Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть значение музыкального лектория как формы внеклассной деятельности учителя музыки в школе.
Задачи:
- проанализировать педагогическую, психологическую и музыкально – теоретическую литературу;
- рассмотреть формы и содержание музыкального лектория;
- раскрыть принципы построения музыкального лектория;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1.Внеклассная работа в образовательном процессе.
1.1. Внеурочная деятельность. Определение, содержание……………….....5
1.2. Внеклассная работа в системе музыкального образования…………..10
Глава 2. Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности.
2.1. Лекторий на музыкальном отделении колледжа ………………..16
2.2. Музыкальный лекторий: понятие, содержание, цели и задачи...17
2.3 Музыкальный лекторий в младших классах……………………..22
2.4 Музыкальный лекторий в старших классах……………..……….23
Заключение…………………………………………………………………......32
Список использованных источников………………………………………...33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 234.27 Кб (Скачать файл)

Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:

  1. Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
  2. Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
  3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение, как учителем, так и школьниками.
  4. Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
  5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
  6. Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
  7. Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.

Организационными  видами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:

Массовые - общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев (лекции-концерты, беседы о музыке), музыкальных абонементов, просмотр видеофильмов - экранизаций опер и балетов. Например: лекции-концерты на радио и музыкально-эстетическая работа В.Н. Шацкой в колонии "Бодрая жизнь", "Вечера ровесников" в Колонном зале Дома Союзов и циклы бесед в Третьяковской галерее Д.Б. Кабалевского.

Кружковые - сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль) танцевальные, музыкальные факультативы.

Различные виды музыкальных развлечений - праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки и т.д.

Цель  внеклассных занятий в системе музыкального образования -   формирование гармонично развитой личности.

Задачи внеклассной музыкальной деятельности в системе музыкального образования:

  • Целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры.
  • Развитие музыкальных способностей человека
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Воспитание чувств и нравственных качеств.
  • Научить пониманию и глубокому переживанию содержания музыкального произведения.
  • Формирование эмоциональных и интеллектуальных сфер психики ребенка.
  • Формирование мировоззрения, художественных взглядов и вкусов.

Внеклассное музыкальное воспитание в нашей стране рассматривается не как сфера доступная лишь избранным особо одаренным детям, а как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Внеклассное  музыкальное воспитание непосредственно связано с общим музыкальным образованием, осуществляемых на уроках музыки.

Музыкальное образование, которое дети получают в школе во внеклассной работе можно охарактеризовать как образование по выбору, свободное, неформальное образование в котором педагог организует образовательный путь, связанный с природой ребенка, его интересами, потребностями и способностями.

Внеклассное музыкальное образование дети получают в музыкальных кружках, клубах, студиях при школе.[2.35c.].

Специфика этих занятий состоит в следующем:

  • Обучение должно удовлетворить познавательный и творческий интерес каждого ребенка (обучение в общеобразовательной школе ориентировано на социальный заказ – стандарт, на определенный уровень знаний);
  • Выбор объединения, занятия, удобного режима работы, группы сверстников осуществляется самим ребенком. Следовательно, учащийся выступает главным «заказником» и субъектом дополнительного образования (в общеобразовательной школе выбор традиционно осуществляется со стороны учителя):
  • Процесс обучения носит неформальный характер, он основан на природе развития ребенка;  акцент ставится на передаче опыта «старшего – младшему» в процессе деятельного общения;
  • Специфика неформального общения предъявляет особые требования к личностным качествам педагога дополнительного образования;
  • Педагог, вследствие отсутствия образовательного стандарта, имеет возможность строить образование по принципу «процесс ради процесса», когда процесс – тоже результат.

В педагогической теории и практике сложилось множество самых различных форм внеклассных и внешкольных музыкальных занятий.

Внутришкольные:

  1. Коллективные занятия (хоры, оркестры, вокальные, инструментальные ансамбли и др.)
  2. Индивидуальные занятия (вокал, обучение игре на инструменте и др.);

Внешкольные:

  1. Познавательные формы: Концерты, конкурсы, фестивали, экскурсии, лектории, посещение выставок.
  2. Развлекательные формы: утренники и вечера, «капустники» и «посиделки».
  • Концерт (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений,  эстрадных номеров по определённой, заранее составленной, программе.
  • Конкурс  (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.
  • Фестивали (фр. festival, от лат. festivus — праздничный) — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.
  • Посиделки (поседки, беседы, вечерки) - собрания (сборища) сельской молодежи,где могут исполнятся песни, танцы (колядки).
  • Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории информацию, оценку памятного места, понимание исторического события.

Вывод по главе 1. Итоги внеклассной деятельности в музыкальном образовании подводятся в регулярно проходящих в нашей стране музыкальных смотрах, конкурсах, фестивалях, олимпиадах, благодаря которым дети получают возможность выступать на сценах. Такие праздничные формы позволяют выявить новые музыкальные  таланты, распространять лучший музыкальный опыт в организации внеклассной музыкальной работы.

Т. к в 2013 году был разработан новый Федеральный Государственный образовательный стандарт, и впервые в нём указана возрастающая роль внеурочной работы, в связи с этим мы рассмотрели роль внеклассной деятельности в школе. Особенно музыкальное образование должно ориентироваться на творческое развитие каждого ребенка и этому может способствовать система внеклассной работы учителя музыки в школе.

