной композиции менее объёмна, включает произведения малых форм и небольшие фрагменты крупных сочинений, которые перемежаются компактными текстами и стихотворениями. Композиция понимается как построение художественного произведения, а также как произведение, включающее различные виды искусства (например, музыкально-литературная композиция).

Музыкально-литературная композиция синтезирует разные виды искусства, обогащая художественное восприятие. Музыкальная композиция как одна из форм музыкального лектория более доступна в качестве музыкально-эстетической и учебно-профессиональной деятельности. Большое значение здесь приобретает выбор тематики, стройность и логичность связи литературного и музыкального материала, эмоциональность подачи его зрителям, определение смысловой кульминации.

Тематический концерт – форма музыкального лектория, предполагающая выступление артистов-музыкантов. Это могут быть исполнители-инструменталисты, вокалисты - как солисты, так и музыкальные коллективы. По содержанию тематический концерт может быть самым разнообразным, но должен основываться на тех же принципах и решать задачи музыкально-эстетического образования. Тематический концерт сопровождает рассказ, беседа, пояснения лектора-музыковеда, раскрывает новые грани музыкального искусства, даёт представление о музыкальных жанрах, певческих голосах, тембровых красках инструментов, составе и видах оркестра и т.д. Эта форма музыкального лектория более массовая, здесь всегда звучит «живая музыка» в исполнении профессиональных музыкантов или будущих профессионалов. Номера концерта должны быть подчинены одной теме («Весна в музыке», «Голоса оркестра» и др.) и могут быть только инструментальными или вокальными, или могут включать разные жанры, являться произведениями одного композитора или быть творениями композиторов разных эпох. Художественной доминантой в тематическом концерте является музыка, слово находится на подчинённой позиции.

Музыкальная гостиная ещё одна форма музыкального лектория. Она более камерная, задушевная, предполагает разговор-диалог, совместное обсуждение какой-либо музыкальной темы с непременным оформлением стихотворными и прозаическими литературными текстами. Музыкальная гостиная отличается особой духовной атмосферой, эстетикой оформления (не обычный класс, а особая аудитория – камерный концертный зал, помещение музея, библиотеки и т.п.). Часто такую форму лектория называют музыкальный салон, по образцу русских музыкальных салонов XIX века.

Музыкальная гостиная может проводиться в виде устного журнала, где каждая страница раскрывает новую грань данной темы.

Музыкальный лекторий в настоящее время осуществляется с использованием информационных технологий на основе метода визуализации1, что служит идее интеграции искусств и углубляет чувственное восприятие наглядно, красочно, динамично. Презентации - представление подобранной информации в наглядной, заинтересовывающей окружающих форме – служат в музыкальном лектории средством интеграции с изобразительным искусством (демонстрация репродукций картин, скульптуры, портретов, иллюстраций), представлении музыковедческих терминов и другой важной информации, которая закрепляется не только устно, но и зрительно.

Наиболее эффективно метод визуализации применяется при включении видеофрагментов – оркестрового, хорового, сольного исполнения, фрагментов из опер, балетов, спектаклей, фильмов – в лекцию-беседу,

1.Визуализаия  – создание условий для зрительного  наблюдения. В общем смысле –  метод представления информации  в виде оптического изображения (например в виде рисунков, фотографий, схем, таблиц и т.д).

музыкальную гостиную. Нужно подчеркнуть, что подготовка музыкального лектория с использованием презентации - это отдельный огромный и творческий труд, при реализации которого необходимо задействовать большие человеческие и временные ресурсы.

Каждое занятие музыкального лектория завершается высказыванием мнений по поводу прослушанных произведений, викториной, написанием эссе или круглым столом.

Музыкальный лекторий осуществляется в разнообразных формах и помогает студентам, как в учебном процессе, так и в ходе практики легче общаться со школьной аудиторией, использовать музыку на уроках и во внеклассных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Выводы:

Обращение к данной теме обусловлено тем, что содержание и формы проведения внеклассной работы – это одно из направлений необходимое для освоения будущей профессии – учитель музыки. Будущему преподавателю музыки необходимо знать содержание и формы внеклассной деятельности, т.к. именно в школе музыкальный руководитель имеет дело с постоянным составом аудиторий, может систематически и последовательно воспитывать художественный вкус учащихся, обогащая их художественные эмоции и представления.

Музыкально – образовательный лекторий является ведущей формой внеклассной деятельности. Лекторий обладает широким спектром воздействия: образовательным, развивающим, воспитательным. При одном уроке музыки в неделю учителю музыки трудно обеспечить желаемый уровень развития музыкальных способностей детей. Музыкальный лекторий – это продолжение учебной работы учителя. Из урока музыки должен идти импульс на проведение различных форм лектория. В свою очередь, беседы, встречи, лекции повышают возможности учебного процесса.

Таким образом, музыкальный лекторий органически связан с учебным процессом, и является его своеобразным продолжением и дополнением.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее». Д. Шостакович.

К данной работе планируется создание методического комплекса сценариев внеклассных мероприятий различных форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

1. Векипедия. Большая биографическая энциклопедия – Н. А. Ветлугина, 2008  г. 468 с.

2. Внеклассная работа [Текст] /Т. Е. Заводова.  Ю.А. Лежнёва. Минск, Красико – Принт. 2006. – 176 с.  (Педагогическая Мастерская).

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителей [Текст] / Д. В. Григорьев., П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011, - 223 с. (Стандарты второго поколения).

4. Внеклассная работа. Сост: Т. Е. Заводова.  Ю.А. Лежнёва. Минск, Красико – Принт. 2006. – 176 с.  (Педагогическая Мастерская).

5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителей / Д. В. Григорьев., П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011, - 223 с. (Стандарты второго поколения).

6. Гессен, С. И. Общие  основы педагогики. Введение в прикладную философию/ -  М.: «Школа – Пресс», 1995. – 448с.

7.  Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность : взгляд сквозь призму ФГОС / Воспитание школьников. 2012. №4. С.15 – 21.    

8. Евладова. Е. Б. Внеурочная деятельность: Взгляд сквозь ФГОС. / Воспитание школьников – 2012. - №3. С 14 – 26.

9. Кабалевский, Д.Б. «Ровесники». Беседы о музыке для юношества. М.,1987.

10. Леонид Бернстайн : Концерты для молодежи./ пер.с англ.,вст. Ст. Е.Ф.Бронфин. – Л.:Сов.композитор, 1991. – 232с.

11. Музыкальное воспитание в школе  Сб. статей   / Сост. О. Апраксина. М.. 1961 –1986. Вып. 1 – 17.

12. Музыка и воспитание: Выпуск №2 [Текст] / Т. Е. Заводова.. Минск: «Красико – Принт», 2005, 176с.

13. Музыка и воспитание ./ Сост Т.Е. Завозова. – Мн.: ООО «Красико – Принт», 2005. – 173с. – (пед.мастерская).

14.  Педагогика. Курс лекции и семинарские занятия [Текст] / Абдуллинf О.А. второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). – Ростов Н/Д:  «Феникс», 2006. – 512 с.

15. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. Пособие для студ.Пед.колледжей. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001. – 400с.:ил.

16. Программы по учебным предметам: Программы внеурочной деятельности: 1-4 класс [Текст] /  Р. Г. Чуракова. – М. : Академкнига/учебник, 2011. – Ч.2: 192 с.

Информация о работе Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности