Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 10:52, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть значение музыкального лектория как формы внеклассной деятельности учителя музыки в школе.
Задачи:
- проанализировать педагогическую, психологическую и музыкально – теоретическую литературу;
- рассмотреть формы и содержание музыкального лектория;
- раскрыть принципы построения музыкального лектория;
Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1.Внеклассная работа в образовательном процессе.
1.1. Внеурочная деятельность. Определение, содержание……………….....5
1.2. Внеклассная работа в системе музыкального образования…………..10
Глава 2. Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности.
2.1. Лекторий на музыкальном отделении колледжа ………………..16
2.2. Музыкальный лекторий: понятие, содержание, цели и задачи...17
2.3 Музыкальный лекторий в младших классах……………………..22
2.4 Музыкальный лекторий в старших классах……………..……….23
Заключение…………………………………………………………………......32
Список использованных источников………………………………………...33
Основная их цель –
Музыкальный лекторий – одна из традиционных
форм просветительской деятельности.
При составлении программы музыкального
лектория особое внимание уделяется внимание
следующим требованиям:
тематике, месту
проведения, составу и возрасту слушателей
продолжительности проведения и выбору
формы музыкального лектория, исполнительским возможностям музыкантов, материальным и техническим
условиям проведения концерта, подготовке аудитории.
Определение тематики лектория возможно как дополнение к темам программных занятий по предмету «Музыка», как введение нового материала, неизвестного учащимся, как обогащение тематики за счет интеграции различных видов искусств. Тематика лектория обязательно учитывает возрастные особенности учащихся. Так, для младших школьников, это могут быть такие темы: «Раскроем «Детский альбом» П.И.Чайковского», «Пейзаж в творчестве композиторов», «Вечер старинной музыки», «С.Прокофьев «Детская музыка», «Популярная классическая музыка». «Сказка в музыке», «Музыка о природе», «Времена года», «Музыкальные инструменты», «П.Чайковский детям» и т.п.
Для учащихся старших
классов: «Венские классики», «Музыка
и литература», «М.Глинка и А.Римский-
Состав и возраст аудитории (младшие классы, средние, старшие классы, смешанная аудитория).
Продолжительность музыкального лектория определяется с учетом возрастных особенностей учащихся (младшие школьники – 45 минут, средние классы – 1 час, старшие классы – 1 час 15 минут).
Формы музыкального лектория для учащихся начальных классов – музыкальная сказка, детская опера, музыкальная игра, музыкальное путешествие. Для учащихся средних и старших классов – тематический концерт, беседа-диалог, музыкально-литературная композиция, мини-спектакль, мюзикл.
Исполнительские возможности музыкантов.
Основные требования
для участия в концерте –
качественный уровень
Материальные и технические условия проведения концерта: настроенные инструменты, зал, аудио, световое оборудование.
Место проведения лектория.
Подготовка аудитории для проведения
лектория. Благодаря высокой сложности
классической музыки, ее восприятие требует
особой сосредоточенности. С учащимися
проводятся беседы: «Этика поведения в
концертном зале», «Правила поведения
юных артистов на сцене».
Непосредственно работа над программой
включает в себя несколько этапов.
Теоретическая часть работы связана с ознакомлением учащихся со сведениями по теме лектория, творчеством композитора, эпохой создания, особенностей стиля, формы, произведений, слушанием музыки. На занятиях используются образцы живописи, видеоматериалы. Самостоятельная работа - изучение материала по указанным источникам и дополнительной литературе, творческие задания (например, написание плана, конспекта, реферата по предложенной или избранной теме, подбор словесного комментария, стихотворений к музыкальному произведению, соединение образов и персонажей с их музыкальной характеристикой) - способствует активизации поисково-исследовательской деятельности и развитию творческого мышления.
Основные критерии подбора музыкального материала: доступность, яркая образность, художественная ценность. Репертуар должен иметь воспитательное значение.
3. Построение программы концертадолжно учитывать следующие драматургические принципы:
а) контрастность произведений по образному содержанию; б) чередование по жанровому признаку; в) сменяемость типов исполнения (вокал, инструментальная, хоровая музыка и т.д.); г) наличие в концерте кульминации.
4. Работа над текстом программы.
а) раскрытие основной идеи концертной
программы.
б) краткость связок и четкость возложения
основной мысли;
в) яркая образность языка;
г) наличие интересных запоминающихся
фактов.
При подготовке музыкального лектория
происходит максимальное включение всех
учащихся в творческую деятельность. Благодаря
целенаправленному теоретическому обучению
и творческой исполнительской деятельности,
у учащихся в процессе подготовки развивается
художественный вкус, способность ощущать
выразительность искусства и понимать
его язык. Музыкальный лекторий как форма
просветительской деятельности также
помогает формировать музыкальную культуру
слушателя, закладывает основы нравственных
критериев, расширяет кругозор учащихся,
вырабатывает в них уважительное отношение
к ценностям культуры.
2.3 Музыкальный лекторий в младших классах.
Основной задачей музыкального лектория в младших классах является накопление разнообразных впечатлений от музыкальных произведений, музыкальных образов и настроений, связанных с детской жизнью, близких детям и понятных им. На первых порах основной задачей таких лекториев является – заинтересовать детей музыкой и заставить полюбить её. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное. Детям в этом возрасте свойственно яркое богатство интонаций и оттенков мимики, потребность в игре. Эти особенности детского возраста и должен использовать педагог, вовлекая детей в различные формы внеклассной деятельности.
Лектории для детей младших классов могут быть чрезвычайно разнообразны по тематике. Часто тема является лишь стимулом к введению детей в определённый круг явлений, облегчая им восприятие.Для учащихся начальных классов распространёнными формами музыкального лектория являются: 1) музыкальная сказка, 2) детская опера, 3) музыкальная игра,
4)музыкальное путешествие.
Охарактеризуем формы Музыкального лектория.
Путешествие в музыкальную сказку - одна из интереснейших форм внеклассной деятельности младших школьников.
Приобщение младших школьников
к музыкально-театральному
Процесс создания (постановки) музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий от педагогов кропотливой работы. Основной целью создания музыкальной сказки с детьми является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира. Сказка - работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен быть коллективным. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит на обсуждение известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива и их интересы. Работа над персонажами сказки способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры. Руководителю детских коллективов необходимо корректировать, помогать, подсказывать наиболее яркие индивидуальные черты и особенности музыкальных персонажей.
Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и во время ее исполнять. Для поиска пластического решения образа некоторых героев необходимы занятия хореографией. Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкальной сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми, которым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.
Путешествие в детскую оперу– дети всегда с большим интересом и удовольствием участвуют в этой форме внеклассной деятельности.Детская опера имеет синтетическую природу, позволяющую интегрировать музыку, литературу, хореографию, изобразительное искусство, актёрское мастерство. Такая интеграция даёт возможность школьникам изучить выразительные средства разных видов искусств, как по отдельности, так и в комплексе.Детские оперы представляют собой небольшие музыкальные мини – спектакли, где ребята – музыканты одновременно выступают в роли исполнителей и участников спектакля. Чтобы выбрать один из сценариев музыкальной оперы педагог предварительно обсуждает избранную тему. Обычно дети с большим интересом продумывают эскизы костюмов, учат роли, музыкальные партии, репетируют, подбирают вокально-инструментальную музыку, придумывают декорации. Благодаря этой форме развивается творческое воображение, художественное мышление, музыкальная память и слух, приобретаются вокально – хоровые навыки и навыки ролевого перевоплощения (певец – актёр, хорист, художник, режиссёр и т.д.).
Музыкальная игра.
Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности является игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, какого - то научного процесса или явления
По мнению Г.М. Коджаспирова, игра
- это одна из форм проявления
активности личности, один из
видов деятельности. Суть игры
состоит в непродуктивной
Музыкальная игра . Игра это способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Особенно музыкальная игра способствует психической разрядке, снятию стрессовых состояний, физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Е. С. Рапацевич определяет игру, как форму деятельности в условных ситуациях. В игре, как в особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, а также интеллектуальное, эмоциональное, и нравственное развитие личности.
Немецкий психолог К. Бюлер рассматривал
игру как деятельность, совершаемую
ради получения «
Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением
2.4 Особенности проведения лектория в средних и старших классах.
В работе лектория со средними и старшими классами необходимым условием является добиться, чтобы восприятие музыки имело следствием не только музыкальное переживание, но и понимание музыки, средств выразительности и глубокого проникновения в содержание музыкального произведения.
Целесообразно начинать внеклассную музыкально – образовательную работу с вводного цикла лекций – концертов, которые помогли бы, восполнить пробелы в музыкальном опыте учащихся помимо уроков музыки, помогли бы войти “в страну музыки”, познакомится с её сокровищами и получить разностороннее представления об этом искусстве. Это должно послужить доступом к более глубокому знакомству с классической, русской, зарубежной, советской и современной музыкой.
Вводный цикл должен показать богатство, содержания и особенности различных жанров и форм музыкальных произведений, а так же дать понятие о некоторых характерных чертах и стилевых особенностях музыки изучаемых произведений того или иного композитора, о наиболее доступных особенностях его творчества в целом. Чтобы выполнить эти задачи, необходимо определить круг музыкальных произведений и их последовательность. Необходимо отобрать такие произведения, которые вызовут наибольший эмоциональный отклик, позволят чувствовать выразительное значение отдельных элементов музыки. Музыкальный лекторий должен производиться систематически, увлекательно, доступно, просто трактуя сложные проблемы музыкального искусства. Необходимо составлять целые циклы музыкальных бесед, начиная с простого: что составляет музыку?, что такое мелодия, гармония, темп?, что такое сама музыка, в чём её суть, смысл, что она выражает? В итоге школьники смогут слушать музыку “совершенно иначе, не просто как пучок мелодии или возбуждающее звучание большого оркестра, но как целостный процесс роста, а это и есть самое важное, что надо суметь услышать в любом музыкальном произведении” (Л.Берстайн). Особенностями работы лектора музыки является то, что он не только знакомит слушателей с музыкой, но и помогает разобраться в ней, даёт её художественную характеристику, правильную эстетическую оценку. Поэтому очень важно найти правильное соотношение между восприятием самой музыки и пояснением к ней. Заранее можно сказать, что восприятие будет тем ярче и активнее чем более целенаправленным, доказательным образным и связанным со звучащей на лекции музыкой окажется слово лектора. От первых впечатлений зависит весь дальнейший ход развития интересов и вкусов слушателей; если сами слушатели стремятся побольше услышать и узнать, то и активность их при восприятии музыки неизмеримо увеличится.После такого вводного курса лекции – концерты по истории музыке будут восприниматься и более эмоционально и более осознанно.
Информация о работе Музыкальный лекторий как форма внеклассной деятельности