Глава 2. Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности.

2.1 Лекторий на музыкальном отделении колледжа.

Культурно – просветительские традиции на музыкальном отделении педагогического колледжа №1 сложились давно – на протяжении полувека. Музыкальный образовательный лекторий, как ведущая форма концертно – просветительской и художественно – творческой деятельности постоянно действует и в настоящее время. Музыкальный лекторий “Кругозор” знакомит студентов не только музыкального отделения, но и студентов других отделений колледжа с основополагающими явлениями музыкального искусства. Форм внеклассной деятельности много:

  • Фестивали и конкурсы;
  • Концерты и встречи с композиторами и творческими коллективами города;
  • Мероприятия, посвященные юбилеям композиторов;
  • Презентации сборников;
  • Круглые столы и диспуты;
  • Олимпиады;
  • Класс – концерты и др.

Участвуя в музыкальных лекториях, будущие учителя музыки приобретают важные знания в области искусства, приобретают профессионально – исполнительские навыки, т.к. студенты становятся исполнителями музыкальных произведений. Лекторий не только расширяет музыкальный кругозор студентов, но и углубляет музыкально – теоретические представления и служит моделью организации внеклассной работы в школе. Сценарии музыкальных лекториев рекомендуются студентам для проведения подобных мероприятий в школе.

 Руководителями  различных форм внеклассных мероприятий являются преподаватели музыкального отделения.

Лектории, посвященные  музыкальным юбилеям композиторов и памятным датам музыкального календаря, проводили преподаватели:

Шакирова Г. А., Бухонова Н. В., Агаркова Н. А.

- мини-спектакль  проводила Валах С.В. – “Музыкальные  путешествия П.И. Чайковского”;

- лектории  о музыке: Матюшкова Т.Н. – «Романтическая  школа в фортепианном искусстве»,  Сердюк Л.В. – “Юмор в музыке”, Муталиева Л. С «Лучшие песни  советских фильмов»

- форма класс-концерт: Мизина Л.В. – “Ритмы планеты”, “Музыка кино”, “Танцевально –  инструментальные жанры”, “Программно  – изобразительная музыка” (исполнителями  являются студенты класса-преподавателя);

- концерт-викторина: Мизина Л.В. – “Детский альбом  Чайковского”;

- конкурсы: Арсентьева И.Н. – “Поём о России”. Часто преподаватели музыкального отделения являются эллюстраторами более сложных музыкальных произведений: Муталиева Л. С; Матюшкова Т. М; Мизина Л. В.

Часто используется интегрированный характер лектория, где участвуют студенты других отделений: дизайнеры, художники, литераторы, информатики – при оформлении презентации. В соответствии с избранной темой творческие группы студентов разрабатывают драматургию концертов, пишутся сценарии, выучивается исполнительский репертуар. Студенты выступают в роли организаторов, сценаристов, режиссёров и исполнителей. Эти навыки помогут в освоении будущей профессии учителя музыки.

2.2Музыкальный лекторий: понятие, содержание, цели и задачи.

Музыкальный лекторий является одной из действенных форм внеклассной деятельности. Лекторий (лат. – lectorium) рассматривается как 1) учреждение, организация по устройству публичных лекций. В педагогической энциклопедии лекторий для учащихся определяется как форма внеклассной и внешкольной культурно-просветительской работы, причём подразделяется на школьный лекторий, где организационная и лекционная работа осуществляется по преимуществу учащимися, и лекторий, организуемый клубами, музеями, филармониями, вузами.

Музыкальный лекторий – это интегрированная форма проведения занятий, наиболее близкая детям, поскольку включает слушание музыкальных и литературных произведений, теоретическую (информационную) и практическую (исполнительскую)  части, обязательны и игровые моменты, но самое главное заключается в том, что устанавливается диалог  между ребенком и музыкой.

Музыкальный лекторий в настоящее время выступает как форма внеклассного музыкально-эстетического образования, основанная на постижении музыкального искусства на основе музыкально-эстетических ценностей. Музыкальный лекторий систематически осуществляет свою работу в виде музыкальных лекций-бесед и тематических концертов, музыкальных композиций и музыкально-литературных гостиных.

Основными задачами музыкального лектория являются: познание студентами мировой сокровищницы музыкального искусства; расширение музыкально-эстетических знаний, интересов, вкусов и предпочтений; накопление музыкально-эстетического опыта.

Современные музыкальные лекции для детей - это не просто беседы о музыке в их традиционном понимании, а как правило композиции в которые включены различные виды художественной деятельности: музыкально-исполнительская (хоровое, вокальное, инструментальное музицирование), хореографические постановки, краткий искусствоведческий комментарий. 
Здесь можно использовать различные формы: беседу-диалог с музыкальными иллюстрациями, музыкально-литературный концерт, музыкальное путешествие в дальние страны, музыкальную встречу с героями любимых сказок, музыкальный мини-спектакль. Организатор лектория выступает сразу в нескольких ролях: автор идеи, сценарист, лектор, инструменталист, вокалист, актёр. Такая многопрофильность исполнителя позволяет удерживать детскую и подростковую аудиторию в постоянном эмоциональном тонусе и усиливает действенность предлагаемого материала.

Информация о работе Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности